Физическое чаепитие. Урок по физике в 8 классе.
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
На уроке учащимся предстоит объяснить физическия явления, которыми сопровождается чаепитие, используя знания по темам "Тепловые явления" и "Изменение агрегатных состояний вещества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fizike_v_8_klasse.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по физике в 8 классе
Тема урока: « Физическое чаепитие»
ТДЦ
Образовательная:
- обеспечить применение знаний учащимися по темам «Тепловые явления», «Изменение агрегатных состояний вещества» для объяснения физических явлений, сопровождающих чаепитие.
- обеспечить применение знаний учащихся при решении качественных задач.
Развивающая:
- создание условий для развития самостоятельности;
- способствовать развитию познавательной деятельности, интеллектуальных способностей учащихся;
- создание условий для развития интереса к физике – как науке, через художественное восприятие.
Воспитательная:
- содействовать развитию коммуникативных способностей учащихся.
Тип урока: игра -соревнование
Оборудование: самовар, чайная посуда, иллюстрация картины Б. Кустодиева «Купчиха за чаем»,
План урока:
№ | Этапы урока | Время (мин.) | Методы обучения |
1. | Организационный момент. Постановка задач урока. | 2 | Создание делового настроя. |
2. | Актуализация знаний. | 6 | Физический диктант. Работа в группах. |
3. | Решение задач. Самостоятельная работа | 26 | Используется групповая форма работы:
|
4. | Отчёт о проделанной работе. | 8 | Презентации, рефераты, кроссворды. |
5. | Итоги урока. | 1 | Самооценка учениками деятельности на уроке. Обсуждение работы каждого в группе. Объявление отметок |
6. | Домашнее задание. | 1 | Творческое задание. |
7. | Рефлексия. | 1 | Определение эффективности урока |
Ход урока:
- Организационный этап
Вступительное слово учителя.
Физика – наука всеохватывающая, область её деятельности простирается от мира элементарных частиц до глубин Вселенной. Мы же сегодня сузим её область, ограничимся столом для чаепития.
Уверена, что и здесь мы найдём много загадочного, интересного, занимательного, если на всё это взглянем глазами физика.
Знания физики нужны не только для решения вычислительных задач, но и для объяснения явлений, происходящих в обыденной жизни, быту. Вам сегодня предстоит объяснить физические явления, которыми сопровождается чаепитие, используя знания по темам «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных состояний вещества».
Чаепитие за самоваром – частый сюжет картин русских художников о народной жизни. Неспешная беседа за чашкой чая под пение самовара – этой церемонии посвящено не одно полотно знаменитых русских художников.
На картине Б.Кустодиева «Купчиха за чаем», богатый самовар, фаянсовый, расписанный золотом чайник, такая же из набора чашка, сервировка стола, - всё говорит о том, что перед нами успешная женщина. Она красива, румяна и дородна. В руке держит блюдце и смотрит невозмутимо. Безмятежность и покой чаепития подчёркивается голубым небом на фоне террасы. Эта картина Б Кустодиева будет для нас основой.
- Актуализация знаний.
Проводится физический диктант. (Приложение №1)
Выполняется индивидуально, проверяется в группе.
После выполнения этого задания, учащимся предлагается оценить свою работу. Тем, кто лучше всех отвечал, вручается «самоварчик» из конверта.
( У каждой группы на столах находятся конверты с заданиями).
3.Решение задач.
Приступаем к физическому чаепитию.
Непременным атрибутом чаепития является самовар. Следовательно, первая группа вопросов будет связана с самоваром. Посмотрите на него внимательно. Ваша задача: составить вопросы, связанные с явлениями теплопередачи, и задать их другим группам. (Приложение №2)
Решение вычислительных задач..
Из конверта достаём задания с текстами вычислительных задач и таблички с формулами.
(Приложение №3)
Выбрать формулы, с помощью которых можно решить задачу №1, №2.
Итак, самовар закипел. Следующая группа вопросов будет связана с процессом кипения. Вопросы составляет и задаёт вторая группа.
(Приложение№4)
Решение вычислительных задач..
Решение задачи №3 в тетрадях.
Дальше переходим к завариванию чая. Вопросы задаёт третья группа.
(Приложение№5)
А сейчас разливаем чай и вопросы задаёт четвёртая группа.
(Приложение №6)
Чай горячий и его надо остудить .Вспоминаем способы охлаждения чая. Вопросы задаёт пятая группа.
(Приложение №7)
4. Отчёт о проделанной работе.
Группы отчитываются о выполнении заданий, выбранных ими за две недели до урока.
Учащимися подготовлены презентации «Изучение скорости испарения», «История самовара», «Теплопередача в живой природе», «Художники о чаепитии», составлены кроссворды.
(Приложение№8)
5. Итоги урока.
Обсудив в группах работу каждого ученика, выясняем, кто получил больше всего «самоварчиков» на уроке.
6. Домашнее задание.
Измерить плотность сахара, пользуясь линейкой и весами.
7. Рефлексия.
Посмотрите на доску. Там есть самовар. Украсьте его. Если урок вам понравился – прикрепите красный цветок, если нет – синий, если урок оставил вас равнодушным – жёлтый.
Приложение №1
Физический диктант
1.Испарение жидкости идёт при … температуре.
2. При испарении молекулы жидкости покидают её лишь……
3. При кипении температура жидкости……
4. Процесс испарения жидкости сопровождается…. внутренней энергии.
5. Температура кипения зависит от….
6. Скорость испарения жидкости зависит от …
Приложение №2
- Почему ручки у самовара делают деревянными или пластмассовыми?
- Почему самовары и электрочайники делают блестящими?
- Что нужно сделать для того, чтобы самовар быстрее закипел?
- Почему электронагревательный элемент располагают на дне самовара?
Приложение №3
- Какое количество теплоты мы затратим, чтобы довести воду в самоваре до кипения? (Объём самовара 3л). Начальная температура воды 200.
- Сколько угля надо было сжечь, чтобы получить такое количество теплоты?
- Нерадивая хозяйка поставила воду при температуре 150С кипятиться и забыла про неё. Вся вода выкипела. Сколько теплоты затратила хозяйка, если масса воды 1кг? А сколько теплоты можно было сэкономить?
Приложение №4
- Почему самовар поёт перед тем, как закипеть?
- Что произойдёт с самоваром, если вся вода в нём выкипит?
- Мы все видим над кипящим самоваром белый туман, который называем паром. Можно ли на самом деле увидеть пар?
- Почему крышка чайника подпрыгивает, когда в нём кипит вода?
Приложение №5
1.В каком чайнике – металлическом или фарфоровом лучше заваривать чай?
2. Какой процесс идёт при заваривании чая?
3. Почему чайник для заварки, перед тем как заварить в нём чай, споласкивают кипятком?
4. Почему в крышке чайника делают дырочку?
Приложение №6
1. Почему по мере увеличения эксплуатации чайника вода в нём закипает всё медленнее?
2. Хотя температура кипящей воды и температура пара одинаковы, ожоги паром более опасны, чем кипятком. Почему?
3. Почему из только что поданного самовара стаканы наполняются быстрее, чем потом, когда воды в самоваре убавится?
4. Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячий чай. Какие стаканы более пригодны для горячего чая: толстостенные или тонкостенные?
Приложение №7
- Почему в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай?
- Чтобы остудить чай, на него дуют. Почему?
- Почему чай в блюдце остывает быстрее, чем в чашке?
- Почему чай остывает быстрее, если в него положить сахар?
Предполагаемые ответы учащихся
Приложение №1
- Пластмасса и дерево обладают низкой теплопроводностью по сравнению с металлами, поэтому они плохо проводят тепло и ручки самовара почти не нагреваются.
- Это объясняется излучением. Блестящая поверхность испускает меньше тепловых лучей, поэтому в чайниках с такой поверхностью вода быстрее нагревается и медленнее остывает.
- Накрыть крышкой. Накрывая крышкой, мы уменьшаем теплообмен с окружающей средой и вода быстрее закипает.
- Жидкости и газы обладают плохой теплопроводностью, поэтому их нагревают снизу, используя явление конвекции.
Приложение №2
- Вода, примыкающая ко дну, превращается в пар, который образует небольшие пузырьки. Как более лёгкие, эти пузырьки под действием архимедовой силы, поднимаются наверх, здесь вода более холодная и пар в пузырьках превращается в воду, стенки пузырьков под давлением окружающей воды с треском смыкаются, захлопываются. От этих многочисленных потрескиваний и происходит шум, который мы слышим перед закипанием.
- При кипении воды температура не превышает 1000. Без воды всё сообщаемое количество теплоты идёт на нагревание самого самовара, температура становится гораздо выше 1000 и он может расплавиться.
- Водяной пар совершенно прозрачен и бесцветен. Белый туман, который в быту называют пар, скопление мельчайших капелек воды.
- Под давлением водяного пара крышка приподнимается и пар выходит наружу.
Приложение №3
- В фарфоровом. Из-за более низкой теплопроводности фарфоровый чайник дольше нагревается и дольше остывает.
- .Диффузия.
- При споласкивании чайника кипятком, он нагревается и вода, налитая второй раз в него, бывает более горячей, что способствует лучшему завариванию чая.
- Без неё пар может выгнать воду через носик чайника.
Приложение №4
- Слой накипи на стенках и спирали старого чайника ухудшает их теплопроводность и увеличивает теплоёмкость, что и приводит к более длительному нагреванию воды.
- Пар обладает большей внутренней энергией , чем вода.
- Вода вытекает из крана под влиянием давления жидкости на боковую стенку самовара. Чем меньше воды в сосуде, тем меньше давление , испытываемое частицами воды, находящимися у крана, и с тем меньшей силой вода вытекает из сосуда.
- Стаканы с толстыми стенками при наливании в них горячей воды трескаются чаще, так как внутренняя и внешняя стороны их стенок расширяются при нагревании неравномерно.
Приложение №5
- .Металлическая ложка является хорошим проводником тепла, поглощает значительное количество теплоты, поэтому стаканы и чай нагреваются не так сильно.
- Когда мы дуем, воздух над водой всё время сменяется, испарение происходит быстрее, а при испарении температура жидкости понижается и чай остывает быстрее.
- Блюдце имеет больший диаметр, чем чашка, поэтому испарение происходит с большей поверхности и чай остывает бастре.
- На разрушение кристаллической решётки сахара затрачивается энергия горячей воды, и температура её понижается быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный урок по физике 7 класс. "Физические величины и их измерение"
Урок "Физические величины и их измерения" 7 класс - урок изучения нового материала. Направлен на формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций. Обучающиеся выс...
Словарь физических терминов за курс физики 7 класса. Кроссворд на эти термины.
Методическая разработка из серии повторительно - обобщающих уроков...
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физике.Урок по физике 8 класс (ФГОС). Тема урока: «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление ». Тип урока: «Урок изучения нового материала»
Особенности организации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики. Конспект урока по физике 8 класс Тема урока:...
Презентация по физике _Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах урок по физике 8 класс
Презентация по физике _Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах_...