Компетентностный урок по физике 7 класс. "Физические величины и их измерение"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Ветрова Ольга Михайловна

Урок "Физические величины и их измерения" 7 класс  - урок изучения нового материала. Направлен на формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенций. Обучающиеся выступают в роли  экспертов-криминалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка компетентностного урока  Ветрова Ольга Михайловна,

     Обучение проводится по учебнику: «Физика.7 класс», автор А.В. Перышкин

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.

М., Дрофа,2007 г. Физика 7-9 классы. Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин

На изучение физики отводится 2 часа в неделю, 70 часов за год.


Урок по теме: «Физические величины и их измерение».

7 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить обучающихся с понятием «физическая величина», раскрыть физическую суть процесса измерения какой-либо физической величины.

Задачи урока:

Образовательные: приобретение обучающимися знаний о физических величинах и единицах их измерения; способах измерения физических величин; формирование навыков по исследовательской деятельности.

Развивающие: развитие умения сравнивать, обобщать, выделять главное, развитие внимания; умений работать с дополнительной литературой, развитие системного мышления.

Воспитательные: воспитание самодисциплины, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению, формирование коммуникативных способностей, культуры умственного труда.

Оборудование:  линейка, термометр, секундомер, мензурка и другие измерительные приборы; справочная литература.

При проведении урока использовались элементы ОТСМ-ТРИЗ-технологии:  модель «ЭИЗ», «Лови ошибку!», «Системный лифт».

Для проведения урока используется компьютер, проектор, экран.

            До звонка на урок обучающиеся заходят в класс и вытягивают у учителя жетон (жетоны 6 цветов),  и садятся за  столы  командами, согласно цвету своего жетона.        

Главная проблема урока:

Как знания по теме «Физические величины и их измерения»  можно применить  в  повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности?

Формируемые компетентности:

- Учебно-познавательная;

- Информационная компетентность;

- Коммуникативная компетентность.

Круг реальных объектов действительности:

Физические понятия:  величина, единица физической величины, цена деления и т.д.

Физические величины: длина, масса, температура, время и т.д.

Приборы: термометр, линейка, секундомер, весы, калькулятор  и т.д.

Информация о физических величинах, приборах, единицах измерения и т.д.

Образцы следов преступников, волос.

Для чего компетентности необходимы:

Личная значимость

Социальная значимость

Перечень умений, необходимых для  формирования компетенций

Владение знаниями и физических величинах ,  способах их измерения , определения погрешности , владение информацией о способах измерения  и приборах помогут  в быту  и повседневной жизни: при измерении  различных  величин:  температуры, массы, длины и ширины комнаты, своего роста, длины  стопы  и т.д.

Знания  о физических   величинах, способах измерениях, приборах , погрешности измерений  и владение информацией о них помогут  в  дальнейшей профессиональной  деятельности  таким специалистам, как  лаборантам, инженерам, строителям, медсестрам  и  т.д.

Учебно-логические умения: умения  сравнивать, обобщать, измерять,  анализировать

Учебно-управленческие умения:

умение планировать свою деятельность,  умение осуществлять самоконтроль, умение себя самоорганизовать.

Информационные умения:

Умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать, передавать  необходимую  информацию.

Умение пользоваться ИКТ (Интернетом, видеозаписями, электронной почтой, мультимедийными справочниками и т.д.).  

Владение навыками работы с информацией: извлечение информации с различных носителей (флеш-накопители, СD, DVD),  умения сохранять, копировать, удалять информацию и т.д.

План урока:

Организационный момент

Повторение изученного материала

Изучение нового материала

Закрепление. Работа в группах.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Рефлексия.

Ход урока.

Организационный момент.

  Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы работаем в группах. В каждой группе есть капитан.   Капитан отвечает за организацию работы и, конечно же, порядок!  

 

Повторение изученного материала.

Игра «Лови ошибку!».  Учитель предлагает обучающимся внимательно посмотреть на таблицу и найти ошибки.

Физическое тело

Физическое явление

Физическое вещество

Карандаш

Кипение воды

Огурец

Стекло

Падение камня

Сметана

Гроза

Капля дождя

Вода

Плывет плот

Светофор

Молния

Пенал

Машина

Стук колес

Окно

Олово

Дерево

 

Изучение нового материала.

      В быту, технике при изучении физических явлений часто приходится выполнять различные измерения.

      Когда мы болеем, то мы измеряем?  (температуру);

      В мультфильме «38 попугаев»  у удава герои измеряли? (длину);

      Для того, чтобы сшить платье необходимо… (снять мерки, т.е. …);

      Автомобиль движется и его спидометр показывает? (скорость).

Вы абсолютно правильно ответили на вопросы.

Температура, длина, скорость, время и этот ряд мы можем продолжить дальше, в физике называются  физическими величинами.              

Итак, тема  нашего урока «Физические величины и их измерение» и на уроке мы познакомимся с физическими величинами и способами их измерения.

Как вы думаете можно измерить физическую величину? (ответы обучающихся)

Измерить физическую величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу.

Для каждой физической величины приняты свои единицы. С 1963 г. применяется в России и других странах Международная система единиц  - СИ. 

Любая физическая величина имеет числовое значение и единицу измерения. Единицы физических величин бывают основные и производные.

Например: 10 кг – числовое значение 10, кг – обозначение единицы массы, 10 кг - значение массы.

Давайте прокатим в «Системном лифте» единицы массы и времени.

Чтобы измерить физическую величину необходимо иметь специальный прибор.

Назовите физические приборы, которыми можно измерить:

Длину тетради –

Продолжительность урока –

Массу арбуза –

Объем воды –

Высоту  здания –

Толщину волоса –

Скорость автомобиля –

Цвет  глаз -

              Каждый физический прибор имеет шкалу – штриховые деления со  значением величины и

цену деления – это значение одного деления.

              Каждый физический прибор имеет инструментальную погрешность, которая равна половине цены деления прибора. Чем меньше цена деления, тем точнее результаты измерения.

Алгоритм для нахождения цены деления физического прибора:

Найти два ближайших штриха, где написаны значения величины.

Вычесть из большего значения меньшее.

Подсчитать число делений между ними.

Поделить значение пункта 2 на значение пункта 3.

            Давайте рассмотрим строение приборов – термометра  и секундомера, прокатив их в «Системном лифте».

Закрепление. Работа в группах.

Стимул:

         Учитель:  Я предлагаю вам стать на какое-то время экспертами-криминалистами.

Послушайте задание:

           На месте совершения преступления обнаружен след от обуви. Из протокола допроса свидетеля (показания бабушки 75 лет) "... ой, милок, какой он рассказать точно не смогу. Хотя, запомнила, что он человек молодой и лет ему 26-28, не больше... Рост, ну не знаю, для меня уж очень большой ... ".          

           Подтвердите показания свидетеля и предоставьте следователю как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.

               По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу.

              Каждая группа экспертов-криминалистов получает  по  образцу следов преступников, вы должны определить их основные параметры и помочь следствию.

             Определите цену деления и погрешность используемых приборов. Предложите способ определить толщину волоса. Результаты исследования оформить в таблицу.

№ следа

формула

результат исследования

длина ступни

возраст

рост

(( длина ступни - 15)*100)/15,8

ширина ступни

Рост / 18

длина шага

длина ступни * 3

длина пятки

Рост / 27

голова

Рост / 8

плечо

(Рост - 73,6) / 2,97

предплечье

(Рост - 80,4) / 3,65

бедро

(Рост - 69,1) / 2,24

голень

(Рост - 72,6) / 2,53

масса

((Рост * 3) / 10 - 450 + Возраст) * 0,25 + 45

Выступление обучающихся.

          В каждой группе выбирают одного главного эксперта-криминалиста, который будет представлять результаты экспертизы перед классом. 

Подведение итогов урока.

       Давайте подведем итоги. В своих тетрадях прошу вас заполнить таблицу, записав по одному предложению в каждый столбик таблицы.

знаю

хочу узнать

узнал на уроке

Обсуждение записей в таблице.

Домашнее задание.

     Учебник: §4; упр.1. Прокатить в системном лифте любой физический прибор; единицу измерения длины.

Задание на выбор:

- Составить карту своих физических параметров

- Рассмотреть приборы, которые имеются дома, и заполнить таблицу:

Название прибора

Цена деления

Погрешность

Предел измерений

верхний

Предел измерений

нижний

Рефлексия.

Обучающимся предлагается выбрать мордашки и опустить их в коробочки 1 и 2.

 С каким настроением вы пришли на урок?    

           

 С каким настроением вы уходите с урока?

           

             Учитель: Мы хорошо поработали. Узнали, какие бывают физические величины и как их можно измерять. Я надеюсь, что знания, полученные на уроке сегодня, вам пригодятся в повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. До свидания, урок окончен.

ч

т

мин

ц

с

с

кг

мс

г

мкс

мг

?

?

секундомер

термометр

?

стеклянный корпус

?

шкала

?

стеклянный капилляр

?

ртуть

?

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 10 классе (Физическая культура и ОБЖ)

Урок предназначен для учителей физической культуры и ОБЖ работающих в общеобразовательных школах. На уроке использованы здоровьесберегающие технологии....

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

Дифференцированный урок в 7 классе "Физическое кафе"

Урок "Физическое кафе" - урок-обобщение изученного материала. Особенность этого урока в том, что он составлен большей частью с помощью материала, подготовленного учащимися. За две недели до урока клас...

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...

Разработка урока по физике 8 класс. Тема "Напряжение. Единицы измерения напряжения" с использованием ИД Smart Board

В материале представлена разработка урока по физике для 8 класса. Тема "Напряжение. Единицы измерения напряжения". Конспект составлен с учетом УУД и в соответствии с ФГОС ООО. Урок проводился с и...

План-конспект урока в 8 классе "Физические и химические свойства воды"

Мой опыт подсказывает, что свойствам воды нужно уделить достаточное внимание. Вода будет фигурировать в описании свойств остальных химических веществ.  Кроме разбора групп веществ с которыми вода...