Технологическая карта урока
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Родионова Людмила Александровна

Технологическая карта урока

Тема урока: «Архимедова сила»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа

« Средняя Общеобразовательная школа п. Новозаволжский»

Родионова Людмила Александровна, учитель физики

Технологическая карта урока

Тема урока: «Архимедова сила»

Краткая аннотация урока:

- Класс, профиль: 7 класс, общеобразовательный

- Тема: «Архимедова сила»

- Тип урока:  изучение нового материала

       - Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, что на любое погружённое в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости.

Форма организация работы детей: урок - объяснение нового материала.

Форма организация работы учителя: объяснение  новой темы «Архимедова сила» с применением цифровых образовательных ресурсов.

Технологические особенности:

- урок проводиться с использование компьютера и интерактивной доски.

Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска INTERWRITE и проектор  EPSON.

Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:

- работа с «конспектом» занятием,

- запуск на компьютере презентации урока «Архимедова сила» и полное управление им с поверхности доски,

- работа с графическими и видеоматериалами,

- выход в Интернет и просмотр сайтов,

- нанесение комментариев поверх отображаемых на лоске материалов.

Цель урока: изучить закон Архимеда

Задачи урока:

образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда. Показать на  примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности  жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела;

развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.

Оборудование: различные виды жидкостей (вода, солевой раствор воды и масло), два стеклянных сосуда, компьютер, проектор и интерактивная доска.

Структура урока

№        

Этап урока        

Деятельность учителя        

Деятельность ученика        

Время

1

Постановка учебных проблем.        

Сообщение.                

Запись темы урока в тетради.        

        2 мин.

2

Изучение нового материала.        

Беседа, эксперимент, демонстрация:

Анимация со звуком «Откуда появляется Архимедова сила» ( № 124150)

Видеоролик «Измерение Архимедовы силы» ( № 124303)

Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( № 124249)

Формула «Сила Архимеда» ( № 123858)

Записи в тетрадях, исследование выталкивающей силы, запись формулы Архимедовой силы.                

        

15 мин.

3

Применение закона выталкивающей силы и наблюдение    её в быту, технике, природе.        

Демонстрация платков и рисунков.        

Сообщения учащихся о применении и наблюдении выталкивающей силы в быту, технике.

        10 мин.

4

Закрепление материала.        

Демонстрация ЦОР: Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы»,

Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы»

Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело

        Тестовая работа «Архимедова сила»

обобщение ответов учащихся

Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.

15 мин.

5

Итоги урока.

Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. Демонстрация ЦОР Подборка задач «Архимедова сила» ( № 124071)

Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках.        

        3 мин.

                                                                                         ХОД УРОКА

Мотивационный этап

Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о выталкивающей силе – Архимедовой силе.. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).

Научное открытие свойства выталкивающей силы было открыто древнегреческим ученым, математиком и механиком Архимедом. Рассказывают, что Архимед нашел решение задачи об определении количества золота и серебра в жертвенной короне Гиерона, когда садился в ванну, и нагим побежал домой с криком «Эврика!» («Нашел!»).

Проблемная ситуация:

Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся.

Например , предскажите, чем закончатся следующие события:

если положить в полный стакан ложку ,то…;

если маленький мячик утопить в воде ,то…;

если вытащить ведро в колодце на поверхность воды ,то…;

если погрузиться в воду, то…;

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.

Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит.

2. Этап. Изучение нового материала

Учитель. Мы с вами каждый день наблюдаем   целый  ряд явлений в окружающей нас среде: плавание судов, полёт воздушного шара, кусок дерева на поверхности воды, плавание льдинки  и т.д. Скажите, почему так происходит?

Учащиеся. Наверно  их кто то держит…

Учитель. Что общего у этих  явлений?

Учащиеся. Все они плавают.

Учитель. Давайте посмотрим опыт «Откуда появляется Архимедова сила» ( № 124150)

Здесь мы наблюдаем, что на погружённое в жидкость тело действует сила давления жидкости, причём она различна на различных глубинах.. Измерим эту силу (Видеоролик «Измерение Архимедовы силы» ( № 124303)

Почему показание динамометра уменьшается?

Учащиеся. Потому что показания  динамометра в воздухе и в жидкости разные..

Учитель. Давайте посмотрим ещё опыт (Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( № 124249). Что мы наблюдаем?

Учащиеся. Жидкость, налитая обратно в ведёрко, привело динамометр в первоначальное положение.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Учащиеся. Сила, действующая на погружённое в жидкость тело, уравновесилась с массой воды в ведерке, равной по объёму телу.

Учитель. Как поведет себя тело, если воду заменить другой жидкостью? Демонстрация: «Яйцо в солёной воде плавает, а пресной – тонет»

Учащиеся. Значит ,выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.

Учитель. Делаем лодочку из алюминиевой фольги и помещаем в воду. Он не тонет

Сомнём лодочку и опыт повторяем. Почему тело утонуло?

Учащиеся. Уменьшился объём тела.

Учитель. Значит, на погружённое в жидкость  тело действует сила, которая зависит от плотности жидкости и объёма тела. Демонстрация (Формула «Сила Архимеда» ( № 123858)

Учитель. Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.  F=рж gVт  (Учащиеся записывают в тетради формулу).

Попробуйте привести примеры проявления выталкивающей силы в быту, в технике, в природе.

3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике

Учащиеся. Приводят примеры ( резиновый мяч плавает в воде, при купании в озере мы чувствуем, что вода нас выталкивает, плавают суда на реках, льдины плавают в океане и т.д.)

4. Этап закрепления материала

Учитель. Повторим изученное.

Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы»,

Учащиеся. Записывают задачу в тетрадь.

Учитель. Используя схему решения задачи, рассчитайте выталкивающую силу, действующую на погружённое в жидкость тело.

Учащиеся. Подставляют данные в задачу и получают разные результаты в зависимости от различных параметров (Делают записи в тетрадях).

Учитель. Решите следующие задачи:

Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело ( №103368)

Тестовая работа «Архимедова сила» ( № 124435),

Обобщение и проверка ответов учащихся.

5. Итоги урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Всем спасибо за работу.

Записываем домашнее задание. Подборка задач «Архимедова сила» ( № 124071)

Обязательно: изучить § 49 и решить задачи.

Дополнительное:  Подумайте, почему плавают тела в жидкости, а воздушный шар поднимает человека в небо.

Дополнительные материалы: Презентация PowerPoint.

Используемая литература

1.Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник для общеобразовательных учреждений-М Дрофа 2010

Используемые ресурсы Единой коллекции ЦОР:

Анимация со звуком «Откуда появляется Архимедова сила» ( № 124150)

Видеоролик «Измерение Архимедовы силы» ( № 124303)

Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( № 124249)

Формула «Сила Архимеда» ( № 123858)

Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы»

Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» ( № 124310)

Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело ( №103368)

 Выталкивающая сила, действующая на кубик, прикреплённой ко дну сосуда ( №102994)

Тестовая работа «Архимедова сила» ( № 124435)

Подборка задач «Архимедова сила» ( № 124071)

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:  http://www.gomulina.orc.ru/index1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...