Технологическая карта урока
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Технологическая карта урока
Тема урока: «Архимедова сила»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа
« Средняя Общеобразовательная школа п. Новозаволжский»
Родионова Людмила Александровна, учитель физики
Технологическая карта урока
Тема урока: «Архимедова сила»
Краткая аннотация урока:
- Класс, профиль: 7 класс, общеобразовательный
- Тема: «Архимедова сила»
- Тип урока: изучение нового материала
- Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, что на любое погружённое в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости.
Форма организация работы детей: урок - объяснение нового материала.
Форма организация работы учителя: объяснение новой темы «Архимедова сила» с применением цифровых образовательных ресурсов.
Технологические особенности:
- урок проводиться с использование компьютера и интерактивной доски.
Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска INTERWRITE и проектор EPSON.
Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:
- работа с «конспектом» занятием,
- запуск на компьютере презентации урока «Архимедова сила» и полное управление им с поверхности доски,
- работа с графическими и видеоматериалами,
- выход в Интернет и просмотр сайтов,
- нанесение комментариев поверх отображаемых на лоске материалов.
Цель урока: изучить закон Архимеда
Задачи урока:
образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда. Показать на примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела;
развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: различные виды жидкостей (вода, солевой раствор воды и масло), два стеклянных сосуда, компьютер, проектор и интерактивная доска.
Структура урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Постановка учебных проблем. | Сообщение. | Запись темы урока в тетради. | 2 мин. |
2 | Изучение нового материала. | Беседа, эксперимент, демонстрация: Анимация со звуком «Откуда появляется Архимедова сила» ( № 124150) Видеоролик «Измерение Архимедовы силы» ( № 124303) Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( № 124249) Формула «Сила Архимеда» ( № 123858) | Записи в тетрадях, исследование выталкивающей силы, запись формулы Архимедовой силы.
| 15 мин. |
3 | Применение закона выталкивающей силы и наблюдение её в быту, технике, природе. | Демонстрация платков и рисунков. | Сообщения учащихся о применении и наблюдении выталкивающей силы в быту, технике. | 10 мин. |
4 | Закрепление материала. | Демонстрация ЦОР: Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы», Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело | Тестовая работа «Архимедова сила» обобщение ответов учащихся Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях. | 15 мин. |
5 | Итоги урока. | Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. Демонстрация ЦОР Подборка задач «Архимедова сила» ( № 124071) | Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках. | 3 мин. |
ХОД УРОКА
Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о выталкивающей силе – Архимедовой силе.. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).
Научное открытие свойства выталкивающей силы было открыто древнегреческим ученым, математиком и механиком Архимедом. Рассказывают, что Архимед нашел решение задачи об определении количества золота и серебра в жертвенной короне Гиерона, когда садился в ванну, и нагим побежал домой с криком «Эврика!» («Нашел!»).
Проблемная ситуация:
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся.
Например , предскажите, чем закончатся следующие события:
если положить в полный стакан ложку ,то…;
если маленький мячик утопить в воде ,то…;
если вытащить ведро в колодце на поверхность воды ,то…;
если погрузиться в воду, то…;
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит.
2. Этап. Изучение нового материала
Учитель. Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд явлений в окружающей нас среде: плавание судов, полёт воздушного шара, кусок дерева на поверхности воды, плавание льдинки и т.д. Скажите, почему так происходит?
Учащиеся. Наверно их кто то держит…
Учитель. Что общего у этих явлений?
Учащиеся. Все они плавают.
Учитель. Давайте посмотрим опыт «Откуда появляется Архимедова сила» ( № 124150)
Здесь мы наблюдаем, что на погружённое в жидкость тело действует сила давления жидкости, причём она различна на различных глубинах.. Измерим эту силу (Видеоролик «Измерение Архимедовы силы» ( № 124303)
Почему показание динамометра уменьшается?
Учащиеся. Потому что показания динамометра в воздухе и в жидкости разные..
Учитель. Давайте посмотрим ещё опыт (Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( № 124249). Что мы наблюдаем?
Учащиеся. Жидкость, налитая обратно в ведёрко, привело динамометр в первоначальное положение.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся. Сила, действующая на погружённое в жидкость тело, уравновесилась с массой воды в ведерке, равной по объёму телу.
Учитель. Как поведет себя тело, если воду заменить другой жидкостью? Демонстрация: «Яйцо в солёной воде плавает, а пресной – тонет»
Учащиеся. Значит ,выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.
Учитель. Делаем лодочку из алюминиевой фольги и помещаем в воду. Он не тонет
Сомнём лодочку и опыт повторяем. Почему тело утонуло?
Учащиеся. Уменьшился объём тела.
Учитель. Значит, на погружённое в жидкость тело действует сила, которая зависит от плотности жидкости и объёма тела. Демонстрация (Формула «Сила Архимеда» ( № 123858)
Учитель. Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела. F=рж gVт (Учащиеся записывают в тетради формулу).
Попробуйте привести примеры проявления выталкивающей силы в быту, в технике, в природе.
3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике
Учащиеся. Приводят примеры ( резиновый мяч плавает в воде, при купании в озере мы чувствуем, что вода нас выталкивает, плавают суда на реках, льдины плавают в океане и т.д.)
4. Этап закрепления материала
Учитель. Повторим изученное.
Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы»,
Учащиеся. Записывают задачу в тетрадь.
Учитель. Используя схему решения задачи, рассчитайте выталкивающую силу, действующую на погружённое в жидкость тело.
Учащиеся. Подставляют данные в задачу и получают разные результаты в зависимости от различных параметров (Делают записи в тетрадях).
Учитель. Решите следующие задачи:
Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело ( №103368)
Тестовая работа «Архимедова сила» ( № 124435),
Обобщение и проверка ответов учащихся.
5. Итоги урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Всем спасибо за работу.
Записываем домашнее задание. Подборка задач «Архимедова сила» ( № 124071)
Обязательно: изучить § 49 и решить задачи.
Дополнительное: Подумайте, почему плавают тела в жидкости, а воздушный шар поднимает человека в небо.
Дополнительные материалы: Презентация PowerPoint.
Используемая литература
1.Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник для общеобразовательных учреждений-М Дрофа 2010
Используемые ресурсы Единой коллекции ЦОР:
Анимация со звуком «Откуда появляется Архимедова сила» ( № 124150)
Видеоролик «Измерение Архимедовы силы» ( № 124303)
Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» ( № 124249)
Формула «Сила Архимеда» ( № 123858)
Рисунок «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы»
Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы» ( № 124310)
Выталкивающая сила, действующая на погружённое тело ( №103368)
Выталкивающая сила, действующая на кубик, прикреплённой ко дну сосуда ( №102994)
Тестовая работа «Архимедова сила» ( № 124435)
Подборка задач «Архимедова сила» ( № 124071)
Используемые ресурсы из других общедоступных источников: http://www.gomulina.orc.ru/index1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...