Рабочая программа учебного курса по выбору "Занимательная физика" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Целями изучения являются:
1) развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
2) приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
3) формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Задачи:
1) знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
2) формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
3) овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_fizika_5_klass.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено: на заседании МО учителей математики и физики Протокол № __ от «__» ________20__г Руководитель ОМО _______________ | Согласовано: На МС, руководитель _____ _________________ «___» _________ 20__г | Утверждаю: Директор школы: ______________________ «___» ___________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Занимательная физика»
2 ступень обучения 5 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 - 9 классы и государственного образовательного стандарта
Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория
с. Лосево
2015 г
Пояснительная записка
Целями изучения являются:
- развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
- приобретение обучающимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Задачи:
- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
- формирование у обучающихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.
Курс «Занимательная физика» в 5 классе является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования
Разработанный курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у обучающихся целостного представления о мире. Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений.
С целью формирования и развития познавательного интереса обучающихся преподавание курса ведется с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего примеры практического применения физических явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации в Internet.
В качестве ведущей методики при реализации программы курса «Занимательная физика» используется проблемное обучение. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
По учебному плану МБОУ Лосевская СОШ № 1 курс «Занимательная физика» рассчитан на 8 часов с проведением занятий 1 раз в неделю (I четверть). Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА:
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставят личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
-учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
-осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал, имеющий отношение к своим интересам.
Метапредметными результатами изучения курса является:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами обучения являются:
- феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
- умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,;
- научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание курса
Мы познаем мир, в котором живем (1 часов).
Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы.
Тела и вещества ( 3 часов)
Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Диффузия. Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Влажность воздуха
Световые явления( 2 часов)
Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. Линза. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Дефекты зрения. Очки.
Вселенная ( 2 часов)
Солнечная система. Звездное небо: созвездия, планеты. Движение Земли. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | |||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
познавательные | коммуникативные | Регулятивные | ||||||
1 | Мы познаем мир, в котором живем | Ученики овладеют некоторой научной терминологией научатся наблюдать и описывать простейшие физические явления, пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, измерять физические величины, определять цену деления измерительных приборов и пользоваться ими | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Ученик получит возможность оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать вопросы, обосновывать свои выводы и умозаключения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. | Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности. | Ученик получит возможность осознавать важность изучения физики, проводить наблюдения, формирование познавательных интересов в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры | Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдать и описывать различные типы физических явлений. известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения. Выбирать необходимые физические приборы и определяют их цену деления. | |
2 | Тела и вещества | Ученики научатся описывать известные свойства тел, описывать состояние вещества, Научатся давать определения понятий: молекула, атом, диффузия; определяют влажность воздуха | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Выделять и формулировать познавательную цель, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | Ученик получит возможность выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Умение эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему. Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы. Определять направления своего развития | Ученик получит возможность устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности. | имеют представление о молекулах, атомах, диффузии; определяют влажность воздуха | |
3 | Световые явления | Ученики научатся приводить примеры различных источников света. объяснять свойства зеркал, различать линзы, применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни, | Выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия и осуществляют их, осуществлять поиск и отбор необходимой информации | Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, контролировать действия друг друга, умение договариваться между собой. Эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, вести диалог. | Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планировать, контролировать, корректировать свои действия и оценки успешности усвоения. | Ученик получит возможность развить монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. | Объясняют причину образования тени, определяют тип зеркал, понимают причину дефектов зрения | |
4 | Вселенная | Ученики научатся понимать физическую природу солнечных и лунных затмений научатся называть названия и расположение планет в космосе, различать основные характеристики звезд, комет, метеоритов и метеоров. | Ученик научится выделять и формулировать познавательную цель Устанавливать причинно-следственные связи. Осознанно строить высказывания на предложенные темы.. | Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия и осуществлять их, осуществлять поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования Обсуждать и оценивать результат индивидуальной или групповой деятельности | Ученик получит возможность наблюдать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами; | различают основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд; объясняют смену дня и ночи |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Раздел | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1. Мы познаем мир, в котором живем | 1 | ||||
1.1 | Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. | 1 | |||
2. Тела и вещества | 3 | ||||
2.2 | Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). | 1 | |||
2.3 | Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества | 1 | |||
2.4 | Диффузия. | 1 | |||
3.Световые явления | 2 | ||||
3.5 | Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения. | 1 | |||
3.6 | Линза. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые . Дефекты зрения. Очки | 1 | |||
4. Вселенная | 2 | ||||
4.7 | Солнечная система. Звездное небо: созвездия, планеты | 2 | |||
4.8 | Движение Земли. Кометы. Метеоры. Метеориты | 3 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Печатная продукция:
1. Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.
2. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.
3. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия» Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
4. «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.
5. Слайдовые презентации учителя.
6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
7. Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.-М,4 Айрис- пресс, 2006.
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Экран
Аудио колонки
Информационные ресурсы:
Интернет
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Обучающийся научится:
Наблюдать и описывать различные типы физических явлений.
Описывать известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.
Выбирать необходимые физические приборы и определять их цену деления.
Распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, влажность воздуха;
Описывать изученные свойства тел при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
Объяснять причину образования тени, лунных и солнечных затмений, определять тип зеркал
Различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, Солнца и планет относительно звёзд; объяснять смену дня и ночи
Обучающийся получит возможность научиться:
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет;
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температуру)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы учебного курса для 8-11 классов «Информатика и ИКТ». Базовый уровень. 2013-2014 учебный год
Рабочие программы по информатике для 8-11 классов. Базовый уровень...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа учебного курса математики в 5 классе на основе авторской программы С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика. 5-6 классы»
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса "Технология" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Симоненко В.Д....