РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_klass.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болотниковская основная общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественно-математических дисциплин Заведующая кафедрой: _______________/Л.С.Мусалеева/ Протокол №_______ от «____»___________20___г. | «Утверждено» Директор МКОУ «Болотниковская ООШ» _____________ /О.В. Ваняшкина/ Приказ № от «_____»__________________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса « История »
в 6 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель истории и обществознания
МКОУ «Болотниковская ООШ»
Занкина Светлана Владимировна
2014г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования базового уровня по истории, 2013 г.; авторской программы по истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г., авторской программы по истории средних веков Агибаловой Е.В., Донского Г.М. на 2014-2015 учебный год в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании».
В авторскую программу по истории средних веков (Агибалова Е.В., Донской Г.М.) были внесены изменения, связанные с количеством часов, отведенных на изучение разделов. На раздел «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) вместо 6 часов отводится 5 часов. Объединены темы: "Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове» и «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации». На изучение раздела «Культура Западной Европы в XI - XV вв.» вместо 5 часов в рабочей программе отведено 4 часа. Объединены темы: «Образование и философия» и «Средневековая литература». Обобщающий урок «Наследие Средневековья в истории человечества» проводится в конце учебного года вместе с обобщающими уроками по истории России.
Результатом изучения истории в 6 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Цель изучения учебного предмета:
Развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика учебного предмета:
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем.
Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
В 6 - ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками (они используются с учетом познавательных возможностей школьников и лишь в отрывках). На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. Шестиклассник должен овладеть законченным систематизированным комплексом социально значимой информации по истории изучаемого периода, необходимой для ориентации в историческом и жизненном пространстве и в то же время являющейся базой для наращивания исторических и обществоведческих знаний в следующем классе. В то же время при построении курсов истории учитывается в первую очередь не логика фундаментальной науки, а задачи и особенности данной ступени школьного образования. Не допускается перегрузка учащихся излишней информацией.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА. Актуальной является балло-рейтинговая система оценки результатов деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по истории России Данилова А.А., Косулиной Л.Г., истории средних веков Агибаловой Е.В., Донского Г.М.
Программа рассчитана на 68 часов, что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: первое полугодие изучается история средних веков – 30 часов; второе полугодие – истории России – 38 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории. Предполагается последовательное изучение двух курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Результаты освоения курса
По результатам изучения дисциплины учащиеся должны:
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать: - хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работу с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- применять знания и умения в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
- применять знания и умения в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Учащиеся должны владеть:
- целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- пониманием исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- опытом оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- собственными суждениями об историческом наследии народов России и мира;
- нормами социального поведения;
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- ориентирами для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.
Тематическое планирование
Наименование разделов | Количество часов. | Из них | ||
Контроль-ные работы, ч. | Самостоя-тельная работа, ч. | |||
Живое Средневековье | 1 | - | - | |
Становление средневековой Европы | 5 | - | 2 | |
Византийская империя и славяне в VI - XI вв. | 2 | 1 | 1 | |
Арабы в VI - XI вв. | 2 | - | 2 | |
Феодалы и крестьяне | 1 | - | - | |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | - | 1 | |
Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы | 2 | 1 | 2 | |
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) | 5 | 1 | 3 | |
Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. | 2 | - | 1 | |
Культура Западной Европы в XI - XV вв. | 3 | - | 3 | |
Народы Азии, Америки и Африки в средние века | 3 | - | 1 | |
Русь Древняя | 10 | 1 | 1 | |
Политическая раздробленность Руси | 11 | 1 | 4 | |
Русь Московская | 19 | 1 | 9 | |
Всего | 68 | 6 | 36 |
Содержание тем учебного курса
Основу курса истории в 6 классе составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 ч)
Что изучает история средних веков. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. По каким источникам ученые изучают историю средних веков. 1 ч.
Становление средневековой Европы. 5ч.
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартелла. Кто должен быть королем франков.
Христианская церковь в раннее средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское Возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.
Англия в раннее средневековье.
Византийская империя и славяне в VI - XIIIвв. 2ч.
Византия при Юстиниане. Территория, хозяйство, государственное устройство. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Образование славянских государств. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Арабы в VI - XI вв. 2ч.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Арабский халифат и его распад.
Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне. 2 ч.
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3ч.
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.
Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
Католическая церковь в XI - XIIIвв. Крестовые походы 2 ч.
Могущество католической церкви. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Католическая церковь и еретики. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) 5 ч.
Как происходило объединение Франции. Генеральные штаты во Франции. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах
Что англичане считают началам своих свобод. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия, Италия. Священная Римская империя германской нации.
Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. 2 ч.
Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Культура Западной Европы в XI - XV вв. 4ч.
Образование и философия. Средневековая литература. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Средневековое искусство. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Культура Раннего Возрождения в Италии.
Научные открытия и изобретения. Развитие науки и техники.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 2 ч.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Народы Африки. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в.(40 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
ТЕМА 1. Русь Древняя(10 ч)
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Основные понятия темы
Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Основные понятия темы
Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.
ТЕМА 2. Политическая раздробленость на Руси. (11 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздалъское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Основные понятия темы
Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
ТЕМА 3. Русь Московская(19ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.
Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «За-донщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература, «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Основные понятия темы
Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Основные понятия темы
Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (2 ч)
Наследие Средневековья в истории человечества.
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | ||||
План | Факт | ||||||||
1 | Живое Средневековье. | Урок изучения нового материала | 1 | ||||||
Становление средневековой Европы 5 ч. | |||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя. | Урок изучения нового материала | 1 | Фронтальная работа, работа по карте | |||||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VII-VIII веках | Урок изучения нового материала | 1 | Индивидуальная работа | |||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | Комбинированный урок | 1 | Работа с документами | |||||
5 | Западная Европа в IX-XI веках | Практикум | 1 | Составление плана-схемы | |||||
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | Комбинированный урок | 1 | Работа с документами, Составление таблицы | |||||
Византийская империя и славяне в VI - XI вв. 2 ч. | |||||||||
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. | Комбинированный урок | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
8 | Образование славянских государств. | Урок с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 | Индивидуальная работа Работа с картой | |||||
Арабы в VI - XI вв. 2 ч. | |||||||||
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карте | |||||
10 | Культура стран халифата. | Комбинированный урок | 1 | Заполнение таблицы | |||||
Феодалы и крестьяне 1 ч. | |||||||||
11 | Средневековая деревня и её обитатели.. В рыцарском замке | Комбинированный урок | 1 | Работа с иллюстрациями | |||||
Средневековый город в Западной и Центральной Европе 2 ч. | |||||||||
12 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | Комбинированный урок | 1 | Составление рассказа | |||||
13 | Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни. | Комбинированный урок Урок изучения нового материала | 1 | Составление плана-схемы | |||||
Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы 2 ч. | |||||||||
14 | Могущество католической церкви. Католическая церковь и еретики. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам | |||||
15 | Крестовые походы. | 1 | Заполнение таблицы | ||||||
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) 5 ч. | |||||||||
16 | Как происходило объединение Франции. | Практикум | 1 | Работа по карте | |||||
17 | Что англичане считают началам своих свобод. | Комбинированный урок | 1 | Работа по терминам | |||||
18 | Столетняя война: причины и итоги. | Комбинированный урок | 1 | Работа по карточкам | |||||
19 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | Комбинированный урок | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия XII - XV вв. . | Урок с элементами практической работы | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. 2 ч. | |||||||||
21 | Гуситское движение в Чехии. | Урок с использованием ИКТ | 1 | Составление плана | |||||
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | |||||
Культура Западной Европы в XI - XV вв. 3 ч. | |||||||||
23 | Образование и философия. Средневековая литература. | Комбинированный урок | 1 | Заполнение таблицы | |||||
24 | Средневековое искусство. | Урок изучения нового материала | 1 | Заполнение таблицы | |||||
25 | Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | Урок с элементами практической работы | 1 | Заполнение таблицы | |||||
Народы Азии, Америки и Африки в средние века 3 ч. | |||||||||
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | Урок с элементами практической работы | 1 | Фронтальная работа | |||||
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | Комбинированный урок | 1 | Индивидуальная работа | |||||
28 | Повторительно – обобщительный урок за курс История Средних веков 6 кл. | Повторительно-обобщительный урок. | 1 | Работа по тестам | |||||
Русь Древняя 10 ч. | |||||||||
29 | Восточные славяне | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карте | |||||
30 | Соседи восточных славян | Комбинированный урок | 1 | Составление плана-схемы | |||||
31 | Формирование Древнерусского государства. | Урок изучения нового материала | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
32 | Первые киевские князья. | Урок с использованием электронных образовательных ресурсов | 1 | Индивидуальная работа | |||||
33 | Владимир святославич.Принятие христианства.. | Урок с элементами практической работы | 1 | Работа по тестам | |||||
34-35 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Комбинированный урок | 2 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
36 | Культура Древней Руси. | Комбинированный урок | 1 | Работа по источникам | |||||
37 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | |||||||
38 | Повторительно – обобщительный урок по теме: Русь в IХ-первой половине XII в. | Повторительно-обобщительный урок. | 1 | Работа по тестам | |||||
Политическая раздробленность на Руси 11 ч. | |||||||||
39 | Начало раздроблениея Древнерусского государства. | Урок изучения нового материала | 1 | Выполнение заданий по карте | |||||
40-41 | Главные политические центры Руси. | Урок с элементами практической работы | 2 | Выполнение заданий по карте | |||||
42-43 | Нашествие с Востока. | Урок с элементами практической работы | 2 | Заполнение таблицы | |||||
44-45 | Борьба Руси с западными завоевателями. | Урок с элементами практической работы | 2 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
46 | Русь и Золотая Орда. | Комбинированный урок | 1 | Работа по карте | |||||
47 | Русь и Литва. | Урок с использованием ИКТ | 1 | Работа по карте | |||||
48 | Культура русских земель. | Урок с использованием ИКТ | 1 | Работа по иллюстрациям | |||||
49 | Повторительно – обобщительный урок по теме: Русь во второй половине XII—XIII в | Повторительно-обобщительный урок. | 1 | Работа по тестам | |||||
Русь Московская 19 ч. | |||||||||
50 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества . | Урок изучения нового материала | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
51-52 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Комбинированный урок | 2 | Работа по карте | |||||
53-54 | Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. | Урок с элементами практической работы | 2 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
55-56 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Комбинированный урок | 2 | Составление таблицы | |||||
57 | Московское государство в конце XV-начале XVI века. | Урок изучения нового материала | 1 | Фронтальная работа Работа с картой | |||||
58 | Церковь и государство в конце XV-начале XVI века. | Урок с элементами практической работы | 1 | Работа по источникам и иллюстрациям | |||||
59 | Реформы Избранной Рады. | Комбинированный урок | 1 | Составление таблицы | |||||
60-61 | Внешняя политика Ивана IV. | 2 | Работа по тестам | ||||||
62-63 | Опричнина | Урок изучения нового материала | 2 | Составление таблицы | |||||
64 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках | Комбинированный урок | 1 | Работа по тестам | |||||
65 | Архитектура и живопись в XIV – XVI веках | Урок с элементами практической работы | 1 | Работа по иллюстрациям | |||||
66 | Быт XV – XVI веков | 1 | Составление плана | ||||||
67 | Повторительно – обобщительный урок по теме: Московское государство в XVI | Повторительно-обобщительный урок. | 1 | Работа по тестам | |||||
68 | Повторительно – обобщительный урок за курс История России 6 класс. | Повторительно-обобщительный урок. | 1 | Работа по тестам | |||||
ИТОГО | 68 |
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер
- Проектор
- Экран
Учебно-методическое обеспечение
- Примерная программа основного общего образования базового уровня по истории, 2013 г.
- Примерные программы по учебным предметам. История - http://standart.edu.ru
- Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Программа - М., Просвещение, 2009 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Программа - М., Просвещение, 2009 г.
- Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.
- Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс, М., «Просвещение», 2011
- Поурочные планы по истории России. 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Волгоград, «Учитель- АСТ», 2009 г.
- Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
- Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009г.
- Карты по всеобщей истории и истории России.
- Аудиорассказы по истории средних веков и истории России
- Иллюстрации по истории средних веков и истории России
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru
- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...
Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа по информатике 5 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:1 Пояснительную записку2. УМК3.Общая характеристика учебного предмета4. Цели и задачи изучения информатики5. Формы организации учебного процесса по предмету6. Учебно - темат...
Рабочая программа по информатике 6 класс на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...
Рабочая программа по информатике 8 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:1. Пояснительную записку2. Общая характеристика учебного предмета3. Цели и задачи изучения информатики4. Формы организации учебного процесса по предмету5. Тематический план6...
Рабочая программа по информатике 9 класс на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...