РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Физика», 7 класс
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Дмитрук Алла Владимировна

          Рабочая программа по физике 7 класса  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по физике с учетом авторской программы по физике для 7 класса «Физика» Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл., сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Физика» А.В.Перышкин, М.«Дрофа» 2014г. Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен средним уровнем подготовки, а также существующим разбросом в темпах и направлениях развития детей.

          Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

          Программа содержит разделы: 1. Пояснительная записка.

                                                                      2. Календарно-тематическое планирование.

                                                                      3. Критерии и нормы оценки знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Физика» , 7 класс

          Рабочая программа по физике 7 класса «Физика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по физике с учетом авторской программы по физике для 7 класса «Физика» Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл., сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.

          Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Физика» А.В.Перышкин, М.«Дрофа» 2014г. Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен средним уровнем подготовки, а также существующим разбросом в темпах и направлениях развития детей.

          Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  1. Контрольных работ 4;
  2. Лабораторных работ 10.

          Рабочая программа имеет целью формирование у учащихся коммуникативных компетенций как показателя общей культуры человека и способствует решению следующих задач обучения:

        -освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

        -овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

         -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

         -воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Специфика курса «Физика» требует особой организации учебной деятельности школьников в форме уроков изучения и первичного закрепления новых знаний, уроков обобщения и систематизации знаний, уроков контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированных уроков, лабораторных и практических работ и т.д.

Практическая сторона физического образования связана с формированием познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования законов природы, формированием универсальных умений на основе практической деятельности, духовная – с эстетическим, эмоциональным и общекультурным развитием человека, как личности.

Практическая полезность изучения физики обусловлена тем, что физика – это фундаментальная наука, которая является основой для многих отраслей. Без базовой подготовки по физике невозможно стать образованным человеком, так как физика - это неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях образования.

Обучение физики дает возможность развивать у учащихся универсальные учебные действия:   

      Общеобразовательные: 

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

     Предметно-ориентированные:

- понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

- овладевать умениями безопасного использования  и  применения полученных знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

     Личностные – знание основных принципов и правил отношения к живой природе; мотивация, направленная на ее изучение, с помощью новейших технологий, умение доказывать и защищать свои идеи, объективно оценивать работу окружающих, использовать возможности ресурсов единой образовательной информационной среды для самообразования и подготовки к проверочным работам;

     Регулятивные - умение видеть проблему, ставить учебную задачу, планировать работу и корректировать ее по мере выполнения учебной задачи;

     Познавательные - умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, работать с разными источниками информации, в том числе с ресурсами сети Интернет, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

     Коммуникативные – умение работать в паре и в команде, организация совместной работы, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии или представления предметного содержания, представлять информацию в электронном виде с использованием привычных форматов приложений (PowerPoint,Excel,Word).

             Новизна данной программы определяется тем, что концептуальной основой раздела физики 7  класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности основного общего и среднего (полного) общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

        При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  1. организация самостоятельной работы;
  2. дистанционное обучение;
  3. проблемно-диалогового обучения;
  4. обучение на основе социального взаимодействия;
  5. информационно-коммуникационные технологии;
  6. самоконтроля;
  7. развития критического мышления;
  8. организации группового взаимодействия.

     Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах экскурсий, предметных и межпредметных игр и конкурсов, олимпиад очных и дистанционных, творческих работ.

     Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ГБОУ ЦО №2 и локальным актом в форме тестирования, в рамках подготовки учащихся к последующей сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

                   Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 7-го класса учащиеся должны:

по теме «Введение» (4 час.) 

— иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.

— уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 час.) 

— иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.

— уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вёщества.

по теме «Взаимодействие тел» (22 час.) 

— знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);

— знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).

— уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки; опредёлять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.

по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (22 часа)

  • знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).

уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.

по теме «Работа и мощность» (13 час.) 

— знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);

— знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);

— уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса:

  • ведущей деятельностью детей является учебная, но еще сохраняется значимость игровой;
  • дети продолжают осваивать новую социальную роль ученика, расширяется сфера взаимодействия детей с окружающим миром, у них развиваются потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • у детей продолжается формирование внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития;
  • у детей формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • изменяется самооценка детей, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • продолжается моральное развитие детей, которое связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

В этом возрасте у детей продолжают развиваться такие центральные психологические новообразования, как словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей этого возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.

Содержание учебной программы.

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Введение (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.
  2. Измерение объёма тела.
  3. Измерение плотности твёрдого тела.
  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 ч)

Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Выяснение условия равновесия рычага.
  2. Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.

                                                                    VI. Повторение – 3 ч

Демонстрации.

  1. Равномерное движение.
  2. Прямолинейное и криволинейное движение.
  3. Опыты, иллюстрирующие явление инерции и взаимодействия тел.
  4. Силы трения покоя, скольжения, вязкого трения.
  5. Зависимость силы упругости от деформации пружины.
  6. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
  7. Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
  8. Обнаружение атмосферного давления.
  9. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
  10. Передача давления жидкостями и газами.
  11. Устройство и действие гидравлического пресса.
  12. Сжимаемость газов.
  13. Диффузия газов, жидкостей.
  14. Модель хаотического движения молекул.
  15. Объём и форма твёрдого тела, жидкости.
  16. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.
  17.  Способы измерения плотности вещества.
  18.  Сцепление свинцовых цилиндров.

Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Физика».

Комплекты таблиц, комплект лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов, раздаточный материал.

Список литературы

  1. Физика. 7 кл.: учебник / А.В. Пёрышкин. – 3-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2014. –224 с.: ил.
  2. Физика. Тесты. 7 – 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн.-метод пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.: ил.
  3. Физика. Тесты. 7 класс. / Г.Л. Курочкина. – М.: «Издат-Школа XXI век», - 64 с.
  4. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).
  5. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 3.
  6. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост, А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, 2008.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  физики.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места учащихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • рабочая доска;
  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

      -     ПК,

      -     видеопроектор,

      -     проекционный экран.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Вид занятий (количество часов)

Уроки

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение

4

3

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

5

1

3

Взаимодействие тел

22

17

4

1

4

Давление твердых тел и жидкостей

22

18

2

2

5

Работа и мощность

13

10

2

1

6

Резерв

1

1

        Итого:        68                              54                                     10                                       4

Календарно-тематическое планирование по  физике в 7 классе на 2014 – 2015  учебный год

№ урока

Тема урока:

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню содержания

Вид

контроля

ДЗ

§

Планируемые сроки проведения

1 четверть (18 часов)

I. Введение (4 ч)

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

Комб.

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника

Знать: смысл понятия «вещество».

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ.

§1-3, вопросы.

2

Физические величины. Измерение физических величин.

Комб.

Тест

§4, упр.1.

3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Комб.

§5 – 6, вопросы, задания.

4

Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Урок – практикум

Л/р №1

Отчет о работе в тетради.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5

Строение вещества. Молекулы.

Комб.

Строение вещества.

Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула).

Уметь: описывать и объяснять физическое явление – диффузия.

Фронтальный опрос

Тест

§7 – 8, вопросы.

6

Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел».

Урок - практикум

Л/р №2

Отчет о работе в тетради.

7

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Комб.

Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.

Опорный конспект

§9,10, вопросы, задания.

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Комб.

Взаимодействие частиц вещества.

Фронтальный опрос

§11, вопросы.

9

Агрегатные состояния вещества.

Комб.

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

Опорный конспект

§12, вопросы.

10

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

 Комб. (КВН)

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей.

С/р

§13, вопросы, задание.

III. Взаимодействие тел (22 ч)

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Получение новых знаний

Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное и неравномерное движения.

Знать:

  • явление инерции, физический закон, взаимодействие;
  • смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.

Уметь:

  • описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;
  • использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;
  • выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;
  • выражать величины в СИ

С/р

§14-15, упр.2, задания.

12

Скорость. Единицы скорости.

Комб.

Скорость прямолинейного равномерного движения.

Фронтальный опрос

Тест

§16, вопросы, упр.3.

13

Скорость. Единицы скорости.

Урок закрепления знаний

С/р

§16, задание.

14

Расчёт пути и времени движения.

Урок закрепления знаний

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Фронтальный опрос

Тест

§17, вопросы. Задание.

15

Расчёт пути и времени движения.

Урок закрепления знаний.

С/р

§17, упр.4

16

Инерция. Взаимодействие тел.

Комб.

Неравномерное движение. Взаимодействие тел.

Фронтальный опрос

§18 – 19, упр.5.

17

Масса тела. Единицы массы.

Комб.

Масса тела.

Знать: определение массы, единицы массы.

Уметь воспроизвести или написать формулу.

Фронтальный опрос

§20, упр.6

18

Измерение массы тела на весах. Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Урок – практикум

Методы измерения массы тела.

Умение работать с приборами при нахождении массы тела.

Л/р №3

Отчет о л/р в тетради

2 четверть (14 часов)

19

Плотность вещества.

Комб.

Плотность вещества.

Знать опред. плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу

С/р

§22, упр.7

20

Л/р № 4 «Измерение объёма тела».

Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела».

Урок - практикум

Измерение объёма и плотности тела

Умение работать с приборами (мензурка, весы).

Л/р №4,5

Отчет о л/р в тетради

21

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Комб.

Методы расчёта объёма тела

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества.

С/р

§23, упр.8

22

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

Урок - практикум

Уметь:

  • работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества;
  • работать с приборами.

С/р

§23, задание

23

К/р № 1 «Взаимодействие тел».

Урок - контроля

Умение воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объём вещества.

К/р №1

Типовые задачи

24

Сила.

Комб.

Сила.

Знать определение силы, единицы её измерения и обозначения.

Опорный конспект

§24, упр.9

25

Явление тяготения. Сила тяжести.

Комб.

Сила тяжести

Знать определение силы тяжести.

Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.

Опорный конспект

Тест

§25, вопросы

26

Сила упругости. Закон Гука.

Комб.

Сила упругости

Знать определение силы упругости.

Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.

Опорный конспект

§26, вопросы.

27

Вес тела.

Комб.

С/р

§27, вопросы.

28

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Комбиниров.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Отработка формулы зависимости между силой и массой тела.

С/р

§28, упр.10

29

Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр.

Урок - практикум

Методы измерения силы.

Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора.

С/р

§29,30, упр.11

30

Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Урок - практикум

Л/р №6

Отчет о работе в тетради.

31

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

Комб.

Правило сложения двух сил.

Умение составлять схемы вектора сил, действующих на тело.

Умение работать с чертёжными инструментами.

§31, упр.12

32

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Л/р № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

Получение новых знаний

Сила трения.

Знать определение силы трения.

Умение привести примеры.

С/р

§32-34, упр.13

                                                                                                               3 четверть (19 часов).  

                                                                                  IV. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 ч)

21-26

01

33

Давление. Единицы давления.

Получение новых знаний

Давление.

Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объём, масса.

Тест

Опорный конспект

§35, упр.14

34

Способы уменьшения и увеличения давления.

Комб.

С/р

§36, упр.15

35

Давление газа.

Комб.

Давление и плотность газа.

Решение задач.

§37, вопросы, задание.

36

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.

Комб.

Давление. Закон Паскаля.

Знать смысл физических законов: закон Паскаля.

Уметь:

  • объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
  • использовать физические приборы для измерения давления;
  • выражать величины в СИ.

Опорный конспект

§38 – 39, упр.16

37

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Комб.

С/р

§40, упр.17

38

Сообщающиеся сосуды.

Комб.

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла

С/р

§41, упр.18

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Комб.

Атмосферное давление.

Фронтальный опрос

§42 – 43, упр.19,20

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Комб.

Методы измерения атмосферного давления.

С/р

§44, упр.21

41

Барометр-анероид.

Комб.

Методы измерения атмосферного давления.

Уметь:

  • объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
  • использовать физические приборы для измерения давления.

Опорный конспект

Тест

§45, упр.22

42

Атмосферное давление на различных высотах.

Комб.

Опорный конспект

Тест

§46, упр.23

43

Манометры.

Комб.

С/р

§47, вопросы.

44

Поршневой жидкостный насос.

Комб.

Давление. Закон Паскаля.

Опорный конспект

§48, упр.24

45

Гидравлический пресс.

Комб.

Опорный конспект

§49, упр.25

46

К/р № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Урок - контроля

К/р №2

Типовые задачи.

47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Комб.

Закон Архимеда.

Тест

§50, вопросы.

48

Архимедова сила.

Комб.

Знать смысл физических законов: закон Архимеда.

Уметь:

  • объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
  • использовать физические приборы для измерения давления;
  • Выражать величины в СИ;
  • Решать задачи на закон Архимеда.

Опорный конспект

§51, вопросы.

49

Архимедова сила.

Урок закрепления знаний

С/р

§51, упр.26

50

Л/р № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Урок - практикум

Л/р №7

Отчет о л/р в тетради

51

Плавание

тел.

Комб.

С/р

§52, упр.27

52

Л/р № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Урок - практикум

Л/р №8

Отчет о л/р в тетради

53

Плавание судов. Воздухоплавание.

Комб.

Опорный конспект

§53 – 54, упр.28,29

54

К/р № 3 «Архимедова сила».

Урок - контроля

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда.

К/р №3

Типовые задачи.

V. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

55

Механическая работа. Единицы работы.

Получение новых знаний

Работа.

Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

Опорный конспект

Тест

§55, упр.30

56

Мощность. Единицы мощности.

Комб.

Мощность.

Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.

С/р

§56, вопросы, задание.

57

Мощность. Единицы мощности.

Урок закрепления знаний

Знать определение физических величин: работа мощность.

Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность.

С/р

§56, упр.31

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Получение новых знаний

Простые механизмы

Знать устройство рычага.

Опорный конспект

§57 – 58, вопросы.

59

Момент силы.

Комб.

Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы.

С/р

§59, вопросы.

60

Л/р № 10 «Выяснения условия равновесия рычага».

Урок - практикум

Уметь:

  • проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов;
  • работать с физическими приборами.

Л/р №9

Отчет о л/р в тетради

61

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

Комб.

Знать устройство блока.

С/р

§60 – 61, упр.32

62

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Комб.

Знать «Золотое правило» механики, объяснять на примерах.

С/р

§62-64, упр.33

63

Коэффициент полезного действия механизма.

Комб.

КПД  простого механизма

Знать определение: КПД механизмов.

Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную).

С/р

§65, вопросы.

64

Л/р № 11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Урок - практикум

Л/р №10

Отчет о л/р в тетради

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Комб.

Энергия

Знать:

  • определение физической величины – энергия;
  • единицы измерения энергии;

С/р

§66 – 67, упр.34

66

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Комб.

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и её превращения.

С/р

§68, упр.35

67

К/р № 4 «Работа и мощность. Энергия».

Урок - контроля

Работа и мощность. Энергия

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия.

К/р №4

68

Итоговый урок.



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по физике в7 классе.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Физика" (8 класс)

Рабочая программа по предмету "Физика" (8 класс) разработана в соответствии с авторской программой А.В.Перышкина. В программе определены предметные результаты, вид и формы контроля, составлено календа...

Рабочая программа по предмету "Физика" (9 класс)

Рабочая программа по предмету "Физика" (9 класс) разработана в соответствии с авторской программой А.В.Перышкина (2 часа в неделю). В пояснительной записке определены предметные результаты, виды и фор...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 7 класс

Представлена рабочая программа п физике для 7 класса.  Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 – 9  классы, авторской программы Е...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 8 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 – 9  классы, авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и госуда...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 9 класс

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 – 9  классы, авторской программыЕ. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и государ...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11  классов  и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденшт...

Рабочая программа по предмету «Физика» 7 класс к линии учебно-методического комплекса по физике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под ред. Орлова В.А.

Данная ​рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под редакцией Орлова В.А. содержит: пояснительную з...