Рабочая программа учебного предмета "Физика" 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Представлена рабочая программа п физике для 7 класса.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 – 9 классы, авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Разработана Запорожцевой О. И.. – учитель физики МБОУ Лосевская «СОШ №1»
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_fizike_7_kl.doc | 336.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено: на заседании ОМО учителей математики и физики Протокол № __ от «__» ________ 20__г Руководитель ОМО _________________ | Согласовано: На МС, руководитель ____________________ «___» _________ 20__г | Утверждаю: Директор школы: _____ ________________ «___» ____________ 20__г |
ОМО учителей математики и физики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
2 ступень обучения, 7 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 - 9 классы и государственного образовательного стандарта
Программу составил Запорожцева Ольга Ивановна, учитель физики, первая квалификационная категория
с. Лосево
20__ г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 – 9 классы, авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Разработана Запорожцевой О. И.. – учитель физики МБОУ Лосевская «СОШ №1»
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Ц е л и изучения физики.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
∙ овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
∙ воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
∙ применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
*знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
*приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
*формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использование измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
*овладение учащимися такими общенаучными понятиями. Как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
*понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Модификация: Л/Р разработаны учителем физики согласно стандарту проведения л/р в данном классе примерной программы и учебника, соответствуют количеству л/р для данной ступени.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника.
Демонстрации:
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Свободное падение тел
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты:
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)
Строение вещества. Молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Диффузия. Броуновское движение. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.
Демонстрации:
Диффузия в растворах и газах, в воде
Модель хаотического движения молекул в газе
Модель броуновского движения
Сцепление твёрдых тел
Повышение давления воздуха при нагревании
Демонстрация образцов кристаллических тел
Демонстрация расширения твёрдого тела при нагревании
Лабораторные работы и опыты:
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара
Измерение длины или размеров малых тел
Взаимодействие тел (20 ч)
Механическое движение. Понятие материальной точки. Путь. Перемещение. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Средняя скорость. Графики зависимости пути и скорости от времени. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Методы измерения силы. Единицы силы. Связь между силой и массой. Графическое изображение силы. Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Лабораторные работы и опыты
Измерение массы тела на рычажных весах
Измерение объема жидкости или твердого тела.
Определение плотности твёрдого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Измерение атмосферного давления. Манометры. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Демонстрации
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Барометр
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Закон Паскаля. Опыт с шаром Паскаля
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда. Опыт с ведёрком Архимеда. Плавание тел.
Лабораторные работы и опыты
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Изучение условий плавания тел.
Мощность и работа. Энергия (13 ч)
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Демонстрации:
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Простые механизмы.
Лабораторные работы и опыты:
Выяснение условий равновесия рычага.
Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 70 ч.,
в том числе резерв - 2 часа
Количество: К/Р: 5 Л/Р: 9
Сроки (примерн) | Тема | Кол-во часов | Кол-во л/р | Кол-во к/р |
Физика и физические методы изучения природы | 5 | 1 | ||
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1 | ||
Взаимодействие тел | 20 | 4 | 1 | |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 21 | 1 | 2 | |
Мощность и работа. Энергия | 13 | 2 | 1 | |
Повторение | 3 | 1 | ||
резерв | 2 | |||
Всего | 70 | 9 | 5 |
№ | Название темы | Кол-во часов | Кол-во л/р | Кол-во к/р | дата | |
прим | факт | |||||
1 четверть (9 нед*2ч=18ч) | ||||||
1 | ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. | 1 | ||||
2 | Некоторые физические термины | 1 | ||||
3 | Наблюдения и опыты. Законы | 1 | ||||
4 | Физические величины и их измерение | 1 | ||||
5 | Физика и техника. Л/Р № 1: Определение цены деления шкалы измерительного прибора | 1 | 1 | |||
6 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | ||||
7 | Л/Р № 2: Измерение размеров малых тел | 1 | 1 | |||
8 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения молекул и температура тела. | 1 | ||||
9 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | ||||
10 | Три состояния вещества | 1 | ||||
11 | Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. С/Р № 1: Строение вещества | 1 | ||||
12 | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения. | 1 | ||||
13 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение | 1 | ||||
14 | Расчёт скорости, пути и времени движения | 1 | ||||
15 | Расчёт скорости, пути и времени движения С/Р № 2: Механическое движение | 1 | ||||
16 | Инерция | 1 | ||||
17 | Взаимодействие тел | 1 | ||||
18 | Масса тела. Единицы массы | 1 | ||||
2 четверть (7 нед*2ч=14ч) | ||||||
19 | Л/Р № 3: Измерение массы вещества на рычажных весах | 1 | 1 | |||
20 | Плотность вещества | 1 | ||||
21 | Л/Р № 4: Измерение объёма твёрдого тела Л/Р № 5: Определение плотности твёрдого тела | 1 | 2 | |||
22 | Расчёт массы и объёма вещества по его плотности | 1 | ||||
23 | Расчёт массы и объёма вещества по его плотности. С/Р № 3: Плотность | 1 | ||||
24 | К/Р № 1: Механическое движение. Плотность. | 1 | 1 | |||
25 | Сила. Сила – причина изменения скорости | 1 | ||||
26 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | ||||
27 | Сила упругости | 1 | ||||
28 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | 1 | ||||
29 | Л/Р № 6: Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром | 1 | 1 | |||
30 | Графическое изображение силы. Сложение сил | 1 | ||||
31 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике | 1 | ||||
32 | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | ||||
3 четверть (10 нед*2ч=20ч) | ||||||
33 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» | 1 | ||||
34 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» | 1 | ||||
35 | К/Р № 2: Сила. Давление твёрдых тел. | 1 | 1 | |||
36 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | ||||
37 | Давление. Закон Паскаля | 1 | ||||
38 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | 1 | ||||
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления | |||||
40 | Измерение атмосферного давления. С/Р № 4: Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление | 1 | ||||
41 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | ||||
42 | Манометры | 1 | ||||
43 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | ||||
44 | Архимедова сила | 1 | ||||
45 | Л/Р № 7: Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | 1 | 1 | |||
46 | Плавание тел | 1 | ||||
47 | Плавание тел С/Р № 5: Архимедова сила | |||||
48 | Плавание судов | 1 | ||||
49 | Воздухоплавание | 1 | ||||
50 | Воздухоплавание | 1 | ||||
51 | Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. С/Р № 6: Плавание тел | 1 | ||||
52 | К/Р № 3: Закон Паскаля. Архимедова сила. Плавание тел | 1 | 1 | |||
4 четверть (9 нед × 2 ч = 18 ч) | ||||||
53 | Работа | 1 | ||||
54 | Мощность | 1 | ||||
55 | Мощность и работа | 1 | ||||
56 | Рычаги | 2 | ||||
57 | Момент силы | 1 | ||||
58 | Л/Р № 8: Выяснение условий равновесия рычага | 1 | 1 | |||
59 | Блоки. Золотое правило механики | 1 | ||||
60 | Золотое правило механики | 1 | ||||
61 | Л/Р № 9: Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости | 1 | 1 | |||
62 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии | 1 | ||||
63 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | ||||
64 | Превращение одного вида механической энергии в другой С/Р № 7: Энергия. Превращение энергии | 1 | ||||
65 | К/Р № 4: Работа и мощность. Энергия | 1 | 1 | |||
66 | Повторение: Строение веществ, их свойства | 1 | ||||
67 | Повторение: Взаимодействие тел | 1 | ||||
68 | К/Р № 5: Итоговая | 1 | 1 | |||
69-70 | Резерв | 2 |
График контрольных и лабораторных работ
Физика и физические методы изучения природы
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Л/Р № 1: Определение цены деления шкалы измерительного прибора |
Первоначальные сведения о строении вещества
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Л/Р № 2: Измерение размеров малых тел |
Взаимодействие тел
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Л/Р № 3: Измерение массы вещества на рычажных весах | К/Р № 1: Строение вещества. Механические явления. Плотность | ||
Л/Р № 4: Измерение объёма твёрдого тела | |||
Л/Р № 5: Определение плотности твёрдого тела | |||
Л/Р № 6: Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Л/Р № 7: Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | К/Р № 2: Силы в механике. Давление. | ||
К/Р № 3: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов |
Мощность и работа. Энергия
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
Л/Р № 8: Выяснение условий равновесия рычага | К/Р № 4: Работа и мощность. Энергия | ||
Л/Р № 9: Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости | К/Р № 5: Итоговая |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень):
В результате изучения физики ученик 7 класса должен:
знать/понимать:
∙ смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом
∙ смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия
∙ смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения механической энергии, закон Гука
уметь:
∙ описывать и объяснять физические явления: равномерное и неравномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, возникновение силы упругости и трения, различие в молекулярном строении тел в разных агрегатных состояниях
∙ использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: длин, массы, сил, объёма тела или жидкости, атмосферного давления, КПД наклонной плоскости;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, удлинения пружины от внешней силы (силы упругости).
- выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
- решать задачи на применение изученных законов
- использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Список литературы
Учебно – методическая литература для учителя и учащихся:
1.Пёрышкин А. В., Гутник Е. М. Физика 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М,: Дрофа 2010
2.Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель В. И. Лукашик. – М,: Просвещение
2010
3. Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель А. В. Пёрышкин, Н. В. Филонович. – М.: Экзамен 2004
Методические пособия
1.Поурочные разработки по физике 8 класс В. А. Волков, М.: Вако, 2010
2.Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- 1С: Репетитор. Физика 1.5. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
- Открытая физика. Часть 1 и 2. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-7кл | 2010 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2010 | М.Просвещение |
3. | Л.А.Кирик | Самостоятельные и контрольные работы-7 класс | 2010 | М. Илекса |
4. | Е. М Гутник Э. И. Доронина Е.В. Шаронина | Примерное поурочное планирование к учебнику «Физика-7» А.В. Перышкина и Е.М. Гутник | 2010 | М. Дрофа |
5. | А.В. Перышкин | Сборник задач по физике | 2010 | М. Экзамен |
6. | А. В. Чеботарёва | Тесты по физике | 2010 | М. Дрофа |
7. | Е. А. Марон | Опорные конспекты и разноуровневые задания | 2013 | С-Петербург, Виктория плюс |
8. | Физика в формулах и схемах | 2013 | С-Петербург, Виктория плюс |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
№ | Тема | Часы | Тип урока | Средства обучения, демонстрации | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Д/З | дата |
I ч е т в е р т ь (9 н е д * 2 ч = 1 8 ч) | ||||||||
Ф и з и к а и ф и з и ч е с к и е м е т о д ы и з у ч е н и я п р и р о д ы (5 ч) | ||||||||
1 | ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физика – наука о природе. | 1 | комб, | ТБ, физ явления (мех, эл, маг, тепловые, звуковые, световые) | Знать: смысл понятия «тело», «вещество», «материя». Уметь: использовать физ приборы и измерительные инструменты для измерения физ величин. Выражать результаты в СИ | Фронт беседа | 1 | |
2 | Некоторые физические термины | 1 | ИНМ | Схемы, таблицы, презентация, физ тела. вещество | Фронт опрос, физ диктант | 2 | ||
3 | Наблюдения и опыты. Законы | 1 | ИНМ | Схемы, таблицы, презентация | Пакеты заданий | 3 | ||
4 | Физические величины и их измерение | 1 | комб | Различ физ приборы, шкалы физ приборов, схемы, таблицы | Физ приборы | 4,5 | ||
5 | Физика и техника. Л/Р № 1: Определение цены деления шкалы измерительного прибора | 1 | Конт и усвоен знаний | Презентация. Лабораторное оборудование | Л/Р, выводы, оформление | 6 | ||
П е р в о н а ч а л ь н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и в е щ е с т в а ( 6 ч) | ||||||||
6 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | Комб | Плакаты, опыты, подтверждающие строение вещества | Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула) Уметь: описывать и объяснять диффузию | Фронт опрос, тест | 7,8 | |
7 | Л/Р № 2: Измерение размеров малых тел | 1 | Практикум | Лабораторное оборудование | Л/Р, выводы, оформление | |||
8 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Скорость движения молекул и температура тела. | 1 | Комб | Диффузия в жидкостях, газах, плакаты | Опорный конспект, фрон беседа | 9 | ||
9 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | Комб | Опыты, доказывающие притяжение и отталкивание между молекулами (со свинцовыми цилиндрами, явление смачивания) | Фронт опрос, пакеты заданий | 10 | ||
10 | Три состояния вещества | 1 | Комб | Опыты, демонстрирующие свойства вещества в трёх агрегатных состояниях | Физ диктант, опорный конспект | 11 | ||
11 | Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. С/Р № 1: Строение вещества | 1 | Контр и оценив заний (КВН) | Схемы, плакаты | Составление табл «Строение вещества» | 12 | ||
В з а и м о д е й с т в и е т е л ( 2 0 ч ) | ||||||||
12 | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения. | 1 | ИНМ | Механическое движение, относительность движения, плакаты | Знать: -явление инерции, физический закон, взаимодействие -смысл понятий путь, скорость, масса, плотность Уметь: -описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение -использовать физ приборы для измерения пути, времени, массы, силы -выражать величины в СИ | Опорный конспект | 13 | |
13 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение | 1 | ИНМ | Равномерное и неравномерное движение | Опрос, физ диктант | 14,15 | ||
14 | Расчёт скорости, пути и времени движения | 1 | Комб | Формулы, пакет заданий | Физ диктант, р/з | 16 | ||
15 | Расчёт скорости, пути и времени движения. С/Р № 2: Механическое движение | 1 | Закрепление | Формулы, пакет заданий | 16 | |||
16 | Инерция | 1 | Комб | Явление инерции | Физ диктант, р/з | 17 | ||
17 | Взаимодействие тел | 1 | Комб | Опыты по взаимодействию тел, плакаты | Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры | Опорный конспект | 18 | |
18 | Масса тела. Единицы массы | 1 | комб | Весы, набор грузов, измерение массы на весах | Знать: определение массы и её единицы. Уметь воспроизвести формулу | Опорный конспект, тест | 19, 20 | |
I I ч е т в е р т ь ( 7 н е д * 2 ч = 1 4 ч ) | ||||||||
19 | Л/Р № 3: Измерение массы вещества на рычажных весах | 1 | Практикум | Лабораторное оборудование | Уметь работать с лабораторным оборудованием при нахождении массы тела | Вывод, оформление работы | ||
20 | Плотность вещества | 1 | ИНМ | Опыты по измерению плотности вещества, зная массу и объём тела, сравнительные таблицы плотности различных веществ | Знать определение плотности, формулу. Уметь работать с физ величинами, входящими в данную формулу | Тест | 21 | |
21 | Л/Р № 4: Измерение объёма твёрдого тела Л/Р № 5: Определение плотности твёрдого тела | 1 | Практикум | Лабораторное оборудование | Умение работать с приборами (мензурка, весы) | Вывод, оформление работы | ||
22 | Расчёт массы и объёма вещества по его плотности | 1 | Комб | Примеры решения задач на определение плотности | Уметь работать с физ величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества, работать с приборами | р/з | 22 | |
23 | Расчёт массы и объёма по его плотности С/Р № 3: Плотность | 1 | Комб | Пакет заданий | р/з, подготовка к к/р | 22 | ||
24 | К/Р № 1: Строение вещества. Механические явления. Плотность | 1 | контроль | Пакет заданий | Уметь решать задачи по теме | к/р | ||
25 | Сила. Сила – причина изменения скорости | 1 | ИНМ | Опыты, доказывающие, что сила – причина появления деформации, изменения скорости и мера взаимодействия тел, плакаты | Знать определение силы, единицы её измерения и обозначения | Опорный конспект | 23 | |
26 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | комб | Опыты, показывающие действие силы тяжести | Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу | Опорный конспект, тест | 24 | |
27 | Сила упругости. Вес тела | 1 | Комб | Опыт с пружиной, линейкой и шнуром на демонстрацию силы упругости. | Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу | Опорный конспект, фрон опрос | 25, 26 | |
28 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | 1 | Комб | Схемы, плакаты | Отработка формулы зависимости между силой и массой тела | Опрос, упр | 27 | |
29 | Л/Р № 6: Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром | 1 | комб | Лабораторное оборудование | Уметь работать с физ приборами. Градуирование шкалы прибора | Упр, проверка л/р. вывод | 28 | |
30 | Графическое изображение силы. Сложение сил | 1 | Комб | Сложение сил, вычитание сил | Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело | Умение работать с чертёжными инструментами | 29 | |
31 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике | 1 | ИНМ | Схемы, плакаты, действие силы трения, виды силы трения, подшипники | Знать определение силы трения. Уметь привести примеры | Тест, опорный конспект | 30 - 32 | |
Д а в л е н и е т в ё р д ы х т е л. Ж и д к о с т е й и г а з о в (2 1 ч) | ||||||||
32 | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | ИНМ | Проявление силы давления | Знать, что представляет собой давление в тв телах | Тест, опорный конспект, опрос | 33, 34 | |
I I I ч е т в е р т ь (1 0 н е д * 2 ч = 2 0 ч) | ||||||||
33 | Давление газа. | 1 | Комб | Давление газа | Знать определение физ величин: давление, давление газа, плотность вещества, объём, масса | Проверка опорного конспекта, пакет заданий | 35 | |
34 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» | 1 | Закрепление | Пакет заданий | р/з | 35 | ||
35 | К/Р № 2: (кратковременная) Закон Паскаля | 1 | контроль | Опыт с шаром паскаля, пакет заданий | Знать смысл физ законов: Паскаля. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах -использовать физ приборы для измерения давления -выражать величины в СИ | к/р | 36 | |
36 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | Комб | Давление в жидкости | р/з | 37, 38 | ||
37 | Давление. Закон Паскаля | 1 | Закрепление | Пакет заданий | р/з | 37. 38, повт | ||
38 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | 1 | Комб | Сообщающиеся сосуды, плакаты | Рис. Схемы, опрос | 39 | ||
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления | 1 | Комб | Вес воздуха, проявление атмосферного давления | Фронт опрос | 40, 41 | ||
40 | Измерение атмосферного давления С/Р № 4: Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление | 1 | Комб | Измерение атмосферного давления | Работа с приборами, знание их устройства | 42 | ||
41 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | Комб | Барометр - анероид | Уметь: -объяснять передачу давления в жидкостях и газах -использовать физ приборы для измерения давления | Тест, опорный конспект | 43. 44 | |
42 | Манометры | 1 | Комб | Манометры, поршневой жидкостный насос, гидравлический пресс | Проверка опорного конспекта | 45 (46.47) | ||
43 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | комб | Действие жидкости на погруженное в неё тело | Знать смысл физ законов: закон Архимеда Уметь: -объяснять передачу давления в жидкостях и газах -использовать физ приборы для измерения давления -выражать величины в СИ Решать задачи на закон Архимеда | Рис, фрон беседа | 48 | |
44 | Архимедова сила | 1 | Комб | Опыт с ведёрком Архимеда | Проверка опорного конспекта, тест | 49 | ||
45 | Л/Р № 7: Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | 1 | Практикум | Лабораторное оборудование | Умение работать с физ приборами | 49, повт | ||
46 | Плавание тел | 1 | Комб | Плавание тел в жидкости различной плотности | Опорный конспект | 50 | ||
47 | Плавание тел С/Р № 5: Архимедова сила | 1 | Комб | Пакет заданий | Отработка формул, р/з | |||
48 | Плавание судов | 1 | Комб | Плакаты. Презентация | Проверка опорного конспекта, тест | 51 | ||
49 | Воздухоплавание | 1 | ИНМ | Плакаты. Презентация | Опорный конспект, опрос | 52 | ||
50 | Воздухоплавание | 1 | Закрепление | Пакет заданий | р/з | |||
51 | Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание С/Р № 6: Плавание тел | 1 | Повтор-обобщ | Пакет заданий | Составление обобщающей таблицы, решение задач | Составление обобщающей табл, р/з | ||
52 | К/Р № 3: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 1 | контроль | Пакет заданий | Уметь решать задачи по теме | р/з | ||
I V ч е т в е р т ь (9 н е д × 2 ч = 18 ч) | ||||||||
М о щ н о с т ь и р а б о т а. Э н е р г и я (1 3 ч) | ||||||||
53 | Работа | 1 | ИНМ | Примеры мех работы, презентация | Знать определение работы, обозначение физ величины и единицы измерения | Опорный конспект, тест | 53 | |
54 | Мощность | 1 | Комб | Презентация | Знать определение мощности, обозначение физ величины и единицы измерения | Опорный конспект, тест | 54 | |
55 | Мощность и работа | 1 | Проверка | Пакет заданий | Знать определение работы и мощности, обозначение физ величины и единицы измерения Уметь воспроизводить формулы и решать задачи по теме | Проверка опорного конспекта, тест, задачи | ||
56 | Рычаги | 1 | ИНМ | Рычаги | Знать устройство рычага | Тест, знакомство с простыми механизмами | 55. 56 | |
57 | Момент силы | 1 | Комб | Равновесие рычага | Уметь изобразить на рис расположение сил и найти момент силы | р/з | 57 | |
58 | Л/Р № 8: Выяснение условий равновесия рычага | 1 | Практикум | Лабораторное оборудование, рычаги в быту и технике | Уметь проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов, работать с физ приборами | Вывод, оформление работы | 58 | |
59 | Блоки. Золотое правило механики | 1 | Комб | Блоки | Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах | Физ диктант | 59, 60 | |
60 | Золотое правило механики | 1 | Повтор-обобщ | Пакет заданий | Знать определения физ величин: работа, мощность, КПД | р/з, упр | 59,60, повт | |
61 | Л/Р № 9: Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости | 1 | Практикум | Лабораторное оборудование | Знать определения физ величин: работа, мощность, КПД. Уметь определять силу. Высоту, работу | Вывод, оформление работы | 61 | |
62 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии | 1 | Комб | Примеры проявления потенциальной и кинетической энергии | Знать: -определения физ величин – энергия -единицы измерения -закон сохранения энергии | Опорный конспект | 62, 63 | |
63 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Комб | Опыты, показывающие превращение энергии и её сохранение | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры мех энергии её превращения | Проверка опорного конспекта, р/з | 64 | |
64 | Превращение одного вида механической энергии в другой С/Р № 7: Энергия. Превращение энергии | 1 | Повтор-обобщ | Пакет заданий | Знать определение, обозначение, формулу работы, энергии, мощности Уметь решать задачи по теме | Тест, пакет заданий | ||
65 | К/Р № 4: Работа и мощность. Энергия | 1 | Контроль | Пакет заданий | Уметь решать задачи по теме | к/р | ||
66 | Строение веществ, их свойства. Взаимодействие тел | 1 | Обобщ-систем | Тесты | Знать определения. Обозначения, нахождение изученных величин | Тест | 1 - 32 | |
67 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Работа, мощность, энергия | 1 | Обобщ-систем | Тесты | Знать определения. Обозначения, нахождение изученных величин | Тест | 33 - 64 | |
68 | К/Р № 5: Итоговая | 1 | Контроль итог | тесты | Уметь решать задачи по изученному материалу за год | Тест | ||
69 | Резерв | 1 | ||||||
70 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...