Рабочая программа учебного предмета "Физика" 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденштейна, Ю. И. Дика, Л. А. Кирика.
Преподавание ведется по учебнику: Л. Э. Генденштейна, Ю. И. Дика, Л. А. Кирика. Физика – 10, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 70 ч (из расчёта 2 часа в неделю).
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач.
Преимущественной целью обучения физике является формирование у учащихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа для базового уровня.
Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_fizike_10_baz.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено: на заседании ОМО учителей математики и физики Протокол № __ от «__» ________ 20__г Руководитель ОМО _________________ | Согласовано: На МС, руководитель _____ _________________ «___» _________ 20__г | Утверждаю: Директор школы: _____ _________________ «___» ____________ 20__г |
ОМО учителей математики и физики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
3 ступень обучения 10 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по физике для 10 - 11 классов и государственного образовательного стандарта
Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория
с. Лосево
20__ г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденштейна, Ю. И. Дика, Л. А. Кирика.
Преподавание ведется по учебнику: Л. Э. Генденштейна, Ю. И. Дика, Л. А. Кирика. Физика – 10, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 70 ч (из расчёта 2 часа в неделю).
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач.
Преимущественной целью обучения физике является формирование у учащихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа для базового уровня.
Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. Нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к сомообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору .анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
В курс физики 10 класса входят следующие разделы:
1. Механика
2. Молекулярная физика. Тепловые явления
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Цели обучения физике в курсе 10 класса:
- освоение знаний о методах научного познания; механических и тепловых процессах и явлениях и величинах их характеризующих; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания для объяснения разнообразных механических и тепловых явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации; выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и др творческих работ;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Модификация программы состоит в переименовании некоторых тем с целью сокращения их названия, а также в вынесении 8 часов лабораторных работ на лабораторный практикум в конце изучения курса физики 10 класса (л/р разработаны учителем физики, согласно требованиям примерной программы и наличия лабораторного оборудования).
Содержание образования
Физика и методы научного познания (1 ч)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (30 ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Механические колебания и волны. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации:
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении
Изучение движения тела, брошенного горизонтально
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины
Определение коэффициента трения скольжения
Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника
Молекулярная физика (21 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации:
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Лабораторные работы:
Наблюдение за охлаждением воды при её испарении, выяснение причин, влияющих на скорость испарения жидкости. Определение влажности воздуха
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 70 ч.,
в том числе резерв - 7 час
Количество: К/Р: 4 Л/Р: 6
Сроки (примерн) | Тема | Кол-во часов | Кол-во л/р | Кол-во к/р |
Повторение за курс 9 класса | 4 | 1 | ||
Физика и методы научного познания | 1 | |||
Механика | 30 | 2 | ||
Молекулярная физика | 22 | 1 | ||
Лабораторный практикум | 6 | 6 | ||
Резерв | 7 | |||
Итого | 70 | 6 | 4 |
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | л/р | к/р | дата | |
примерн | фактич | |||||
1 четверть (9 нед*2ч=18ч) | ||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Введение | 1 | ||||
2 | Повторение: механические и тепловые явления | 1 | ||||
3 | Повторение: эл/маг явления, оптика | 1 | ||||
4 | К/Р №1: Вводный контроль знаний | 1 | 1 | |||
5 | Познание мира. Современная физическая картина мира. | 1 | ||||
6 | Система отсчёта. Траектория, путь и перемещение. | 1 | ||||
7 | Прямолинейное равномерное движение. | 1 | ||||
8 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | ||||
9 | Р/З: Уравнение прямолинейного равноускоренного движения | 1 | ||||
10 | Криволинейное движение | 1 | ||||
11 | Р/З: Уравнение прямолинейного равноускоренного движения | 1 | ||||
12 | Первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной | 1 | ||||
13 | Взаимодействие тел. Сила упругости | 1 | ||||
14 | Сила, ускорение. Второй закон Ньютона | 1 | ||||
15 | Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона | 1 | ||||
16 | Обобщение: Законы динамики | 1 | ||||
17 | Закон всемирного тяготения. Развитие представлений о тяготении | 1 | ||||
18 | Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения | 1 | ||||
2 четверть (7 нед*2ч=14ч) | ||||||
19 | Вес тела. Невесомость. | 1 | ||||
20 | Движение планет. ИСЗ | 1 | ||||
21 | Силы трения | 1 | ||||
22 | Р/З: Законы динамики | 1 | ||||
23 | Р/З: Законы динамики | 1 | ||||
24 | Р/З: Законы динамики | 1 | ||||
25 | К/Р № 2: Механика | 1 | 1 | |||
26 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | ||||
27 | Реактивное движение | 1 | ||||
28 | Механическая работа и мощность | 1 | ||||
29 | Механическая энергия. Закон сохранения энергии | 1 | ||||
30 | Р/З: Закон сохранения энергии и импульса | 1 | ||||
31 | Обобщение: Законы сохранения в механике | 1 | ||||
32 | К/Р № 3: Законы сохранения в механике | 1 | 1 | |||
3 четверть (10 нед*2ч=20ч) | ||||||
33 | Механические колебания | 1 | ||||
34 | Превращения энергии при колебаниях. Резонанс | 1 | ||||
35 | Механические волны. Звук | 1 | ||||
36 | Основные положения МКТ | 1 | ||||
37 | Количество вещества. Постоянная Авогадро | 1 | ||||
38 | Температура в МКТ | 1 | ||||
39 | Газовые законы | 1 | ||||
40 | Р/З: Газовые законы | 1 | ||||
41 | Уравнение состояния газа. Температура – мера средней Ек молекул газа | 1 | ||||
42 | Р/З: Уравнение состояния идеального газа | 1 | ||||
43 | Р/З: Газовые законы. Уравнение состояния идеального газа | 1 | ||||
44 | Состояния вещества | 1 | ||||
45 | Состояния вещества | 1 | ||||
46 | Р/З: Молекулярная физика | 1 | ||||
47 | Обобщение: Молекулярная физика | 1 | ||||
48 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике | 1 | ||||
49 | Р/З: Работа газа в термодинамике. Первый закон термодинамики | 1 | ||||
50 | Р/З: Работа газа в термодинамике. Первый закон термодинамики | 1 | ||||
51 | Тепловые двигатели | 1 | ||||
52 | Второй закон термодинамики | 1 | ||||
4 четверть (8 нед*2ч=16ч) | ||||||
53 | Обобщение: Законы термодинамики | 1 | ||||
54 | К/Р № 4: Молекулярная физика | 1 | 1 | |||
55 | Фазовые переходы | 1 | ||||
56 | Фазовые переходы | 1 | ||||
57 | Фазовые переходы | 1 | ||||
58 | Л/Р № 1: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении | 1 | 1 | |||
59 | Л/Р № 2: Изучение движения тела, брошенного горизонтально | 1 | 1 | |||
60 | Л/Р № 3: Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины | 1 | 1 | |||
61 | Л/Р № 4: Определение коэффициента трения скольжения | 1 | 1 | |||
62 | Л/Р № 5: Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника | 1 | 1 | |||
63 | Л/Р № 6: Наблюдение за охлаждением воды при её испарении и определение влажности воздуха, выяснение причин. влияющих на скорость испарения жидкости | 1 | 1 | |||
64-70 | Резерв: Повторение, итоги работы за год | 7 |
График контрольных и лабораторных работ
Повторение за курс 9 класса
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 1: Вводный контроль знаний |
Механика
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 2: Механика - законы динамики | |||
№ 3: Законы сохранения в механике |
Молекулярная физика
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 4: Молекулярная физика |
Лабораторный практикум
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 1: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении | |||
№ 2: Изучение движения тела, брошенного горизонтально | |||
№ 3: Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины | |||
№ 4: Определение коэффициента трения скольжения | |||
№ 5: Измерение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника | |||
№ 6: Наблюдение за охлаждением воды при её испарении и определение влажности воздуха, выяснение причин. влияющих на скорость испарения жидкости |
Требования к уровню подготовки учащихся 10-х классов (базовый уровень):
должны знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, постулат, атом, молекула; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики в изучаемых разделах,
должны уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике и космонавтики; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых тепловых приборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Излагать основную суть прочитанного физического текста
Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная прверка гипотезы или теоретического предсказания).
Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Список литературы
Учебно – методическая литература для учителя и учащихся:
1.Генденштейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика 10 класс. – М.: Мнемозина 2009
2.Задачник по физике 10 класс. / Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик. – М.: Мнемозина, 2009
Методические пособия
1.Поурочные разработки по физике 10 класс Л. Э. Генденштейн, М.: Мнемозина, 2009
2.Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- 1С: Репетитор. Физика 1.5. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
- Открытая физика. Часть 1 и 2. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | Л. Э. Генденштейн, Ю. Ию Дик | Физика – 10 кл | 2009 | М. Мнемозина |
2. | Л. Э. Генденштейн, Ю. Ию Дик | Сборник задач по физике10кл. | 2009 | М. Мнемозина |
3. | Л.А.Кирик | Тесты, зачёты, обобщающие уроки 10 класс, Н. И. Зорин | 2009 | М, ВАКО |
4. | Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик | Поурочные разработки по физике 10 класс Л. Э. Генденштейн | 2009 | М. Мнемозина |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
№ | Тема | Часы | Тип урока | Элементы содержания | Средства обучения, демонстрации | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Д/З | дата |
I ч е т в е р т ь (9 нед*2ч = 18 ч) | |||||||||
В в е д е н и е. П о в т о р е н и е к у р с а ф и з и к и 7 – 9 к л (4 ч) | |||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Введение. | 1 | Бесед | ТБ и правила поведения в кабинете физики | Чтение ТБ | Знать ТБ и правила поведения в кабинете физики | Фронт опрос, С/Р | консп | |
2 | Повторение: Механика. Механические колебания и волны. | 1 | Бесед | Механические и тепловые явления | Различные механические и тепловые явления, таблицы по теме | Знать понятия: мех движение и его виды, перемещение, скорость, ускорение, сила, виды взаимодейст и сил, законы Ньютона, импульс, энергия, колебательное и волновое движение и его характеристики, количество теплоты, фазовые переходы, тепловые машины. КПД | Беседа | консп | |
3 | Повторение: Электромагнитные явлении. Ядерная физика. | 1 | Бесед | Электромагнитные явления, оптика | Различные эл/маг и оптические явления | Знать понятия: электризация, эл и мг поле, эл ток, сила тока, эл напряжение, сопротивление, виды соединений проводников, закон Ома, индукция маг поля линза и их виды, законы распространения, отражения и преломления света, оптическая сила линзы | Беседа | консп | |
4 | К/Р № 1: Вводный контроль знаний | 1 | контроль | Механические, тепловые, эл/маг и оптические явления | Индивидуальные тесты | Уметь решать предложенные задачи по названным темам | тест | ||
Ф и з и к а и м е т о д ы н а у ч н о г о п о з н а н и я (1 ч) | |||||||||
5 | Познание мира. Современная физическая картина мира | 1 | Комб | Что и как изучает физика. Научный метод познания. Границы применимости физ законов | Таблицы по теме | Знать понятия: физическая наука, физическое явление, научный метод познания Знать: применимость физ законов и теорий, современную физ картину мира | Работа с книгой, С/Р | Стр 4-8 | |
К и н е м а т и к а (6 ч) | |||||||||
6 | Система отсчёта. Траектория, путь и перемещение | 1 | Комб | Материальная точка | Зависимость траектории от выбора системы отсчёта | Знать основную задачу механики, понятия: матер точка, система отсчёта, траектория, путь, перемещ, скорость | Фронт работа | 1 | |
7 | Прямолинейное равномерное движение | 1 | Комб | Мгновенная скорость. Векторные величины | Прямолинейное равномерное движение | Уметь формулировать определение скорости и рассчитывать её в задачах различного содержания, действовать с векторными величинами, находить их проекции | Фронт работа | 2 | |
8 | Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | Комб | Ускорение. Свободное падение | Прямолинейное равноускоренное движение | Знать характерные особенности равнопеременного движения | Фронт работа | 3 | |
9 | Р/З: Уравнение прямолинейного равноускоренного движения | 1 | Закр знан | Уравнение прямолинейного равноускоренного движения | Таблицы по теме | Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач | Работа с алгоритмами Р/З С/Р № 1 | 5 | |
10 | Криволинейное движение | 1 | Комб | Тело брошено под углом к горизонту. Движение по окружн | Баллистическое движение и по окружности | Знать о движении тела по окружности, баллистич движении, физ величины, характериз-е криволинейное движение | Коспект, работа с книгой с/р | 4 | |
11 | Р/З: Уравнение прямолинейного равноускоренного движения | 1 | Закр знан | Примеры решения задач по кинематике | Таблицы по теме | Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач | Работа с алгоритмами р/з С/Р № 2 | 5 | |
Д и н а м и к а (14 ч) | |||||||||
12 | Первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной. | 1 | ИНМ | Инерция. Гелиоцентрическая система мира | Явление инерции | Знать понятия: инерция, инерц и неинерц системы отсчёта, первый закон Ньютона | Консп, работа с книгой | 6-7 | |
13 | Взаимодействие тел. Сила упругости. | 1 | Комб | Закон Гука | Сравнение масс взаимодействующих тел | Знать понятия: взаимодействие, сила, деформация, коэффициент жёсткости | работа с книгой, фрон опрос | 8 | |
14 | Сила, ускорение. Второй закон Ньютона. | 1 | Бесед | Масса тела. Равнодействующая. | Второй закон Ньютона. Измерение сил | Знать: II закон Ньютона и уметь применять его для решения задач, о причинах движения тел с ускорением | Консп, работа с книгой | 9 | |
15 | Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона. | 1 | Комб | Применение третьего закона Ньютона | Взаимодействие двух тел | Знать III закон Ньютона, его особенности и следствия | работа с книгой, фрон опрос | 10 | |
16 | Обобщение: Законы динамики. | 1 | Бесед | Законы динамики | Таблицы по теме, схемы, записи в тетради | Знать: понятия, изученные в теме «Законы динамики» | Работа с алгоритмами р/з, С/Р № 3 | ||
17 | Закон всемирного тяготения. Развитие представлений о тяготении | 1 | ИНМ | Сила тяжести | Таблицы по теме | Знать закон всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной | Фронт работа | 11 | |
18 | Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения | 1 | Бесед | Свободное падение, ИСЗ | Дем свободного падения | Знать о силе тяжести, её природе, уметь рассчитать значение этой силы для различных тел и планет | Сообщения о ИСЗ, С/Р № 4 | 12 | |
I I ч е т в е р т ь (7 нед* 2 ч = 14 ч) | |||||||||
19 | Вес тела. Невесомость | 1 | Комб | Вес тела, движущегося с ускорением | Таблицы по теме | Знать и уметь различать понятия: вес тела и сила тяжести; выполнять их графическое изображение | Консп, раб с книгой | 13 | |
20 | Движение планет и ИСЗ | 1 | Комб | Движение планет и ИСЗ | Таблицы по теме | Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников | Р/З, С/Р № 5 | 12-13 | |
21 | Силы трения | 1 | Виды трения. Сопротивление в жидкостях и газах | Силы трения | Консп, раб с книг, р/з | 14 | |||
22 | Р/З: Законы динамики | 1 | Закр знан | Движение под действ сил тяготения и по окружности | Таблицы по теме | Уметь применять теоретические знания по данной теме для решения задач | р/з, С/Р № 6 | 15 | |
23 | Р/З: Законы динамики | 1 | Закр знан | Движение по наклонной плоскости | Таблицы по теме | Уметь записывать II закон Ньютона в векторной и проекционной формах | р/з, С/Р № 7 | 15 | |
24 | Р/З: Законы динамики | 1 | Закр знан | Движение связанных тел | Таблицы по теме | Уметь записывать II закон Ньютона в векторной и проекционной формах | р/з, С/Р № 8 | 15 | |
25 | К/Р № 2: Механика | 1 | контроль | Кинематика и динамика | ---- | Уметь решать предложенные задачи по названным темам | К/Р | ||
З а к о н ы с о х р а н е н и я в м е х а н и к е (7 ч) | |||||||||
26 | Импульс. Закон сохранения импульса | 1 | Комб | Импульс. Закон сохранения импульса | Передача импульса | Знать понятия: импульс, изменение импульса тела, импульс силы | Консп, р/з | 16 | |
27 | Реактивное движение | 1 | Бесед | Развитие ракетостроения и освоение космоса | Реактивное движение | Знать особенности реактивного движения тел в природе и технике | Работа с книгой | 17 | |
28 | Механическая работа и мощность. | 1 | Комб | Работа силы тяжести, упругости и трения | Таблицы по теме | Уметь рассчитать работу различных сил действующих на тело, мощность | р/з | 18 | |
29 | Механическая энергия. Закон сохранения энергии | 1 | Комб | Виды мех энергии | Таблицы по теме | Знать как происходит превращение энергии в механике; уметь применять закон сохранения энергии | р/з | 19 | |
30 | Р/З: Закон сохранения энергии и импульса | 1 | Закр знан | Законы сохранения в механике | Таблицы по теме | Знать алгоритмы решения задач по теме «Законы сохранения в механике» | Работа с алгоритмами р/з | 20 | |
31 | Обобщение: Законы сохранения в механике | 1 | Закр знан | Законы сохранения в механике | Таблицы по теме | Знать понятия, изученные в теме «Законы сохранения в механике» | Работа с алгоритмами р/з, С/Р № 9 | 20 | |
32 | К/Р № 3: Законы сохранения в механике | 1 | контроль | Законы сохранения в механике | - - - - | Уметь решать предложенные задачи по названным темам | К/Р | ||
I I I ч е т в е р т ь (10 нед* 2ч = 20 ч) | |||||||||
М е х а н и ч е с к и е к о л е б а н и я и в о л н ы (3 ч) | |||||||||
33 | Механические колебания | 1 | Бесед | Характеристики и виды колебаний. Гармонич колебания | Колебания математического и пружинного маятника | Знать виды колебаний, уметь выделять, наблюдать и описывать мех колебания физ систем | Фронт опрос, раб с книгой | 21 | |
34 | Превращения энергии при колебаниях. Резонанс. | 1 | Бесед | Вынужденные колебания | Таблицы по теме | Знать об особенностях колеб движ пружинного и матем маятников, условия возникновения резонанса в системе | Фронт опрос, раб с книгой | 22 | |
35 | Механические волны. Звук. | 1 | Бесед | Основные характеристики волн и звука | Модели механических волн. Звуковые волны | Знать особенности распространения мех волн | Фронт опрос, раб с книгой | 23 | |
М К Т (12 ч) | |||||||||
36 | Основные положения МКТ | 1 | ИНМ | Броуновское движение. Диффузия. Основная задача МКТ | Мех модель броуновского движения | Знать основные положения МКТ, уметь анализировать наблюдения на основе МКТ | Работа с табл, книг, конспект | 24 | |
37 | Количество вещества. Постоянная Авогадро | 1 | ИНМ | Молекулярная (атомная) масса | Таблицы по теме | Знать понятия: количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса | Фронт опрос, р/з | 25 | |
38 | Температура в МКТ | 1 | Бесед | Измерение температуры. Абсолютная шкала температур | Термометр. Измерение температуры | Знать понятие абсолютной температуры, абсолютного нуля; показывать недостижимость абсолютного нуля температуры | Консп, работа с книг фронт опрос | 26 | |
39 | Газовые законы | 1 | ИНМ | Графическое представление | Газовые законы | Уметь применять газовые законы для решения качественных и количественных задач | Конспект, работа с книгой | 27 | |
40 | Р/З: Газовые законы | 1 | Закр знан | Решение расчётных и графических задач | Таблицы по теме | Знать алгоритмы решения задач по данной теме, уметь их применять | р/з в группах и индивид | 29 | |
41 | Уравнение состояния газа. Температура – мера средней Ек молекул газа | 1 | ИНМ | Измерение скоростей молекул газа (опыт Штерна) | Зависимость кинетич энергии молекул от температуры | Знать ур-ие состояния газа и связь между давлением, Ек и t; уметь рассчитывать их; знать суть опыты Штерна | Консп, фрон опрос, р/з | 28 | |
42 | Р/З: Уравнение состояния идеального газа | 1 | Закр знан | Решение задач | Таблицы по теме | Знать алгоритмы р/з по данной теме, уметь их применять | р/з, | 29 | |
43 | Р/З: газовые законы. Уравнение состояния идеального газа | 1 | Закр знан | Решение задач, тесты | Таблицы по теме | Уметь решать задачи по названной теме | р/з, С/Р № 10 | 29 | |
44-45 | Состояния вещества | 2 | ИНМ | Агрегатные состояния. Кристаллические и аморфные тела. Плазма | Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов | Знать о трёх состояниях вещ-ва и их особенностях, уметь находить объяснения строения вещ-ва на основе МКТ | Консп, фронт опрос | 30 | |
46 | Р/З: Молекулярная физика | 1 | Закр знан | Решение задач | Таблицы по теме | Уметь вычислять макро- и микроскопические параметры идеального газа, знать свойства жидкостей и твёрдых тел | р/з | ||
47 | Обобщение: Молекулярная физика | 1 | Закр знан | Молекулярная физика | Таблицы по теме | Знать понятия, изученные в данной теме | Физ дикт, р/з, творч работы | ||
Т е р м о д и н а м и к а (9 ч) | |||||||||
48 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике | 1 | ИНМ | Первый закон термодинамики | Таблицы по теме | Знать понятия: внутренняя энергия, теплопроводность, теплопередача, конвекция, излучение, кол-во теплоты | Консп, работа с книгой | 31 | |
49-50 | Р/З: Работа газа в термодинамике. Первый закон термодинамики | 2 | Закр знан | Решение задач | Таблицы по теме | Уметь применять полученные знания на практике | Работа с алгоритмами р/з | 34 | |
51 | Тепловые двигатели | 1 | Комб | КПД. | Схема простейшего теплового двигателя | Знать понятия: нагреватель, холодильник, КПД, полезная и затраченная работа | Консп, работа с книгой, р/з | 32, 34 | |
52 | Второй закон термодинамики | 1 | ИНМ | Необратимость процессов в природе | Таблицы по теме | Знать второй закон термодинамики, уметь пояснить на примерах необратимость процессов | Консп, фронт опрос | 33 | |
I V ч е т в е р т ь (8 нед*2 ч = 16 ч) | |||||||||
53 | Обобщение: Законы термодинамики | 1 | Закр знан | Законы термодинамики | Таблицы по теме | Знать понятия, изученные в данной теме | Работа в группах, С/Р № 11 | ||
54 | К/Р № 4: Молекулярная физика и термодинамика | 1 | конроль | Выполнение работы | - - - - - | Уметь применить полученные знания на практике | К/Р | ||
55-57 | Фазовые переходы | 2 | ИНМ | Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Влажность | Таблицы по теме. Психрометр. Фазовые переходы. | Знать понятия: кол-во теплоты, t плавления, кристаллизация, конденсация, испарение, влажность воздуха. Уметь измерять влажность воздуха. | Консп, работа с книгой, р/з | 35 | |
Ф и з и ч е с к и й л а б о р а т о р н ы й п р а к т и к у м (6 ч) | |||||||||
58 | Л/Р № 1: Измерение ускорения тела при равноускоренном движении | 1 | П р а к т и к у м | Выполнение работы по предложенному плану | Разбор выполнения работы | Приобретение навыков при работе с оборудованием. Умение работать по предложенному плану | Оформление работы | ||
59 | Л/Р № 2: Изучение движения тела, брошенного горизонтально | 1 | |||||||
60 | Л/Р № 3: Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жёсткости пружины. | 1 | |||||||
61 | Л/Р № 4: Определение коэффициента трения скольжения | 1 | |||||||
62 | Л/Р № 5: Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника | 1 | |||||||
63 | Л/Р № 6: Наблюдение за охлаждением воды при её испарении и определение влажности воздуха, выяснение причин. влияющих на скорость испарения жидкости | 1 | |||||||
64 | Резерв | 7 | С/Р | Решение тестов | Уметь применять знания | тесты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс
Программа может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....
Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" (базовый уровень) для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ш...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...
Рабочая программа учебного предмета "биология" (базовый уровень) для 6 класса
Рабочая программа учебного предмета «биология» в 6 классе составлена на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С...
Рабочая программа учебного предмета химия (базовый уровень) для 8 класса
Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование. Программа ориентирована на учебник Г.Е.Рудзитиса....
Рабочая программа учебного предмета «Химия. Базовый уровень» 8 класс (ID 2064667) 2023-2024 учебный год.
Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ...