Рабочая программа по предмету «Физика» 7 класс к линии учебно-методического комплекса по физике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под ред. Орлова В.А.
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс)
Данная рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под редакцией Орлова В.А. содержит:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты;
- цели и задачи обучения предмета «Физика»;
- содержание учебного предмета «Физика» 7 класс (68 часов);
- формы учебной работы;
- виды учебной деятельности по предмету «Физика»;
- учебно-тематический план по предмету «Физика» 7 класс (68 часов);
- календарно-тематическое планирование по предмету «Физика» для 7 класса (68 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_7_kl.docx | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 58
с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла»
РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ МО Протокол № 1 от __.__.____ г. | УТВЕРЖДЕНА Приказ № 01-18 /255 от __.__.____ г. |
Рабочая программа по физике для 7 класс
Учитель: Кукобако А.В.
2020 - 2021 учебный год
г. Ярославль
Оглавление
Личностными результатами освоения программы по физике в основной школе является: 5
Цель изучения предмета «Физика» 13
Задачи обучения предмета «Физика» 14
Содержание учебного предмета «Физика» 7 класс (68 часов) 15
Виды учебной деятельности по предмету «Физика» 7 класс (68 часов) 19
Учебно-тематический план по предмету «Физика» 7 класс (68 часов) 22
Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса 23
(34 учебные недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год) 23
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Физике» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19644).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Примерной программы основного общего образования по физике.
- Авторской программы к линии учебно-методического комплекса (УМК) по физике издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», в который входят:
- Физика. 7 класс. В 2 ч. учебник для общеобразовательных организаций. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В., под ред. Орлова В.А.
- Физика. Тетрадь для лабораторных работ. 7 класс. Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И. Н., Кошкина А. В.
- Физика. Методическое пособие с указаниями по решению олимпиадных задач. 7 класс. Генденштейн Л. Э., Булатова А.А., Кошкина А.В., Корнильев И.Н. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2020 - 2021 учебном году.
- Учебный план школы на 2020 - 2021 учебный год (Приказ директора № от 31.08. 2016г).
- Приказ директора о годовом календарном графике на 2020 -2021 учебный год №__-__/___ от __.__. 2021г.
В учебном плане средней школы №58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому на изучение учебного предмета «Физика» для 7 класса рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).
Промежуточная аттестация
Достижение требований к уровню подготовки учебного курса «Физика» в 7 классе будет осуществляться в рамках промежуточной аттестации обучающихся. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа. Будут использованы контрольно-измерительные материалы.
Количество контрольных работ: 5.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему (задачу)
- учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объём, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно–популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и её вклад в улучшение качества жизни;
- использовать приёмы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
- установленных фактов;
- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя её содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Личностными результатами освоения программы по физике в основной школе является:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию).
- Сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнёра по диалогу, образа допустимых способов диалога, процесса диалога как конвенционирования интересов и процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; формирование ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнёра, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Условием формирования межпредметных понятий, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе при изучении физики будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.
При изучении физики, обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения физики, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
1) умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять (находить), в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства (ресурсы) для решения задачи (достижения цели);
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и (или) при отсутствии планируемого результата;
- работать по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта (результата);
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и (или) самостоятельно определённым критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД:
1) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные (наиболее вероятные) причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и (или) явление;
- определять логические связи между предметами и (или) явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и (или) явления;
- строить модель (схему) на основе условий задачи и (или) способа её решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать (рефлексировать) опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и (или) заданных критериев оценки продукта/результата.
3) Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
- критически оценивать содержание и форму текста.
4) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять своё отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5) Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УДД:
1) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определённую роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием (неприятием) со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные (отобранные) под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Цель изучения предмета «Физика»
- формирование у обучающихся представлений:
- научной картине мира - важного ресурса научно-технического прогресса;
- ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями;
- основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов;
- развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач;
- достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траектории его развития и состояния здоровья.
Задачи обучения предмета «Физика»
- развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
- овладение научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;
- формирование у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественнонаучные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы;
- формирование у обучающихся научного мировоззрения, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоение практического применения научных знаний физики в жизни, формирование межпредметных связей с такими предметами, как математика, информатика, химия, биология, география, экология, литература и др.
Содержание учебного предмета «Физика» 7 класс (68 часов)
Физика и физические методы изучения природы (6ч)
Физика — наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Материальная точка как модель физического тела. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Лабораторные работы:
№ 1 «Измерение времени протекания физического процесса».
№ 2 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора и измерительного инструмента. Конструирование измерительного прибора».
Демонстрации:
Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Строение вещества (4ч)
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Лабораторные работы:
№ 3 «Измерение линейных размеров тел и площади их поверхности».
Демонстрации:
- Диффузия в растворах и газах, в воде.
- Модель хаотического движения молекул газа.
- Модель броуновского движения.
- Сцепление твёрдых тел.
- Повышение давления воздуха при нагревании.
- Демонстрация образцов кристаллических тел.
- Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
- Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Движение и взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное прямолинейное движение. Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Лабораторные работы:
№ 4 «Измерение скорости движения тела».
№ 5 «Измерение массы тел».
№ 6 «Измерение объёма и плотности твёрдых тел и жидкостей».
№ 7 «Конструирование динамометра и измерение сил».
№ 8 «Измерение коэффициента трения скольжения».
Давление. Закон Архимеда и плавание тел (19ч)
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр–анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
№ 9 «Изучение выталкивающей силы (силы Архимеда)».
№ 10 «Условия плавания тел в жидкости».
Демонстрации:
- Барометр.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Гидравлический пресс.
- Опыты с ведерком Архимеда.
Работа и энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Простые механизмы. Условия равновесия твёрдого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
Лабораторные работы:
№ 11 «Условие равновесия рычага. Нахождение и сравнение моментов сил».
№ 12 «Нахождение центра тяжести плоского тела».
№ 13 «КПД наклонной плоскости».
Демонстрации:
Простые механизмы.
Подведение итогов учебного года (3 ч)
Промежуточная аттестация (1 ч)
Формы учебной работы
Формы обучения | Приемы обучения | Содержание наблюдения |
Фронтальная форма обучения | Словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми | Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей |
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава | Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски) | Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами |
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) | Работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад на заседании школьного клуба) | Высокая степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных или контрольных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи с помощью источников информации |
Коллективная форма организации обучения | Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса | Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок |
Виды учебной деятельности по предмету «Физика» 7 класс (68 часов)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий) |
Физика и физические методы изучения природы | |
Физические явления. Физика-наука о природе. Физические свойства тел. Физические величины и их измерение. Физические приборы. Измерение длины. Время как характеристика физических процессов. Измерение времени. Международная система единиц. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение. Научный метод познания. Наблюдение, гипотеза и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент. Физические методы изучения природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физическая картина мира. Наука и техника. Физика и техника | Объясняет смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; • распознаёт проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализирует отдельные этапы проведения исследований и интерпретирует результаты наблюдений и опытов; • объясняет роль эксперимента в получении научной информации; • проводит прямые измерения физических величин: времени, расстояния, массы тела, объема, температуры, использует простейшие методы оценки погрешностей измерений. |
Строение вещества | |
Атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей и твердых тел | • Объясняет на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; • проводит косвенные измерения физических величин: линейных размеров тел и площади поверхности |
Движение и взаимодействие тел | |
Механическое движение. Описание механического движения тел. Система отсчета. Траектория движения и путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графики зависимости модуля скорости и пути равномерного движения от времени. Неравномерное движение. Средняя скорость. Явление инерции. Инертность тел. Масса. Масса-мера инертности. Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности. Сила как мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина. Единица силы - ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости. Правило сложения сил. | • Распознаёт и объясняет на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания таких явлений как: равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения; • описывает изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения); • анализирует свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), закон Гука; • решает задачи: на основе анализа условия задачи записывает краткое условие, выделяет физические величины, законы и формулы, необходимые для её решения, проводит расчеты и оценивает реальность полученного значения физической величины; • проводит исследование зависимостей физических величин с использованием прямых и косвенных измерений: при этом конструирует установку, фиксирует результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делает выводы по результатам исследования |
Давление. Закон Архимеда и плавание тел | |
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел | • Распознает и объясняет на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел; • описывает изученные свойства тел и явления, используя физические величины: давление, плотность, сила; • анализирует свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда, решает задачи, используя эти законы; • объясняет принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; • проводит косвенные измерения физических величин (силу Архимеда, плотность): при выполнении измерений собирает экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции вычисляет значение величины и анализирует полученные результаты с учётом заданной точности измерений |
Работа и энергия | |
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения работы и мощности. Закон сохранения механической энергии | • На основе имеющихся знаний объясняет и применяет для решения задач условия равновесия твёрдых тел, имеющих закреплённую ось вращения; • решает задачи, используя формулы, связывающие физические величины (кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма); • анализирует ситуации практико–ориентированного характера, узнаёт в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применяет имеющиеся знания для их объяснения; • проводит косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирает экспериментальную установку, вычисляет значение величины и анализирует полученные результаты с учётом заданной точности измерений |
Учебно-тематический план по предмету «Физика» 7 класс (68 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретические | Лабораторные | Контрольные | |||
1 | Физика и физические методы изучения природы | 6 | 4 | 2 | - |
2 | Строение вещества | 4 | 2 | 1 | 1 |
3 | Движение и взаимодействие тел | 22 | 15 | 5 | 2 |
4 | Давление. Закон Архимеда. Плавание тел | 19 | 16 | 2 | 1 |
5 | Работа и энергия | 14 | 9 | 3 | 1 + пром. аттест. |
Повторение | 3 | 3 | |||
Итог | 68 | 50 | 13 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса
(34 учебные недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Физика и физические методы изучения природы | (6 часов) | |
1 | Физика – наука о природе. | 1 |
2 | Физика и окружающий мир. | 1 |
3 | Наблюдения и опыты. Научный метод. | 1 |
4 | Лабораторная работа №1 «Измерение времени протекания физического процесса». | 1 |
5 | Физические величины и их измерение. | 1 |
6 | Лабораторная работа №2 «Изучение измерительных приборов и инструментов. Проведение измерений. Конструирование измерительного прибора». | 1 |
Строение вещества | (4 часа) | |
7 | Атомы и молекулы. | 1 |
8 | Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел и длины кривой». | 1 |
9 | Движение и взаимодействие молекул. | 1 |
10 | Три состояния вещества. | 1 |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Физика и физические методы изучения природы. Первоначальные сведения о строении вещества». | 1 |
Движение и взаимодействие тел | (22 часа) | |
12 | Механическое движение. | 1 |
13 | Прямолинейное равномерное движение. | 1 |
14 | Графики прямолинейного равномерного движения. | 1 |
15 | Лабораторная работа №4 по теме «Исследование равномерного движения тела». | 1 |
16 | Неравномерное движение. | 1 |
17 | Контрольная работа №3 по теме «Механическое движение». | 1 |
18 | Закон инерции. Масса тела. | 1 |
19 | Лабораторная работа №5 по теме «Измерение массы тела». | 1 |
20 | Плотность вещества. | 1 |
21 | Решение задач по теме «Плотность вещества». | 1 |
22 | Лабораторная работа №6 по теме «Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей». | 1 |
23 | Сила упругости. | 1 |
24 | Сила тяжести. Вес тела. | 1 |
25 | Равнодействующая. Закон Гука. | 1 |
26 | Решение задач по теме «Равнодействующая. Закон Гука». | 1 |
27 | Лабораторная работа №7 по теме «Конструирование динамометра и измерение сил». | 1 |
28 | Силы трения. | 1 |
29 | Решение задач по теме «Силы трения». | 1 |
30 | Лабораторная работа №8 по теме «Исследование трения скольжения». | 1 |
31-32 | Обобщающий урок по теме «Движение и взаимодействие тел». | 2 |
33 | Контрольная работа №4 по теме «Взаимодействие тел». | 1 |
Давление. Закон Архимеда. Плавание тел | (19 часов) | |
34 | Давление твёрдого тела. | 1 |
35 | Решение задач по теме «Давление твёрдых тел». | 1 |
36 | Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. | 1 |
37 | Зависимость давления в жидкости и газе от глубины или высоты. | 1 |
38 - 39 | Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | 2 |
40 | Закон сообщающихся сосудов. | 1 |
41 | Решение задач по теме «Зависимость давления в жидкости от глубины. Сообщающиеся сосуды». | 1 |
42 | Атмосферное давление. | 1 |
43 | Решение задач по теме «Атмосферное давление». | |
44 | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. | 1 |
45 | Лабораторная работа №9 по теме «Изучение выталкивающей силы (силы Архимеда)». | 1 |
46 | Решение задач по теме «Выталкивающая сила. Сила Архимеда». | 1 |
47 | Плавание тел. | 1 |
48 | Лабораторная работа №10 по теме «Условие плавания тел в жидкости». | 1 |
49 | Решение задач по теме «Плавание тел». | 1 |
50 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 |
51 | Обобщающий урок по теме «Давление. Сила Архимеда. Плавание тел». | 1 |
52 | Контрольная работа №5 по теме «Давление. Закон Архимеда и плавание тел». | 1 |
Работа и энергия | (14 часов) | |
53 | Механическая работа. Мощность. | 1 |
54 | Простые механизмы. Рычаг. | 1 |
55 | Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность. Простые механизмы». | 1 |
56 | Лабораторная работа №11 по теме «Правило равновесия рычага. Нахождение и сравнение моментов сил». | 1 |
57 | Блоки. Наклонная плоскость. | 1 |
58 | «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов. | 1 |
59 - 60 | Решение задач по теме «Коэффициент полезного действия механизмов». | 2 |
61 | Промежуточная аттестация. | 1 |
62 | Механическая энергия. | 1 |
63 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 |
64 | Решение задач по теме «Механическая энергия». | 1 |
65 | Обобщающий урок по теме «Работа и энергия». | 1 |
66 | Контрольная работа № 6 по теме «Работа и энергия». | 1 |
67 | Обобщающее повторение. | 1 |
68 | Подведение итогов учебного года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс по линии Пономарёва, издательство "Вентана -Граф"
Рабочая программа расчитана на 2 часа....
Рабочая программа по биологии 7 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"
Рабочая программа для 7 класса....
Рабочая программа по биологии 8 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"
Рабочая программа по биологии включает пояснительную записку, тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии 9 класс по линии Пономарёва издательство "Вентана-Граф"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование...
Рабочая программа по истории 8 класс по линии учебно- методических комплексов "Сферы"
Данная рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа 7 и 9 класса для использования учебно-методического комплекта по алгебре авторов Г.В.Дорофеева и др. и УМК по геометрии Л.С.Атанасяна и др.
Рабочая программа 7 и 9 класса на 2017/2018 учебный год для использования учебно-методического комплекта по алгебре авторов Г.В.Дорофеева и др. и УМК по геометрии Л.С.Атанасяна и др....
Рабочая программа 9 класса по физике учебник Л.Э. Генденштейн, А.А. Булатова, И.Н. Корнильев, А.В. Кошкина
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми раз...