Рабочая программа учебного предмета "Физика" 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 – 9 классы, авторской программыЕ. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Разработана Запорожцевой О. И.. – учитель физики МБОУ Лосевская «СОШ №1»
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_fizike_9_klass.doc | 310.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено: на заседании ОМО учителей математики и физики Протокол № __ от «__» ________ 20__г Руководитель ОМО _________________ | Согласовано: На МС, руководитель _____ ________________ «___» _________ 20__г | Утверждаю: Директор школы: _____ _________________ «___» ____________ 20__г |
ОМО учителей математики и физики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
2 ступень обучения, 9 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 - 9 классы (базовый уровень) и государственного образовательного стандарта
Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория
с. Лосево
20__ г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7 – 9 классы, авторской программыЕ. М. Гутника, А. В. Пёрышкина «Физика» 7 – 9 классы и государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Разработана Запорожцевой О. И.. – учитель физики МБОУ Лосевская «СОШ №1»
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
- общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Ц е л и изучения физики.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
∙ освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
∙ овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
∙ воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
∙ применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Модификация: Л/Р разработаны учителем физики согласно стандарту проведения л/р в данном классе примерной программы и учебника, соответствуют количеству л/р для данной ступени.
Содержание образования
(68 часов, 2 часа в неделю)
Законы движения и взаимодействия тел (27 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Сила.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Механические колебания и волны. Звук (12 ч)
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации:
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты:
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити
Электромагнитное поле (14 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Электрогенератор.
Переменный ток.
Электромагнитные колебания. Скорость распространения электромагнитных волн.
Свет – электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Электромагнитная индукция.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение явления электромагнитной индукции.
Квантовые явления (15 ч)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации:
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение треков заряженных частиц по фотографии
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч.,
в том числе резерв 1 ч
Количество: К/Р: 4 Л/Р: 6 тест: 1
Сроки (примерн) | Тема | Кол-во часов | Кол-во л/р | Кол-во к/р |
Законы взаимодействия и движения тел | 27 | 1 | 2 | |
Механические колебания и волны. Звук. | 12 | 2 | 1 | |
Электромагнитное поле | 13 | 1 | 1 | |
Строение атома и атомного ядра | 15 | 2 | 0, тест | |
Резерв | 1 | |||
Всего | 68 | 6 | 5 |
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | Кол-во л/р | Кол-во к/р | дата | |
прим | факт | |||||
1 четверть (9 нед*2ч=18ч) | ||||||
1 | Механическое движение | 1 | ||||
2 | Траектория, путь и перемещение | 1 | ||||
3 | Прямолинейное равномерное движение | 1 | ||||
4 | Графическое представление движения | 1 | ||||
5 | Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | ||||
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | ||||
7 | Р/З: Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | ||||
8 | Р/З: Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | ||||
9 | Относительность механического движения | 1 | ||||
10 | Л/Р № 1: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | 1 | 1 | |||
11 | К/Р № 1: Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | 1 | 1 | |||
12 | Первый закон Ньютона | 1 | ||||
13 | Второй закон Ньютона | 1 | ||||
14 | Третий закон Ньютона | 1 | ||||
15 | Р/З: Законы Ньютона | 1 | ||||
16 | Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх | 1 | ||||
17 | Р/З: Свободное падение | 1 | ||||
18 | Закон всемирного тяготения | 1 | ||||
2 четверть (7 нед*2ч=14ч) | ||||||
19 | Сила тяжести и ускорение свободного падения | 1 | ||||
20 | Равномерное движение по окружности | 1 | ||||
21 | Р/З: Движение по окружности | 1 | ||||
22 | Движение искусственных спутников | 1 | ||||
23 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | ||||
24 | Р/З: Закон сохранения импульса | 1 | ||||
25 | Реактивное движение | 1 | ||||
26 | Обобщение: Механическое движение | 1 | ||||
27 | К/Р № 2: Законы динамики | 1 | 1 | |||
28 | Колебания | 1 | ||||
29 | Характеристики колебательного движения | 1 | ||||
30 | Л/Р № 2: Определение ускорения свободного падения | 1 | 1 | |||
31 | Л/Р № 3: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины | 1 | 1 | |||
32 | Превращения энергии при колебаниях. Резонанс. | 1 | ||||
3 четверть (10 нед*2ч=20ч) | ||||||
33 | Распространение колебаний в упругой среде. Волны | 1 | ||||
34 | Волны в среде | 1 | ||||
35 | Звуковые волны | 1 | ||||
36 | Высота и тембр звука. Громкость | 1 | ||||
37 | Распространение звука. Скорость звука | 1 | ||||
38 | Отражение звука. Эхо. | 1 | ||||
39 | К/Р № 3: Механические колебания и волны. | 1 | 1 | |||
40 | Магнитное поле | 1 | ||||
41 | Действие магнитного поля на проводник с током | 1 | ||||
42 | Индукция магнитного поля | 1 | ||||
43 | Р/З: Магнитное поле | 1 | ||||
44 | Явление эл/маг индукции. Л/Р № 4: Изучение явления эл/маг индукции | 1 | 1 | |||
45 | Самоиндукция | 1 | ||||
46 | Получение переменного эл тока. Эл/маг поле | 1 | ||||
47 | Эл/маг колебания | 1 | ||||
48 | Электромагнитная природа света | 1 | ||||
49 | Электромагнитная природа света | 1 | ||||
50 | Электромагнитная природа света | 1 | ||||
51 | Р/З: Эл/маг поле | 1 | ||||
52 | К/Р № 4: Электромагнитное поле | 1 | 1 | |||
4 четверть (8 нед*2ч=16ч) | ||||||
53 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Опыта Резерфорда | 1 | ||||
54 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 | ||||
55 | Р/З: Радиоактивные превращения | 1 | ||||
56 | Экспериментальные методы регистрации элементарных частиц | 1 | ||||
57 | Л/Р № 5: Изучение треков заряженных частиц по фотографии | 1 | 1 | |||
58 | Открытие протона и нейтрона | 1 | ||||
59 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | 1 | ||||
60 | Энергия связи. Дефект масс | 1 | ||||
61 | Р/З: Энергия связи. Дефект масс | 1 | ||||
62 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | 1 | ||||
63 | Ядерный реактор. Атомная энергетика | 1 | ||||
64 | Л/Р № 6: Изучение деления ядра атома урана по фотографии | 1 | 1 | |||
65 | Термоядерные реакции | 1 | ||||
66 | Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | ||||
67 | ТЕСТ: Строение атома и атомного ядра | 1 | 1 | |||
68 | Резерв | 1 |
График контрольных и лабораторных работ
Законы движения и взаимодействия тел
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 1: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | № 1: Равномерное и равноускоренное движение | ||
№ 2: Законы динамики |
Механические колебания и волны. Звук
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 2: Определение ускорения свободного падения при помощи маятника | № 3: Механические колебания и волны. Звук | ||
№ 3: Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины |
Электромагнитное поле
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 4: Изучение явления электромагнитной индукции | № 4: Электромагнитное поле |
Строение атома и атомного ядра
л/р | прим. сроки | к/р | прим. сроки |
№ 5: Изучение треков заряженных частиц по фотографиям | № 5: Строение атома и атомного ядра | ||
№ 6: Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков | Тест: Строение атома и атомного ядра |
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень):
В результате изучения физики ученик 9 класса должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, механическое движение, относительность движения, свободное падение, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
- смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, радиоактивные превращения атомных ядер
- использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
- выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
- решать задачи на применение изученных законов
- использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.
Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Список литературы
Учебно – методическая литература для учителя и учащихся:
1.Пёрышкин А. В., Гутник Е. М. Физика 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М,: Дрофа 2010
2.Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель В. И. Лукашик. – М,: Просвещение
2010
3. Сборник задач по физике 7 – 9 класс. / Составитель А. В. Пёрышкин, Н. В. Филонович. – М.: Экзамен 2004
Методические пособия
1.Поурочные разработки по физике 9 класс В. А. Волков, М.: Вако, 2007
2.Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- 1С: Репетитор. Физика 1.5. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
- Открытая физика. Часть 1 и 2. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы. CD-ROM. Компьютерные обучающие, демонстрационные и тестирующие программы.
Учебно-методический комплекс
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-9кл | 2010 | М. Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2010 | М.Просвещение |
3. | Л.А.Кирик | Самостоятельные и контрольные работы-9 класс | 2010 | М. Илекса |
4. | Е. М Гутник Э. И. Доронина Е.В. Шаронина | Примерное поурочное планирование к учебнику «Физика-9» А.В. Перышкина и Е.М. Гутник | 2010 | М. Дрофа |
5. | А.В. Перышкин | Сборник задач по физике | 2010 | М. Экзамен |
6. | А. В. Чеботарёва | Тесты по физике | 2010 | М. Дрофа |
7. | Е. А. Марон | Опорные конспекты и разноуровневые задания | 2013 | С-Петербург, Виктория плюс |
8. | Физика в формулах и схемах | 2013 | С-Петербург, Виктория плюс |
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.
№ | Тема | Часы | Тип урока | Элементы содержания | Средства обучения, демонстрации | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Д/З | дата |
I ч е т в е р т ь (9 нед*2ч = 18 ч) | |||||||||
Раздел I. З а к о н ы д в и ж е н и я и в з а и м о д е й с т в и я т е л (27 ч) | |||||||||
Тема 1. П р я м о л и н е й н о е р а в н о м е р н о е д в и ж е н и е (4 ч) | |||||||||
1 | Механическое движение | 1 | ИНМ | Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение | Демонстрация различных видов мех движения; равномерное прямолинейное движение | Знать понятия: механическое движение, система отсчёта, материальная точка, перемещение Уметь привести примеры мех движения | Физ диктант, Упр | 1 - 2 | |
2 | Траектории, путь и перемещение | 1 | Комб | Определение координаты движущегося тела | Схемы, таблицы по теме | Знать понятия: траектория, путь. Перемещение. Уметь объяснить их физический смысл | Физ диктант, Упр | 2 - 3 | |
3 | Прямолинейное равномерное движение | 1 | Комб | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | Графики движения | Знать понятия: прямолинейное равномерное движение Уметь описать и объяснить | С/Р, Упр | 4 | |
4 | Графическое представление движения | 1 | Комб | Построение графиков | Графики движения | Уметь строить графики Х(t), V(t) | С/Р, Упр | 4 | |
Тема 2. П р я м о л и н е й н о е р а в н о у с к о р е н н о е д в и ж е н и е (7 ч) | |||||||||
5 | Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | Комб | Перемещение и скорость | Равноускоренное движение (скатывание тележки с наклонной плоскости) | Знать понятия: мгновенная скорость, ускорение, равноускоренное движение Уметь описать, объяснить | Чтение графиков, Упр | 5 - 6 | |
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | Комб | Перемещение | Таблицы по теме | Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении | С/Р | 7 - 8 | |
7 | Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | Комб | Прямолин равноус движ | Таблицы по теме | Уметь решать графические задачи | С/Р | 6 – 8 | |
8 | Прямолинейное равноускоренное движение | 1 | Закр знан | Прямолин равноус движ | Таблицы по теме | Применяют изученные законы к решению комбинир задач | С/Р | 6 – 8 | |
9 | Относительность механического движения | 1 | Комб | Относительность движения | Относительность движения DVD | Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости | Работа с учебником | 9, упр | |
10 | Л/Р№1: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | 1 | Практикум | Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | Разбор выполнения работы | Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента) Умение работать по плану | Оформление работы, вывод | Подгот к к/р | |
11 | К/Р№1: Прямолинейное равномерное и равноускоренное движения | 1 | контроль | Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | Уметь решать задачи по теме | К/Р: чтение графиков, определение искомой величины | |||
Тема 3. З а к о н ы д и н а м и к и (16) | |||||||||
12 | Первый закон Ньютона | 1 | ИНМ | Первый закон Ньютона | Таблицы по теме. Явление инерции. | Знать содержание первого закона, понятие инерциальной системы отсчёта | Форнт опрос, тестирование | 10 | |
13 | Второй закон Ньютона | 1 | ИНМ | Второй закон Ньютона | Таблицы по теме. Второй закон Ньютона | Знать содержание второго закона, формулу, Единицы измерения физ величин в СИ Написать формулу и объяснить | Фронт опрос, тест, задачи | 11 | |
14 | Третий закон Ньютона | 1 | Комб | Третий закон Ньютона | Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона | Знать содержание третьего закона Написать формулу и объяснит | Фронт опрос | 12 | |
15 | Законы Ньюттона | 1 | Закр знан | Три закона Ньютона | Таблицы по теме | Знать границы применимости законов Ньютона, приводить примеры | Решен качеств задач | 10-12 | |
16 | Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх | 1 | Комб | Ускорение свободного падения | Свободное падении тел в трубке Ньютона | Объясняют свободное падение (физич смысл) | Работа с книгой, С/Р | 13-14 | |
17 | Р/З: Свободное падение | 1 | Закр знан | Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх | Сборники задач тесты карточки | Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном падении | С/Р | 13-14 | |
18 | Закон всемирного тяготения | 1 | Комб | Гравитационная постоянная | Таблицы по теме | Знать понятия: гравитационное взаимодействие, гравитац постоянная. Написать формулу и объяснить | С/Р, Упр | 15 | |
I I ч е т в е р т ь (7 нед* 2ч = 14 ч) | |||||||||
19 | Сила тяжести и ускорение свободного падения | 1 | Комб | Ускорение своб падения и сила тяжести на Земле и др небесных телах Планеты Солнечной системы | Таблицы по теме, явление тяготения. Невесомость | Знать зависимость ускор своб падения от широты и высоты над Землёй Знать зависимость силы тяжести от ускор своб падения | С/Р с книгой, фронт опрос | 16-17 | |
20 | Равномерное движение по окружности | 1 | Комб | Центростремительное ускорение | Направление скорости при равномерном движении по окружности | Знать: -природу, определение криволинейного движения, приводить примеры -физ величину, единицу измер периода, частоты и скорости | Работа с книгой, Упр | 18-19 | |
21 | Р/З: Движение по окружности | 1 | Закр знан | Равномерное движение по окружности | Сборники задач тесты карточки | Уметь применять знания при решении соответствующих задач | Качественные задачи | 18-19 | |
22 | Движение искусственных спутников | 1 | ИНМ | Первая космическая скорость Вторая и третья космич скорости | DVD ИСЗ | Уметь рассчитывать первую космическую скорость | С/Р, работа с книгой, упр | 20 | |
23 | Импульс. Закон сохранения импульса | 1 | Комб | Импульс. Закон сохранения импульса | Закон сохранения импульса | Знать понятия: импульс тела, импульс силы Написать формулы и объяснить | С/Р, упр | 21-22 | |
24 | Р/З: Закон сохранения импульса | 1 | Закр знан | Закон сохранения импульса | Сборники задач тесты карточки | Уметь применять знания при решении соответствующих задач | Реш задач | ||
25 | Реактивное движение | 1 | Комб | Ракеты Успехи в освоении космич пространства | Реактивное движение, запуск ракеты | Знать практическое использование закона сохранения импульса. | Физ дикт, работа с книгой | 23 | |
26 | Механическое движение | 1 | Закр знан | Механическое движение | Сводные таблицы | Обобщение и систематизация знаний | С/Р | Подгот к к/р | |
27 | К/Р № 2: Законы динамики | 1 | контроль | Законы динамики | ---- | Уметь применять знания при решении тповых задач | К/Р | ||
Раздел II. М е х а н и ч е с к и е к о л е б а н и я и в о л н ы. З в у к. (12 ч) | |||||||||
28 | Колебания | 1 | ИНМ | Свободные и вынужд колебания. Колебательные системы | Колебательное движение (тело на нити и пружине) | Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры | Работа с книгой, фронт опрос | 24-25 | |
29 | Характеристики колебательного движения | 1 | Комб | Период, частота, амплитуда, график колебаний. Гармонические колебания | Таблицы по теме, график колебаний | Знать уравнения колебательного движения. Написать формулу и объяснить | Фронт опрос, реш задач | 26-27 | |
30 | Л/Р № 2: Определение ускорения свободного падения | 1 | Практикум | Определение ускорения свободного падения одним из методов | ----- | Умение работать с оборудованием по предложенной схеме | Оформление работы, вывод | ||
31 | Л/Р № 3: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины | 1 | Практикум | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины | ----- | Умение работать с оборудованием по предложенной схеме | Оформление работы, вывод | ||
32 | Превращения энергии при колебаниях. Резонанс | 1 | Комб | Затухающие колебания. Вынужденные колебания | Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии | Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела | Работа с книгой, С/Р, Упр | 28-30 | |
I I I ч е т в е р т ь (10 нед* 2ч = 20 ч) | |||||||||
33 | Распространение колебаний в упругой среде. Волны. | 1 | ИНМ | Виды волн. Характеристики волн. Распространение колебаний в упругой среде. | DVD Колебания в среде, волны и их виды | Знать определения механических волн. Основные характеристики волн. | Фронт опрос, упр | 31-33 | |
34 | Волны в среде | 1 | Комб | Волны в среде | Знать характер распространения колебат процессов в трёхмерном пространстве | Беседа по вопросам § | 33 | ||
35 | Звуковые волны | 1 | Комб | Источники звука. Звуковые колебания | DVD Звуковые волны | Знать понятие «звуковые волны», привести примеры | Фронт опрос | 34 | |
36 | Высота и тембр звука. Громкость звука | 1 | Комб | Высота и тембр звука. Громкость звука | DVD Характеристики звуковых волн | Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость | Беседа по вопросам | 35-36 | |
37 | Распространение звука. Скорость звука. | 1 | Комб | Распространение звука. Скорость звука. | DVD Распространение звука | Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах | Беседа по вопросам | 37-38 | |
38 | Отражение звука. Эхо. | 1 | Комб | Звуковой резонанс Ультразвук. Инфразвук. Интерференция звука | DVD Отражение звука. Эхо. Интерференция звука | Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить | С/Р решение задач | 39-40, 41, 42 | |
39 | К/Р № 3: Механические колебания и волны | 1 | контроль | Механические колебания и волны . | Уметь решать задачи по теме | К/Р | |||
Раздел III. Э л е к т р о м а г н и т н о е п о л е (14 ч) | |||||||||
40 | Магнитное поле | 1 | ИНМ | Графическое изображение маг поля. Однородное и неоднородное маг поле. Направление линий маг поля | Таблицы по теме. Опыты по взаимодействию магнитов. Опыт с железными опилками. | Знать понятие «маг поле». Понимать структуру маг поля, уметь объяснять на примерах графиков рисунков, знать правило буравчика | Эвристич беседа по вопросам. Решение качест зад | 42-44 | |
41 | Действие маг поля на проводник с током и заряженную частицу | 1 | Комб | Правило левой руки (сила Ампера и Лоренца) | Таблицы по теме. Действие маг поля на проводник с током | Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл), уметь определять их направление | Беседа по вопросам с примерами р/з, С/Р | 45 | |
42 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток | 1 | Комб | Линии маг индукции | Таблицы по теме, опыты с магнитами разной силы и гвоздиками | Знать силовую характеристику маг поля | С/Р | 46 - 47 | |
43 | Р/З: Магнитное поле | 1 | Закр знан | Количественная характеристика маг поля | Таблицы по теме, пакеты с заданиями | Уметь решать задачи на применение силы Ампере и Лоренца, рассчитывать индукцию маг поля, определять направление линий маг поля | Решение задач | ||
44 | Явление электромагнитной индукции | 1 | ИНМ | Направление индукционного тока. Правило Ленца | Таблицы по теме, явление ЭМИ, опыт с алюминиевым кольцом | Знать что представляет собой ЭМИ, правило Ленца и его применение (для направления индукционного тока) | Эвристическая беседа, С/Р, Р/З, работа с книгой | 48 - 49 | |
45 | Л/Р № 4: Изучение явления эл/маг индукции | 1 | Практикум | Явление эл/маг индукции | ------ | Умение работать с оборудованием по предложенной схеме. | Оформление работы, вывод | ||
46 | Самоиндукция | 1 | Комб | Индуктивность | Таблицы по теме, явление самоиндукции | Знать о явлении самоиндукции и представлять, что такое «индуктивность» | Эврист бес, формулир выводов из опытов, р/з | 50 | |
47 | Получение переменного эл тока . Электромагнитное поле | 1 | Комб | Трансформатор. Электромагнитные волны. Шкала эл/маг волн | Таблицы по теме, генератор постоянного тока, шкала эл/маг волн | Знать способы получения эл тока. Уметь объяснить. Знать понятие «эл/маг поле» и условия его существования. Понимать механизм возникновения эл/маг волн. Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры | Беседа, С/Р, работа с книгой, выступления, работа со шкалой эл/маг волн | 51 - 53 | |
48 | Электромагнитные колебания | 1 | ИНМ | Конденсатор. Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения | Таблицы по теме, конденсатор, колебательный контур, принципы радиосвязи | Знать устройство простейшего конденсатора и понятие «ёмкость», знать, что представляет собой колебательный контур и механизм возникновения эл/маг колебаний, а также принципы радиосвязи (модуляция и детектирование) | Беседа, работа с книгой, таблицами и схемами, р/з | 54 – 56 | |
49 | Электромагнитная природа света | 1 | ИНМ | Преломление света. Показатель преломления света | Таблицы по теме, преломление света | Знать историческое развитие взглядов на природу света. Знать закон преломления света и физический смысл показателя преломления света | Беседа, работа с книгой, Р/З | 58-59 | |
50 | Электромагнитная природа света | 1 | ИНМ | Дисперсия света. Цвета тел. Интерференция света. Опыт Юнга и Ньютона | Таблицы по теме, дисперсия и интерференция света, цвета в природе | Знать понятие интерференция и дисперсия света, спектр | Беседа, работа с книгой, р/з | 57, 60 | |
51 | Электромагнитная природа света | 1 | ИНМ | Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами | Таблицы по теме, спектроскоп, типы спектров | Знать типы оптических спектров, что такое спектральный анализ и механизм поглощения и испускания света атомами (теория Бора) | Беседа, работа с книгой, | 61 - 64 | |
52 | К/Р № 4: Электромагнитное поле | 1 | контроль | Электромагнитная природа света | ----- | Систематизация знаний по теме | К/Р | ||
IV четверть (8 нед* 2 ч = 16 ч) | |||||||||
Раздел IV. С т р о е н и е а т о м а и а т о м н о г о я д р а, и с п о л ь з о в а н и е э н е р г и и а т о м н ы х я д е р (15) | |||||||||
53 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Опыты Резерфорда | 1 | ИНМ | Виды и характеристика радиоактивного излучения. Модели атома | Таблицы по теме, модель опыта Резерфорда | Знать α-, β-, γ-лучи (природу). Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях | Беседа по вопросам, С/Р, работа с книгой | 65 - 66 | |
54 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 | Комб | Состав атомного ядра. Правило смещения | Таблицы по теме | Знать природу радиоактивного распада и его закономерности. Знать состав атомного ядра | Физ дикт | 67, 71, | |
55 | Р/З: Радиоактивные превращения | 1 | Закр знан | Решение задач | Таблицы по теме | Уметь решать задачи по теме | Физ дикт, р/з, тесты .. | ||
56 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц | 1 | Комб | Счётчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера | Приборы для регистрации элементарных частиц: счётчик Гейгера, камера Вильсона | Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений | Работа с книгой, тест | 68 | |
57 | Л/Р № 5: Изучение треков заряженных частиц по фотографии | 1 | Практикум | Изучение треков заряженных частиц по фотографии | ----- | Умение работать с оборудованием по предложенной схеме. | Оформление работы, вывод | ||
58 | Открытие протона и нейтрона | 1 | Комб | Открытие протона и нейтрона | Таблицы по теме | Знать историю открытия протона и нейтрона | Беседа по вопросам | 69-70 | |
59 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | 1 | Комб | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс | Таблицы по теме | Знать, что представляют собой ядерные силы, дефект масс, формулу её определения. Знать понятие «прочность атомных ядер» | Беседа, работа с учебником, р/з | 72, 73 | |
60-61 | Р/З: Энергия связи, дефект масс | 2 | Закр знан | Решение задач | Сборник задач | Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс | Физ дикт, р/з, тесты .. | ||
62 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | 1 | Комб | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции | DVD Деление ядра урана, цепные реакции | Понимать механизм деления ядер урана | С/Р | 74, 75 | |
63 | Ядерный реактор. Атомная энергетика | 1 | Комб | Критическая масса | DVD Ядерный реактор | Знать устройство ядерного реактора | Физ дикт, беседа по вопросам | 76, 77 | |
64 | Л/Р № 6: Изучение деления ядра атома урана по фотографии | 1 | Практикум | Изучение деления ядра атома урана по фотографии | ----- | Умение работать с оборудованием по предложенной схеме. | Оформление работы, вывод | ||
65 | Термоядерные реакции | 1 | Комб | Термоядерные реакции | DVD Термоядерные реакции | Знать условия протекания, применение термоядерной реакции | тест | 79 | |
66 | Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | Комб | Доза излучения. Получение и применение радиоактивных изотопов | Таблицы по теме | Знать правила защиты от радиоактивных излучений | Беседа | 78 | |
67 | Тест: Строение атома и атомного ядра | 1 | контроль | Строение атома и атомного ядра | тест | Уметь решать задачи по теме | тест | ||
68 | Итоговый урок | 1 | Закр знан | Подведение итогов(урок – игра) | Обобщение и систематизация полученных знаний (в виде игры) | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...