Разработка урока по теме: "Свойства паров, жидкостей и твердых тел"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Полянин Сергей Борисович

 

         Цели урока: проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатных состояниях вещества; проверить умение применять теоретические знания к качественным и количественным задачам; способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества учащихся.

Задачи урока: повторить изученный материал; прививать умения слушать ответы учащихся, навыки самостоятельной и групповой работы; развивать познавательный интерес учащихся, учить видеть связь между физикой и окружающей жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_svoystva_parovzhidkosteytverdyh_tel.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Свойства паров, жидкостей и твердых тел» (10кл.)

ПОЛЯНИН СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ - учитель физики.

КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» г. Рубцовск

 

        Цели урока: проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатных состояниях вещества; проверить умение применять теоретические знания к качественным и количественным задачам; способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества учащихся.

Задачи урока: повторить изученный материал; прививать умения слушать ответы учащихся, навыки самостоятельной и групповой работы; развивать познавательный интерес учащихся, учить видеть связь между физикой и окружающей жизнью.

Тип урока: урок-конференция.

Подготовительный этап: за неделю до зачета учащимся предлагаются вопросы по трем вариантам.

I вариант. «Газы».

  1. Доказать утверждение: «Без газообразного состояния вещества нет жизни на Земле».
  2. Процессы парообразования и конденсации.
  3. Насыщенный пар, его свойства.
  4. Сжижение газов. Использование в технике.
  5. Влажность воздуха.
  6. Тепловое расширение газов.

II вариант. «Жидкости».

  1. Доказать утверждение: «Без жидкого состояния вещества нет жизни на Земле».
  2. Поверхностный слой жидкости.
  3. Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом.
  4. Капиллярные явления. Использование в природе, технике, в быту.
  5. Внутреннее трение в жидкости.
  6. Тепловое расширение жидкостей.

III вариант. «Твердые тела»

  1. Доказать утверждение: «Без твердого состояния вещества нет жизни на Земле»
  2. Свойства кристаллов.
  3. Аморфные тела, их свойства.
  4. Жидкие кристаллы, их свойства.
  5. Упругие свойства твердых тел. Виды деформации.
  6. Тепловое расширение твердых тел.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя, представление команд, консультантов.
  3. Обсуждение теоретических вопросов.
  4. Обсуждение практических вопросов.
  5. Подведение итогов.
  6. Заключительное слово учителя.

ХОД УРОКА

        На доске написано: тема урока, типы конкурсов, соответствие между набранными баллами и оценкой, а также эпиграф.

…Пора чудес пришла, и нам

Подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете.

                               Уильям Шекспир.

Вступительное слово учителя: Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас – повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ, окружающие нас не только в физической лаборатории, но и в повседневной жизни, любые вещества могут находится всего в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Кроме того происходят знакомые переходы вещества из одного состояния в другое: замерзая, вода становится твердым льдом, при нагревании она испаряется, превращаясь в водяной пар. И на последних уроках мы отвечали на неизбежно возникающий вопрос: почему все это происходит? Сегодня мы проверим, какова глубина вашего понимания основных вопросах об агрегатных состояниях вещества, и на сколько вы умеете применять полученные знания при решении не совсем обычных теоретических и практических заданий.

        Зачет состоит из трех туров, на каждом из которых можно заработать от 5 до 10 баллов.

1 тур – философский, 1-5 баллов;

2 тур – физический, 1-10 баллов;

3 тур – математический, 1-5 баллов.

Помощь консультантов – 2 балла.

Таким образом, с учетом общего количества баллов вы можете получить :

«Отлично», если вы набрали 18-20 баллов;

«Хорошо», если вы набрали 14-17 баллов;

«Удовлетворительно», если вы набрали 9-13 баллов.

        

        Класс делится заранее на три группы, каждая выбирает капитана и консультанта из числа хорошо успевающих учеников. Последние будут производить подсчет баллов и помогать в случае необходимости командам. Команды должны «заплатить» по 2 балла за каждую консультацию или помощь. Вариант определяет жребий, аналогично – задание для каждой группы.

        Итак, мы начинаем зачет с первого тура.

1 тур - ФИЛОСОФСКИЙ

        Учитель физики. Каждая команда получила задание аргументировано объяснить или  попытаться доказать утверждение: «Без газообразного, жидкого или твердого состояний вещества нет жизни на Земле». Нам осталось выяснить, какой вариант получит каждая команда. Мы приглашаем капитанов команд и по жребию каждый определяет очередность своего выступления.

        Капитаны по жребию определяют порядок выступления, раздаются задания на все туры. (См. приложения №1,2,3). Каждая команда доказывает утверждение своего варианта, отвечая на вопрос: «Без … состояния вещества нет жизни на Земле». Это выступление должно быть полетом мысли, плодом логических рассуждений, фантазии учащихся. Консультанты оценивают по баллам выступления учащихся, учитывая оригинальность ответов, максимум 5 баллов.

2 тур – ФИЗИЧЕСКИЙ

Учитель физики. Второй тур позволит выяснить, какова глубина ваших знаний основных вопросов об агрегатных состояниях вещества, о сути процессов, протекающих при переходе вещества из одного агрегатного состояния  в другое, а также выявить понимание природы свойств различных агрегатных состояний и значение этих процессов в природе и технике. Ответы должны быть краткими и лаконичными. Итак, первая группа, определив между участниками вопросы отвечают по плану:

  1. Процессы парообразования и конденсации.
  2. Насыщенный пар, его свойства.
  3. Сжижение газов. Использование в технике.
  4. Влажность воздуха.
  5. Тепловое расширение газов.

Выступление учащихся первой группы. Консультант оценивает выступление, учитывая рациональность изложения ответов, общее количество баллов 2 тура не более 10.

Учитель физики. Вторая группа также отвечает на вопросы, распределив их между участниками команды по плану:

  1. Поверхностный слой жидкости.
  2. Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом.
  3. Капиллярные явления. Использование в природе, технике, в быту.
  4. Внутреннее трение в жидкости.
  5. Тепловое расширение жидкостей.

Выступление учащихся второй группы. Консультант оценивает выступление,  учитывая рациональность изложения ответов, общее количество баллов 2 тура не более 10.

Учитель физики. И, наконец, теоретическое выступление третьей команды, которая также отвечает на вопросы, распределив их между участниками по плану:

1.Свойства кристаллов.

  1. Аморфные тела, их свойства.
  2. Жидкие кристаллы, их свойства.
  3. Упругие свойства твердых тел. Виды деформации.
  4. Тепловое расширение твердых тел.

Выступление учащихся третьей группы. Консультант оценивает выступление, учитывая рациональность изложения ответов, общее количество баллов 2 тура не более 10.

Учитель физики. Второй тур закончился, и сейчас консультанты объявят результат первых двух туров.

        Консультанты, подсчитав общее количество заработанных баллов, оглашают результат.

3 тур – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ.

Учитель физики. Каждая группа должна правильно решить задачу, объяснив решение.

  1. Вечером на берегу озера при температуре 18 оС относительная влажность воздуха равна 75 %. При какой температуре к утру можно ожидать появление тумана?

Дано:

t1=18 оС

φ = 0,75

 pо=15,4 ∙ 10-3 кг/м3

 t < tp

Решение:

Роса выпадает, если абсолютная влажность воздуха будет больше плотности насыщенных водяных паров.  Определим абсолютную влажность при 18 оС.

   φ =p/p0,     p = φ  p0

   p = 0,75 ∙ 15,4 ∙ 10-3 кг/м3 = 11,55 ∙ 10-3 кг/м3  

Таким образом, p = 11,55 ∙ 10-3 кг/м3 соответствует  

 t = 13 оС, при которой и образуется туман.

Ответ: 13 оС

tp  = ?

  1. Под каким давлением находится воздух в воздушном пузырьке радиусом 2 мм в воде на глубине 50 см, если атмосферное давление 105 Па?

Дано:

r = 2 ∙ 10-3 м

h = 0,5 м

p1 = 105 Па

Ŏ = 72 ∙ 10-3 Н/м

ρ = 103 кг/м3

g = 9,8 м/с2

Решение:

Согласно закону Дальтона, общее давление определяется как сумма атмосферного p1, гидростатического p2 и лапласовского давлений p3:

p = p1 + p2 + p3

p2 = ρ g h

p3 = 2 Ŏ/r

p = p1 + ρ g h + 2 Ŏ/r

p = 105 Па  + 103 кг/м3  ∙ 9,8 м/с2 ∙ 0,5 м +

+ 2 ∙ 72 ∙ 10-3 Н/м/2 ∙ 10-3 м = 105044 Па ≈ 105 кПа

Ответ: 105 кПа

p = ?

  1. Каково должно быть наименьшее сечение стальной проволоки длиной 4,2  м, чтобы при действии растягивающей силы, равной 10 кН, ее абсолютное удлинение не превышало 0,6 см? Модуль Юнга стали 220 ГПа.

Дано:

ℓ = 4,2 м

F = 104 Н

∆ℓ = 6 ∙ 10-3 м

Е = 2,2 ∙ 1011 Па

Решение:

По определению: Ŏ = F/S

По закону Гука: Ŏ = Еσ = Е∆ℓ/ℓ

Приравнивая, получим: S = Fℓ/E∆ℓ

S = 104 Н ∙ 4,2 м / 2,2 ∙ 1011 Па ∙ 6 ∙ 10-3 м =

= 31,8 ∙ 10-6 м2

Ответ: 31,8 ∙ 10-6 м2

S min = ?

Учитель физики. Консультанты проверяют правильность решения задач и подводят общий итог за три тура. Наша работа подошла к завершению. Итогом работы каждого ученика является итог группы, то есть та оценка, которую вы получили в соответствии с набранными баллами.

        

        Оглашение результатов зачета. Консультанты, посовещавшись, выносят объективные оценки командам и  аргументируют их.

А завершить наш урок я бы хотел словами Конфуция:

«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».

        Не важно, каким путем человек получает истинные знания, важен результат. Я надеюсь, что сегодня вы получили именно этот результат, которого ожидали.

Домашнее задание: § 23.


Приложение 1.

I вариант. «Газы».

1 тур. Философский: Доказать утверждение: «Без газообразного состояния вещества нет жизни на Земле».

2 тур. Физический. Подготовить краткие ответы на вопросы:

1. Процессы парообразования и конденсации.

  1. Насыщенный пар, его свойства.
  2. Сжижение газов. Использование в технике.
  3. Влажность воздуха.
  4. Тепловое расширение газов.

3 тур. Математический. Решить задачу, объяснив решение.

Вечером на берегу озера при температуре 18 оС относительная влажность воздуха равна 75 %. При какой температуре к утру можно ожидать появление тумана?

Дано:

t1=18 оС

φ = 0,75

 pо=15,4 ∙ 10-3 кг/м3

 t < tp

tp  = ?


Приложение 2.

II вариант. «Жидкости».

1 тур. Философский: Доказать утверждение: «Без жидкого состояния вещества нет жизни на Земле».

2 тур. Физический. Подготовить краткие ответы на вопросы:

     1. Поверхностный слой жидкости.

  1. Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом.
  2. Капиллярные явления. Использование в природе, технике, в быту.
  3. Внутреннее трение в жидкости.
  4. Тепловое расширение жидкостей.

3 тур. Математический. Решить задачу, объяснив решение.

Под каким давлением находится воздух в воздушном пузырьке радиусом 2 мм в воде на глубине 50 см, если атмосферное давление 105 Па?

Дано:

r = 2 ∙ 10-3 м

h = 0,5 м

p1 = 105 Па

Ŏ = 72 ∙ 10-3 Н/м

ρ = 103 кг/м3

g = 9,8 м/с2

p = ?


Приложение 3.

III вариант. «Твердые тела»

1 тур. Философский: Доказать утверждение: «Без твердого состояния вещества нет жизни на Земле»

2 тур. Физический. Подготовить краткие ответы на вопросы:

      1. Свойства кристаллов.

  1. Аморфные тела, их свойства.
  2. Жидкие кристаллы, их свойства.
  3. Упругие свойства твердых тел. Виды деформации.
  4. Тепловое расширение твердых тел.

3 тур. Математический. Решить задачу, объяснив решение.

Каково должно быть наименьшее сечение стальной проволоки длиной 4,2  м, чтобы при действии растягивающей силы, равной 10 кН, ее абсолютное удлинение не превышало 0,6 см? Модуль Юнга стали 220 ГПа.

Дано:

ℓ = 4,2 м

F = 104 Н

∆ℓ = 6 ∙ 10-3 м

Е = 2,2 ∙ 1011 Па

S min = ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Разработка урока на тему:"Свойства логарифмов" и презентация к уроку.

Урок для учащихся десятого класса. На уроке применяется технология проблемного обучения. Урок с применением электронных ресурсов, созданных самостоятельно....

Разработка урока по теме "Свойства белков"

Урок изучения нового материала.Деятельность учащихся на уроке организована в виде  самостоятельной работы (с текстами пакетов информации), парной (выполнение лабораторных опытов), гру...

разработка урока по теме "Свойства и график показательной функции"

Урок    по теме "Свойства и график показательной функции"  проведен в форме защиты проектов.    Данная форма проведения урока   способствует активизации деятельности студ...

Разработка урока по теме"Свойства дроби"(ФГОС)

продолжить формировать понятие вычитания натуральных чисел, сформировать представление о способах вычитания суммы из числа и числа из суммы ; применять  полученные навыки для решения уравне...