разработка урока по теме "Свойства функций"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
гимназия № 271
Красносельского района ул. Кузнецова, 25 к.3,4
Методическая разработка урока
по теме:
«Свойства функций»
9 класс (общеобразовательный)
Учитель: Нечаева Ирина Юрьевна
контактный телефон: 8 962 717 38 06
Цели урока:
- Обучающие:
- Обобщить и систематизировать знания по теме «Функции»
- Формировать
- навык работы с тестами различных видов
- умение самопроверки и самооценки
- умение грамотно и чётко выражать собственную мысль с применением математических терминов
- умение «читать» графики функций
2. Развивающие:
- Развивать:
- умение слушать, задавать корректные вопросы по теме
- умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать
- сообразительность, алгебраическую интуицию, память, внимание, аккуратность
- уверенность в собственных силах
- Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к делу, уважение друг к другу
Содержание учебного материала:
Понятие функции, способы задания функций, область определения функции, множество значений функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значение функции, линейная функция, её график, квадратичная функция, её график, парабола, координаты вершины параболы, обратная пропорциональность, её график, гипербола, нули функции, чётные и нечётные функции, промежутки знакопостоянства, линейные, квадратные и дробно-рациональные уравнения и неравенства, системы неравенств.
Используемая технология: технология коммуникативного обучения
Методы, используемые на уроке:
- Беседа (по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся)
- Словесные, наглядные (по источнику получения знаний)
- Репродуктивный, частично-поисковый (по степени активности познавательной деятельности учащихся)
- Аналитический (по логичности подхода)
- Закрепления знаний (по дидактической цели)
Средства, используемые на уроке:
Дидактические материалы, раздаточный материал, компьютерная презентация, цветные ручки
Этапы урока:
- Организационный момент
- Постановка домашнего задания
- Устная и письменная работа, фронтальная и индивидуальная работа
- Тестирование (индивидуальная работа)
- Подведение итогов урока, оценивание учащихся (рефлексия)
При подготовке к уроку учитель руководствовался принципами: доступности изложения учебного материала, его научности, учёта психолого-возрастных особенностей учащихся, важности учебного материала
Ход урока:
Слайд 1 (приложение 3)
Учитель: Здравствуйте. Тема урока «Свойства функций». Сегодня мы вспоминаем понятие функции, виды функций, их свойства, а также графики. Перед тем, как мы начнём работу, запишите домашнее задание. Каждому выдана карточка со своим вариантом (приложение 1)
Учитель: Сформулируйте определение функции.
Ученик: Если каждому значению х из некоторого множества чисел поставлено в соответствие единственное число у, то на этом множестве задана функция у(х).
Учитель: Какой из чертежей может служить графиком функции и почему?
Слайд 2 (приложение 3)
Ученик: 2 и 5, т.к. на 1, 3 и 4 чертеже найдётся такое значение х, которому соответствует 2 значения у, что противоречит определению функции.
Проверка по слайду 3 (приложение 3)
Учитель: Сейчас я вам предлагаю заполнить пустые графы в таблице. Работаете самостоятельно. (У каждого ученика на парте лежит незаполненная таблица).
Учитель: Проверяем. Если верно, ставите +, если неверно, то исправляете.
Слайд 4 (приложение 3)
Учитель: Теперь, когда мы вспомнили названия функций, формулы, их задающие, и название графиков функций, поговорим о свойствах функций. Какие свойства функций вы знаете? (ученики перечисляют)
Слайд 5 (приложение3)
Учитель: Запишите в тетрадь названия всех свойств функций. Что называется областью определения функции?
Ученик: Областью определения функции у(х) называется множество значений,
которые может принимает независимая переменная х (аргумент).
Слайд 6 (приложение3)
Учитель: Найдите области определения данных функций. Ответы запишите кратко без пояснений. К доске вызывается ученик для записи ответов:
1) R; 2) R; 3) х≠0; 4) х≥-1; 5) х≠2 6) х>5 в) R
Учащиеся проверяют, ставят + или исправляют, задают вопросы ученику, который работал у доски.
Ученик: Как записать ответ на 5-ый вопрос, используя промежутки?
Ответ: (-∞;2);(2;+∞)
Учитель: Верно, молодец. Отметка 5. А теперь вам предлагается письменное задание на нахождение области определения функции. Вариант 1 выполняет задание 1, вариант 2 –задание 2. К доске пойдут два ученика, которые первыми выполнят задание.
Слайд 7 (приложение 3)
Решение, выполненное первым учеником на доске:
1) ≥0; х²-5х+4=0;
х = 1; х = 4 (сумма коэффициентов уравнения равна 0)
- + - +
х 0 ≤ х<1; х>4
0 1 4 Ответ: 0 ≤ х<1; х>4
Решение, выполненное вторым учеником:
2) 2 – 13х – 7х² > 0; 2 – 13х – 7х² = 0; -7х² - 13х + 2 = 0
;
- + -
-2 х -2<х< Ответ:
Учитель: (обращаясь к учащимся класса)
Какие вопросы вы хотите задать ребятам?
Учащиеся: Вопросы ученику, выполнявшему задание №1:
1) Почему на луче две точки, соответствующие числам 1 и 4 выколоты, а точка, соответствующая числу 0 заштрихована? (Т.к. 1 и 4 обращают знаменатель в 0, а он равным быть 0 не может).
2) Как называется способ решения неравенства? ( Неравенство решено методом интервалов)
Учащиеся: Вопросы ученику, выполнявшему задание №2:
1) Почему решаешь строгое неравенство? ( Т.к. квадратный корень стоит в знаменателе, то подкоренное выражение должно быть строго положительно)
2) Как расставлял знаки на промежутках? (На правом промежутке знак совпадает со знаком старшего коэффициента квадратного трёхчлена. Старший коэффициент отрицательный (-7). Далее знаки чередуются)
Учитель ставит отметки за решение на доске и даёт по 1 баллу тем ученикам, которые задавали вопросы.
Учитель: Что называется множеством значений функции?
Ученик: Множеством значений функции у(х) называется множество значений, которые может принимать зависимая переменная у.
Слайд 8 (приложение 3)
Учитель: Вариант 1 выполняет задания 1 и 3, а вариант 2 – задания 2 и 4. Ученики работают самостоятельно.
Слайд 9 (приложение 3)
Учитель: Проверяем. Если выполнили верно, ставим карандашом +, если неверно, то исправляем.
Учитель: Дайте определение возрастающей и убывающей функции.
Ученик: Функция у(х) называется возрастающей на промежутке, если для всех и из этого промежутка, таких, что < выполняется неравенство у()<у(), т.е. большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Функция называется убывающей на промежутке, если большему значению аргумента из этого промежутка соответствует меньшее значение функции.
Слайд 10 (приложение3)
Ученик: Первая функция линейная. Она возрастает на всей области определения. Вторая функция квадратичная. Она убывает при х≤1, возрастает при х ≥1. Третья функция задаёт обратную пропорциональность. Она убывает на всей области определения, т.е. при х≠0.
Учитель: Верно. (Ученик получает 1 балл за правильный ответ).
Слайд 11 (приложение3)
Ученики работают в тетрадях, выписывают номера функций.
Учитель: Проверка..
Слайд 12 (приложение3)
Учитель: Почему функции 4 и 8 не вошли в ответ?
Ученик: Это квадратичные функции. Они не являются возрастающими или убывающими на всей области определения.
Учитель: Выберите линейные функции.
Ученик: 1, 2, 3, 5, 7, 10.
Учитель: От чего зависит возрастает линейная функция или убывает?
Ученик: От знака коэффициента. Если к>0, то линейная функция возрастает, а если к <0, то она убывает.
Учитель: Верно. (Ученик получает 1 балл). Как называются функции, которые вы ещё выписали в ответ? И от чего зависит возрастание и убывание этих функций?
Ученик: Функции, задающие обратную пропорциональность – 6 и 9. если к>0, то функция убывающая, если к <0, то функция возрастающая.
Учитель: Правильно. (Ученик получает 1 балл). А теперь поговорим о чётности и нечётности функций. Дайте определение чётной функции.
Ученик: Функция у(х) называется чётной, если её область определения симметрична относительно 0 и для любого х из области определения выполняется равенство у(-х) = у(х).
Учитель: Правильно. (Ученик получает 1 балл). В чём отличие нечётной функции от чётной?
Ученик: В равенстве у(-х) = - у(х) для нечётной функции.
Учитель. Верно. (Ученик получает 1 балл). Вспомните, как по графику определить чётность функции.
Слайд 13 (приложение3)
Ученик: Если график функции симметричен относительно оси Оу, то функция является чётной, если график симметричен относительно начала координат, то функция нечётная. На 1 и 4 рисунках изображены графики чётных функций, а на 3 рисунке – график нечётной функции.
Учитель: Согласна. (1 балл) Но мы должны уметь выяснять чётная функция или нечётная не только в случае графического способа задания функции, но и в случае аналитического способа задания. Какой способ называется аналитическим?
Ученик: Аналитический способ задания функции – задание формулой.
Слайд 14 (приложение 3)
Учитель: К доске идёт ученик, выписывает соответствие, которое у него получилось и даёт необходимые объяснения.
Ученик: 1 – А 2 – В 3 - Б Т.к. область определения последней функции не симметрична относительно 0, то она не является чётной и не является нечётной функцией. Области определения первой и второй функций симметричны относительно 0. Исследуем их на чётность и нечётность.
1) у(-х) =у(х), значит функция чётная (1 – А)
2) у(-х) = 3(-х)³ + 5(-х) = -3х³ - 5х = - (3х³+5х) = -у(х), значит функция нечётная (2 – В)
Учитель: Молодец, отметка 5. Какое свойство функции мы ещё сегодня не повторили?
Ученик: Промежутки знакопостоянства.
Учитель: Вы знаете, чтобы найти промежутки знакопостоянства, надо найти, при каких значениях х функция принимает значения одинакового знака. К доске
Найдите, при каких значениях х функция у= принимает неотрицательные значения.
Решение, приведённое учеником на доске:
+ - + -
≥0; х
-3 1 3
Ответ: (- ∞; -3); (1;3)
Учитель: Какие есть замечания по решению?
Ученик: Почему выколоты точки -3 и 3? Ведь знак неравенства нестрогий, а эти числа обращают числитель в 0.
Учитель: Верно. Выйди, пожалуйста, к доске и исправь ошибку.
Ученик:
+ - + - Ответ: (- ∞; -3]; (1;3]
-3 1 3 х
Учитель: Правильно, молодец, получаешь 1 балл. Ещё есть вопросы?
Ученик: Можно ответ записать не промежутком, а неравенством?
Учитель: Можно. Выйди к доске, напиши свой вариант ответа.
Ученик: х≤-3; 1<х≤3.
Слайд 15 (приложение 3)
Учитель: Хорошо. А теперь поработаем с графиками функций. Колонка 1 работает
по графику 1, средняя колонка – по графику 2, колонка у окна – по графику 3.
Учитель: От каждого варианта вызывается к доске ученик, который записывает ответ.
Ученик 1: у>0 при х>0; у<0 при х<0, у = 0 ни при каких значениях х.
Ученик 2: у>0 при х<3; у<0 при х>3, у = 0 при х = 3.
Ученик 3: у>0 при х<-4, х>2; у<0 при -4<х<2, у = 0 при х = -4. х = 2.
Учитель: Проверили. Поставили + или исправили ошибки.(Ученики у доски получают по 1 баллу). Как для второй функции называется число 3, а для третьей числа -4 и2?
Ученик: Нули функции.
Учитель: Кто может сформулировать определение нуля функции?
Ученик: Нулём функции называется значение х, при котором функция принимает значение, равное 0.
Учитель: Молодец. Верно. Сейчас вам предлагается выполнить небольшой тест. Время работы – 5 минут. За 5 верно выполненных заданий отметка 5, за 4 задания отметка 4, за 3 задания отметка 3. (Приложение 2)
Учитель: Работы сдаём. Результаты теста вы узнаете на следующем уроке.
Сегодня мы с вами вспомнили свойства функций, поработали с функциями, которые заданы и аналитически, и графически. Дома в процессе выполнения задания вы ещё раз повторите материал этого и предыдущих уроков. Возьмите цветные ручки и подведите черту под вашей работой в тетради красным цветом, если сегодня на уроке вы чувствовали себя комфортно, если вам было понятно то, о чём мы говорили, синим цветом - если вы испытывали некоторые неудобства или в темпе урока, или в решении заданий или в объяснении и чёрным цветом – если вам было очень трудно и вы считаете, что вам эти знания не пригодятся. Урок окончен. Спасибо за работу.
Приложение 1
Домашнее задание по теме «Функции. Свойства функций»
Вариант 1
1. Найти область определения функции:
а) у=х²-5х+4 ; б) ; в) .
2. Найти нули функции: у=6-5х²-х.
3. Построить график функции у=0,5х+4. При каких значениях х значения функции отрицательны? Возрастает или убывает функция? Проверить, является ли функция чётной или нечётной.
Вариант 2
1. Найти область определения функции:
а) ; б) ; в) .
2. Найти нули функции: у=х³+3х²-4х.
3. Не выполняя построения графика, найти множество значений функции
у=-х²-4х-5.
4. Построить график функции . Определить, при каких значениях х значения функции положительны. Найти область определения и множество значений функции. Доказать, что функция является нечётной. Найти промежутки убывания функции.
Вариант 3
1. Найти область определения функции:
а) ; б) ; в) .
2. Построить график функции у= -х²-6х-5. Определить по графику множество значений функции, промежутки возрастания, убывания, промежутки знакопостоянства. Найти нули функции.
3. Является ли чётной или нечётной функция .
4. Принадлежит ли точка А(-2;-1) графику функции ?
Вариант 4
1. Найти область определения функции:
а) ; б) ; в) .
2. Найти нули функции: .
3. Найти наибольшее или наименьшее значение функции у=4-х², не выполняя построения графика.
4. Построить график функции на промежутке [-8;4] Указать множество значений функции, промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства функции.
Вариант 5
1. Найти область определения функции:
а) ; б) ;
в) .
2. Не выполняя построения графика функции у=(4-х)²+3, найти множество её значений.
3. Исследовать функцию на чётность и нечётность .
4. Построить график функции
. По графику определить множество значений функции, промежутки возрастания, убывания. Найти, при каких значениях х значения функции отрицательны.
Приложение 2
Тест по теме «Свойства функций» Вариант 1
А1. Функция у(х) – убывающая. Сравните у(5) и у(-4)
1) у(5)<у(-4) 2) у(5)>у(-4) 3) у(5)=у(-4) 4) невозможно сравнить
А2. Укажите функцию, которая имеет наибольшее значение
1) у = 5х-7 2) у = 3х - х² 3) у = 2х²+9 4) у =
С1. Укажите соответствие между формулой, задающей функцию и областью определения этой функции
1) у =; 2) у =; 3) у = А) х≠-3; Б) х≥-3; В) х>-3
А3. Пользуясь графиком функции, определите, при каких значениях х функция возрастает
1) (-∞; -3] 2
2) (-∞; -1]
3) (-∞; 2]
4) [-1; + ∞) -3 -1 0 1 х
А4. Пользуясь графиком функции к заданию А3, определите, при каких значениях х значения функции отрицательны
1) (-∞; -3];[1;+ ∞) 2) (-3;1) 3) [-3;1] 4) (-∞; -3);(1;+ ∞)
Тест по теме «Свойства функций» Вариант 2
А1. Функция у(х) – возрастающая. Сравните у(-3) и у(2)
1) у(-3)<у(2) 2) у(-3)>у(2) 3) у(-3)=у(2) 4) невозможно сравнить
А2. Укажите функцию, которая имеет наименьшее значение
1) у = 6х+2 2) у = 6 -4х² 3) у = 5х²-9х 4) у =
С1. Укажите соответствие между формулой, задающей функцию и областью определения этой функции
1) у =; 2 у =; 3) у = А) х>5; Б) х≠5; В) х≥5
А3. Пользуясь графиком функции, определите, при каких значениях х функция убывает
1) (-∞; 1] у
2) (-∞; -1]
3) (-2;+∞)
4) [1; + ∞) -1 1 3 х
-2 А4. Пользуясь графиком функции к заданию А3, определите, при каких значениях х значения функции положительны
1) (-∞; -1];[3;+ ∞) 2) (-1;3) 3) [-1;3] 4) (-∞; -1);(3;+ ∞)
Литература:
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения – М., 2003
- Харламов И.Ф. Педагогика – М., 2004
- Крайнева Л.Б. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Алгебра 9 класс – М., 2007
- Зив Б.Г., Гольдич В.А. Дидактические материалы по алгебре для 9 класса – С.-Петербург, 2004
- Алимов Ш.А. Учебник по алгебре для 9 класса – М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-семинара "Линейная функция"
Поэтапный ход урока-семинара в 7 класса с применением презентации по теме, созданной учителем...
Методическая разработка урока"Строение и функции кожи"
Урок рекомендован для 8-ого класса...
Разработка урока "Чтение графика функции"
ТЕМА «ЧТЕНИЕ ГРАФИКА ПРОИЗВОДНОЙ ФУНКЦИИ» Цель урока: формирование умений и навыков по определению свойств производной по графику функции, свойств функции по графику производной, сопо...
Разработка урока по теме: "Функции у = хn (nєN), их свойства и графики".
План -конспект урока с применением ЭОР и ЦОР....
Разработка урока по теме "Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит"
Подробная разработка урока по теме: "Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит" с таблицей "Действия учителя", "Действия учеников"...
Методическая разработка урока "Информационная система: функции и основное назначение"
Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использования определенных способов хранения, обработки. Основным критерием оптим...
Разработка урока по теме "Функция у = k/x и её график"
Урок алгебры в 8 классеТема урока: «Функция у = k/x и её график»Цели урока: сформулировать определение обратной пропорциональности, её области определения и графика. Задачи урока:Обучающая: повто...