Конспект урока "Последовательное соединение проводников"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Разработка урока по теме "Последовательное соединение проводников" в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledovatelnoe_soedinenie_provodnikov.docx | 45.29 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс.
Тема урока: Последовательное соединение проводников.
Цель урока: изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.
Образовательная:
- исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при последовательном соединении проводников,
- отработать понятия, постоянный электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, закон сохранения энергии;
- совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;
- выработать навыки решения задач на расчет параметров участка цепи с последовательным соединением проводников.
Развивающая:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная:
- продолжить развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность.
Оборудование и приборы демонстрационные: мультимедиапроектор, комплект лабораторного оборудования (2 резистора :1 Ом и 2 Ом, источник питания постоянного напряжения, вольтметр, амперметр, соединительные провода, ключ.) Карточки- задания.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.
2.Создание проблемной ситуации.
Учитель включает гирлянду в розетку и задаёт учащимся вопросы:
Почему, если отключить одну лампочку гирлянды, то и остальные лампочки отключатся. Как объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики? На этот вопрос дадим ответ в конце урока.
Но для того чтобы ответить на этот вопрос проверим домашнее задание, повторим необходимые термины и законы.
2. Актуализация знаний. Работа в парах.
- Что такое электрический ток? Сила тока? Как обозначается сила тока? В каких единицах измеряется? Каким прибором? Как правильно включить амперметр в цепь?
- - Что такое напряжение? Как обозначается напряжение? В каких единицах измеряется? Как называется прибор для измерения напряжения? Как вольтметр включается в цепь?
- -Как возникает сопротивление в проводнике? Как оно обозначается? В каких единицах измеряется?
- Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление? Чьё имя носит этот закон?
- Что такое электрическая цепь?
- Простейшую электрическую цепь составляют…
Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного проводника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному.
Одним из таких соединений является последовательное соединение проводников.
3. Изучение новой темы.
Итак, тема нашего урока «Последовательное соединение проводников»
«Что такое последовательное соединение проводников? В чём его особенность?»
Ученик: Последовательное соединение - это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.
Ученик: А ёще можно итак сказать, что это соединение когда один проводник следует за другим
Вывод: (особенность последовательного соединения - отсутствуют разветвления: «конец» первого провода соединен с «началом» второго и т.д.)
Хорошо. Теперь постараемся выяснить закономерности данного соединения. Эти законы вы получите сами, выполняя практическую работу. На партах у вас имеются все необходимое оборудование. Задания я вам дам на карточках. Внимательно прочитайте задания и приступайте к выполнению.
При работе будьте осторожны, соблюдайте все правила техники безопасности.
Будьте внимательны: собирая цепь, соблюдайте полярность.
(Ребята выполняют фронтальный эксперимент).
После окончания работы результаты записываем в таблицу на доске.
Задание для I группы. Изобразить схему двух последовательно соединенных резисторов, собрать ее и измерить силу тока на различных участках. Сделать вывод о силе тока при последовательном соединении проводников.
Задание для II группы. Изобразить схему двух последовательно соединенных резисторов и измерить напряжение на каждом резисторе и на двух вместе. Сделать вывод о напряжении при последовательном соединении проводников.
Задание для III группы. Изобразить схему двух последовательно соединенных резисторов и, измерив силу тока и напряжение, пользуясь законом Ома, определить сопротивление каждого резистора и сопротивление участка цепи, состоящего из двух резисторов. Сделать вывод о сопротивлении при последовательном соединении проводников.
Обсуждение результатов работы.
Учащиеся по завершению экспериментальной работы заполняют бланк ответов и на доске в обобщающую таблицу результатов вносят свои показания.
Величина | I, А | I1,А | I2,А | U,В | U1,В | U2,В | R1, Ом | R2, Ом | R, Ом |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
Вывод | I= I 1= I 2 | U= U 1+ U 2 | R= R 1+R 2 |
Б). Проверка результатов работы. Выводы работы.
Учитель обобщает результаты работы учащихся, их ответы при заполнении обобщающей таблицы и на доске в таблицу записывает математическую запись законов последовательного соединения проводников.
Iобщ = I1 = I2
Эту запись можно прочитать так:
Сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Это и есть первый закон последовательного соединения проводников.
Uобщ = U1 + U2
Запишем формулировку этого закона:
Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
Это второй закон последовательного соединения проводников.
Выведем ещё один закон – это закон сопротивлений. Для этого применим второй закон последовательного соединения проводников и закон Ома для участка цепи.
Rобщ = R1 + R2
Мы получили третий закон последовательного соединения проводников – закон сопротивлений. Сформулируем его.
Общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи).
Если имеем n – проводников с одинаковым сопротивлением R , т.е. R1 = R2 = R3 , то получим
Rобщ = R1 n
Качественная оценка этой формулы состоит в следующем: при последовательном соединении проводников как бы увеличивается длина проводника, включенного в цепь, что приводит к увеличению сопротивления. Это хорошо видно из формулы зависимости сопротивления проводника от его размеров и материала, из которого он изготовлен. R = pl/S
Ответ на проблемный вопрос.
Почему, если отключить одну лампочку гирлянды, то и остальные лампочки отключатся. Как объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики?
Применение последовательного соединения проводников
Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? (Например, использовать предохранитель).
4. Закрепление.
Решение задач.
1)Требуется изготовить елочную гирлянду из лампочек рассчитанных на 6 В, включая ее в сеть с U=120 В. Сколько лампочек надо включать?
2)
- Каково общее сопротивление в цепи, если сопротивление R1 = R2 = R3 = 10 Ом?
- Какое значение силы тока показывает амперметр?
3) Два проводника сопротивлениями 6 и 2 ом соединены последовательно.
Каково общее сопротивление в цепи? Каково показание амперметра, если вольтметр, измеряющий напряжение на первом резисторе показывает 12 В? Каково показание вольтметра второго
резистора? Каково общее напряжение в цепи?
5. Подведение итогов урока.
6. Постановка д/з
48 , учить формулы, упр 22(1, 2)
7. Рефлексия:
- Что изучали на уроке?
- Где применяется изученное?
- Как вы оцениваете свой труд на уроке?
- Понравилось или нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников"
Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников" для учащихся 9-10 лет в объединении "Электрифицированная игрушка" Дома Юных Техников г. Тосно. С презентацией этого занятия я выступала на...
Конспект урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников" 10 класс
Урок - исследование с выполнением лабораторной работы....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Последовательное соединение проводников»
Тема урока: «Последовательное соединение проводников» Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.Цель урока: экспериментально изучить последовательное соединение проводников в э...
Конспект урока на тему "Последовательное соединение проводников"
Урок изучения нового материала по блочно-модульной технологии на тему "Последовательное соединение проводников"...
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
Конспект урока физики в 8 классе "Виды соединения проводников"
Примеры решения задач на виды соединения проводников подобраны с точки зрения развития УУД....
Конспект урока "Последовательное соединение проводников"
Тема "Последовательное соединение проводников"...