Конспект урока на тему "Последовательное соединение проводников"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Урок изучения нового материала по блочно-модульной технологии на тему "Последовательное соединение проводников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока физики в 8 классе на тему «Последовательное соединение проводников»

Учитель: Фёдоров Виктор Анатольевич


Модульный урок в 8 классе.

Последовательное соединение проводников.

Учебник: Физика 8 кл. Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации

Время

УЭ-1

Проблема: Почему, если отключить одну лампочку гирлянды, то и остальные лампочки отключатся. Как объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики?

Тема урока: Последовательное соединение проводников.

 Цель: Формирование знаний и умений по теме «Последовательное соединение проводников».

Задачи: 

1. Рассмотреть последовательное соединение проводников.

2. В ходе практической работы установить зависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участках цепи при последовательном соединении.

3. Сформировать практические умения сборки электрической цепи.

4. Научиться решать задачи на расчет цепи с последовательным соединением.

Запишите тему урока.

Сформулируйте цель.

 Прочитайте цель и задачи урока, предложенные учителем.

2 мин.

УЭ-2

Цель: Повторение теоретического материала, необходимого для изучения нового.

1. Возьмите карточки и ответьте на вопросы.

Вопросы

Ответы

1. Какой буквой обозначается сила тока?

      U              R              I

2. Какой буквой обозначается сопротивление?

      U              R              I

3. В каких единицах измеряется напряжение?

  Ампер       Вольт        Ом

4. Как обозначается на схеме резистор?

                     

5. Какой измерительный прибор подключается в цепь параллельно?

амперметр  вольтметр  амперметр и

                                        вольтметр

6. Какая зависимость связывает силу тока с сопротивлением?

никакая    прямая    обратная

                 пропорциональность

Работа в тетрадях.

2. Установите соответствие:

№ п/п

Определение или закон

Буквенное обозначение

Формула

1.

Определение силы тока.

А.

q = A/U

2.

Определение напряжения.

Б.

I = q/t

3.

Закон Ома для участка цепи

В.

U = A/q

Г.

I = U/R

Работа с карточками.

Каждому вопросу соответствует только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимум – 6.

Закончив работу с карточками, отложите их на край стола, для проверки учителем.

В левой части перечислены основные понятия, а в правой – правильные ответы, расположенные хаотично. Запишите правильный код ответа, например:

1 – В.

Полученные «коды» проверьте по контрольному листу, оцените по критерию. За три правильно установленных соответствия 2 балла, за два правильных соответствия 1 балл.

Максимум – 2.

2 мин.

УЭ-3

Цель: Установить зависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участках цепи при последовательном соединении.

  1. Прочитайте §14 п.1 стр.102 - 104; стр108-109.  Найдите ответы на следующие вопросы:

Какое соединение называют последовательным?

Как вычислить общее сопротивление при последовательном соединении?

Как вычислить общее напряжение при последовательном соединении?

Как вычислить силу тока при последовательном соединении?

 

2. Выполните практическую работу.

  • соберите схему, состоящую из источника питания, ключа, лампочки и резистора, соединенных последовательно;
  • измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;
  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи;
  • измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.
  • сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;
  • используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи;

Проверка правильности выполняется учителем.

Каждый правильный ответ оценивается  1 баллом.

Максимум – 4.

Перед началом практической работы ознакомьтесь с правилами техники безопасности при работе с электрическими приборами.

Проверьте правильность выполнения по контрольному листу.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.(1 балл за схемы, 1 балл за практический результат)

Максимум – 6.

25 мин.

УЭ-4

Цель: Формирование умений применения формул последовательного соединения и закона Ома при решении задач.

Решите задачи:

  1. Сила тока в проводнике R1 равна 4 А. Какова сила тока в проводнике R2?

1) 4 А       2) 2 А     3) 8 А    4) 16 А

(1 б.)

  1. Сопротивления проводников равны 2 и 4 Ом. Каково общее сопротивление участка цепи, включающего в себя эти проводники?

1) 4 Ом       2) 2 Ом     3) 8 Ом    4) 6 Ом

(1 б.)

  1. В сеть напряжением 120 В включены последовательно три одинаковые лампы. Каково напряжение на каждой из них?

1) 360 В       2) 120 В     3) 60 В    4) 40 В

(2 б.)

  1. Сопротивление лампы R1 = 300 Ом, а напряжение на ней 90 В. Что покажет вольтметр, если его подключить к лампе сопротивлением R2 = 400 Ом? (рис.1)

(5 б.)

5.  Проводники сопротивлением 2, 4 и 6 Ом соединены      последовательно и включены в сеть напряжением 36 В. Вычислите силу тока в проводниках.

(4 б.)

Самостоятельное решение задач.

Первые три задачи с выбором ответа, т.е. в тетради записать только номер задачи и номер соответствующего ответа.

Четвертая и пятая задачи требуют полного решения в тетради.

Проверьте правильность решенных задач по контрольному листу.

Максимум – 13.

12 мин.

УЭ-5

Цель: Подведение итогов урока.

Прочитайте еще раз цель и задачи урока.

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Оцените свою работу на уроке.

 Критерий отметки:

27 – 31 баллов – отметка «5»

23 – 26 баллов – отметка «4»

19 – 22 баллов – отметка «3»

< 18 баллов – необходимо поработать дополнительно.

Запишите домашнее задание:

Спасибо за работу!

4 мин.


Приложение.

Вопросы

Ответы

1. Какой буквой обозначается сила тока?

      U              R              I

2. Какой буквой обозначается сопротивление?

      U              R              I

3. В каких единицах измеряется напряжение?

  Ампер       Вольт        Ом

4. Как обозначается на схеме резистор?

                     

5. Какой измерительный прибор подключается в цепь параллельно?

амперметр  вольтметр  амперметр и

                                        вольтметр

6. Какая зависимость связывает силу тока с сопротивлением?

никакая    прямая    обратная

                 пропорциональность

№ п/п

Определение или закон

Буквенное обозначение

Формула

1.

Определение силы тока.

А.

q = A/U

2.

Определение напряжения.

Б.

I = q/t

3.

Закон Ома для участка цепи

В.

U = A/q

Г.

I = U/R

                                                                               

Вывод 1:  при последовательном соединении проводников общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке цепи. U=U1+U2

Вывод 2:  при последовательном соединении проводников сила тока в цепи на всех ее участках одинакова. I=I1=I2

Формула:  при последовательном соединении проводников общее сопротивление в цепи равно сумме сопротивлений каждого участка цепи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников"

Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников" для учащихся 9-10 лет в объединении "Электрифицированная игрушка" Дома Юных Техников г. Тосно. С презентацией этого занятия я выступала на...

конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс

Урок изучения нового материала с использованием презентации....

Урок по физике "Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока"

Разработка включает в себя план урока и презентацию PowerPointЦели урока: Образовательные: а)закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;б)формировать н...

Урок физики в 8 классе. Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».

Урок - деловая игра "Аттестация специалистов научно - технической лаборатории". На уроке учащиеся закрепят знание основных формул электричества, практически разавьют свои умения и навыки при сборке эл...

Урок-исследование "Последовательное соединение проводников"

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимым его компонентом выступает самостоятельная учебная деятельность школьников. Обучение при этом становится способом развития личности учаще...

Конспект урока по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца».

Урок изучения нового материала, интегрированный урок (физика, математика, технология). При подготовке к уроку руководствовалась требованиями единого государственного стандарта, календарно-тематическим...

Маршрутная карта к уроку физики "Последовательное соединение проводников".

Маршрутная карта к уроку физики в 8 классе "Последовательное соединение проводников". Карта предназначена для учащихся....