Урок музыки в VII классе. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему
VIIкласс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.
Тип урока:урок-закрепление, комбинированный.
Цель:Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию автора и вступать в «диалог с ним».
Задачи:
1. Закрепление материала предыдущих уроков по теме «Форма в музыке» - выбор формы для отражения содержания.
2. Пробуждение пытливости, поиск неординарных ответов.
3. Обмен способностями всех участников урока.
5.Раскрыть происхождение музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире, независимо от нашего к нему отношения.
6.Формирование исполнительского музыкального образа: отработка метроритма, интонирования, выразительности исполнения.
Музыкальный материал:
1. А.Бородин (1833 - 1887) - Опера «Князь Игорь» (короткие фрагменты всей услышанной музыки из оперы).
2. Портрет композитора.
3. Е.Крылатов (1934), Ю.Энтин - «Будь со мною».
Ход урока.
На доске эпиграф:
«У нас теперь много замечательной музыки, но скажите, вы, можно ли лучше и бесспорнее
передать средствами, столь яснымии прекрасными в своей величавости,
самую стилевую суть летописных сказаний одревней Руси,
их язык, их суровую простоту и силу правды, непререкаемой правды?
Только Бородин обладал столь могучим талантом».
В. В. Стасов об опере «Князь Игорь».
Учитель. На этом уроке подведём итог тому, что узнали, о чём говорили на двух прошедших уроках: опере «Князь Игорь». Случаен ли выбор формы для отражения содержания?
(Ребята высказывают своё мнение)
Учитель.Интересно было бы узнать, что вы ждёте от урока?
(Ответы детей)
Учитель.Учитывая пожелания, начну с самого приятного, на мой взгляд - домашнего задания.
(Дома ребята рисовали главных героев оперы, которые им особенно понравились)
- Объясните, каких героев вы изобразили и почему именно их?
(Звучат фрагменты оперы. На их фоне – проверка творческих работ)
Учитель.
- Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на предыдущих уроках?
- Какой фрагмент особенно понравился, запомнился? Почему?
(Ответы учеников). Слушание указанных фрагментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_ob.docx | 17.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
VII класс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.
Тип урока: урок-закрепление, комбинированный.
Цель: Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию автора и вступать в «диалог с ним».
Задачи:
1. Закрепление материала предыдущих уроков по теме «Форма в музыке» - выбор формы для отражения содержания.
2. Пробуждение пытливости, поиск неординарных ответов.
3. Обмен способностями всех участников урока.
5. Раскрыть происхождение музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире, независимо от нашего к нему отношения.
6. Формирование исполнительского музыкального образа: отработка метроритма, интонирования, выразительности исполнения.
Музыкальный материал:
1. А.Бородин (1833 - 1887) - Опера «Князь Игорь» (короткие фрагменты всей услышанной музыки из оперы).
2. Портрет композитора.
3. Е.Крылатов (1934), Ю.Энтин - «Будь со мною».
Ход урока.
На доске эпиграф:
«У нас теперь много замечательной музыки, но скажите, вы, можно ли лучше и бесспорнее
передать средствами, столь ясными и прекрасными в своей величавости,
самую стилевую суть летописных сказаний о древней Руси,
их язык, их суровую простоту и силу правды, непререкаемой правды?
Только Бородин обладал столь могучим талантом».
В. В. Стасов об опере «Князь Игорь».
Учитель. На этом уроке подведём итог тому, что узнали, о чём говорили на двух прошедших уроках: опере «Князь Игорь». Случаен ли выбор формы для отражения содержания?
(Ребята высказывают своё мнение)
Учитель. Интересно было бы узнать, что вы ждёте от урока?
(Ответы детей)
Учитель. Учитывая пожелания, начну с самого приятного, на мой взгляд - домашнего задания.
(Дома ребята рисовали главных героев оперы, которые им особенно понравились)
- Объясните, каких героев вы изобразили и почему именно их?
(Звучат фрагменты оперы. На их фоне – проверка творческих работ)
Учитель.
- Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на предыдущих уроках?
- Какой фрагмент особенно понравился, запомнился? Почему?
(Ответы учеников). Слушание указанных фрагментов.
Учитель. Как вы думаете, почему А.П.Бородин написал свою гениальную оперу именно на сюжет «Слова о полку Игореве»? Разве мало тем в этом мире, которые можно раскрыть в музыке?
(Ответы учеников)
Учитель. У каждого из вас на сегодня есть свои жизненные убеждения.
- Можете ли вы сказать, какие из этих убеждений стали сильнее под влиянием этой музыки?
Вы вначале урока сказали, что ждёте от него чего-нибудь интересного...
Не знаю, насколько для вас будет интересно задание, которое сейчас предложу, но надеюсь, оно будет выполнено с пользой.
- Напишите, пожалуйста, письмо А.П.Бородину.
Думаю, его музыка будет способствовать вашему творчеству.
Слушание фрагментов, (ученики пишут письмо композитору)
- Кто-нибудь хочет прочесть вслух написанное?
(Чтение работ желающих)
Итак, мы познакомились с хоровыми сценами, сольными номерами оперы (арии).
- Как вы думаете, если бы композитор выбрал другую форму воплощения содержания событий «Слова о полку Игореве» (симфония, соната...), имело ли бы это произведение такую же силу воздействия на слушателя-зрителя?
Ученики. Воздействие музыки связано с тем, насколько верно она воплощает то или иное содержание, обретая при этом определённую, единственно правильную форму. Например, в данном случае композитор выбрал форму оперы (не симфонии, балета...) для раскрытия далёких событий нашей Родины. При этом, каждый номер оперы – талантливейшее воплощение образов, которые воспринимаются нами как живые.
Учитель. Слушая оперу «Князь Игорь», знакомясь с ее сюжетом, с последовательностью хоровых эпизодов и сольных номеров, мы видим, как глубоко отличается музыкальная драматургия крупного сценического произведения от драматургии небольших инструментальных или вокальных пьес. В опере огромное выразительное значение имеет не только музыкальное развитие внутри отдельных номеров, раскрывающее различные стороны характера героев или движение внутри массовых сцен, но и распределение номеров во времени, их последовательность, контрастное или неконтрастное сопоставление. В этом проявляет себя крупномасштабное музыкальное мышление создателей оперы, стремящихся к достижению целостности как на уровне отдельного образа, так и на уровне всей оперной формы. И сколь бы далеки ни были исторические события, о которых повествует нам опера, мы переживаем их как реальные, сегодняшние благодаря тому чудесному воздействию музыки, что приобщает нас к их жизненному, всегда современному смыслу.
Поэтому образы оперы «Князь Игорь», взывающей к героическим страницам отечественной истории, ее глубокая и выразительная музыка, обращенная к лучшим началам в человеке - патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, - всегда вызывают отклик у людей своей жизненностью, глубокой художественной цельностью.
Вера, надежа, любовь - 3 столпа нашей жизни, вечные темы искусства. «Будь со мною» - песня-молитва о вере, надежде, любви завершит наш урок.
Вокально-хоровая работа.
Учитель.
• Какие ощущения вызвал у вас урок?
• Что получили от урока?
• Что вы поняли? (Что не поняли?)
• Какие открытия вы для себя сегодня сделали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
урок музыки в 8 классе "Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?"
Урок музыки в 8 классеТема четверти: «Великие наши современники»Тема урока: «Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?»ХПИ урока: «Музыка, как и любое искусство, передает мысли того...
Урок музыки в 7 классе. Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"
Использование игровых приёмов из методики критического мышления в процессе чего развивается логическое мышление, воображение, умение анализировать....
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...
Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"
Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"Можно использовать для закрепеления материала урока....