Урок музыки в VII классе. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему

Максименко Елена Владимировна

VIIкласс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.

Тип урока:урок-закрепление, комбинированный.

Цель:Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию автора и вступать в «диалог с ним».

Задачи:

1.  Закрепление материала предыдущих уроков по теме «Форма в музыке» - выбор формы для отражения содержания.

2.   Пробуждение пытливости, поиск неординарных ответов.

3.   Обмен способностями всех участников урока.

5.Раскрыть происхождение музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире, независимо от нашего к нему отношения.

6.Формирование исполнительского музыкального образа: отработка метроритма, интонирования, выразительности исполнения.

Музыкальный материал:

1.  А.Бородин (1833 - 1887) - Опера «Князь Игорь» (короткие фрагменты всей услышанной музыки из оперы).

2.   Портрет композитора.

3.   Е.Крылатов (1934), Ю.Энтин - «Будь со мною».

Ход урока.

На доске эпиграф:

«У нас теперь много замечательной музыки, но скажите, вы, можно ли лучше и бесспорнее

передать средствами, столь яснымии прекрасными в своей величавости,

самую стилевую суть летописных сказаний одревней Руси,

их язык, их суровую простоту и силу правды, непререкаемой правды?

Только Бородин обладал столь могучим талантом».

В. В. Стасов об опере «Князь Игорь».

Учитель. На этом уроке подведём итог тому, что узнали, о чём говорили на двух прошедших уроках: опере «Князь Игорь».  Случаен ли выбор формы для отражения содержания?

(Ребята высказывают своё мнение)

Учитель.Интересно было бы узнать, что вы ждёте от урока?

 (Ответы детей)

Учитель.Учитывая пожелания, начну с самого приятного, на мой взгляд - домашнего задания.

(Дома ребята рисовали главных героев оперы, которые им особенно понравились)

  •          Объясните, каких героев вы изобразили и почему именно их?

(Звучат фрагменты оперы. На их фоне – проверка творческих работ)

Учитель.

  •   Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на предыдущих уроках?
  •   Какой фрагмент особенно понравился, запомнился? Почему?

(Ответы учеников). Слушание указанных фрагментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_ob.docx17.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

VII класс. Тема урока: Опера - яркий драматургический жанр. Обобщение по теме.

Тип урока: урок-закрепление, комбинированный.

Цель: Достижение способности видеть материализованную в произведении позицию автора и вступать в «диалог с ним».

Задачи:

1.  Закрепление материала предыдущих уроков по теме «Форма в музыке» - выбор формы для отражения содержания.

2.   Пробуждение пытливости, поиск неординарных ответов.

3.   Обмен способностями всех участников урока.

5. Раскрыть происхождение музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире, независимо от нашего к нему отношения.

6. Формирование исполнительского музыкального образа: отработка метроритма, интонирования, выразительности исполнения.

Музыкальный материал:

1.  А.Бородин (1833 - 1887) - Опера «Князь Игорь» (короткие фрагменты всей услышанной музыки из оперы).

2.   Портрет композитора.

3.   Е.Крылатов (1934), Ю.Энтин - «Будь со мною».

Ход урока.

На доске эпиграф:

«У нас теперь много замечательной музыки, но скажите, вы, можно ли лучше и бесспорнее

передать средствами, столь ясными и прекрасными в своей величавости,

самую стилевую суть летописных сказаний о древней Руси,

их язык, их суровую простоту и силу правды, непререкаемой правды?

Только Бородин обладал столь могучим талантом».

В. В. Стасов об опере «Князь Игорь».

Учитель. На этом уроке подведём итог тому, что узнали, о чём говорили на двух прошедших уроках: опере «Князь Игорь».  Случаен ли выбор формы для отражения содержания?

(Ребята высказывают своё мнение)

Учитель. Интересно было бы узнать, что вы ждёте от урока?

 (Ответы детей)

Учитель. Учитывая пожелания, начну с самого приятного, на мой взгляд - домашнего задания.

(Дома ребята рисовали главных героев оперы, которые им особенно понравились)

  1.          Объясните, каких героев вы изобразили и почему именно их?

(Звучат фрагменты оперы. На их фоне – проверка творческих работ)

Учитель.

  1.   Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на предыдущих уроках?
  2.   Какой фрагмент особенно понравился, запомнился? Почему?

(Ответы учеников). Слушание указанных фрагментов.

Учитель. Как вы думаете, почему А.П.Бородин написал свою гениальную оперу именно на сюжет «Слова о полку Игореве»? Разве мало тем в этом мире, которые можно раскрыть в музыке?

(Ответы учеников)

Учитель. У каждого из вас на сегодня есть свои жизненные убеждения.

  1. Можете ли вы сказать, какие из этих убеждений стали сильнее под влиянием этой музыки?

Вы вначале урока сказали, что ждёте от него чего-нибудь интересного...

Не знаю, насколько для вас будет интересно задание, которое сейчас предложу, но надеюсь, оно будет выполнено с пользой. 

  1. Напишите, пожалуйста, письмо А.П.Бородину.

Думаю, его музыка будет способствовать вашему творчеству.

Слушание фрагментов, (ученики пишут письмо композитору)

  1. Кто-нибудь хочет прочесть вслух написанное?

(Чтение работ желающих)

Итак, мы познакомились с хоровыми сценами, сольными номерами оперы (арии).

  1. Как вы думаете, если бы композитор выбрал другую форму воплощения содержания событий «Слова о полку Игореве» (симфония, соната...), имело ли бы это произведение такую же силу воздействия на слушателя-зрителя?

Ученики. Воздействие музыки связано с тем, насколько верно она воплощает то или иное содержание, обретая при этом определённую, единственно правильную форму. Например, в данном случае композитор выбрал форму оперы (не симфонии, балета...) для раскрытия далёких событий нашей Родины. При этом, каждый номер оперы – талантливейшее воплощение образов, которые воспринимаются нами как живые.

Учитель. Слушая оперу «Князь Игорь», знакомясь с ее сюжетом, с последовательностью хоровых эпизодов и сольных номеров, мы видим, как глубоко отличается музыкальная драматургия крупного сценического произведения от драматургии небольших инструментальных или вокальных пьес. В опере огромное выразительное значение имеет не только музыкальное развитие внутри отдельных номеров, раскрывающее различные стороны характера героев или движение внутри массовых сцен, но и распределение номеров во времени, их последовательность, контрастное или неконтрастное сопоставление. В этом проявляет себя крупномасштабное музыкальное мышление создателей оперы, стремящихся к достижению целостности как на уровне отдельного образа, так и на уровне всей оперной формы. И сколь бы далеки ни были исторические события, о которых повествует нам опера, мы переживаем их как реальные, сегодняшние благодаря тому чудесному воздействию музыки, что приобщает нас к их жизненному, всегда современному смыслу.

Поэтому образы оперы «Князь Игорь», взывающей к героическим страницам отечественной истории, ее глубокая и выразительная музыка, обращенная к лучшим началам в человеке - патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, - всегда вызывают отклик у людей своей жизненностью, глубокой художественной цельностью.

Вера, надежа, любовь - 3 столпа нашей жизни, вечные темы искусства. «Будь со мною» - песня-молитва о вере, надежде, любви завершит наш урок.

Вокально-хоровая работа.

Учитель.

•     Какие ощущения вызвал у вас урок?

•     Что получили от урока?

•     Что вы поняли? (Что не поняли?)

•     Какие открытия вы для себя сегодня сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

урок музыки в 8 классе "Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?"

Урок музыки в 8 классеТема четверти: «Великие наши современники»Тема урока: «Может ли опера П.И.Чайковского быть современной?»ХПИ урока:  «Музыка, как и любое искусство, передает мысли того...

Урок музыки в 7 классе. Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"

Использование игровых приёмов из методики критического мышления в процессе чего развивается логическое мышление, воображение, умение анализировать....

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

урок музыки во 2 классе тема:О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Музыка в храме. Молитва

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...

Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"

Ребус по теме урока музыки в 6 классе "Джаз - искусство 20 века"Можно использовать для закрепеления материала урока....