Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Нарышкина Дарима Ивановна

Урок литературы в 8 классе Тема урока: Уроки французского - это уроки…?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_fratsuzskogo.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки литературы в 8 классе

Тема урока: Уроки французского - это уроки…?

                            «Всякое воспоминание - как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать , куда идти дальше»

В.Г.Распутин.

Цели урока: образовательные:

Выявление и осмысление нравственной проблематики, поднятой  писателем в рассказе «Уроки французского».

развивающие: формирование умения анализировать текст художественного произведения.

учить сжато излагать повествовательный текст

развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности.

продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением обучающихся

воспитательные: воспитание глубокого понимания понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

воспитывать у обучающихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, обложки книг, учебник, информационная карта, книжная выставка, иллюстрации.

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний

Форма урока: урок-размышление

Методы урока:

1) словесный (слово учителя, сообщения детей).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

3) наглядно-иллюстративный (презентация, выставка книг, инсценирование).

4) частично-поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) практический (чтение текста, работа с информативной картой).

1. Вводно-мотивационный этап.

          Учитель …  Каким он должен быть? (Ответы детей записать на доске)

  • Справедливым
  • Умным
  • Человечным
  • Чутким
  • Добрым

        Плохой ли, хороший ли , учитель входит в жизнь каждого из нас и оставляет в ней глубокий след. Наверное, поэтому и существует множество произведений, посвящённых учителю.

        «Уроки французского»- одно из  лучших произведений В.Г.Распутина, и этот рассказ он посвятил учительнице, матери своего друга А.Вампилова А.П.Копыловой.

        Обратимся теперь к эпиграфу. О чём он? Воспоминание- это обращение к прошлому. Именно в прошлом мы ищем причину своих ошибок, стараемся не повторять их. Какие-то воспоминания вызывают у нас радостную улыбку: мы бы вновь пережили те счастливые моменты. Какие же воспоминания стали для Распутина остановкой? Встречу с кем он помнит всю жизнь? ( воспоминания об уроках французского, об учительнице)

        Учебная задача: итак, ребята, мы попытаемся выявить, чем для главного героя стали уроки французского? Это были просто уроки загадочного иностранного или это стало чем-то больше?

        Итак, запишем тему урока, эпиграф.

2. Операционно - содержательный этап.

        Обратимся к тексту и прочитаем маленькое вступление к рассказу         ( прочитать начало)

        Какое слово здесь является ключевым? Вина. Какую вину чувствует, за что, какие уроки вынес? ( « Что сталось с нами после»). Обратите внимание ещё на два местоимения  « в свою » - здесь авторская позиция, а в « с нами»- обращение к нам, читателям.

        Значит, мы тоже попробуем  из «уроков  французского» вынести что-то. А что именно? Пока нам трудно ответить на все эти вопросы, поэтому поработаем в группах, определимся со своим мнением, разберёмся в героях, их поступках.

        Работа в группах.

1группа  Расскажите о главном герое.

  • Почему мальчик оказался в райцентре?
  • Как он чувствовал себя на новом месте?
  • Почему он не убежал в деревню?
  • Что заставило его играть в «чику»?

2 группа. Расскажите о взаимоотношениях Лидии Михайловны с главным героем

  • Какие чувства вызывал у Л. Михайловны мальчик
  • Почему для отдельных занятий Л. Михайловна выбрала именно его?
  • Почему затея с посылкой ей не удалась?
  • Как удалось Л. Михайловне помочь мальчику, не ущемляя его гордости?
  • Прав ли герой, считая Л. Михайловну человеком необыкновенным?

3 группа. Расскажите о взаимоотношениях героя с товарищами.

  • Как относились к мальчику другие ученики?
  • Почему он ввязался в игру на деньги?
  • Почему Вадим и Птаха избили его?
  • Передайте состояние главного героя.

Обсудить ответы учеников.

Схема выводится во время ответов учащихся.

Лидия         ________            Уроки           _______             Уроки

Михай -                                 француз-        _______            доброты,

ловна                                      ского                                    милосердия

главный                                                                           Распутин

герой               директор                                                  читатель

Федька  Вадик  Птаха

        

        Почему рассказ называется « Уроки французского»?

Это не только уроки загадочного французского языка, общение, встреча с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, доброты, милосердия, воспитанием чувств.

        Вернёмся к эпиграфу. Воспоминания об уроках французского, о школьных товарищах помогли будущему писателю выбрать свой путь в жизни. А то, что этот выбор был правильным, свидетельствуют его добрые, умные книги.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

        А чему вы , ребята , научились на  « уроках французского» ?

Раздать листки с заданием « Докончить фразу»

1 группа: Настоящий учитель – это тот,…

2 группа: Милосердие – это…

3 группа: Уроки  французского стали для меня уроками…

Послушать ответы учеников.

Домашнее задание:

  1. Составить тестовые задания на соответствие  портрета и героя;
  2. Написать рецензию на рассказ или  на урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....