Урок русского языка в 9 классе. Тема: Урок-исследование. Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Крашенина Любовь Геннадьевна

Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Задачи: - формирование навыков комплексного анализа текста;

              -обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

               -совершенствование орфографических и пунктуационных правил, навыков;

              -формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;

              -воспитание культуры общения.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, экран, распечатанный текст с заданиями у каждого учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок русского языка в 9классе.

Тема: Урок-исследование. Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ЕГЭ.

Крашенина Любовь Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

высшей категории, МКОУ СОШ№1, п. Новошахтинского, Приморского края.

Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Задачи: - формирование навыков комплексного анализа текста;

              -обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

               -совершенствование орфографических и пунктуационных правил, навыков;

              -формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;

              -воспитание культуры общения.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, экран, распечатанный текст с заданиями у каждого учащегося.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Работа по теме.

-прочитайте слова К.Г. Паустовского:

          ПИСАТЬ ПРОСТО - БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КАЖДЫЙ     ПИСАТЕЛЬ.

-Как вы понимаете эти слова?

-Относится ли это к нам?

-Знакомы ли вы с творчеством К.Г. Паустовского?

-Вспомним некоторые факты биографии писателя. Сообщение учащегося с краткой биографической справкой.

-прочитайте эпиграфы:

              ПОЭЗИЯ ВСЮДУ, ДАЖЕ В ТРАВЕ. НАДО ТОЛЬКО НАГНУТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬ ЕЕ.

                                                                                     К.Г. Паустовский.

             ...ВЕСЬ  МИР ВО ВСЕМ ЕГО УДИВИТЕЛЬНОМ РАЗНООБРАЗИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВТОРЕН                      НА СТРАНИЦАХ КНИГ В ЕГО ПОЛНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, НО ПРОПУЩЕННЫЙ СКВОЗЬ КРИСТАЛЛ    ПИСАТЕЛЬСКОГО УМА И ВООБРАЖЕНИЯ.

                                                                                     К.Г. Паустовский.

-О чем заставляют задуматься эти высказывания?

-Прочитайте текст К.Г. Паустовского («Первый снег.» по рассказу «Прощание с летом». Текст взят из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс., М., Дрофа, 2010г., стр.182)

  1. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. (2) Мне показалось, что я оглох во сне. (3) Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а просто за стенами дома наступила необыкновенная тишина. (4) Такую тишину называют «мертвой». (5) Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад. (6) Было слышно, как во сне посапывает кот. (7) Я открыл глаза. (8) Белый и ровный свет наполнял комнату. (9) Я встал и подошел к окну-за стеклами все было снежно и безмолвно. (10) В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
  1. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. (12) Ветка закачалась, с нее посыпался снег. (13) Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный снег дождь, падающий с елки. (14) Потом все стихло.

(15) Проснулся Рувим. (16) Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:

(17)- Первый снег очень к лицу земле.

(18) Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(19) А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

(20) Зима начала хозяйничать над землей.(21) Но мы знали, что под рыхлым снегом, если его разгрести руками, еще можно найти свежие лесные цветы. (22) Но мы знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы. (23) И зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(456слов)        (По К. Паустовскому. Прощание с летом.)

-Выполните  задания.

( У каждого ученика. Задания можно выполнять как с комментариями, так и самостоятельно)

Карточка.

А.  1.Прочитайте текст.

      2.Какова основная мысль текста?

      3.Как можно его озаглавить?  (запишите)

      4.Определите стиль и тип текста. Докажите это (устно).

      5.Какие средства выразительности использованы автором. (запишите: троп-пример)

Б.  1. В предложении 6 найдите грамматическую основу и запишите.

      2. В предложении 9 укажите количество грамматических основ.

      3. В предложении 23 определите синтаксическую роль слова  ПРЕКРАСНАЯ:

          а) определение;

          б) подлежащее;

          в) дополнение;

          г) составная часть именного сказуемого.

       4. Какая характеристика верна для (4) предложения:

          а) простое, односоставное, определенно-личное;

          б) простое, односоставное, неопределенно-личное,

          в) простое, односоставное, безличное;

          г) простое, односоставное, обобщенно-личное.

       5. Среди предложений (11,12,13,14) найдите предложение с обособленным определением.

6. Выпишите №СПП, определите их тип. Составьте схемы этих предложений.

7. Объясните постановку знаков препинания в 21 предложении.

8. Найдите в тексте предложение с обобщающим словом. Как можно сжать это предложение?

9. В предложениях (16,17) замените прямую речь на косвенную. Запишите полученное предложение.

В.  1. Назовите виды компрессии (сжатия) текста.

      2.Напишите сжатое изложение.

Ответы.

А  3. «Первый снег»,

     4. Художественный стиль. Повествование с элементами описания.

     5. Эпитеты: мертвая тишина, одинокая луна, стеклянный дождь;

        олицетворение: умер дождь; начала хозяйничать;

        сравнение: стеклянный дождь; земля, как застенчивая невеста.

Б   1. было слышно; Кот посапывал.

  1. 2:я встал и подошел; все было снежно и безмолвно;
  2. Г: показалась прекрасной;
  3. Г;
  4. 13;
  5. 2(СПП с придаточным изъяснительным);

             6 (СПП с придаточным изъяснительным)

             11 (СПП с придаточным изъяснительным),

             21, 23 предложения смешанного типа.

  1. Дети графически объясняют знаки препинания.
  2. 19,
  3. Рувим сказал, что первый снег к лицу земле.

В. 1.Назовите виды компрессии (сжатия текста);

     2. Напишите сжатое изложение.

  (Это задание можно выполнить на втором уроке или дать на дом)

 

3.Итог урока. Выставление оценок.

4. Домашнее задание:

 Литература:

1. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной  школы. 9 Класс. Дрофа, М., 2010г. (Изложение)

2. К.Г. Паустовский. Рождение рассказа. М., издательство «Русский язык.»,  1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Урок русского языка "Глагол как часть речи. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

Разработка открытого урока по русскому языку для учащихся 5 класса....