Урок русского языка в 9 классе. Тема: Урок-исследование. Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ЕГЭ.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи: - формирование навыков комплексного анализа текста;
-обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-совершенствование орфографических и пунктуационных правил, навыков;
-формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;
-воспитание культуры общения.
Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, экран, распечатанный текст с заданиями у каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._urok-issledovanie._zakreplenie_o_spp._rabota_s_tekstom_v_forme_ege.odt | 10.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9классе.
Тема: Урок-исследование. Закрепление о СПП. Работа с текстом в форме ЕГЭ.
Крашенина Любовь Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
высшей категории, МКОУ СОШ№1, п. Новошахтинского, Приморского края.
Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи: - формирование навыков комплексного анализа текста;
-обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-совершенствование орфографических и пунктуационных правил, навыков;
-формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА;
-воспитание культуры общения.
Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, экран, распечатанный текст с заданиями у каждого учащегося.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Работа по теме.
-прочитайте слова К.Г. Паустовского:
ПИСАТЬ ПРОСТО - БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КАЖДЫЙ ПИСАТЕЛЬ.
-Как вы понимаете эти слова?
-Относится ли это к нам?
-Знакомы ли вы с творчеством К.Г. Паустовского?
-Вспомним некоторые факты биографии писателя. Сообщение учащегося с краткой биографической справкой.
-прочитайте эпиграфы:
ПОЭЗИЯ ВСЮДУ, ДАЖЕ В ТРАВЕ. НАДО ТОЛЬКО НАГНУТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬ ЕЕ.
К.Г. Паустовский.
...ВЕСЬ МИР ВО ВСЕМ ЕГО УДИВИТЕЛЬНОМ РАЗНООБРАЗИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОВТОРЕН НА СТРАНИЦАХ КНИГ В ЕГО ПОЛНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, НО ПРОПУЩЕННЫЙ СКВОЗЬ КРИСТАЛЛ ПИСАТЕЛЬСКОГО УМА И ВООБРАЖЕНИЯ.
К.Г. Паустовский.
-О чем заставляют задуматься эти высказывания?
-Прочитайте текст К.Г. Паустовского («Первый снег.» по рассказу «Прощание с летом». Текст взят из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс., М., Дрофа, 2010г., стр.182)
- Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. (2) Мне показалось, что я оглох во сне. (3) Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а просто за стенами дома наступила необыкновенная тишина. (4) Такую тишину называют «мертвой». (5) Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад. (6) Было слышно, как во сне посапывает кот. (7) Я открыл глаза. (8) Белый и ровный свет наполнял комнату. (9) Я встал и подошел к окну-за стеклами все было снежно и безмолвно. (10) В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
- Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. (12) Ветка закачалась, с нее посыпался снег. (13) Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный снег дождь, падающий с елки. (14) Потом все стихло.
(15) Проснулся Рувим. (16) Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
(17)- Первый снег очень к лицу земле.
(18) Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
(19) А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.
(20) Зима начала хозяйничать над землей.(21) Но мы знали, что под рыхлым снегом, если его разгрести руками, еще можно найти свежие лесные цветы. (22) Но мы знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы. (23) И зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
(456слов) (По К. Паустовскому. Прощание с летом.)
-Выполните задания.
( У каждого ученика. Задания можно выполнять как с комментариями, так и самостоятельно)
Карточка.
А. 1.Прочитайте текст.
2.Какова основная мысль текста?
3.Как можно его озаглавить? (запишите)
4.Определите стиль и тип текста. Докажите это (устно).
5.Какие средства выразительности использованы автором. (запишите: троп-пример)
Б. 1. В предложении 6 найдите грамматическую основу и запишите.
2. В предложении 9 укажите количество грамматических основ.
3. В предложении 23 определите синтаксическую роль слова ПРЕКРАСНАЯ:
а) определение;
б) подлежащее;
в) дополнение;
г) составная часть именного сказуемого.
4. Какая характеристика верна для (4) предложения:
а) простое, односоставное, определенно-личное;
б) простое, односоставное, неопределенно-личное,
в) простое, односоставное, безличное;
г) простое, односоставное, обобщенно-личное.
5. Среди предложений (11,12,13,14) найдите предложение с обособленным определением.
6. Выпишите №СПП, определите их тип. Составьте схемы этих предложений.
7. Объясните постановку знаков препинания в 21 предложении.
8. Найдите в тексте предложение с обобщающим словом. Как можно сжать это предложение?
9. В предложениях (16,17) замените прямую речь на косвенную. Запишите полученное предложение.
В. 1. Назовите виды компрессии (сжатия) текста.
2.Напишите сжатое изложение.
Ответы.
А 3. «Первый снег»,
4. Художественный стиль. Повествование с элементами описания.
5. Эпитеты: мертвая тишина, одинокая луна, стеклянный дождь;
олицетворение: умер дождь; начала хозяйничать;
сравнение: стеклянный дождь; земля, как застенчивая невеста.
Б 1. было слышно; Кот посапывал.
- 2:я встал и подошел; все было снежно и безмолвно;
- Г: показалась прекрасной;
- Г;
- 13;
- 2(СПП с придаточным изъяснительным);
6 (СПП с придаточным изъяснительным)
11 (СПП с придаточным изъяснительным),
21, 23 предложения смешанного типа.
- Дети графически объясняют знаки препинания.
- 19,
- Рувим сказал, что первый снег к лицу земле.
В. 1.Назовите виды компрессии (сжатия текста);
2. Напишите сжатое изложение.
(Это задание можно выполнить на втором уроке или дать на дом)
3.Итог урока. Выставление оценок.
4. Домашнее задание:
Литература:
1. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 Класс. Дрофа, М., 2010г. (Изложение)
2. К.Г. Паустовский. Рождение рассказа. М., издательство «Русский язык.», 1979г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Открытый урок по предмету "Русский язык". 9 КЛАСС. ТЕМА: КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА "О ДРУЖБЕ" РОЗЫ ГОСМАН.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК". УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Урок русского языка "Глагол как часть речи. Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
Разработка открытого урока по русскому языку для учащихся 5 класса....