Рабочая программа факультативного курса по физике "Оптика в жизни и в быту" (11 кл)
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Факультативный курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2008.—125с.
Данная программа направлена на углубленное изучение раздела «Оптика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_optika_v_zhizni_i_bytu_11_kl_34_ch.docx | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации МО г. Салехард
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________________ Пр. № ___от ____________2013г. | СОГЛАСОВАНО РЕКОМЕНДОВАНО П Заместитель директора по НМР Протокол НМС № ___ __ ________________ от «__»_______2013 г. «____» ____________ 2013 г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы от «____» ____________ 2013 г. № ____ |
Рабочая программа
факультативного курса по физике
«Оптика в жизни и в быту» (34 ч)
3 ступень обучения
11 класс
2013 – 2014 г.
Разработчик:
Э.А. Петров
учитель физики
г. Салехард
2013
1. Документ, на основании которого разработана рабочая программа:
Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2008.—125с.
2. Факультативный курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Данная программа направлена на углубленное изучение раздела «Оптика».
Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно-научный профиль.
В предлагаемом курсе знакомство с различными оптическими приборами, объяснение законов геометрической оптики с помощью принципа Ферма позволят расширить кругозор учащихся.
При изучении курса учащиеся знакомятся с законами геометрической оптики и их многочисленными применениями для расчетов оптических приборов: очков, фотоаппаратов, микроскопов и т. д.
3. Цель курса – создание условий для формирования и развития у учащихся:
- интеллектуальных и практических умений в области оптических явлений;
- интереса к изучению предмета физики;
- умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по оптике;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- наблюдать и описывать оптические явления и свойства;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять измерения;
- представлять результаты в виде графиков, таблиц, интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о геометрических законах оптики.
4. Срок реализации рабочей учебной программы – 2013-2014 г.
5. Основные формы организации занятий:
Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения, самостоятельная работа, занимательные, познавательные игры, конкурсы, викторины, экскурсии; лекции, практические занятия, конференция.
6. Планируемые результаты:
Прогнозируемый результат обучения: самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся с успешной презентацией, публичной аргументированной защитой сделанных выводов; творческая познавательная деятельность, связанная с успешным участием в олимпиадах по физике и астрономии и успешной защитой проекта на конференции НОУ.
Формы и методы контроля достижений учащихся
Методы оценивания раскрываются через заранее предъявленные критерии, характеризующие уровень и качество выполнения работы, что позволяет ученикам контролировать себя самостоятельно. Количество полученных баллов формирует образовательный рейтинг, который учитывается при формировании классов физико-математического, физико-технического или близких им профилей.
Приложение № 1
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Разделы/темы | |
1 | Что такое геометрическая оптика | 8 ч |
2 | Зеркала | 5 ч |
3 | Линзы | 7 ч |
4 | Глаз - оптическая система | 6 ч |
5 | Элементы фотометрии | 2 ч |
6 | Приборы, увеличивающие угол зрения | 5 ч |
Защита проектов | 1 ч | |
Итого | 34 ч |
Приложение № 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой) | Элементы | Требования к уровню подготовки | Тип | Вид контроля, измерители | Дата пров. | Корр. |
1. Что такое геометрическая оптика (8 ч) | ||||||||
1 | Световой пучок и дифракция. | Световые лучи. Фотометрия. | Знать: значение скорости света, способы фотометрических измерений | Урок изучения нов. мат-ла | 5.09 | |||
2 | Дифракция света. Теория дифракции. | Дифракция света. | Теория дифракции. | Знать определение дифракции волн | Урок обобщен. и сист-ции | 12.09 | ||
3 | Принцип Ферма. | Принцип Ферма и законы геометрической оптики. | Знать: з-н отражения света. Уметь: оп-ть явл. отражен. света, строить отраж. лучи. | Урок изучения нов. мат-ла | 19.09 | |||
4 | Преломление света. | Соотношения между углами падения и преломления. | Знать: закон преломления света. | Комбинир. урок | 26.09 | |||
5 | Полное отражение. | Полное внутреннее отражение. | Уметь: описывать явление полного внутреннего отражения. | Комбинир. урок | 3.10 | |||
6 | Дисперсия света. | Дисперсия света. | Ход лучей в призмах. | Знать: понятие дисперсия света | Урок изуч. нов. мат-ла | 10.10 | ||
7 | Радуга и волоконная оптика. | Радуга. Сложение цветов. | Доп. и осн. цвета спектра. Волоконная оптика. | Знать: понятие дисперсия света | Урок обобщен. и сист-ции | 17.10 | ||
8 | Зрительные иллюзии | Погл. света средой. Рассеяние света. | Уметь: описывать явления отражения и преломления света. | Урок обобщен. и сист-ции | 24.10 | |||
2. Зеркала (5 ч) | ||||||||
9 | Плоское зеркало | Плоское зеркало. | Изображение в плоском зеркале. | Знать: з-н отражения света. Уметь: строить отраженные лучи. | Урок обобщен. и сист-ции | 31.10 | ||
10 | Изображение предмета в плоском зеркале. | Построение изображения предмета в плоском зеркале. | Особенности изображения предмета в плоском зеркале. | Уметь: строить изображение точки в плоском зеркале. | Урок обобщен. и сист-ции | 14.11 | ||
11 | Сферическое зеркало | Мнимое изображение. | Уметь: строить отраж. лучи. | Комбинир. урок | 21.11 | |||
12 | Построение изображений в сферическом зеркале | Построение изображения предмета в вогнутом зеркале. | Знать: закон отражения света. | комбинир. урок | 28.11 | |||
13 | Применения различных зеркал в быту и технике. | Особенности применения зеркал в технике | Уметь: описывать явл. отражения света, строить отражённые лучи. | Урок обобщен. и сист-ции | 5.12 | |||
3. Линзы (7 ч) | ||||||||
14 | Линзы. | Линза. | Ход лучей в линзе. | Знать: определение линзы, виды линз | Урок обобщен. и сист-ции | 12.12 | ||
15 | Построение изображений в линзах. | Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. | Построение изображений, даваемых линзой. | Знать понятия: электромагнитные волны | Урок обобщен. и сист-ции | 19.12 | ||
16 | Формула тонкой линзы. | Формула линзы. | Знать формулу линзы. | комбинир. урок | 26.12 | |||
17 | Оптическая сила линзы. | Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. | Знать: оптические характеристики линзы | комбинир. урок | 16.01 | |||
18 | Получение изображений, даваемых линзами. | Получение изображений с помощью линз. | Основные точки и линии призмы. | Уметь: строить изображение точки в собирающей линзе. | Урок соверш-ия ЗУН | 23.01 | ||
19 | Практическая работа № 1 «Определение фокусного расстояния линзы» | Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы. | Уметь проводить наблюдения изображений, получаемых при помощи линзы; | Урок обобщен. и сист-ции | 30.01 | |||
20 | Особенности изготовления линз. | Изготовление линз. | Знать: оптические характеристики линзы | Урок обобщен. и сист-ции | 6.02 | |||
4. Глаз - оптическая система (6 ч) | ||||||||
21 | Устройство глаза. | Модель глаза. | Расстояние наилучшего зрения. | Знать: устройство глаза | Урок изучения нов. мат-ла | 13.02 | ||
22 | Дефекты зрения. | Очки. Лупа. Увеличение лупы. | Норм. зрение, близорукость, дальнозоркость. | Знать: понятия: норм. зрение, близорукость, дальнозоркость | Комбинир. урок | 20.02 | ||
23 | Цветовая чувствительность глаза. | Аккомодация глаза. | Уметь: объяснять физические явления | Урок обобщен. и сист-ции | 27.02 | |||
24 | Разрешающая способность глаза. | Угол зрения | Знать: оптические характеристики глаза | Урок изучения нов. мат-ла | 6.03 | |||
25 | Практическая работа № 2 «Определение разрешающей способности глаза» | Уметь: описывать физич. явления | Урок соверш-ия ЗУН | 13.03 | ||||
26 | Глаз – сложный оптический прибор. | Правила гигиены зрения. | Знать: устройство глаза, особенности гигиены зрения | Урок обобщен. и сист-ции | 20.03 | |||
5. Элементы фотометрии (2 ч) | ||||||||
27 | Фотометрические величины. | Фотометрия. | Знать: способы фотометрических измерений | Комбинир. урок | 3.04 | |||
28 | Фотометрические приборы. | Оптическая плотность среды. | Уметь: использовать фотометрические приборы | Урок соверш-ия ЗУН | 10.04 | |||
6. Приборы, увеличивающие угол зрения (5 ч) | ||||||||
29 | Лупа. | Лупа | Уметь: выч-ть опт. силу линзы, пользоваться ф-лой линзы | Урок изучения нов. мат-ла | 17.04 | |||
30 | Микроскоп и телескоп | Микроскоп. Телескоп | Зрительные трубы | Знать: разновид. оптических приборов. | Комбинир. урок | 24.04 | ||
31 | Фотоаппарат. Проектор. | Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. | Устройство фото- и проекционного аппарата. | Знать: разновидности оптических приборов. | Урок соверш-ия ЗУН | 8.05 | ||
32 | Спектроскоп | Радуга. Сложение спектр. цветов. | Знать: понятие дисперсия света | Комбинир. урок | ||||
33 | Практическая работа № 3 «Изучение моделей оптических приборов» | Построение изображений в оптических приборах. | Знать: разновидности оптических приборов. | Урок соверш-ия ЗУН | 15.05 | |||
34 | Защита проектов | Уметь: описывать и объяснять физические явления | Урок соверш-ия ЗУН | 22.05 |
Приложение № 3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1989
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М., «Физика 10-11 кл.», Москва, «Просвещение», 2010
3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2007.
4. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. – 288 с.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
5. Головин П.П., Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике
6. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлечённых», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
7. Самойленко П.И., Сергеев А.В. «Сборник задач и вопросов по физике», Москва, ACADEMA, 2002
8. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», Ярославль, Академия развития, 2007
9. Тарасов Л.В. «Физика в природе», Москва, «Вербум-М», 2002
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
№ | Видеопродукция | Технические средства обучения | Цифровые образовательные ресурсы |
1 | Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий. | ПК Intel(R) Pentium(R) Dual CPU E2200 @ 2,2 GHz, 1,00 ГБ ОЗУ | http://homes.relex.ru |
2 | Электронные уроки и тесты «Физика в школе» (комплект из 6 дисков) | ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ | WWW.ZAVUCH.RU.FISIKA. |
3 | Открытая физика | ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ | http://ru.wikipedia.org/wiki. |
4 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 7 класс | Мультимедиапроектор Panasonic | http://elkin52.narod.ru. |
5 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 8 класс | TV Daewoo | |
6 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 9 класс | TV – плеер JVS | |
7 | 1 С: Репетитор Физика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Рабочая программа факультативного курса "Хочу быть грамотным"
Рабочая общеобразовательная программа курса по русскому языку «Хочу быть грамотным» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного ста...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...