Рабочая программа факультативного курса по физике "Оптика в жизни и в быту" (11 кл)
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Петров Эдуард Алексеевич

Факультативный курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2008.—125с.

Данная про­грамма направлена на углубленное изучение раздела «Оптика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_optika_v_zhizni_i_bytu_11_kl_34_ch.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации МО г. Салехард
 
Муниципальная  бюджетная общеобразовательная организация  «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

             

            РАССМОТРЕНО

            Руководитель МО

   ___________________

            Пр. № ___от

            ____________2013г.

    СОГЛАСОВАНО                                     РЕКОМЕНДОВАНО                                                             П  Заместитель директора по НМР              Протокол НМС № ___                                                  __   ________________                                    от «__»_______2013 г.

 «____» ____________ 2013  г.        

         

          УТВЕРЖДЕНО

          Приказом директора школы

          от  «____» ____________ 2013  г.

          № ____

Рабочая программа
факультативного курса по физике

«Оптика в жизни и в быту» (34 ч)

3 ступень обучения

11 класс

2013 – 2014 г.

Разработчик:

Э.А. Петров

учитель физики

г. Салехард

2013


Пояснительная записка

1. Документ, на основании которого разработана рабочая программа:

Физика. 11 класс: элективные курсы / сост. О.А. Маловик. – Волгоград: Учитель, 2008.—125с.

2. Факультативный курс рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю). Данная программа направлена на углубленное изучение раздела «Оптика».

Факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, выбравших естественно-научный профиль.

В предлагаемом курсе знакомство с различными оптическими приборами, объяснение законов геометрической оптики с помощью принципа Ферма позволят расширить кругозор учащихся.

При изучении курса учащиеся знакомятся с законами геометрической оптики и их многочисленными применениями для расчетов оптических приборов: очков, фотоаппаратов, микроскопов и т. д.

3. Цель курса – создание условий для формирования и развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области оптических явлений;
  • интереса к изучению предмета физики;
  • умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по оптике;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и описывать оптические явления и свойства;
  • выдвигать гипотезы;
  • отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять измерения;
  • представлять результаты в виде графиков, таблиц, интерпретировать результаты эксперимента;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента.

Перечисленные умения формируются на основе знаний о геометрических законах оптики.

4. Срок реализации рабочей учебной программы – 2013-2014 г.

5. Основные формы организации занятий:

Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения, самостоятельная работа, занимательные, познавательные игры, конкурсы, викторины, экскурсии; лекции, практические занятия, конференция.

6. Планируемые результаты: 

Прогнозируемый результат обучения: самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся с успешной презентацией, публичной аргументированной защитой сделанных выводов; творческая познавательная деятельность, связанная с успешным участием в олимпиадах по физике и астрономии и успешной защитой проекта на конференции НОУ.

Формы и методы контроля достижений учащихся

Методы оценивания раскрываются через заранее предъявленные критерии, характеризующие уровень и качество выполнения работы, что позволяет ученикам контролировать себя самостоятельно. Количество полученных баллов формирует образовательный рейтинг, который учитывается при формировании классов физико-математического, физико-технического или близких им профилей.

Приложение № 1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Разделы/темы

1

Что такое геометрическая оптика

8 ч

2

Зеркала

5 ч

3

Линзы

7 ч

4

Глаз - оптическая система

6 ч

5

Элементы фотометрии

2 ч

6

Приборы, увеличивающие угол зрения

5 ч

Защита проектов

1 ч

   Итого

34 ч


Приложение № 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой)

Элементы
дополнительного содержания

Требования

к уровню подготовки

Тип
урока

Вид контроля, измерители

Дата

пров.

Корр.
даты

                 1. Что такое геометрическая оптика (8 ч)

1

Световой пучок и дифракция.

Световые лучи. Фотометрия.

Знать: значение скорости света, способы фотометрических измерений

Урок изучения нов. мат-ла

5.09

2

Дифракция света. Теория дифракции.

Дифракция света.

Теория дифракции.

Знать определение дифракции волн

Урок обобщен. и сист-ции

12.09

3

Принцип Ферма.

Принцип Ферма и законы геометрической оптики.

Знать: з-н отражения света. Уметь: оп-ть явл. отражен. света, строить отраж. лучи.

Урок изучения нов. мат-ла

19.09

4

Преломление света.

Соотношения между углами падения и преломления.

Знать: закон преломления света.

Комбинир. урок

26.09

5

Полное отражение.

Полное внутреннее отражение.

Уметь: описывать явление полного внутреннего отражения.

Комбинир. урок

3.10

6

Дисперсия света.

Дисперсия света.  

Ход лучей в призмах.

Знать: понятие дисперсия света

Урок изуч. нов. мат-ла

10.10

7

Радуга и волоконная оптика.

Радуга. Сложение цветов.

Доп. и осн. цвета спектра. Волоконная оптика.

Знать: понятие дисперсия света

Урок обобщен. и сист-ции

17.10

8

Зрительные иллюзии

Погл. света средой. Рассеяние света.

Уметь: описывать явления отражения и  преломления света.

Урок обобщен. и сист-ции

24.10

                 2. Зеркала (5 ч)

9

Плоское зеркало

Плоское зеркало.

Изображение в плоском зеркале.

Знать: з-н отражения света. Уметь: строить отраженные лучи.

Урок обобщен. и сист-ции

31.10

10

Изображение предмета в плоском зеркале.

Построение изображения предмета в плоском зеркале.

Особенности изображения предмета в плоском зеркале.

Уметь: строить изображение точки в плоском зеркале.

Урок обобщен. и сист-ции

14.11

11

Сферическое зеркало

Мнимое изображение.

Уметь: строить отраж. лучи.

Комбинир. урок

21.11

12

Построение изображений в сферическом зеркале

Построение изображения предмета в вогнутом зеркале.

Знать: закон отражения света.

комбинир. урок

28.11

13

Применения различных зеркал в быту и технике.

Особенности применения зеркал в технике

Уметь: описывать явл. отражения света, строить отражённые лучи.

Урок обобщен. и сист-ции

5.12

                      3. Линзы (7 ч)

14

Линзы.

Линза.

Ход лучей в линзе.

Знать: определение линзы, виды линз

Урок обобщен. и сист-ции

12.12

15

Построение изображений в линзах.

Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе.

Построение изображений, даваемых линзой.

Знать понятия:

электромагнитные волны

Урок обобщен. и сист-ции

19.12

16

Формула тонкой линзы.

Формула линзы.

Знать формулу линзы.

комбинир. урок

26.12

17

Оптическая сила линзы.

Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

Знать: оптические характеристики линзы

комбинир. урок

16.01

18

Получение изображений, даваемых линзами.

Получение изображений с помощью линз.

Основные точки и линии призмы.

Уметь: строить изображение точки в собирающей линзе.

Урок соверш-ия ЗУН

23.01

19

Практическая работа № 1 «Определение фокусного расстояния линзы»

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Уметь проводить наблюдения изображений, получаемых при помощи линзы;

Урок обобщен. и сист-ции

30.01

20

Особенности изготовления линз.

Изготовление линз.

Знать: оптические характеристики линзы

Урок обобщен. и сист-ции

6.02

                4. Глаз - оптическая система (6 ч)

21

Устройство глаза.

Модель глаза.

Расстояние наилучшего зрения.

Знать: устройство глаза

Урок изучения нов. мат-ла

13.02

22

Дефекты зрения.

Очки. Лупа. Увеличение лупы.

Норм. зрение, близорукость, дальнозоркость.

Знать: понятия: норм. зрение, близорукость, дальнозоркость

Комбинир. урок

20.02

23

Цветовая чувствительность глаза.

Аккомодация глаза.

Уметь: объяснять физические явления

Урок обобщен. и сист-ции

27.02

24

Разрешающая способность глаза.

Угол зрения

Знать: оптические характеристики глаза

Урок изучения нов. мат-ла

6.03

25

Практическая работа № 2 «Определение разрешающей способности глаза»

Уметь: описывать физич. явления

Урок соверш-ия ЗУН

13.03

26

Глаз – сложный оптический прибор.

Правила гигиены зрения.

Знать: устройство глаза, особенности гигиены зрения

Урок обобщен. и сист-ции

20.03

               5. Элементы фотометрии (2 ч)

27

Фотометрические величины.

Фотометрия.

Знать: способы фотометрических измерений

Комбинир. урок

3.04

28

Фотометрические приборы.

Оптическая плотность среды.

Уметь: использовать фотометрические приборы

Урок соверш-ия ЗУН

10.04

              6. Приборы, увеличивающие угол зрения (5 ч)

29

Лупа.

Лупа

Уметь: выч-ть опт. силу линзы, пользоваться ф-лой линзы

Урок изучения нов. мат-ла

17.04

30

Микроскоп и телескоп

Микроскоп. Телескоп

Зрительные трубы

Знать: разновид. оптических приборов.

Комбинир. урок

24.04

31

Фотоаппарат. Проектор.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Устройство фото- и проекционного аппарата.

Знать: разновидности оптических приборов.

Урок соверш-ия ЗУН

8.05

32

Спектроскоп

Радуга. Сложение спектр. цветов.

Знать: понятие дисперсия света

Комбинир. урок

33

Практическая работа № 3 «Изучение моделей оптических приборов»

Построение изображений в оптических приборах.

Знать: разновидности оптических приборов.

Урок соверш-ия ЗУН

15.05

34

Защита проектов

Уметь: описывать и объяснять физические явления

Урок соверш-ия ЗУН

22.05


Приложение № 3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1.  Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. М. Просвещение, 1989

2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин  В.М., «Физика 10-11 кл.», Москва, «Просвещение», 2010

3. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 9-11 кл. М.: Просвещение, 2007.

4. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. – 288 с.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

5.  Головин П.П., Фронтальные лабораторные работы и практикум по электродинамике

6.  Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. «Физика для увлечённых», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

7.  Самойленко П.И., Сергеев А.В. «Сборник задач и вопросов по физике», Москва, ACADEMA, 2002

8.  Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике», Ярославль, Академия развития, 2007

9. Тарасов Л.В. «Физика в природе», Москва, «Вербум-М», 2002

Перечень  информационного  обеспечения образовательного процесса

Видеопродукция

Технические средства обучения

Цифровые образовательные ресурсы

1

Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий.

ПК Intel(R) Pentium(R) Dual CPU E2200 @ 2,2 GHz, 1,00 ГБ ОЗУ

http://homes.relex.ru

2

Электронные уроки и тесты «Физика в школе» (комплект из 6 дисков)

ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ

WWW.ZAVUCH.RU.FISIKA.

3

Открытая физика

ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ

http://ru.wikipedia.org/wiki.

4

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 7 класс

Мультимедиапроектор Panasonic

http://elkin52.narod.ru.

5

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 8 класс

TV Daewoo

6

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 9 класс

TV – плеер JVS

7

1 С: Репетитор Физика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Хочу быть грамотным"

Рабочая общеобразовательная программа курса по русскому языку «Хочу быть грамотным» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)

Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...