ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.
статья по физике на тему
В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развитие ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с тем резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_metodov_proektov.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.
Составила: Петрова УГ
В 1928 году американский ученый Джон Дьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию школы: ее общую направленность на ребенка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы.
В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развитие ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с тем резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов практиков к технологии проектного обучения.
В чем же суть проектного обучения?
Сущность метода проекта лежит в развитии познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно исследовать, конструировать знания в поле разных объектов, умение ориентироваться в информационном пространстве в развитии критического мышления для продвинутых ребят.
Научиться проектировать творческую деятельность, используя метод проектов.
Основная идея метода проекта формировывалась самостоятельной деятельности человека-решателя, что отвечает современным требованиям.
Главные идеи состоят в следующем:
- С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
- Деятельность строится не в русле учебного предмета;
- Опора на сиюминутные увлечения детей;
- Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения. Работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл. Все это говорит о том, что имитационная игра является основой личностно-ориентированного обучения.
Игра несет на себе функции:
- психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
- психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;
- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.
Литература
- Третьяков ПИ. «Прогрессивные технологии управления школой.», лекции, 2003г.
- Шамова ТИ, Давыденко ТМ, Управление образовательным процессом в адаптивной школе., Москва, 2001г.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.
- Наличие значимых в исследовательском или творческом плане проблем, задач.
- Практическое, теоретическое, познавательное, развивающее предположение результатов.
- Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, но самостоятельная)
- Обязательно структурированного проекта с указанием поэтапных результатов.
Внимание следует уделять методу выбора проекта
- Круг проблем
- Каждой проблеме – ранг.
- Формирование бригады по каждой проблеме
Темы проектов могут быть:
- Предметными;
- Межпредметными;
- по направлениям:
- социальное
- историческое
- культурологическое
- искусствоведческое
- техническое и.т.д
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ:
- Умение увидеть и отобрать значимые проблемы.
- Владение всем арсеналом исследовательских методов.
- Переориентация УВП на доминанты в нем поиск деятельности.
- Владение коммуникативными навыками (пары, группы).
- Умение выделять лидеров, резонаторов, аналитиков.
- Владение компьютерной грамотностью.
- Умение использовать знание смежных дисциплин
ТРЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ:
- Знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников, информационный сбор и обработка данных, научное объяснение процессов, видение и выдвижение проблем, формулировка гипотезы, методов решения проблем);
- Владение коммуникативными навыками работы в паре, группе. Умение слышать и слушать друг друга;
- Умение самостоятельно использовать ранее полученные знания;
- Умение составлять и отправлять письмо в «INT» умение перекачивать информацию c “INT”.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
(правила хорошего тона)
- Доброжелательность при всех обстоятельствах;
- Обязательное выполнение всех заданий в оговоренные сроки;
- Взаимопомощь в работе;
- Тщательность и добросовестность в работе (халтуры в науке не должно быть);
- Равноправие и свобода выражение мыслей и идей.
Проекты могут быть
- Исследовательские
- Творческие
- Приключенческие, игровые.
Этапы работы над проектом.
- Организационный - (представление партнеров и при необходимости их замены с учетом психологической совместимости);
- Выбор и обсуждение главных идей проекта (брифинг, конференция, мозговой штурм);
- Обсуждение методических и организационных аспектов; (Учим к тому, чем они не владеют. Семинары).
- Структурирование проекта;
- Работа над проектом (от одного уровня до нескольких, в зависимости от объема проекта);
- Подведение итогов - (защита проектов, реферат, исследовательский и.т.д)
Структура проекта
- Общая концепция проекта основные идеи, положения, решение проблемы.
- Группа разрабатотчиков проекта.
- Выявление и формулировка общей проблемы. (Н-р: выявление необходимости создания адаптационных условий, для …; какие условия необходимы и достаточны для реализации потребностей возможностей ученика, …)
- Актуальность проекта. (Отсутствие адаптационной среды в школе влияет на какие-то виды поддержки …. у нас есть ресурсы, которые могут привести в действие. Если не решить проблему, то она получит противоречие. Необходимость и отсутствие … обуславливает данную ситуацию).
- Формулировка гипотезы. Если создать……. адаптационные условия то можно получить……
Каждая задача должна подтвердить гипотезу.
Приращение, в общем, процесс. Обязательно по человеческим ресурсам. Процесс и люди
- Задачи
- провести анализ поставленной проблемы в теории и практике.
- определение основных методологических концептуальных проблем
- разработка условия
- оценить эффективность разрабатываемых условий
- подготовить выводы и рекомендации (теоретическое и практическое использование)
- Методы, используемые в проекте
- Анализ…….
- Форма предоставления результатов обработки данных
- доклад, реферат
- отчет с таблицей, графиком..
- схема с описанием.
- видеофильм.
- отчет с видеофильмом и т.д.
- Обсуждение результатов
- промежуточные на рабочей группе
- итоговые НМ конференциях, в семинарах.
- Проверка гипотезы
- подтверждается: рецензия на исследование;
- параметры исследования;
- методология (системный подход, компьютерный график)
- Формулировка идеального конечного результата (что вы ожидаете от выполненных проектов)
Условия
- необходим школьный координационный центр;
- руководитель и исполнители.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1 | Разработка проектного задания | ||
1.1 | Выбор темы проекта | Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта | Отбор темы для группы учащихся |
2 | Утверждение темы проекта. | Представляет тему проекта на МС | Обоснование актуальности выбора темы проекта. |
3 | Составление плана работы | Принимает участие в составлении плана работы над проектом | Обсуждают и составляют план работы над проектом. |
4 | Изучение литературы по выбранной теме проекта | Участвует в выборе литературы | Самостоятельный подбор литературы по проблеме проекта. Определение списка источников, работа с источниками. |
5 | Составление плана выполнения проекта | Принимает участие в составлении плана выполнения проекта. (контролирует выполнение плана работы, консультирует) | Каждый ученик выбирает для себя подтему или предлагает новую. |
6 | Определение хода выполнения практической части проекта | Определяет место проведения опытов, участвует в обсуждении методов выполнения практической части проекта, предлагает варианты. | Участвуют в обсуждении вариантов выполнения практической части проекта, подсчитывают возможные материальные затраты по проекту. |
7 | Формирование творческих групп по отдельным задачам проекта | Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших конкретные подтемы и виды деятельности | Определение своей роли в группе |
8 | Написание введения (цели, задачи, гипотеза, актуальность) | Принимает участие в обсуждении с учащимися аппарата исследования. | Определяют цели и задачи проекта и согласуют их с руководителем. |
9 | Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, задание для учащихся. | Разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности. | Разработка заданий. Выработка вопросов для поиска ответа. |
10 | Выполнение практической части проекта. | Консультирует, координирует, проверяет работу учащихся. | Выполняют практическую часть: измеряют, подсчитывают, наблюдают, изучают ит.д. |
11 | Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Принимает участие в обсуждении. | Обсуждение в группах формы представления результата исследовательской деятельности. |
12 | Оформление результатов | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Оформление результатов в соответствии с принятыми правилами. |
13 | Подготовка демонстрационных материалов и текста выступления. | Консультирует и проверяет подготовку демонстрационных материалов. | Готовит демонстрационный материал о проекте. (стенд, компьютерная презентация, фотографии, графики). |
14 | Презентация | Организует экспертизу. (Отзыв о проекте). | Доклад о результатах своей работы. |
15 | Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей. Учитывает их оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся
Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы. Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под
Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...