Технологическая карта по теме "Закон Архимеда"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Смыкова Ольга Дмитриевна

Урок нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:   Физика

Класс: 7

Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ)_

УМК: «Сфера», автор В.В.Белага. И.А.Ломаченков, Ю.А.Панебратцев

Технологическая карта

Тема

Закон Архимеда

Цель

Деятельностная: формирование у учащихся умений раелизации новых способов действия.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи

1. Познакомить со способами экспериментальной проверки формулы для определения архимедовой силы.

2. Познакомить с законом Архимеда.

3. Научить решать задачи на расчет архимедовой силы и веса тела в жидкости.

4. Научить описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит архимедова сила.

Планируемые результаты обучения учащихся

  1. Умеет описывать ход и результаты эксперимента, доказывающего справедливость формулы для расчета выталкивающей силы.
  2. Знает формулировку закона Архимеда.
  3. Умеет решать задачи на вычисление архимедовой силы и вес тела в жидкости.
  4. Приводит примеры, объесняет и описывает физические явления в основе которых лежит  действие архимедовой силы.

Формируемые УУД

Личностные:

  • позитивная моральная самооценка;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные:

  • осознают качество и уровень усвоения;
  • оценивают  достигнутый  результат;
  • определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составляют план и последовательность действий;
  • ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи;
  • самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Познавательные:

  • создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста;
  • анализируют условия и требования задачи;
  • выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
  • выполняют операции со знаками и символами;
  • выделяют и формулируют познавательную цель;
  • структурируют знания;
  • ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного стилей;
  • выделяют и формулируют проблему;
  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;
  • составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные:

  • умеют слушать и слышать друг друга;
  • адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • интересуются чужим мнением и высказывают свое;
  • вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
  • планируют общие способы работы;
  • умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

Метапредметные:

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Основные понятия

Выталкивающая (архимедова) сила, вес тела, масса, объем, плотность.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- учебник (с.98-99); тетрадь – тренажер с.69, № 1; электронное приложение к учебнику (§ 38 медиаобъекты);

- физические приборы (штатив, ведерко Архимеда, стакан с отливным носиком, стакан с водой, груз, динамометр), мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки.

Организация пространства

Формы работы: беседа, проблемно-поисковая, исследовательская, групповая, индивидуальная.

Методические приемы: Поощрение, создание ситуации успеха, проблемно-поисковая учебная деятельность.

Межпредметные связи: физика – математика (использование математических расчетов), физика – история (исторические сведения), физика – литература (фрагменты литературных произведений)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

На доске эпиграф урока «О выталкивающей силе знали все, а чему она равна — понял один» Д.М. Балашов

Задает вопрос, который вызывает интерес к новому материалу.

 «Ребята, вы видели телевизионный фильм «Капитан Немо»?» Как вы думаете, это фантастика или реальность?! Если внимательно прочитать уже известную вам книгу французского фантаста Жуль Верна «Двадцать тысяч лье под водой», то вы убедитесь в научной справедливости некоторых эпизодов, изучив сегодня тему нашего урока. Видимо, автор хорошо понимал законы физических явлений. И он не один».

.

Высказывает свое мнение на поставленный вопрос.

Личностные: 

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Коммуникативные:

  • вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий; организация фиксирования каждым учащимся индивидуального затруднения в пробном действии.

I. Подводит к теме урока, используя знания детей, и задает вопросы, подводящие к теме урока.

 «Русский писатель А.П. Чехов в повести «Степь» пишет: Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх...»

В.:Какая же сила подхватила Егорушку и подняла вверх? Давайте с вами повторим все, что мы о ней знаем».

II.Формулирует и контролирует правильность ответов на проблемные вопросы, которые активизируют мыслительную деятельность и необходимы для изучения нового материала.

В1.:От каких физических величин зависит выталкивающая сила? 

В2.:Как зависит выталкивающая сила от объема тела и плотности жидкости?

В.3: Зависит ли архимедова сила от формы тела, от глубины погружения тела.

В4.:По графику зависимости выталкивающей силы от объема тела погруженного в жидкость, определите какому графику соответствует какая жидкость.

В ходе урока корректирует деятельность учащихся, направляет на источник получения верной информации (презентация, медиаобъекты, учебник):

- при затруднении ответов на вопросы 1,2  обращает внимание на презентацию (слайды2,3)

-при затруднении ответов на вопрос 3,4  использует медиаобъект ЭП  к  §37 (слайд 4,5)

В5.:Заполните кроссворд отвечая на вопросы (слайд 6)

.

III. Формулирует  вопрос:

Скажи, какой великий человек

Прославил свой далекий, древний век

Тем, что открыл для жидкости закон,

Тем, что навек был в физику влюблен. (Архимед).

Выслушивает предложения учащихся на вопрос: Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

В6.:Вы знаете, чем знаменит Архимед? (слайд 7)

.

Слушает, анализирует, делает вывод

Отвечает на вопросы.

Задает вопросы, на которые не может найти ответа или испытывает затруднения при его рассмотрении.

Анализирует рисунки и делает выводы.

Устно отвечает на вопросы. Заполняет  кроссворд  (выведен на  интерактивную доску) (Приложение 1).

Отвечает  на вопрос и отгадывает какое слово получилось по вертикали в выделенных клетках.

Предлагают  тему урока.

Самостоятельно делает предположение, что у выталкивающей силы появилось имя, имя великого мыслителя древности - Архимед.

Выступает с исторической справкой о жизни и деятельности Архимеда, использует медиаобъект ЭП § 38.

Слушает  одноклассника.

Личностные:

  • формирование желания выполнять учебные действия.

Регулятивные:

  • осознают качество и уровень усвоения;
  • оценивают  достигнутый  результат;

Познавательные:

  • структурируют знания;
  • строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные:

  • умеют слушать и слышать друг друга.

III. Выявление места и причины затруднений.

Цель:

организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения (осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей).

I.«Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию в 3 век до нашей эры. В это время Сиракузами правил царь Герон. Он поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примесь. Идея решения пришла к ученому однажды, когда он решил принять ванну. Ликующий и возбуждённый своим открытием, Архимед воскликнул: «Эврика!», что значит: «Нашел» (медиаобъект «Легенда об истории открытия закона Архимеда»). (слайд 8)

«Мы с вами подошли к изучению нового закона. Кто может сформулировать тему урока, цель урока?» (10)

Физкультминутка (сопровождается видео)

Воспринимает информацию.

Формулирует тему урока. Высказывает предложение, о то, что необходимо узнать, чтобы описать закон, что знают и каких знаний, и умений недостаточно для решения поставленной задачи учителем.

Выполняют упражнения

Личностные:

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Познавательные:

  • структурируют знания.

Коммуникативные:

  • планируют общие способы работы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Обобщает предложения учащихся, формирует конкретную цель учебных действий.

Показывает  демонстрацию экспериментального  подтверждения закона Архимеда (слайд 11).

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой вывод можно сделать исходя из результатов этого опыта?

Направляет учащихся к выводу: архимедова сила равна весу жидкости в объеме этого тела, т.е.  Fa = Pж = mg = http://festival.1september.ru/articles/632190/img7.jpgжgVт.

Проблемный вопрос: как можно вычислить вес тела поргуженного в жидкость?

Организует работу с учебником.

В.: Как вы думаете, как можно вычислить вес тела поргуженный в газ?

Наблюдает за ходом эксперимента, участвует в обсуждении результатов эксперимента.

Предлагают свои пути решения данной проблемы.

Читают учебник § 38  с. 98-99 «Закон Архимеда».

Делают записи в тетрадь: «Вес тела, погруженного в жидкость, уменьшается на значение, равное архимедовой силе: Р1 = Р – Fa = mg  – m1g, где m  – масса тела, а m1   –  масса жидкости в объеме, равном объему погруженного тела».

Высказывают свое предположение. Делают запись в тетрадь: «Сила, выталкивающая тело из газа, также равна весу газа, взятого в объеме тела»

Регулятивные:

  • принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи;
  • оценивают  достигнутый  результат;
  • определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

  • выделяют и формулируют проблему;
  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;
  • создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста;
  • выполняют операции со знаками и символами.

Коммуникативные:

  • вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, учатся владеть монологической и диалогической формами речи;

V.Реализация построенного проекта.

Цель:

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Демонстрирует видеофрагмент легенды о царе Гиероне.

Зачитывает  задачу, которую царь Гиерон предложил решить Архимеду (слайд 12).

Задает вопрос: Теперь вам понятны слова Д.М.Балашова, которые являлись эпиграфом урока и почему выталкивающую силу назвали силой Архимеда?

Смотрит фрагмент фильма.

Разбирает решение задачи по медиаобъекту ЭП § 38.

Отвечает на вопрос учителя

Регулятивные:

  • ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;
  • строят логические цепи рассуждений.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1.Дает задание по проведению исследования  в паре (слайд 13).

2.Организует дифференцированную работу с тетрадью-тренажером № 1-3 с. 69

Выполняет эксперимент, проводит измерение.

 Принимает участие в обсуждении и обобщении результатов работы.

Выполняет задания «Вставь пропущенные слова. Составь логическую цепочку».

Заполняют лист самооценки (Приложение 2)

 

Личностные:

  • позитивная моральная самооценка.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней;
  • составляют план и последовательность действий;
  • оценивают  достигнутый  результат;
  • определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

  • анализируют условия и требования задачи;
  • составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • строят логические цепи рассуждений.

Коммуникативные:

  • умеют слушать и слышать друг друга;
  • адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  • интересуются чужим мнением и высказывают свое;
  • умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Организует индивидуальную работу с интерактивными моделями из библиотеки наглядных пособий (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Выполняет задания. При неправильном ответе, попутку может повторить.

Личностные:

  • позитивная моральная самооценка.

Регулятивные:

  • осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные:

  • анализируют условия и требования задачи.

VIII. Включение в систему знаний повторение.

Цель:

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

I.Задает вопросы, просит проанализировать эпизоды из литературных произведений (Приложение 3)

Выслушивает мнения учащихся, направляет на правильный ответ опираясь на изученный материал.

III. Домашнее задание (слайд 14).

Слушают. Высказывают свое мнение. Доказывают свои предположения.

 

Внимательно слушает учителя, записывает домашнее задание

§ 38 тетрадь-тренажер с.73-75 № 3-7

Личностные:

  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные:

  • осознают качество и уровень усвоения.

Познавательные:

  • ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.

Коммуникативные:

  • интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Метапредметные:

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

IX. Рефлексия УД на уроке.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

I.Задает вопросы: (слайд 15).

Что вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Что для вас было наиболее сложным?

С каким настроением вы уйдете  с урока?

II.Раздает бланки. Оценивает работу учащихся с анализом их бланков.

Отвечает на вопросы.

На кирпичеках написаны этапы урока. Детям предлагается раскрасить каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценивали свою деятельность на уроке: красный – я активно работал и выполнял все задания учителя; желтый - я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; зелёный – я выполнял все задания, но иногда отвлекался и понял не весь материал; синий – мне не удалось запомнить новый материал, я часто отвлекался.

Личностные:

  • позитивная моральная самооценка.

Регулятивные:

  • оценивают  достигнутый  результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР

Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока физики «Сила Архимеда».

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая труктурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...

"Закон Архимеда" (7 класс) + технологическая карта + презентация

Открытый урок по физике для учащихся 7 класса по теме "Закон Архимеда" с подробным конспектом урока, технологической картой к уроку, презентацией, раздаточным материалом...

физика 7 класс. Технологическая карта урока "Сила Архимеда"

физика 7 класс. Технологическая карта урока "Сила Архимеда"...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...