Программа самообразования педагога
материал по физике на тему
Смирновой Светланы Александровны
МКОУ Лебедевской СОШ
Тема самообразования: Современный физический эксперимент: лаборатория L-микро и ЛЕГО- конструкторы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования педагога
Смирновой Светланы Александровны
МОУ Лебедевской СОШ
Тема самообразования: Современный физический эксперимент: лаборатория L-микро и ЛЕГО- конструкторы в школе.
Пояснительная записка:
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по математике и информатике.
Целевые установки:
- Повышение профессионального уровня
- Ведение активной подготовки к ЕГЭ и ГИА
- Компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1. Реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся.
2. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по физике.
Мотивы, побуждающие к саморазвитию:
- Мотив самостоятельности, реализация себя в творческой профессиональной деятельности личности.
- Мотив личностного развития, приобретение новой информации.
- Мотив самоутверждения, достижения социального успеха.
- Потребность быть в коллективе.
- Мотив стабильности, защищённости.
- Мотив состязательности.
Работа над темой начата в 2008 году
Предполагается закончить работу над темой в 2012 году.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Лего-технология- суть технологии можно описать как связь конструктора с электрическими элементами и внешними датчиками с компьютером через определенные программы. Ребенку ставится задача из реальной, окружающей его жизни, и он проектирует изменения в своем собственном мире средствами робототехники. Конструируя ту или иную модель, являющуюся решением задачи, необходимо написать программу и внести ее в компьютер, а затем в модель. Элемент проверки взаимодействия компьютера и модели является крайне важным моментом соответствия решения условию задачи.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Основные принципы, реализуемые в используемых методиках:
Содержательные принципы обучения:
- принцип научности;
- принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.
Организационно-методические принципы:
- принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;
- принцип единства группового и индивидуального обучения;
- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- принцип сознательности и творческой активности обучаемых;
- принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
- принцип наглядности;
- принцип продуктивности и надежности обучения.
Принципы педагогической техники:
- принцип свободы выбора;
- принцип открытости;
- принцип деятельности;
- принцип обратной связи;
- принцип идеальности (высокого КПД).
Основные формы и методы работы:
Совокупность методов:
- словесные;
- наглядные;
- стимулирующие;
- исследовательские;
- контролирующие.
Формы организации работы:
- индивидуальная работа с первоисточниками по методике тестирования;
- анализ передового опыта руководителей лабораторий образовательных технологий.
- участие в работе методических объединений и методических сообществ учителей;
- проведение открытых занятий;
- участие в конкурсах педагогического мастерства муниципального, регионального и всероссийского уровней.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное |
|
Психолого-педагогическое |
|
Методическое |
|
Эстетическое |
|
Информационно-компьютерные технологии |
|
Охрана здоровья |
|
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМООБРАЗОВАНИЯ:
- – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
- – обучающий, на котором происходит знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
- – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
- – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе организовывается коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях школьных и районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
- – итогово-контрольный, на котором подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
План реализации программы самообразования
I ЭТАП реализации программы (I полугодие 2008-2009 уч. года)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Анализ профессиональных затруднений. | сентябрь | |
Формулирование индивидуальной темы самообразования. | сентябрь | |
Формулирование целей и задач, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой самообразования. | сентябрь октябрь | |
Составление плана работы по выбранной теме самообразования. | ноябрь | |
Выступление с отчетом по итогам реализации I этапа на педагогическом совете школы. | декабрь |
II ЭТАП реализации программы (II полугодие 2008-2009 уч. года)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Изучение опыта работы ведущих российских педагогов по выбранной теме. | январь | |
Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по данной теме. | январь февраль | |
Приобретение методической литературы по теме самообразования. | февраль март | |
Участие в методических объединениях | в течение года | |
Проведение диагностики удовлетворенности учащихся учебно-воспитательным процессом. | февраль | |
Разработка плана работы с одаренными детьми. | март апрель | |
Разработка системы работы с детьми, имеющими низкий уровень мотивации по данной проблеме. | апрель май | |
Выступление с отчетом по итогам реализации II этапа на педагогическом совете школы. | май |
III ЭТАП реализации программы (2009-2010 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Корректировка плана работы. | сентябрь | |
Консультации с методистами районного управления образования. | сентябрь октябрь | |
Активное внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность. | в течение года | |
Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования. | в течение года | |
Проведение промежуточной диагностики творческих способностей и наклонностей воспитанников по проблеме. | декабрь | |
Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми. | декабрь | |
Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по данной теме. | в течение года | |
Приобретение методической литературы по теме самообразования. | в течение года | |
Участие в методических объединениях | в течение года | |
Выступление с отчетом по итогам реализации III этапа на педагогическом совете школы. | май |
IV ЭТАП реализации программы (2010-2011 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Консультации с методистами управления образования. | сентябрь | |
Участие в методических объединениях. | в течение года | |
Посещение с обсуждением открытых уроков учителей района и области, чья методика работы сходна с разрабатываемой. | в течение года | |
Подготовка и размещение материалов по теме самообразования для размещения в web-пространстве всемирной компьютерной сети Интернет. | в течение года | |
Организация форума на web-ресурсе по обсуждению авторской методики, разработанной в рамках программы по самообразованию. | II полугодие | |
Внесение коррективов в практическую составляющую педагогической концепции по внедрению новой методики в образовательный процесс. | апрель май | |
Выступление с отчетом по итогам реализации IV этапа на педагогическом совете школы. | май |
V ЭТАП реализации программы (2011-2012 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Анализ, теоретическое обоснование выбора форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях. | сентябрь октябрь | |
Консультации с методистами районного управления образования. | ноябрь | |
Апробация наработанных форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях. | в течение года | |
Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования. | в течение года | |
Проведение итоговой диагностики творческих способностей и наклонностей воспитанников по проблеме. | апрель | |
Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми. | апрель | |
Подготовка к публикации опыта работы. | апрель май | |
Обобщение опыта работы по теме самообразования. | май | |
Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования. | май | |
Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности. | май июнь |
План самообразования на 2010 – 2011 учебный год
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
1 | Изучение психолого-педагогической, методической литературы | 1. Чтение научно-методического литературы 2. Обзор в Интернете информации по физике, педагогике, психологии, инновационным технологиям | Систематически | Конспекты Памятки Рекомендации. |
2 | Разработка программно-методического обеспечения а) научно-методическая работа | 1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Организация проектно-исслевательской работы учащихся. | В течение года | Программы и учебно-тематические планы. |
б) Опытно-экспериментальная работа. | 1. Разработка и апробация программы кружка «Лего - конструирование» | Ноябрь, декабрь | Учебные рабочие программы, Тестирующие Программы, Методико-дидактические материалы | |
3 | Изучение информационно-коммуникационных технологий. | 1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер). 2. Разработка пакета материала в электронном виде. | В течение года | Конспекты уроков. Методико-дидактические материалы. |
4 | Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы | 1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и района 2. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом 3. Общение с коллегами в школе, районе 4. Работа в школьной лаборатории | В течение года, по плану МО | Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных |
5 | Самообобщение опыта | 1. Разработка конспектов уроков 2. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 4. Разработка комплекта олимпиада задач 5. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах | В течение года, по плану МО | Комплекты методико-дидактических электронных материалов |
6 | Повышение квалификации по математике | 1. Решение задач, тестов и других заданий по физике повышенной сложности или нестандартной формы. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Классификация и решение заданий ГИА по физике. 4. Прохождение предметных курсов по физике. 5. Прохождение дистанционного курса «Лего - технологии на уроках физики» | В течение года |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество ЗУН не менее 45%; участие в конкурсах – не менее 30%);
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
- выработка методических рекомендаций по применению новых информационный технологии на уроках.
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Планируемые результаты самореализации:
• Разработка комплекта электронных уроков.
• Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
- комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
- комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
- сборника предметных кроссвордов,
- пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося,
- базы данных методик обучения,
- пакет сценариев уроков с применением информационных технологий,
- пакета документации по организации и занятий кружковой работы,
- пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
• Создание и постоянное действие персонального сайта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183337-1358610760.jpg)
Самообразование педагогов дополнительного образования как необходимый фактор для реализации образовательных программ
«Учитель – это тончайший инструмент,вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его предст...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/18/picture-364823-1645182739.jpg)
Программа самообразования педагога дополнительного образования детей
Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.Махатма ГандиПедагог дополнительного образования – это особый пласт в образовательном процессе. Он выступает не как учитель, которы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-678448-1475651536.jpg)
Программа развития педагога (план самообразования)
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-946707-1665334205.jpg)
Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-178625-1517327059.jpg)
О программе самообразования педагога
Доклад "О программе самообразования педагога" (из выступления на заседании школьного методического совета учителей БОУ "Крайчиковская СШ")...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-487950-1411837609.jpg)
Программа самообразования педагога
Программа самообразования педагога по теме "Технология развития критического мышления на уроках английского языка"....