Программа самообразования педагога
материал по физике на тему
Смирновой Светланы Александровны
МКОУ Лебедевской СОШ
Тема самообразования: Современный физический эксперимент: лаборатория L-микро и ЛЕГО- конструкторы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования педагога
Смирновой Светланы Александровны
МОУ Лебедевской СОШ
Тема самообразования: Современный физический эксперимент: лаборатория L-микро и ЛЕГО- конструкторы в школе.
Пояснительная записка:
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по математике и информатике.
Целевые установки:
- Повышение профессионального уровня
- Ведение активной подготовки к ЕГЭ и ГИА
- Компьютеризация учебного процесса школьников
Задачи:
1. Реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся.
2. Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по физике.
Мотивы, побуждающие к саморазвитию:
- Мотив самостоятельности, реализация себя в творческой профессиональной деятельности личности.
- Мотив личностного развития, приобретение новой информации.
- Мотив самоутверждения, достижения социального успеха.
- Потребность быть в коллективе.
- Мотив стабильности, защищённости.
- Мотив состязательности.
Работа над темой начата в 2008 году
Предполагается закончить работу над темой в 2012 году.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Лего-технология- суть технологии можно описать как связь конструктора с электрическими элементами и внешними датчиками с компьютером через определенные программы. Ребенку ставится задача из реальной, окружающей его жизни, и он проектирует изменения в своем собственном мире средствами робототехники. Конструируя ту или иную модель, являющуюся решением задачи, необходимо написать программу и внести ее в компьютер, а затем в модель. Элемент проверки взаимодействия компьютера и модели является крайне важным моментом соответствия решения условию задачи.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Основные принципы, реализуемые в используемых методиках:
Содержательные принципы обучения:
- принцип научности;
- принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.
Организационно-методические принципы:
- принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;
- принцип единства группового и индивидуального обучения;
- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- принцип сознательности и творческой активности обучаемых;
- принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
- принцип наглядности;
- принцип продуктивности и надежности обучения.
Принципы педагогической техники:
- принцип свободы выбора;
- принцип открытости;
- принцип деятельности;
- принцип обратной связи;
- принцип идеальности (высокого КПД).
Основные формы и методы работы:
Совокупность методов:
- словесные;
- наглядные;
- стимулирующие;
- исследовательские;
- контролирующие.
Формы организации работы:
- индивидуальная работа с первоисточниками по методике тестирования;
- анализ передового опыта руководителей лабораторий образовательных технологий.
- участие в работе методических объединений и методических сообществ учителей;
- проведение открытых занятий;
- участие в конкурсах педагогического мастерства муниципального, регионального и всероссийского уровней.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное |
|
Психолого-педагогическое |
|
Методическое |
|
Эстетическое |
|
Информационно-компьютерные технологии |
|
Охрана здоровья |
|
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМООБРАЗОВАНИЯ:
- – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
- – обучающий, на котором происходит знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
- – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
- – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе организовывается коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях школьных и районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
- – итогово-контрольный, на котором подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
План реализации программы самообразования
I ЭТАП реализации программы (I полугодие 2008-2009 уч. года)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Анализ профессиональных затруднений. | сентябрь | |
Формулирование индивидуальной темы самообразования. | сентябрь | |
Формулирование целей и задач, достижение и решение которых предполагается в результате работы над темой самообразования. | сентябрь октябрь | |
Составление плана работы по выбранной теме самообразования. | ноябрь | |
Выступление с отчетом по итогам реализации I этапа на педагогическом совете школы. | декабрь |
II ЭТАП реализации программы (II полугодие 2008-2009 уч. года)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Изучение опыта работы ведущих российских педагогов по выбранной теме. | январь | |
Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по данной теме. | январь февраль | |
Приобретение методической литературы по теме самообразования. | февраль март | |
Участие в методических объединениях | в течение года | |
Проведение диагностики удовлетворенности учащихся учебно-воспитательным процессом. | февраль | |
Разработка плана работы с одаренными детьми. | март апрель | |
Разработка системы работы с детьми, имеющими низкий уровень мотивации по данной проблеме. | апрель май | |
Выступление с отчетом по итогам реализации II этапа на педагогическом совете школы. | май |
III ЭТАП реализации программы (2009-2010 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Корректировка плана работы. | сентябрь | |
Консультации с методистами районного управления образования. | сентябрь октябрь | |
Активное внедрение выбранной методики в свою профессиональную деятельность. | в течение года | |
Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования. | в течение года | |
Проведение промежуточной диагностики творческих способностей и наклонностей воспитанников по проблеме. | декабрь | |
Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми. | декабрь | |
Анализ и систематизация материалов научной и специальной литературы по данной теме. | в течение года | |
Приобретение методической литературы по теме самообразования. | в течение года | |
Участие в методических объединениях | в течение года | |
Выступление с отчетом по итогам реализации III этапа на педагогическом совете школы. | май |
IV ЭТАП реализации программы (2010-2011 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Консультации с методистами управления образования. | сентябрь | |
Участие в методических объединениях. | в течение года | |
Посещение с обсуждением открытых уроков учителей района и области, чья методика работы сходна с разрабатываемой. | в течение года | |
Подготовка и размещение материалов по теме самообразования для размещения в web-пространстве всемирной компьютерной сети Интернет. | в течение года | |
Организация форума на web-ресурсе по обсуждению авторской методики, разработанной в рамках программы по самообразованию. | II полугодие | |
Внесение коррективов в практическую составляющую педагогической концепции по внедрению новой методики в образовательный процесс. | апрель май | |
Выступление с отчетом по итогам реализации IV этапа на педагогическом совете школы. | май |
V ЭТАП реализации программы (2011-2012 уч. год)
№ п/п | Вид деятельности | Сроки выполнения |
Анализ, теоретическое обоснование выбора форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях. | сентябрь октябрь | |
Консультации с методистами районного управления образования. | ноябрь | |
Апробация наработанных форм, методов и способов деятельности на учебных занятиях. | в течение года | |
Проведение открытых занятий по заявленной теме самообразования. | в течение года | |
Проведение итоговой диагностики творческих способностей и наклонностей воспитанников по проблеме. | апрель | |
Соотнесение полученных результатов итоговой диагностики с планируемыми. | апрель | |
Подготовка к публикации опыта работы. | апрель май | |
Обобщение опыта работы по теме самообразования. | май | |
Определение перспектив дальнейшей работы по выбранной теме самообразования. | май | |
Творческий отчет по результатам профессиональной деятельности. | май июнь |
План самообразования на 2010 – 2011 учебный год
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
1 | Изучение психолого-педагогической, методической литературы | 1. Чтение научно-методического литературы 2. Обзор в Интернете информации по физике, педагогике, психологии, инновационным технологиям | Систематически | Конспекты Памятки Рекомендации. |
2 | Разработка программно-методического обеспечения а) научно-методическая работа | 1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Организация проектно-исслевательской работы учащихся. | В течение года | Программы и учебно-тематические планы. |
б) Опытно-экспериментальная работа. | 1. Разработка и апробация программы кружка «Лего - конструирование» | Ноябрь, декабрь | Учебные рабочие программы, Тестирующие Программы, Методико-дидактические материалы | |
3 | Изучение информационно-коммуникационных технологий. | 1. Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер). 2. Разработка пакета материала в электронном виде. | В течение года | Конспекты уроков. Методико-дидактические материалы. |
4 | Участие в методических школьном и городском объединениях, в жизни школы | 1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и района 2. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом 3. Общение с коллегами в школе, районе 4. Работа в школьной лаборатории | В течение года, по плану МО | Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных |
5 | Самообобщение опыта | 1. Разработка конспектов уроков 2. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 4. Разработка комплекта олимпиада задач 5. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах | В течение года, по плану МО | Комплекты методико-дидактических электронных материалов |
6 | Повышение квалификации по математике | 1. Решение задач, тестов и других заданий по физике повышенной сложности или нестандартной формы. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Классификация и решение заданий ГИА по физике. 4. Прохождение предметных курсов по физике. 5. Прохождение дистанционного курса «Лего - технологии на уроках физики» | В течение года |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество ЗУН не менее 45%; участие в конкурсах – не менее 30%);
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
- выработка методических рекомендаций по применению новых информационный технологии на уроках.
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Планируемые результаты самореализации:
• Разработка комплекта электронных уроков.
• Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
- комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
- комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
- сборника предметных кроссвордов,
- пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося,
- базы данных методик обучения,
- пакет сценариев уроков с применением информационных технологий,
- пакета документации по организации и занятий кружковой работы,
- пакета психолого-педагогических материалов для учителя.
• Создание и постоянное действие персонального сайта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование педагогов дополнительного образования как необходимый фактор для реализации образовательных программ
«Учитель – это тончайший инструмент,вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его предст...
Программа самообразования педагога дополнительного образования детей
Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.Махатма ГандиПедагог дополнительного образования – это особый пласт в образовательном процессе. Он выступает не как учитель, которы...
Программа развития педагога (план самообразования)
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или прогр...
Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....
О программе самообразования педагога
Доклад "О программе самообразования педагога" (из выступления на заседании школьного методического совета учителей БОУ "Крайчиковская СШ")...
Программа по самообразованию педагога
Программа по самообразованию учителя биологии...
Программа самообразования педагога
Программа самообразования педагога по теме "Технология развития критического мышления на уроках английского языка"....