Программа самообразования педагога дополнительного образования детей
рабочая программа (7 класс) на тему
Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.
Махатма Ганди
Педагог дополнительного образования – это особый пласт в образовательном процессе. Он выступает не как учитель, который учит, а искренно увлеченный творчеством человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу. Творческая коллегиальность – вот что определяет характер педагогического общения с детьми в УДОД. Творческая среда в объединении, созданная на основе педагогики сотрудничества - вот тот путь, который позволит обеспечить модернизацию дополнительного образования, сделает работу педагога дополнительного образования детей наполненной смыслом и содержанием. Именно этот вывод привел к такому выбору темы самообразования и написанию программы по самообразованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа самообразования
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДТ «Искра»
Шаталовой Елены Валерьевны
Содержание:
1.Аналитическая записка……………………………………………..3
2. Актуальность программы…………………………………………5
3. Содержание программы…………………………………………..
3. Механизм реализации……………………………………………..
4. Перспективы программы………………………………………….
5. План реализации программы 2009-2010 учебный год……..
6. План реализации программы 2010-2011 учебный год……..
7. Список литературы………………………………………………...
- Аналитическая записка
В связи с модернизацией образования в процессе развития личности ребёнка в современных условиях особую роль играет сотрудничество взрослых и детей, которое может быть рассмотрено как особая форма демократизации, гуманизации их отношений, организации учебно-воспитательного процесса, предполагающая обязательную активность и взаимодействие обеих сторон, установление определённой меры этой активности.
Педагогика сотрудничества, возникшая в начале перестроечных процессов в 80-е гг. XX в. в результате появления интереса в обществе к инновационным поискам и стремления обновить традиционные формы и содержание образования, - это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущую ему технологию педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и обучающегося в объединении. Педагогика сотрудничества соответствует новой парадигме образования, гуманистическому, личностно - ориентированному подходу и, следовательно, в современной постановке проблемы соотносится с модернизацией российского образования, наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.
В педагогике сотрудничества представлены традиции русской (К.Д, Ушинский, Н.П. Пирогов, JLR Толстой), советской (КК. Крупская, СТ. Шацкий, А.С- Макаренко, В.А. Сухомлинский) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я, Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) педагогической науки и практики. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и представлены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, ИЛ. Волковым, ЦП. Ивановым, В.А. Караковским, СН. Лысенковой, Б.П Никитиным, Л.А. Никитиной, В.Ф. Шаталовым, МЛ. Щетининым и др.), педагогами-журналистами (В.М. Матвеевым и С.Л. Соловейчиком), педагогами-практиками (Е.В. Бондаревской, НЛх Крыловой, Г.Ю. Ксензовой, Н.Е. Щурковой и др.), многими учителями школ и педагогами.
В современных условиях идеи педагогики сотрудничества изучаются и используются во многих регионах нашей страны, осмыслен богатый опыт педагогов-новаторов 80-х гг. XX в., который ускорил создание и развитие новых педагогических систем образовательных учреждений. Об этом красноречиво замечено в связи с двадцатилетием рождения идей педагогики сотрудничества в «Учительской газете», на страницах которой педагоги-новаторы современности делятся своим опытом работы по использованию идей и технологий педагогов-новаторов 80-х гг., своим отношением к современной педагогике сотрудничества, воспоминаниями о своих поисках и находках.
Новаторство педагогики сотрудничества состоит в том, что целевые педагогические установки: «учить всех и учить хорошо», «воспитывать всех и воспитывать хорошо», «развивать всех и развивать хорошо» в опыте современных педагогов приобрели интегративный характер и позволяют эффективно и экономно использовать педагогический инструментарий и инновационные технологии в достижении поставленных целей. Вот почему проблема педагогики сотрудничества рассматривается нами как требующая всестороннего анализа и дальнейшей разработки необходимого комплекса педагогических условий, способствующих успешному использованию концептуальных идей педагогов-новаторов в работе педагога дополнительного образования детей.
Анализ научной литературы по проблеме и школьной практики позволил выявить ряд противоречий, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа развития педагогики сотрудничества:
- между динамизмом развития общества, его требованиями модернизации образовательного процесса школы на основе гуманистического подхода и медленными темпами преобразований в образовательных учреждениях, продолжающих применять принципы авторитарной педагогики, противоречащие новой парадигме целостного педагогического процесса;
- между социальным заказом государства о необходимости перехода к современной гуманистической стратегии обучения, воспитания и развития учащихся и традиционными средствами её достижения из-за отсутствия качественной подготовки учителей по использованию инновационных технологий;
- между признанием необходимости демократизации, гуманизации общественных отношений, взаимодействия, сотрудничества, сотворчества и насаждаемой в обществе идеологией индивидуализма;
- между потребностью практики в создании педагогических условий успешной реализации основополагающих идей педагогики сотрудничества и неразработанностью рекомендаций для педагогов, способствующих повышению эффективности целостного педагогического процесса.
Наличие данных противоречий выявляет проблему, которую можно сформулировать так: « в современных условиях развития общества следует искать новые пути внедрения инновационных методик в образовательную деятельность».
Решение этой проблемы для учреждений УДОД, видится нами в самообразовании педагогов.
Опираясь на слова известного врача – психотерапевта Ж.Б. Нарлиева, решать любую проблему человек должен сознательно и сам: «Можешь - сделай, хочешь - добейся! Помоги себе сам!»
- Актуальность программы
Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.
Махатма Ганди
Сотрудничество педагога дополнительного образования детей всегда связано с позицией по отношению к воспитаннику объединения, которая, чаще всего, обозначается как партнёрство, товарищество педагога и ребенка в целостном педагогическом процессе. Сотрудничество в УДОД предполагает усиление элемента взаимодействия в образовательном процессе, деловые, основанные на доверии, взаимопомощи и поддержке отношения между педагогами и обучающимися.
Актуализация проблемы сотрудничества в УДОД настоящее время не случайна. Она обусловлена:
- во-первых, социальными и педагогическими процессами, происходящими в обществе (гуманизация и демократизация отношений, усиление роли человеческого фактора, повышение качества образования и воспитания учащихся на основе инновационных процессов, всенародное внимание к образованию, его проблемам и др.);
- во-вторых, состоянием массовой педагогической практики (недостаточная педагогическая поддержка педагогов и обучающихся, их неудовлетворённость учебно-воспитательным процессом; непонимание необходимости, неумение, а иногда и нежелание педагогов изменять свою позицию по отношению к ученикам и др.);
- в-третьих, поиском педагогов-практиков (разработка и применение инновационных технологий обучения и воспитания, направленных на развитие личности ребёнка, и др.)
«Педагогика сотрудничества» это, прежде всего, педагогическое творчество. Можно с чем-то не соглашаться, уточнять, проверять, развивать, но ее непреходящее значение в том, что это не только заметный шаг в утверждении новой гуманистической и эффективной педагогики, но и сгусток творческой энергии педагогов, платформа раскованного педагогического творчества.
Сотрудничество – это не просто открытость и настроенность педагогов на детей, а еще и способность через определенную систему принципов и методов организовать совместное творчество.
Педагог дополнительного образования – это особый пласт в образовательном процессе. Он выступает не как учитель, который учит, а искренно увлеченный творчеством человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.
Творческая коллегиальность – вот что определяет характер педагогического общения с детьми в УДОД.
Творческая среда в объединении, созданная на основе педагогики сотрудничества - вот тот путь, который позволит обеспечить модернизацию дополнительного образования, сделает работу педагога дополнительного образования детей наполненной смыслом и содержанием. Именно этот вывод привел к такому выбору темы самообразования:
Тема самообразования:
Развитие творческой среды на занятиях в объединениях дополнительного образования детей.
Срок реализации программы пять лет.
Программа построена с учетом нормативно-правовых требований российского законодательства и Декларацией прав ребенка, утвержденной ЮНЕСКО (1959).
Нормативно-правовой основой программы являются следующие документы:
- Конвенция о правах ребенка
- «Закон РФ об образовании»
- Федеральный закон о дополнительном образовании
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Национальная доктрина образования в РФ (на период до 2025 года)
Программа опирается на гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили. (Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку - педагог, являясь творцом этого образовательного (педагогического) процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Концептуальные основы программы:
- педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическая вера в ребенка; сотрудничество, мастерство общения;
- стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
- замена принуждения желанием, которое порождает успех; ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
- применение косвенных требований через коллектив.
Цель программы: Создать условия для приобретения систематических профессиональных знаний по теме «Развитие творческой среды на занятиях в объединениях дополнительного образования детей».
Задачи:
- Создать условия для изучения научных представлений о сущности, структуре и особенностях использования педагогики сотрудничества на практике;
- Создать условия для систематизации полученных знаний;
- Создать условия для обеспечения творческой среды на занятиях, через введение в учебно-воспитательную деятельность процесса сотрудничества и сотворчества педагога дополнительного образования и воспитанников объединения.
- Создать условия для изучения и обобщения позитивного опыта использования идей педагогики сотрудничества в объединении для развития творческой среды на занятиях, разработки методических материалов.
- Создать условия для применения рекомендаций по использованию идей педагогики сотрудничества в развитии творческой среды на практике педагогам УДОД.
Методы реализации:
Ведущими методологическими ориентирами в механизме реализации программы самообразования выбраны: личностно ориентированный подходы и креативный в воспитании, обучении и развитии; единство системно-целостного и деятельностного подходов к рассмотрению педагогических процессов; принципы: гуманизации, демократизации, творчества, единства теории и практики, интеграции, преемственности.
Методы самообразования:
- Теоретические методы: изучение нормативно-правовой и педагогической литературы, обобщение источников педагогического наследия педагогов-новаторов, опыта работы образовательных учреждений, использующих принципы и концептуальные идеи педагогики сотрудничества.
- Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы с обучающимися, их родителями, совместная творческая деятельность.
Источники самообразования.
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
Формы самообразования педагога
• Индивидуальная форма самообразования
• Групповые формы самообразования (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др.
Ожидаемые результаты:
- Углубление научных представлений о сущности, структуре и особенностях использования педагогики сотрудничества на практике;
- Систематизация принципов и основных идей применения педагогики сотрудничества;
- Определение научно обоснованных организационно-педагогических условий для обеспечения творческой среды на занятиях, обеспечивающих эффективный процесс сотрудничества и сотворчества педагога дополнительного образования и воспитанников объединения.
Показателями эффективности программы являются:
- Обобщёние позитивного опыта использования идей педагогики сотрудничества для развития творческой среды на занятиях в объединении, разработка методических материалов.
- Возможность применения созданных методических материалов по использованию идей педагогики сотрудничества на практике педагогам дополнительного образования детей.
Оценка эффективности программы осуществляется через:
- Внедрение концептуальных идей педагогики сотрудничества в учебно-воспитательную деятельность объединения.
Материально-техническое обеспечение программы:
Программа реализуется в МБОУ ДОД ЦДТ «Искра», занимает аудиторию для занятий объединения. Предполагается использование компьютерного класса МБОУ ДОД ЦДТ «Искра»
- Содержание программы
Данная программа - это поиск, педагогом дополнительного образования детей, путей создания эффективной творческой среды на занятиях в объединении, обеспечению обучения инновационными педагогическими подходами.
Базовое содержание: общепедагогическое.
Функции самообразования:
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманно-личностный подход к ребенку. Единство обучения и воспитания.
- Новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса.
- Формирование положительной Я-концепции детей через изменение творческой среды в объединении.
- Гуманизация и демократизация педагогических отношений.
- Составление планов самообразования с учетом рекомендаций данной программы.
- Организация учебно-воспитательной деятельности в объединении с применением полученных знаний, умений, навыков.
- Фиксация результатов.
I ЭТАП - 2009 -2010 учебный год - анализ состояния проблемы и её осмысление в педагогике, психологии, философии, социологии; уточняется сущность понятий и их специфика.
II ЭТАП - 2010-2013 учебные годы - проводится формирующий эксперимент по организации творческой среды в объединении; разрабатываются основные методы к организации эффективного процесса обучения, воспитания и развития воспитанников объединения, взаимодействия взрослых и детей в объединении на основе идей педагогики сотрудничества; анализируются полученные результаты, вносятся необходимые коррективы.
III ЭТАП - 2013 -2014 учебные годы - уточняются полученные результаты, основные методы взаимодействия взрослых и детей в объединении на основе идей педагогики сотрудничества, пути и средства реализации принципов педагогики сотрудничества, анализ и обобщение результатов, оценка результативности программы самообразования на основе полученных результатов.
Особое внимание планируется уделять самообразованию в области педагогизации окружающей среды. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются образовательные учреждения, семья и социальное окружение (среда). Усилия педагога будут напрасными, если он будет игнорировать действие всех трех источников воспитания.
- Механизм реализации программы самообразования
Рис. 1 Схема механизма реализации программы
- Перспективы программы самообразования:
Представленная программа самообразования предполагает, что учебно-воспитательный процесс в объединении изменит свое направление с традиционного обучения на инновационное. Свободное время воспитанников будет наполнено глубоким смыслом личностного развития. Личностные отношения станут основным фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Обучение ребенка в объединении станет вариативным, с учетом потенциальных возможностей, которые ему необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Осуществление этих планов поможет расширить сферу учебно-воспитательной деятельности в объединении, обогатит опыт педагога и родителей, педагогического коллектива, как в образовании, так и в воспитании детей. Создаст предпосылки к профессиональной ориентации подростка в недалеком будущем. Откроет новые перспективы развития личности детей, родителей, педагога, как в творческом, так и в социальном плане. Создаст условия для внедрение концептуальных идей педагогики сотрудничества в учебно-воспитательную деятельность объединения и образовательного учреждения.
План
реализации программы самообразования
2009 – 2010 учебный год
Тема: «Развитие творческой среды на занятиях в объединениях дополнительного образования детей».
Цель: Приобретение систематических профессиональных знаний, повышение профессионального мастерства по теме самообразования.
Задачи:
- Изучить научных представлений о сущности, структуре и особенностях использования педагогики сотрудничества на практике;
- Систематизировать полученные знания;
- Определить пути учебно-образовательного процесса в объединении для обеспечения творческой среды на занятиях.
№п\п | Методы самообразования | Источники самообразования | ||
I.Накопление информации по теме (изучение педагогической и методической литературы, опыта работы коллег, повышение квалификации и т.д.). | ||||
1. | Изучение литературы | Национальная доктрина образования в Российской Федерации: постановление правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 Аванесян И.Д. Творчество и воспитание/ И.Д. Аванесян.- Спб: КАРО, 2004. Агеева, Т. П. Инновационные педагогические технологии в процессе профессионального самоопределения будущего учителя/Т. П. Агеева. //Высшее образование сегодня.-2007.-№ 11. - С. 55-56 Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям.-М.: Воронеж, 1998. Виноградов С.Н. Уроки Шаталова//Педагогика. 2006.-№ 8.-152 с. Матросов, В. Л. Традиции - надежный фундамент инноваций/В. Л Матросов. //Преподаватель ХХI век.-2007.-№ 3.- С. 3-4 Педагогические технологии: Учеб. пособ./ Автор-сост. Т.П. Сальникова.-М.: ТЦ Сфера, 2005. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд. Моск. ун-та, 2003. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. Журнал « Дополнительное образование и воспитание» Журнал «Внешкольник» «Теория и практика развития экспериментальной работы в дополнительном образовании» приложение к ж. «Внешкольник» | ||
2. | Изучение темы через Интернет-ресурсы | http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html Современные педагогические технологии как объективная потребность: курс лекций http://ps.1september.ru/2000/56/4-1.htm Педагогика Ш. Амонашвили http://www.profile-edu.ru/gumanno-lichnostnaya-texnologiya-sha-amonashvili.htmlГуманно-личностная педагогика Амонашвили http://www.studyss.freenet.kz/index_articles_r.htm С.Соловейчик. Манифест Человек Свободный и заметки к мМанифесту Талант свободы. Статьи для своей газеты, Изд. Первое сентября, 1995-1996 http://www.1001.vdv.ru/books/pdv/ С.Соловейчик Педагогика Последняя книга. Изд. Первое сентября,1998 http://www.studyss.freenet.kz/index_r.htm Воспитание по Соловейчику http://nkozlov.ru/library/s41/d1998/ С. Соловейчик. Учение с увлечение http://magazines.russ.ru/zvezda/2000/12/artem.html С. Соловейчик. Воспитание без воспитания. http://www.razumniki.ru/schetinin.html Методика Михаила Щетинина др. итернет-сообщения по теме самообразования Сеть творческих учителей России: учительский интернет-проект России федерального значения http://www.it-n.ru/ | ||
3. | Сопоставительный анализ теоретической информации и реальной практики (изучение опыта работы по данному направлению других педагогов) | 1.Знакомство с опытом работы педагогов в рамках районного конкурса пед.мастерства «Секреты мастеров – детям нового тысячелетия» 2.Знакомство с опытом работы педагогов на сайте Фестиваль педагогических идей. Открытый урок http://festival.1september.ru/
| ||
4. | Курсы повышения квалификации | НИРО курсы повышения квалификации для педагогов НИМБ обучение по виду избранной деятельности в преподавании кафедра «Социальная психология и педагогика», ф-т «Психология» | ||
5 | Посещение семинаров, педагогических мастерских |
| ||
II. Реализация темы на занятиях (разработка и создание методических и дидактических пособий, тестов, опорных схем, модулей, презентаций, контролирующих материалов и.т.п.) | ||||
1 | Разработка диагностики ЗУН по программе | 1.Разработка таблицы «Диагностики знаний, умений, навыков» для детей первого года обучения 2 Разработка таблицы «Диагностики знаний, умений, навыков» второго года обучения 3. Разработка практических заданий для диагностики умений и навыков | ||
2 | Использование компьютерных технологий | 1 Презентация к воспитательному мероприятияю «Хроника смутного времени» 2.Презентация центра детского творчества «Искра» к выступлению в МОУ СОШ № 8 3. Презентации к занятиям в объединении «ОбраЗ» 4. Разработка рекламного буклета «МОУ ДОД ЦДТ «Искра» 5. Разработка занятий с использованием интернет-ресурсов | ||
3 | Разработка дидактического материала | 1.Подбор материала к занятиям (иллюстрации,видео и аудио-подборки, наглядные материалы). 2.Изготовление дидактических материалов (схемы, наглядные материалы, таблицы, раздаточный материал, костюмы для постановок, реквизит) 3. Подбор материалов (электр.версии) для демонстрации | ||
III. Трансляция и обобщение опыта работы (проведение открытых занятий, выступления на педсоветах, заседаниях МО, разработка авторских программ, участие в конкурсах, обобщение опыта работы по теме) | ||||
1 | Выступление на педсовете | «Сущностные характеристики нового качества образования» «Эффективность деятельности образовательного учреждения: взгляд на проблему» «Преемственность в образовательных учреждения: из опыта работы УДОД ЦДТ «Искра» - педсовет МОУ СОШ № 8 | ||
2 | Выступление на МО | «Работа с детьми в каникулярное время. Организация досуга» «Как добиться успеха и избежать неудач в воспитании детей в УДОД» «Чем должен «вооружиться» педагог, приступая к выбору технологий» «Нормативно – правовое обеспечение педагогов УДОД»- РМО | ||
3 | Участие в педагогических конкурсах | Участие в районных конкурсах методических материалов Участие во Всероссийском конкурсе в рамках «Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» | ||
4 | Проведение открытых занятий | 1.Мастер-класс Театрализованная интерактивная программа «Подарок маме» (для педагогов д/о, родителей) 2.Открытое занятие «Коммуникация в общении» (для педагогов д/о) 3.Мастер-классы «Подарок маме»- в рамках реализации творческого потенциала воспитанников объединения «дети-детям» (для родителей, детей младшего школьного и дошкольного возраста – детские сады и школы города) 4. Мастер-класс (дети-детям) «Операция – Новый год» (для родителей, воспитателей, детей дошкольного возраста – детский сад) 5. Мастер-класс «Интерактивная развлекательная программа «День русских традиций» (для жителей г. Выкса) | ||
5 | Результативность участия детей в конкурсах | Районный уровень Курбатова Ксения – грамота УО за участие Рожнова Елизавета – диплом 3 степени Курбатова Ксения диплом - 1степени Кузнецова Оксана – диплом 1 степени Ремизова Кристина – диплом 1 степени Участие детей в конкурсах разного направления | ||
6 | Трансляция опыта | Публикация на сайте Фестиваль педагогических идей, компакт – диске и сборнике тезисов | ||
7 | Накопление банка методических материалов | 1.Программа дополнительного образования детей «ОбраЗ» 2. Программа воспитательной деятельности «Свой дворик» 3.Сценарии воспитательных, досуговых мероприятий 4.Электронные презентации к занятиям 5.Пособия, дидактические материалы 6.Конспекты открытых занятий, мастер-классов. 7. Выступления на семинарах, педагогических советах, творческих групп. 8. Пополнение «Методической копилки педагога» электронными материалами по теме самообразования. |
Список литературы:
- Нормативно-правовой:
- Закон РФ об образовании. Федеральные базовые законы.- М.: ИФ «Образование в документах», 2010.
- Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей ООн, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 2001
- Конституция РФ (12.12.1993)
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации: постановление правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751
- Общая педагогика:
- Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Просвещение, 2000.
- Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб:Питер, 2001.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991.
- Зимняя и.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов/ И.А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перер. - М.: ЛОГОС, 2002.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. пособ. для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров.- М.: Просвещение, 2001.
- Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Социальная педагогика, курс лекций/Под ред. Ю.Н. Галагузовой.-М.: Просвещение, 2000.
- Методика обучения (дидактика) и воспитания:
- Аванесян И.Д. Творчество и воспитание/ И.Д. Аванесян.- Спб: КАРО, 2004.
- Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям.-М.: Воронеж, 1998.
- Виноградов С.Н. Уроки Шаталова//Педагогика. 2006.-№ 8.-152 с.
- Воспитание детей в школе в двух словах: Конспект пособий для студентов – педагогов и учителей.- М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день / В.М. Лизинский. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.
- Педагогические технологии: Учеб. пособ./ Автор-сост. Т.П. Сальникова.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд. Моск. ун-та, 2003.
- Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
- Теория и история выбранного вида деятельности
- Айзенберг А.Я. Самообразование, история, теория, современные проблемы. Учебное пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1986.
- Альтшуллер Г.С., Верткий И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн.: Беларусь, 1994.
- Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.: Знание, 1996.
- Пискунов А.И. и др. История педагогики и образования. М.: Сфера, 2001.
- Приходько П.Т. Пути в науку. Беседы по организации труда начинающих исследователей. М.: Знание, 1973.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
- Хуторской А. В. «Иметь» или «быть» в образовании ХХI века // Образование и наука на рубеже ХХI века: проблемы и перспективы развития: Тезисы докладов III Академических чтений Международной Академии наук высшей школы, 20–22 мая 1997 г. Минск, 1997.
- Интернет-ресурсы
- Всё о детях http://www.vseodetishkax.ru
- Копылова Н. А. Концептуальные идеи педагогики сотрудничества и их реализация в современной школе : диссертация.- Рязань, 2007 234 с. -http://www.dslib.net/obw-pedagogika/kopylova.html
- Педагогика сотрудничества Отчет о встрече учителей-экспериментаторов.http://1september.ru/%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/text_2011/manifest.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования
Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования Лебедева А.Ю. Тема работы: Тема: Инновационный подход в шахматной педагогике: создание и применение мультимедийного контен...
Самообразование педагогов дополнительного образования как необходимый фактор для реализации образовательных программ
«Учитель – это тончайший инструмент,вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его предст...
Методическая рекомендация "Самообразование педагога дополнительного образования"
Материал в помощь педагогам дополнительного образования...
Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации в программе MicrosoftOfficePowerPoint для педагогов дополнительного образования детей МБОУ ДОД ДДТ
Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.Очень важен выбор оптимального объема през...
План работы по самообразованию педагога дополнительного образования
План был составлен на пять учебных лет. Тема по самообразованию, работа над которой показана в материале: "Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося" остаётся актуальной и в настоя...
План самообразования педагога дополнительного образования
Важную роль в работе педагога играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Поэтому для каждого пед...
Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....