Самообразование педагогов дополнительного образования как необходимый фактор для реализации образовательных программ
методическая разработка по теме
«Учитель – это тончайший инструмент,
вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».
«Век живи – век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.
Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства педагогических работников, их компетенции и эрудиции - это четкая организация методической и исследовательской работы.
Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа педагога в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pedagogov.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самообразование педагогов дополнительного образования
как необходимый фактор для реализации образовательных программ»
Подборка материалов: методист Мурзаева С. О.
«Учитель – это тончайший инструмент,
вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента».
«Век живи – век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.
Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства педагогических работников, их компетенции и эрудиции - это четкая организация методической и исследовательской работы.
Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа педагога в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.
Основные задачи работы методических объединений - это:
- улучшение методов работы;
- работа по самообразованию в вопросах психологии, воспитания;
- профессиональное общение коллег;
- творчество педагога;
- оказание помощи коллегам по совершенствованию своего мастерства, обобщение передового опыта.
Различные формы работы
Коллективные формы: семинары, практикумы, практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые мероприятия, тематические месячники, творческие отчеты, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы.
Индивидуальные: самообразование, разработка творческой темы, взаимопосещение, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение мероприятий с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов.
В нашем ОУ основные формы методической работы - педсовет, методический совет, Педагогическая гостиная, методические объединения, самообразование.
Методические объединения
Методические объединения - наиболее известная форма помощи педагогам. Как известно, руководителями методических объединений назначаются лучшие педагоги, мастера педагогического дела. И чтобы пользоваться у коллег заслуженным авторитетом нужно соответствовать своему статусу. А это предполагает очень большую ответственность.
Рекомендации по планированию работы методических объединений
По месяцам. Например:
в сентябре - информация о методических новинках, внесение корректив в план методической работы на год, обсуждение содержания самообразования членов данного объединения.
В ноябре – взаимопосещение занятий, мероприятий и их анализ.
В декабре - сообщения о самообразовании, знакомство с новинками научно-методической литературы.
В феврале – обмен опытом по различным вопросам воспитания и обучения.
В апреле – подготовка к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
В мае – подведение итогов на методический совет, где заслушиваются сообщения руководителей методических объединений о выполнении намеченных планов и т.п., а также составляются планы на следующий учебный год. В течение года педагоги участвуют в заседаниях районных методических объединений, готовят обучающихся для участия в различных конкурсах, олимпиадах участвуют сами в различных мероприятиях.
Методические объединения оказывают действенную помощь коллегам в апробации и совершенствовании методики работы по новым программам.
Планирование
работы педагога над индивидуальной методической темой
В контексте методической темы ОУ педагоги определяют для себя тему самообразовательной деятельности. Тема не может быть навязана извне, она вытекает из профессионального интереса педагога. Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. При отборе содержания самообразования учитывается уровень квалификации педагога; объективные профессиональные потребности педагога, его личные интересы; специфика образовательного учреждения, в котором работает педагог, этап его развития.
Виды деятельности, способствующие профессиональному росту
- Чтение конкретных педагогических изданий;
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях
- Решение тестов, упражнений и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий коллег;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- Изучение информационно-компьютерных технологий.
Результат самообразования (на некотором этапе):
- Повышение качества преподаваемого предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- Разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и т. д.
- Доклады, выступления;
- Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- Выработка методических рекомендаций по применению новых технологий, в том числе и ИКТ;
- Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям
- Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Начинающему педагогу в этом сложном деле, как правило, необходима помощь руководителя ОУ, методиста. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. Задача педагога в том, чтобы планирование собственного профессионального развития становилось внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, постоянно совершенствоваться.
Индивидуальный план
работы педагога над методической темой
I Пояснительная записка (схема написания):
- проблема;
- тема;
- цели и задачи;
- основные формы и методы работы;
- прогнозируемый результат.
II Основные этапы работы
№ п/п | Название этапа, содержание примерной деятельности педагога |
1. | ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
|
2. | ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
|
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
|
4. | ПРАКТИЧЕСКИЙ
|
5. | КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ
|
6. | ОБОБЩАЮЩИЙ
|
7. | ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
|
8. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
|
Перспективный план представляет собой распределение тем и заданий (в соответствии с целями) между членами педагогического коллектива, последовательность их выполнения по годам, определение формы и способа представления промежуточного и итогового результатов. Перспективный план обеспечивает преемственность, системность в методической работе. Он должен соответствовать программе развития образования ОУ.
Перечисленные виды планов по длительности тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, дополняет, корректирует предыдущий.
Не каждый учитель хочет и может оперативно перестраивать свою деятельность, свою личность.
Возникает много противоречий между старым и новым, а значит, и много проблем.
Проблем, которые учитель должен уметь продуктивно разрешать.
в интересах ученика, педагогического процесса и в своих личных интересах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .
формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"- Введение в образовательную программу " Начальное косм...
Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования
Индивидуальный план самообразования педагога дополнительного образования Лебедева А.Ю. Тема работы: Тема: Инновационный подход в шахматной педагогике: создание и применение мультимедийного контен...
Методическая рекомендация "Самообразование педагога дополнительного образования"
Материал в помощь педагогам дополнительного образования...
Программа самообразования педагога дополнительного образования детей
Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.Махатма ГандиПедагог дополнительного образования – это особый пласт в образовательном процессе. Он выступает не как учитель, которы...
План работы по самообразованию педагога дополнительного образования
План был составлен на пять учебных лет. Тема по самообразованию, работа над которой показана в материале: "Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося" остаётся актуальной и в настоя...
План самообразования педагога дополнительного образования
Важную роль в работе педагога играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования. Педагог всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Поэтому для каждого пед...
Программа самообразования педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны....