технологическая карта урока
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Береговой Александр Владимирович

технологическая карта урока физики в 8 классе на тему "Удельная теплота плавления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 8

УМК: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин

Тема урока : «Удельная теплота плавления»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Расширить представления учащихся об изменениях происходящих веществе при плавлении , дать понятие об удельной теплоте плавления, познакомить их с таблицей удельной теплоты плаленияи научить учащихся пользоваться ею.

Задачи урока:

а) формирование представлений о процессах, происходящих в веществе при плавлении и его характеристиках, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения распознавать различные изменения вещества и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства и условия их протекания , использовать физические величины: количество теплоты, удельная теплота плавления, масса, их обозначения и единицы измерения, развитие способности нахождения формул, связывающих данную физическую величину с другими величинами, формирование умений решения задач (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование), использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формирование умения генерировать идеи и определить средства, необходимые для их реализации, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации. (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; воспитание чувства гордости за страну, гуманизма, положительного отношения к труду, целеустремленности (в ценностно-ориентационной сфере), формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории (в трудовой сфере), формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы

действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент  ( 3 минуты)

 Здравствуйте ребята!

Как ваше самочувствие, настроение? Какой настрой на работу?

 Хорошо. На уроке я вижу присутствуют все и у всех прекрасное настроение..

  Дежурный, напомни нам. пожалуйста. что мы изучали на прошлом уроке.

 А как вы думаете. ребята, достаточно ли только словесного описания процессов плавления и отвердевания и тех изменений в веществе, которые наблюдаются при этих процессах? Какую цель мы поставим перед собой на данный урок?

 Каким же образом мы могли бы сформулировать тему сегодняшнего урока?

Формулировка темы урока.

Приветствие.

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Постановка проблемного вопроса

Ответ на приветствие учителя.

Ответ на вопросы учителя.

Формулировка целее урока.

 Выдвижение предположения о теме урока

.

Выделение существенной информации из слов учителя

Самостоятельное выделение и формулирование познав. цели.

Самостоятель-ное формулиро-вание темы урока

Взаимодействие с учителем

Взаимодействие с учителем

     

Слушание учителя

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собесед-ника выска-зываний.

 

Целепола-гание

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение настраиваться на занятие

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Целеполагание.

Планирование.

2. Повторение ( 8 минут )

Прежде чем приступать к изучению нового материала мы проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

Два ученика у доски выполняют  задания на карточках.

С остальными проверим усвоение основных понятий по ранее изученному материалу.

 Фронтальный перекрёстный опрос (учащиеся поочерёдно задают друг другу вопросы ). Результаты работы отметьте в картах активности.

Краткий анализ выполнения заданий на карточках.

Задаёт вопросы.

Даёт практические задания.

.

Организу-ет форму-лировку вопросов обучающимися друг другу.

Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполне-ния зада-ний. Выбо-рочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставл-яет оценки в журнал.

Ответы на вопросы.

Выполнение практических заданий.

Ответы на вопросы  одноклассников.

Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

.

Умение структурировать знания.

Умение  строить речевое высказывание.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Умение адекватно передавать содержание текста.

.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействие с учителем и со сверстниками.

     

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Говорение.

Передача графической информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Формулировка вопросов одноклассникам.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Коррекция.

Оценка.

Саморе-гуляция.

Постановка воп-росов.

Ребята,  прошу ещё раз вспомнить, какую цель мы поставили на данный урок.. Вспомните ещё раз какие изменения происходят в веществе при плавлении? А что необходимо для того чтобы эти изменения произошли? Обсудите это в парах и предложите свои решения данной проблемы. На обсуждение даю вам одну минуту.

Задаёт вопросы.

Обдумывают ответы на вопросы.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

4. Изучение новых знаний и способов деятельности (10 минут)

И так, ребята, что же по вашему мнению необходимо для того чтобы кристаллическая решетка разрушилась и твёрдое тело превратилось в жидкость?

Как вы считаете, количество энергии, которое необходимо для разрушения кристаллической решётки различных веществ, будет одинаково? Почему?

Значит что должна характеризовать нужная нам величина?

Прочитать определение на стр.35.

Как вы считаете, внутренняя энергия твёрдого и жидкого тела при температуре плавления будут одинаковы? Почему? На сколько они будут отличаться?

Итак, вы теперь знаете, что понимают под удельной теплотой плавления.

Может быть у кого-либо имеются предложения по способу вычисления количества теплоты необходимого для превращения m килограм-мов твёрдого тела при температуре плавления в жидкость?

 Где при необходимости мы сможем взять удельную теплоту плавления различных веществ?

Познакомиться с таблицей на стр.37.

Задаёт учащимся вопрос.

Формулирует проблему:

Даёт задание прочитать параграф

Слушание учителя.

Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение  строить речевое высказывание.

Анализ содержания параграфа.

Поиск и выделение информации.

Знаково-символические действия, включая моделирование.

Умение структурировать знания.

Смысловое чтение.

Выбор вида чтения в зависимости  от цели.

Умение адекватно передавать содержание текста.

Синтез.

Установление  причинно-следственных связей.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Слушание.

Говорение.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Чтение.

Получение графической информации.

 

.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

5. Первичная проверка понимания изученного

Скакой новой физической величиной мы познакомились на данном уроке?

В чём заключается  её физический смысл?

Что ещё вы узнали на данном уроке?

Задаёт вопросы.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Ответы на вопросы сначала соседу по парте, а затем фронтально по «цепочке».

Выделение существенной информации.

Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Умение структурировать знания.

Умение  строить речевое высказывание.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Синтез.

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Классификация объектов.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Участие в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия

Слушание.        

Говорение.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Саморегуляция.

6. Закрепление

Решить 1070 Болванки из алюминия и серого чугуна одинаковой массы нагреты до температуры их плавления. Для плавления какого из этих тел потребуется больше энергии? Bo сколько раз?

1071 Алюминиевый и медный бруски массой 1 кг каждый нагреты до температуры их плавления. Для плавления какого тела потребуется больше количества теплоты? Ha сколько больше?

1073Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение

  1. том, что ночью будут заморозки? Ответ объясните.

1074Ha сколько при плавлении увеличится внутренняя энергия ртути, свинца, меди массами по 1 кг, взятых при их температурах плавления?

Формулировка условий задач и контроль за правильным решением этих задач.

Решение задач.

1070 Для плавления бруска алюминия потребуется в 3,9 раза большее количество теплоты, чем для плавления бруска серого чугуна равных масс взятых при температуре плавления, так как удельная температура плавления алюминия 39*104 Дж/кг, а серого чугуна 10*104Дж/кг.

1073 Огородные культуры в случае заморозков поливают водой для предохранения их от вымерзания. Выделяющееся при замерзании воды тепло спасет растения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Взаимодействие с учителем и учащимися.

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

7. Контроль и самоконтроль

Выполнить упр. 8 задания №1. 2 по вариантам, №5 группе сильных учеников

Дача заданий и проверка

Выполнение заданий

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Взаимодействие с учителем.

     

Слушание учителя

Чтение.

Письмо.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Контроль и самоконтроль

Умение настраиваться на выполнение заданий.

Оценка.

Саморегуляция.

8. Коррекция

Провести анализ допущенных ошибок.

Дача заданий для коррекции знаний, умений и навыков.

Выполнение заданий для коррекции знаний, умений и навыков.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Поиск и выделение информации.

Взаимодействие с учителем

     

Умение слушать и вступать в диалог.

.

Целеполагание

Умение слушать в соответствие с целевой установкой..

Коррекция.

.

9. Домашнее задание

Домашнее задание

Изучить П.15,

 выполнить упр  8(3,4)

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

10. Подведение итогов занятия

«Что нового вы узнали сегодня на уроке?»

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос учителя

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

11. Рефлексия

 Итак, над какой темой мы работали? Удалось ли решить поставленную задачу?

В чём испытывали трудности?

Где можем применить новые знания?

Проводит ре флексию,

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Взаимодействие с учителем.

Умение форму-лировать собственное мнение

Саморегуляция

Саморегуляция.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...