Интеллектуальная игра "Эрудиты"
материал по физике (10 класс) на тему
Мероприятие проводится в рамках недели естественных наук.
Цель: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости; показ разнообразия использования физический знаний на практике и в повседневной жизни.
Задачи:
1. Выявить знания учащихся об интересных фактах из биографий ученых-физиков, их вкладе в развитие физики;
2. Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных одну оптимальную;
3. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике как к науке о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интеллектуальная игра | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра «Эрудиты».
(мероприятие проводится в рамках недели естественных наук)
Цель игры: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости; показ разнообразия использования физический знаний на практике и в повседневной жизни.
Задачи игры:
- Выявить знания учащихся об интересных фактах из биографий ученых-физиков, их вкладе в развитие физики;
- Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных одну оптимальную;
- В игровой форме развить у учащихся интерес к физике как к науке о природе.
Оснащение:
- Секундомер.
- Плакаты с изречениями о физике.
- Чистые листы для команд - 4 шт., ручки, блокноты.
- Вопросы с ответами для жюри и ведущих - 4 тура (8 зкз.)
- Оценочные листы для жюри – 3шт.
- Набранные на компьютере варианты ответов к первому туру.
- Магнитофон.
- Кассета с песней «Школьная пора».
- Диплом победителя.
- Торт с надписью «Эрудиты».
Действующие лица игры:
Команды «Звездочки», «Философы», «Сила» (учащиеся 10 классов)
Ведущие игры – 2 ученицы
Жюри: 3 учителя физики.
Болельщики.
Ход игры:
В классе находятся три команды по шесть человек, сидящие за отдельными столами. Члены жюри располагаются за столом, расположенным перпендикулярно доске. Ведущие располагаются перед игроками. Болельщики в задней части класса.
1В: Сегодня в этом классе
Все физиками стали
Различные вопросы
Должны мы вам задать.
2В: Кто знает, тот ответит,
Кто догадался, скажет.
Хоть физика коварна,
Не унывайте вы.
1В: Сегодня в этом классе
Все физиками стали,
Задачи не из легких
Придется вам решать.
2В: Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать.
1В: «Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Эрудиты». А претендуют на это высокое звание три команды игроков из 10б и 11а классов. Наша игра будет состоять из четырех туров, а судить игру предстоит жюри, состоящему из трех учителей физики.»
2В: Представляет всех членов жюри.
1В: «Познакомимся с нашими командами. Капитаны должны представить и обосновать название и девиз своих команд.»
- Капитан команды «Звездочки.»
«Наша команда называется «Звездочки».
Девиз команды: «Светить всегда, светить везде» (все).
Конечно, мы еще невзрослые и до звания звезд нам еще расти и расти. Рано или поздно мы станем классными специалистами и засияем, как настоящие звезды. А пока мы по-своему ярки и интересны.»
2В: «Спасибо капитану команды «Звездочки». Вы произвели на нас ослепительное впечатление. А теперь слово предоставляется капитану второй команды 11а кл.: Капитан команды «Философы»: «Мы любим мудрость, а в древности любителей мудрости называли философами. Поэтому мы назвали команду «Философы». Девизом нашей команды является мудрое изречение Козьмы Пруткова: «Зри в корень!!!» (все). Нам интересно узнавать и познавать. И мы очень хотим стать мудрецами ХХI века.»
1В: «Спасибо капитану команды «Философы». Слово предоставляется капитану третьей команды 10б кл.
Капитан команды «Сила»:
«Наша команда называется «Сила». Девизом мы выбрали слова из басни Крылова «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Известно, что если прилагать совместные усилия в одном направлении, то можно добиться огромного успеха, так как выручают закон сложения сил. И мы постараемся его применить, сложив силу мысли каждого игрока нашей команды.»
2В: «Спасибо капитану команды. Итак, начинаем нашу игру. «1тур». В течение 15 сек. Вам нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов и зафиксировать его на листке ответов, указав номер вопроса. Всего 8 вопросов. За правильный ответ-1 балл.
1В: Читает вопросы первого тура.
I тур.
1.Учёный – электротехник, изобретатель лампы с электрической дугой.
- Архимед
- Циолковский
- Попов А.С.
- П.Н.Яблочков
2.Кто ввёл в науку слово «физика»?
- Аристотель
- Галилей
- Архимед
- Ломоносов
3.Кто из ныне действующих президентов одной из бывших союзных республик учёный-физик?
- Аскар Акаев
-Александр Лукашенко
- Нарсултан Назарбаев
- Леонид Кучма
4.Изобретатель 4-тактного ДВС, в котором в предварительно сжатый воздух впрыскивается горючее?
- Отто
- Карло
- Дизель
5.Кто является первым лауреатом Нобелевской премии по физике?
- Франк
-Галям
- Рентген
- Ландау
6.Кто автор слов “Превратить магнетизм в электричество”?
- Эрстед
- Якоби
- Максвелл
- Фарадей
7.Второе после физики призвание Эйнштейна?
- Игра в футбол
- игра на скрипке
- цирк
- шахматы
8.Деятельность Жуковского, Кибальчича, Циолковского связана с развитием:
- Квантовой физики
- МКТ
- электродинамики
- космонавтики
2В: Показывает на листках варианты ответов и засекает с помощью секундомера время; по окончании тура собирает листки с ответами, отдает жюри.
1В: Зачитывает правильные ответы. Слово жюри.
2В: «Начинаем 2тур». Зачитывает вопросы.
II тур.
1. Почему молоко опускается на дно стакана, когда его подливают в чай?
Плотность молока больше плотности чая.
2. Какая часть катящегося колеса движется всего медленнее?
Медленнее всех движутся те точки колеса, которые в данный момент соприкасаются с землёй. В момент соприкосновения с почвой эти точки колеса совершенно неподвижны.
3. Когда мы грызём твёрдый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наш соседи едят те же сухари без заметного шума. Почему?
Шум и грохот существует лишь в наших ушах и мало беспокоит уши соседей. Кости черепа, как и все твёрдые тела , хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается иногда до чрезвычайных размеров. Доходя до уха через воздух, треск сухаря воспринимается как лёгкий шум, но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твёрдые кости черепа.
4. Автомобили, самолёты, мотоциклы красят нитролаком, который даёт ровную блестящую поверхность. Какую цель преследует при этом?
Полированная поверхность при движении в воздухе испытывает меньше трение, чем шероховатая.
5. Один из героев книги Мало поучал другого:”Если снег перестанет, может наступить сильный мороз”. Верно ли это? Дайте объяснение.
Примета указана верно. Образование кристалликов снега связано с выделением энергии в окружающую среду. Поэтому при снегопаде большого понижения температуры воздуха быть не может.
6. Какая почва прогревается солнцем быстрее – влажная или сухая?
Влажная,т.к. имеет большую теплопроводимость.
7. Почему вода из самовара вытекает сначала быстро, а потом всё медленнее и медленнее?
Давление воды на дно прямо пропорционально высоте воды в самоваре.
8. Почему трудно держать в руках живую рыбу?
Тело рыбы покрыто слизью. Эта смазка уменьшает силу трения, и рыба выскальзывает.
1В: Засекает время с помощью секундомера, по окончании тура собирает листочки, отдает жюри.
2В: Зачитывает правильные ответы. Слово жюри.
1В: «Начинаем 3 тур.» (зачитывает вопросы).
III тур.
- Может ли на Луне для передвижения пользоваться воздушными шарами?
Нельзя, т.к. на Луне нег атмосферы.
- Ускорится ли таяние льда, если его накрыть шубой?
Нет, т.к. воздух проводник тепла.
- Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб остывший. Почему?
Когда хлеб остывает, часть влаги испаряется, и вес хлеба становиться меньше.
- Почему при быстром перематывании пленки на магнитофоне она приобретает способность «прилипать» к различным предметам.
При трении пленка электризуется.
- Нагреется ли до более высокой температуры вода, если она будет дольше кипеть?
Нет, т.к. температура кипения - 100˚С
6. Если смешать два разных объема спирта и воды, тог получиться объем меньше удвоенного объема. Почему?
Молекулы спирта и воды взаимно проникают в имеющиеся между ними промежутки, кроме того, они вступают в химические соединения.
7.Почему иней, покрывающий ветви деревьев с утра, постепенно исчезает, хотя оттепели может и не быть?
Снег, лед могут превращаться из твердого состояния в парообразное.
8.Воздушный игрушечный шарик служит ребенку недолго: через десяток часов он уже перестает подниматься вверх. Почему?
Молекулы газа, наполняющего воздух, проникают в поры резиновой оболочки и выходят из шара в воздух.
2В: Засекает время с помощью секундомера, по окончании тура собирает листочки с ответами, отдает жюри.
1В: Зачитывает правильные ответы 3 тура. Слово жюри.
2В: «Начинаем 4-й тур.» (зачитывает вопросы).
IVтур
1.Почему лед зимой образуется только на внутренних сторонах оконных стекол?
Стекла охлаждаются, соприкасаясь с холодным воздухом на улице. Теплый воздух в комнате, соприкасаясь с холодным стеклом, охлаждается, водяные пары, содержащиеся в нем конденсируются, осаждаются на стеклах и замерзают.
- Зависит ли давление колесного трактора на дорогу от давления внутри баллона колеса?
Зависит. При увеличении давлении внутри баллона уменьшается площадь опоры колеса на дорогу, поэтому давление трактора на дорогу возрастает.
- Почему термосы изготавливают круглого, а не квадратного сечения?
При одинаковом объеме и высоте термос с круглым сечением имеет меньшую поверхность, поэтому он меньше поглощает и отдает теплоты.
- Дайте физическое обоснование пословице: «Коси коса пока роса, роса долой о мы домой».
Роса увеличивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей мере изгибается, и коса сразу срезает его.
5.Как измерить температуру дверной ручки в классе?
Посмотреть на комнатный термометр. Температура ручки равна температуре воздуха в комнате, т.к. ручка и воздух – в состоянии теплового равновесия.
6.От Москвы до Владивостока 8 000 км, а общая длина рельсов на 8 км меньше. Почему?
На стыках между рельсами – промежутки.
7.Имеются четыре одинаковых по размерам шара: полные, медный и железный и такие же сплошные. Одинаковые ли заряды можно на них поместить?
Да, т.к. заряд расположен только на поверхности проводника.
8. Скорости теплового движения многих молекул близки к скорости пули. Почему же даже очень чуткое обоняние диких животных не улавливает запах охотника, если он подкрадывается к ним против ветра?
1В: Засекает время с помощью сек., по окончании тура собирает листы с ответами, отдает жюри.
2В: Зачитывает правильные ответы. Слово жюри: итоги 4 тура. Общий итог.
1В: «Итак, со счетом… победила команда… Поздравляем победителей и вручаем им диплом о присвоении высокого звания «Эрудиты» и торт с надписью «Эрудиты».
Команды фотографируется на память и победители приглашают всех на торжественное чаепитие в столовую.
Подготовила: учитель физики Чернова Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности
Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...
Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.
Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...
Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы
Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...
Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"
Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор
Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) илиВыявление и развитие спосо...