Рабочая программа по физике для 10 класса (базовый уровень)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Рабочая программа для 10 класса по физике на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений; авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение,2010 г), в соответствии с учебником физики для 10 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни, Москва, Просвещение,2010 год. Курс рассчитан на 70 ч. (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 класса по физике на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений; авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение,2010 г), в соответствии с учебником физики для 10 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни, Москва, Просвещение,2010 год.
Курс рассчитан на 70 ч. (2 часа в неделю)
Курс «Физика- 10 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика - точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.
Введение в курсе физики 10 класса таких базовых понятий, как атом, вещество и материя, а также понятий: физический термин, физическая величина, гипотеза и эксперимент, измерение и погрешность измерения позволяют в дальнейшем при изложении учебного материала прослеживать его связь с современным уровнем науки и с окружающей действительностью.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе изучения курса физики в 10 классе приоритетами являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требуют специальных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении соответствующей темы
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
· смысл понятий: , взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, электрический ток;
· смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;
· смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка и полной электрической цепи, Джоуля-Ленца, Кулона, Фарадея.
уметь
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. Механика (22ч)
Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч)
№ п/п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||||
План | Факт | |||||||
1 | 1 | Физика и познание мира | 03.09.13 | |||||
Тема 1. Основы кинематики (7ч) | ||||||||
2 | 1 | Основные понятия кинематики | [2, с 23] | 09.09.13 | ||||
3 | 2 | Скорость. Равномерное прямолинейное движение. | [2, с 23] | 11.09.13 | ||||
4 | 3 | Относительность механического движения. Принцип относительности в механике. | [2, с 23] | 16.09.13 | ||||
5 | 4 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. | 18.09.13 | |||||
6 | 5 | Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения. | [2, с 23] | 23.09.13 | ||||
7 | 6 | Равномерное движение точки по окружности | [1,c.8] | 25.09.13 | ||||
8 | 7 | Контрольная работа №1 .«Основы кинематики» | 30.09.13 |
Тема 2. Основы динамики (8 ч)
№ п/п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
9 | 1 | Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение | 02.10.13 | |||
10 | 2 | Решение задач на законы Ньютона. | [2, с 23] | 07.09.13 | ||
11 | 3 | Силы в механике. Гравитационные силы | 09.10.13 | |||
12 | 4 | Сила тяжести и вес | [2, с 23] | 14.10.13 | ||
13 | 5 | Решение задач по теме « Гравитационные силы. Вес тела» | [2, с 23] | 16.10.13 | ||
14 | 6 | Силы упругости – силы электромагнитной природы | [2, с 23] | 21.10.13 | ||
15 | 7 | Лабораторная работа №1. « Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости» | 23.10.13 | |||
16 | 8 | Силы трения | [2, с 23] | 28.10.13 |
Тема 3. Законы сохранения в механике. Статика (7ч)
№ п/п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
17 | 1 | Закон сохранения импульса | [2, с 23] | 30.10.13 | ||
18 | 2 | Реактивное движение | 11.11.13 | |||
19 | 3 | Работа силы (механическая работа) | [2, с 23] | 13.11.13 | ||
20 | 4 | Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии | [2, с 23] | 18.11.13 | ||
21 | 5 | Закон сохранения энергии в механике | [1,c.9] | 20.11.13 | ||
22 | 6 | Лабораторная работа № 2. «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии» | 25.11.13 | |||
23 | 7 | Контрольная работа № 2. «Законы сохранения в механике» | 27.11.13 |
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Тема 1. Основы молекулярно – кинетической теории (9ч)
№ п /п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
24 | 1 | Основные положения молекулярно – кинетической теории и их опытное обоснование | 02.12.13 | |||
25 | 2 | Решение задач на характеристики молекул и их систем | Т-1, [10] | 04.12.13 | ||
26 | 3 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. | 09.12.13 | |||
27 | 4 | Температура | Т-2, [10] | 11.12.13 | ||
28 | 5 | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева - Клайперона). | 16.12.13 | |||
29 | 6 | Газовые законы | Т-3, [10] | 18.12.13 | ||
30 | 7 | Решение задач на уравнение Менделеева - Клайперона и газовые законы | [1,c.20] | 24.12.13 | ||
31 | 8 | Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей- Люссака» | 25.12.13 | |||
32 | 9 | Контрольная работа № 3. « Основы МКТ идеального газа» | 13.01.14 |
Тема 2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (4 ч)
33 | 1 | Реальный газ. Воздух. Пар | Т-14, [10] | 15.01.14 | ||
34 | 2 | Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости | 20.01. 14 | |||
36 | 3 | Твердое стояние вещества. | 22.01. 14 | |||
36 | 4 | Решение задач на механические свойства твердых тел | Т-6, [10] | 27.01. 14 |
Тема 3. Термодинамика (8 ч)
№ п/п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
37 | 1 | Термодинамика как фундаментальная физическая теория | 29.01. 14 | |||
38 | 2 | Работа в термодинамике | 03.02. 14 | |||
39 | 3 | Решение задач на расчет работы термодинамической системы | 05.02. 14 | |||
40 | 4 | Теплопередача. Количество теплоты | 10.02. 14 | |||
41 | 5 | Первый закон (начало) термодинамики | 12.02. 14 | |||
42 | 6 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. | Т-8, [10] | 17.02. 14 | ||
43 | 7 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | [1,c.26] | 19.02. 14 | ||
44 | 8 | Контрольная работа №4 .« Газовые законы. Термодинамика» | 24.02. 14 |
Раздел 3. Электродинамика (21 ч)
Тема 1. Электростатика(8 ч)
№ п/п | Содержание урока | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
45 | 1 | Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория | 26.02. 14 | |||
46 | 2 | Закон Кулона | 03.03. 14 | |||
47 | 3 | Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия. | Т-11, [10] | 05.03. 14 | ||
48 | 4 | Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции | Т-12, [10] | 10.03. 14 | ||
49 | 5 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | Т-14, [10] | 12.03. 14 | ||
50 | 6 | Энергетические характеристики электрического поля | 17.03. 14 | |||
51 | 7 | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | [1,c.32] | 19.03. 14 | ||
52 | 8 | Контрольная работа № 5. «Электростатика» | 07.04. 14 |
Тема 2. Постоянный электрический ток (7 ч)
53 | 1 | Стационарное электрическое поле | 09.04. 14 | |||
54 | 2 | Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи. | Т-17, [10] | 14.04. 14 | ||
55 | 3 | Решение задач на расчет электрических цепей | Т-18, [10] | 16.04. 14 | ||
56 | 4 | Лабораторная работа № 6 .«Изучение последовательного и параллельного соединений проводников | 21.04. 14 | |||
57 | 5 | Работа и мощность тока | 23.04. 14 | |||
58 | 6 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | [1,c.39] | 28.04. 14 | ||
59 | 7 | Лабораторная работа № 7. «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника» | Т-19, [10] | 30.04. 14 |
Тема 3. Электрический ток в различных средах (6ч)
60 | 1 | Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | 05.05.14 | |||
61 | 2 | Электрический ток в металлах | 07.05.14 | |||
62 | 3 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках | Т-23, [10] | 12.05.14 | ||
63 | 4 | Закономерности протекания тока в вакууме | Т-24, [10] | 14.05.14 | ||
64 | 5 | Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях | [1,c.53] | 12.05.14 | ||
65 | 6 | Зачет по теме «Электрический ток в различных средах | 14.05.14 | |||
Повторение (5 часов) | ||||||
66 | 1 | Повторение. Механика | 19.05.14 | |||
67 | 2 | Повторение Молекулярная физика. | 21.05.14 | |||
68 | 3 | Повторение. Электростатика | 26.05.14 | |||
69 | 4 | Повторение. Электродинамика | 28.05.14 | |||
70 | 5 | Повторение. Электрический ток в различных средах. | 31.05.14 |
Формы и средства контроля
Контроль усвоения учебного материала осуществляется с помощью: тестирования, фронтального опроса, решения физических задач, составления сравнительных таблиц, физических диктантов, решения кроссвордов, графических работ, самостоятельной работой учащихся с учебником по понятиям с последующей беседой, индивидуальной самостоятельной работы, работы с документами, индивидуальных карточек, лабораторных и контрольных работ.
Тексты контрольных работ взяты из сборника И.В. Годова. «Физика. 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
№ п/п | Тема | Страницы |
1 | Основы кинематики | 9-20 |
2 | Законы сохранения в механике | 21-36 |
3 | Основы МКТ идеального газа | 37-48 |
4 | Газовые законы. Термодинамика | 49-60 |
5 | Электростатика | 61-75 |
Перечень учебно-методических средств
Основная литература
- Сборник «Программы общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение,2010 г
- Годова А.В. «Физика. 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
- Рымкевич А.П.. Сборник задач по физике. Москва. Просвещение, 2004
- Физика- 10. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. / М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
- Кабардин О.Ф.. Кабардина С.И. Орлов В.А. контольные и проверочные работы по физике.7 – 11 классы..- М.: Дрофа, 1996.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика.10 кл.: Методические материалы для учителя – М.: Илекса, 2005.
- Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
- Лукьянова А.В. Физика. 10 класс. Учмся решать задачи. Г7отовимся к Егэ – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
- Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004.
- Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 10 класс. – М.: Вербум-М, 2000.
- Павленко Н. И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 10 класс. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Повторение и контроль знаний. Физика. Механика. Методы решения задач. 9-11 классы. Подготовка к ГИА и ЕГЭ/Методическое пособие с электронным приложением/Авт.-сост. А.В. Шевцов. –М.:. Планета, 2011..
- Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профил. уровни : для общеобразовательных учреждении- М.: Просвещение, 2007.
- Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2005.
- Уроки физики с применением информационных технологий. 7 – 11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ З.В. Александрова и др. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Хуторской А.В. и др. Как стать ученым. Занятия со старшеклассниками. - М.: Изд-во Глобус, 2008.
Оборудование и приборы:
Для выполнения практической части программы предполагается использовать следующий перечень необходимого оборудования для кабинета физики:
Темы лабораторных работ | Необходимый минимум( в расчете на 2 чел.) | Необходимое количество комплектов | Количество комплектов в наличии | % оснащенности | Примечание |
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Лента измерительная - 1 · Динамометр лабораторный -1 · Весы с разновесами -1 · Шарик на нити -1 · Линейка -1 · Пробка с отверстием -1 | 10 | 10 | 100 | Имеются в наличии микролаборатории по механике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Изучение закона сохранения механической энергии. | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Динамометр лабораторный -1 · Линейка -1 · Груз на нити -1 | 10 | 10 | 100 | Имеются в наличии микролаборатории по оптике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Опытная проверка закона Гей-Люссака. | · Стеклянная трубка запаянная с одного конца -1 · Цилиндрический сосуд с горячей водой -1 · Стакан с холодной водой -1 · Кусочек пластилина -1 | 10 | 10 | 100 | Имеются в наличии микролаборатории по молекулярной физике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | · Аккумулятор или батарейка(4,5В) -1 · Вольтметр -1 · Амперметр -1 · Ключ -1 · Соединительные провода -1 | 10 | 10 | 100 | микролаборатория по электродинамике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. | · Источник тока -1 · Два проволочных резистора -1 · Амперметр -1 · Вольтметр -1 · Реостат -1 · Соединительные провода -1 | 10 | 10 | 100 | микролаборатория по электродинамике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Технические средства обучения.
- Компьютер,
- Многофункциональное устройство (принтер-копир-сканер)
- Видеокамера с возможностью видеосъемки
- Фронтальные колонки двухполосные 2.1
Программные средства.
- Живая физика.
- Открытая физика.
- Физика 7-11
Комплект печатных пособий
- Комплект таблиц по физике
- Портреты выдающихся физиков
- Таблица «Шкала электромагнитных волн»
- Таблица « Международная система единиц»
- Таблица химических элементов Д.И. Менделеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)
Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену по предмету в форме ГИА....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47574.jpg)
Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа по физике 8 класс (базовый уровень)
Рабочая программа разработана на 68 учебных часов. Содержит перечень демонстраций к каждому уроку и примерное домашнее задание по каждому уроку. Предлагается проводить 4 контрольные работы, демоверсии...
Рабочая программа по физике 7 класс базовый уровень
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа. За основу взята программа Перышкина, Гутник. Календарно-тематическое планирование дополнено основными демонстрациями и отвечает требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-510662-1414752570.jpg)
Рабочая программа по физике.10 класс. Базовый уровень( 2 ч./нед.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню знаний учащихся, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование учебного материала....
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/02/picture-539688-1559477012.jpg)
Рабочая программа по физике 10 класс базовый уровень
по учебнику Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н....