Рабочая программа по физике для 10 класса (базовый уровень)
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Рабочая программа для 10 класса по физике на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений; авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение,2010 г), в соответствии с учебником физики для 10 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни, Москва, Просвещение,2010 год. Курс рассчитан на 70 ч. (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_10_klass.docx | 59.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 класса по физике на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений; авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение,2010 г), в соответствии с учебником физики для 10 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый и профильный уровни, Москва, Просвещение,2010 год.
Курс рассчитан на 70 ч. (2 часа в неделю)
Курс «Физика- 10 класс» отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по физике. Физика в данном курсе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Особое внимание при построении курса уделяется тому, что физика и ее законы являются ядром всего естествознания. Современная физика - быстро развивающаяся наука, и ее достижения оказывают влияния на многие сферы человеческой деятельности. Курс базируется на том, что физика является экспериментальной наукой, и ее законы опираются на факты, установленные при помощи опытов. Физика - точная наука и изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации.
Введение в курсе физики 10 класса таких базовых понятий, как атом, вещество и материя, а также понятий: физический термин, физическая величина, гипотеза и эксперимент, измерение и погрешность измерения позволяют в дальнейшем при изложении учебного материала прослеживать его связь с современным уровнем науки и с окружающей действительностью.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе изучения курса физики в 10 классе приоритетами являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требуют специальных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении соответствующей темы
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
· смысл понятий: , взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, электрический ток;
· смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;
· смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка и полной электрической цепи, Джоуля-Ленца, Кулона, Фарадея.
уметь
· описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока;
· использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
· представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;
· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. Механика (22ч)
Введение. Основные особенности физического метода исследования (1 ч)
№ п/п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||||
План | Факт | |||||||
1 | 1 | Физика и познание мира | 03.09.13 | |||||
Тема 1. Основы кинематики (7ч) | ||||||||
2 | 1 | Основные понятия кинематики | [2, с 23] | 09.09.13 | ||||
3 | 2 | Скорость. Равномерное прямолинейное движение. | [2, с 23] | 11.09.13 | ||||
4 | 3 | Относительность механического движения. Принцип относительности в механике. | [2, с 23] | 16.09.13 | ||||
5 | 4 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения. | 18.09.13 | |||||
6 | 5 | Свободное падение тел – частный случай равноускоренного прямолинейного движения. | [2, с 23] | 23.09.13 | ||||
7 | 6 | Равномерное движение точки по окружности | [1,c.8] | 25.09.13 | ||||
8 | 7 | Контрольная работа №1 .«Основы кинематики» | 30.09.13 |
Тема 2. Основы динамики (8 ч)
№ п/п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
9 | 1 | Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение | 02.10.13 | |||
10 | 2 | Решение задач на законы Ньютона. | [2, с 23] | 07.09.13 | ||
11 | 3 | Силы в механике. Гравитационные силы | 09.10.13 | |||
12 | 4 | Сила тяжести и вес | [2, с 23] | 14.10.13 | ||
13 | 5 | Решение задач по теме « Гравитационные силы. Вес тела» | [2, с 23] | 16.10.13 | ||
14 | 6 | Силы упругости – силы электромагнитной природы | [2, с 23] | 21.10.13 | ||
15 | 7 | Лабораторная работа №1. « Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости» | 23.10.13 | |||
16 | 8 | Силы трения | [2, с 23] | 28.10.13 |
Тема 3. Законы сохранения в механике. Статика (7ч)
№ п/п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
17 | 1 | Закон сохранения импульса | [2, с 23] | 30.10.13 | ||
18 | 2 | Реактивное движение | 11.11.13 | |||
19 | 3 | Работа силы (механическая работа) | [2, с 23] | 13.11.13 | ||
20 | 4 | Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии | [2, с 23] | 18.11.13 | ||
21 | 5 | Закон сохранения энергии в механике | [1,c.9] | 20.11.13 | ||
22 | 6 | Лабораторная работа № 2. «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии» | 25.11.13 | |||
23 | 7 | Контрольная работа № 2. «Законы сохранения в механике» | 27.11.13 |
Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)
Тема 1. Основы молекулярно – кинетической теории (9ч)
№ п /п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
24 | 1 | Основные положения молекулярно – кинетической теории и их опытное обоснование | 02.12.13 | |||
25 | 2 | Решение задач на характеристики молекул и их систем | Т-1, [10] | 04.12.13 | ||
26 | 3 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. | 09.12.13 | |||
27 | 4 | Температура | Т-2, [10] | 11.12.13 | ||
28 | 5 | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева - Клайперона). | 16.12.13 | |||
29 | 6 | Газовые законы | Т-3, [10] | 18.12.13 | ||
30 | 7 | Решение задач на уравнение Менделеева - Клайперона и газовые законы | [1,c.20] | 24.12.13 | ||
31 | 8 | Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей- Люссака» | 25.12.13 | |||
32 | 9 | Контрольная работа № 3. « Основы МКТ идеального газа» | 13.01.14 |
Тема 2. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (4 ч)
33 | 1 | Реальный газ. Воздух. Пар | Т-14, [10] | 15.01.14 | ||
34 | 2 | Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости | 20.01. 14 | |||
36 | 3 | Твердое стояние вещества. | 22.01. 14 | |||
36 | 4 | Решение задач на механические свойства твердых тел | Т-6, [10] | 27.01. 14 |
Тема 3. Термодинамика (8 ч)
№ п/п | Система уроков | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
37 | 1 | Термодинамика как фундаментальная физическая теория | 29.01. 14 | |||
38 | 2 | Работа в термодинамике | 03.02. 14 | |||
39 | 3 | Решение задач на расчет работы термодинамической системы | 05.02. 14 | |||
40 | 4 | Теплопередача. Количество теплоты | 10.02. 14 | |||
41 | 5 | Первый закон (начало) термодинамики | 12.02. 14 | |||
42 | 6 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. | Т-8, [10] | 17.02. 14 | ||
43 | 7 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | [1,c.26] | 19.02. 14 | ||
44 | 8 | Контрольная работа №4 .« Газовые законы. Термодинамика» | 24.02. 14 |
Раздел 3. Электродинамика (21 ч)
Тема 1. Электростатика(8 ч)
№ п/п | Содержание урока | Подготовка к ЕГЭ | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
45 | 1 | Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория | 26.02. 14 | |||
46 | 2 | Закон Кулона | 03.03. 14 | |||
47 | 3 | Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия. | Т-11, [10] | 05.03. 14 | ||
48 | 4 | Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции | Т-12, [10] | 10.03. 14 | ||
49 | 5 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | Т-14, [10] | 12.03. 14 | ||
50 | 6 | Энергетические характеристики электрического поля | 17.03. 14 | |||
51 | 7 | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | [1,c.32] | 19.03. 14 | ||
52 | 8 | Контрольная работа № 5. «Электростатика» | 07.04. 14 |
Тема 2. Постоянный электрический ток (7 ч)
53 | 1 | Стационарное электрическое поле | 09.04. 14 | |||
54 | 2 | Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи. | Т-17, [10] | 14.04. 14 | ||
55 | 3 | Решение задач на расчет электрических цепей | Т-18, [10] | 16.04. 14 | ||
56 | 4 | Лабораторная работа № 6 .«Изучение последовательного и параллельного соединений проводников | 21.04. 14 | |||
57 | 5 | Работа и мощность тока | 23.04. 14 | |||
58 | 6 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | [1,c.39] | 28.04. 14 | ||
59 | 7 | Лабораторная работа № 7. «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника» | Т-19, [10] | 30.04. 14 |
Тема 3. Электрический ток в различных средах (6ч)
60 | 1 | Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | 05.05.14 | |||
61 | 2 | Электрический ток в металлах | 07.05.14 | |||
62 | 3 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках | Т-23, [10] | 12.05.14 | ||
63 | 4 | Закономерности протекания тока в вакууме | Т-24, [10] | 14.05.14 | ||
64 | 5 | Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях | [1,c.53] | 12.05.14 | ||
65 | 6 | Зачет по теме «Электрический ток в различных средах | 14.05.14 | |||
Повторение (5 часов) | ||||||
66 | 1 | Повторение. Механика | 19.05.14 | |||
67 | 2 | Повторение Молекулярная физика. | 21.05.14 | |||
68 | 3 | Повторение. Электростатика | 26.05.14 | |||
69 | 4 | Повторение. Электродинамика | 28.05.14 | |||
70 | 5 | Повторение. Электрический ток в различных средах. | 31.05.14 |
Формы и средства контроля
Контроль усвоения учебного материала осуществляется с помощью: тестирования, фронтального опроса, решения физических задач, составления сравнительных таблиц, физических диктантов, решения кроссвордов, графических работ, самостоятельной работой учащихся с учебником по понятиям с последующей беседой, индивидуальной самостоятельной работы, работы с документами, индивидуальных карточек, лабораторных и контрольных работ.
Тексты контрольных работ взяты из сборника И.В. Годова. «Физика. 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
№ п/п | Тема | Страницы |
1 | Основы кинематики | 9-20 |
2 | Законы сохранения в механике | 21-36 |
3 | Основы МКТ идеального газа | 37-48 |
4 | Газовые законы. Термодинамика | 49-60 |
5 | Электростатика | 61-75 |
Перечень учебно-методических средств
Основная литература
- Сборник «Программы общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение,2010 г
- Годова А.В. «Физика. 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
- Рымкевич А.П.. Сборник задач по физике. Москва. Просвещение, 2004
- Физика- 10. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. / М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
- Кабардин О.Ф.. Кабардина С.И. Орлов В.А. контольные и проверочные работы по физике.7 – 11 классы..- М.: Дрофа, 1996.
- Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика.10 кл.: Методические материалы для учителя – М.: Илекса, 2005.
- Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10 класс. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2004.
- Лукьянова А.В. Физика. 10 класс. Учмся решать задачи. Г7отовимся к Егэ – М.: «Интеллект-Центр», 2011.
- Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 класс. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2004.
- Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 10 класс. – М.: Вербум-М, 2000.
- Павленко Н. И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике. 10 класс. – М.: Школьная пресса, 2004.
- Повторение и контроль знаний. Физика. Механика. Методы решения задач. 9-11 классы. Подготовка к ГИА и ЕГЭ/Методическое пособие с электронным приложением/Авт.-сост. А.В. Шевцов. –М.:. Планета, 2011..
- Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профил. уровни : для общеобразовательных учреждении- М.: Просвещение, 2007.
- Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2005.
- Уроки физики с применением информационных технологий. 7 – 11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ З.В. Александрова и др. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Хуторской А.В. и др. Как стать ученым. Занятия со старшеклассниками. - М.: Изд-во Глобус, 2008.
Оборудование и приборы:
Для выполнения практической части программы предполагается использовать следующий перечень необходимого оборудования для кабинета физики:
Темы лабораторных работ | Необходимый минимум( в расчете на 2 чел.) | Необходимое количество комплектов | Количество комплектов в наличии | % оснащенности | Примечание |
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Лента измерительная - 1 · Динамометр лабораторный -1 · Весы с разновесами -1 · Шарик на нити -1 · Линейка -1 · Пробка с отверстием -1 | 10 | 10 | 100 | Имеются в наличии микролаборатории по механике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Изучение закона сохранения механической энергии. | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Динамометр лабораторный -1 · Линейка -1 · Груз на нити -1 | 10 | 10 | 100 | Имеются в наличии микролаборатории по оптике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Опытная проверка закона Гей-Люссака. | · Стеклянная трубка запаянная с одного конца -1 · Цилиндрический сосуд с горячей водой -1 · Стакан с холодной водой -1 · Кусочек пластилина -1 | 10 | 10 | 100 | Имеются в наличии микролаборатории по молекулярной физике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | · Аккумулятор или батарейка(4,5В) -1 · Вольтметр -1 · Амперметр -1 · Ключ -1 · Соединительные провода -1 | 10 | 10 | 100 | микролаборатория по электродинамике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. | · Источник тока -1 · Два проволочных резистора -1 · Амперметр -1 · Вольтметр -1 · Реостат -1 · Соединительные провода -1 | 10 | 10 | 100 | микролаборатория по электродинамике, дающие возможность проводить лабораторные работы |
Технические средства обучения.
- Компьютер,
- Многофункциональное устройство (принтер-копир-сканер)
- Видеокамера с возможностью видеосъемки
- Фронтальные колонки двухполосные 2.1
Программные средства.
- Живая физика.
- Открытая физика.
- Физика 7-11
Комплект печатных пособий
- Комплект таблиц по физике
- Портреты выдающихся физиков
- Таблица «Шкала электромагнитных волн»
- Таблица « Международная система единиц»
- Таблица химических элементов Д.И. Менделеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)
Данная программа расчитана на изучение физики на базовом уровне, но содержит подготовку к экзамену по предмету в форме ГИА....
Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)...
Рабочая программа по физике 8 класс (базовый уровень)
Рабочая программа разработана на 68 учебных часов. Содержит перечень демонстраций к каждому уроку и примерное домашнее задание по каждому уроку. Предлагается проводить 4 контрольные работы, демоверсии...
Рабочая программа по физике 7 класс базовый уровень
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа. За основу взята программа Перышкина, Гутник. Календарно-тематическое планирование дополнено основными демонстрациями и отвечает требованиям ФГОС....
Рабочая программа по физике.10 класс. Базовый уровень( 2 ч./нед.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню знаний учащихся, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по физике 10 класс базовый уровень
по учебнику Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н....
Рабочая программа по физике 11 класс базовый уровень
по учебнику Мякишев, Буховцев, Чаругин...