Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Шацких Ирина Николаевна

Рабочая программа по физике 10 класс (базовый уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа посёлка Солидарность

Рассмотрено

Председатель методического совета

МБОУ СОШ п. Солидарность

_________В.А.Авдеева

 

Протокол №

от «__»____________2013г.

Утверждено

Директор

МБОУ СОШ п. Солидарность


__________  Т.И. Купавцева


Приказ № ___

от «__»_____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 10 класса (базовый уровень)

педагога

Шацких Ирины Николаевны,

                              на 2013-2014 учебный год

Принято  на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2013 г.

                               

                                     

Раздел I. Пояснительная записка

1) Цели и задачи обучения

Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата); 
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Задачи:

  • сформировать представление о науке – физика;
  • освоение знаний о механических, тепловых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

2) Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  Федеральный уровень

  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
  5. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.
  9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  10. Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
  11. Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).
  12. Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57)в ред. приказа МОН от 09.03.2010года.
  13. Примерные программы по физике, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  14. Методическое письмо ФИПИ «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2013 года в преподавании физике в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования». 
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в  федеральный  компонент  государственных  образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,  утвержденный  приказом  Министерства  образования   Российской  Федерации  от 5 марта  2004  года  № 1089».
  16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января  2012 года  №69  «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».  
  17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года  №74  «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации.

 

Региональный уровень

             

  1. Приказ УОиН Липецкой области от 20.06.2013 г. № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 г. №451 “О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2013/2014 учебный год”».
  2. Приказ УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г. № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год».
  3. Письмо УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г. № СК-1542 «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013 – 2014 учебный год».
  4. Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
  5. Методическое письмо«О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году»

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области.

   3) Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

      Сведения о программе.

       Рабочая программа курса физики основной школы разработана на основании программ для общеобразовательных учреждений (авторы программы: Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д.А. Исаев) и федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса. В программе соблюдена последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логика учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, контрольных работ, выполняемых учащимися.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся.  Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по  математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.




 Изменения, внесенные в авторскую программу

 Рабочая программа рассчитана на 68  учебных часов (2 учебных часа в неделю) в соответствии с годовым учебным календарным графиком школы.                                        

4)Место предмета, учебного курса, информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа


Определение места и роли учебного курса.

Физика  как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения  физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.                                             Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.                                                                         Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.                                                                                                 Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Место и роль предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  для обязательного изучения физики на ступени среднего (полного)  общего образования на базовом уровне в  X, XI классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68  учебных часов (2 учебных часа в неделю) в соответствии с годовым учебным календарным графиком школы

 

 

5) Формы организации образовательного процесса:

- классно - урочная

 6)Технологии обучения:

-традиционная классно-урочная ;

-технология проблемного обучения;

-технология современного проектного обучения;

-технология уровневой дифференциации;

- технология различных видов самостоятельной работы учащихся;

- индивидуальная работа с неуспевающими;

- технология групповой деятельности;

-технология индивидуализации обучения;

-здоровьесберегающие технологии.


7)Механизмы формирования ключевых компетенций

   Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц), подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.

Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные и групповые формы работы, уроки – публичные формы общения, уроки, имитирующие деятельность учреждений, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь.

Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения по программе Intel-Обучение для будущего, различные формы самостоятельных работ.

Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, пишут рефераты, готовят сообщения и доклады, готовят презентации; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Для формирования компетенции  личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, учатся заботиться о собственном здоровье. Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности,  развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

8)Виды и формы контроля.

Формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;
  • физический диктант;
  • тематическое тестирование;
  • контрольная  работа;
  • лабораторный контроль;
  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные).

  Виды контроля:

- текущий контроль;

- переводная аттестация.


9)Информация об используемом учебнике 

Преподавание ведется по учебнику: Н. С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д. И. Исаев. Физика – 10, М.: Дрофа, 2007 г.

 

Раздел II. Содержание рабочей программы.

1.Введение (3 ч)

Что и как изучает физика. Физические законы и теории. Физическая картина мира.

2.Основание классической механики.(10 ч)

Из истории становления классической механики. Основные понятия классической механики. Путь и перемещение. Скорость. Ускорение. Динамические характеристики движения. Идеализированные объекты. Основание классической механики.

3.Ядро классической механики (9 ч)

«Математические начала натуральной философии» Ньютона. Принципы  классической механики. Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии.

4.Следствия классической механики(3 ч)

Небесная механика. Баллистика. Освоение космоса.

5.Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества(6 ч)

Макроскопическая система и характеристика ее состояния. Атомы и молекулы, их характеристики. Движение молекул. Опытное определение скоростей движения молекул. Взаимодействие молекул и атомов.

6.Основные понятия и законы термодинамики(8 ч)

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия макроскопической системы. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики.

7.Свойства газов (10 ч)

Давление идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Критическое состояние вещества. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Применение газов. Принципы работы  тепловых двигателей. Тепловые двигатели. Работа холодильной машины.

8.Свойства твердых тел и жидкостей (7ч)

Идеальный кристалл. Анизотропия свойств кристаллических тел. Деформация твердого тела. Виды деформаций. Механические свойства твердых тел. Реальный кристалл. Жидкие кристаллы. Аморфное состояние твердого тела. Свойства поверхностного слоя жидкости. Смачивание. Капиллярность.

9.Электростатика (10 ч)

Электрический заряд. Электризация тел. Закон Кулона. Электрическое поле. Линии напряженности электростатического поля. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Работа электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Электрическая емкость. Энергия электростатического поля заряженного конденсатора

10.Итоговое повторение (2ч)

Раздел III. Учебно-тематический план. 


п/п

Тема

Количество часов

В том числе

уроки

лабораторные занятия

контрольные работы

1

Введение

3

3

2

Основание классической механики


10

9

1

3

Ядро классической механики


9

8

1

4

Следствия классической механики

3

3

5

Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества

6

6

6

Основные понятия и законы термодинамики

8

7

1

7

Свойства газов

10

10

8

Свойства твердых тел и жидкостей

7

7

9

Электростатика

10

10

10

Итоговое повторение

2

2

11

Итого

68

65

Раздел IV. Требования к уровню подготовки  обучающихся.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

  смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

  описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

 отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

  приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.

 


 Раздел V. Литература и средства обучения

1.Учебник Н. С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Д. И. Исаев. Физика – 10, М.: Дрофа, 2007 г.
2.Физика. Задачник. 10-11 кл.Пособие
для общеобразовательных учебных заведений, М., Дрофа. 2000 г.                                         

3Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4.
 Образовательная коллекция: «Открытая Физика 1.1» 7 – 11 классс
5.Мультимедийные прграммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...