Как спланировать индивидуальный образовательный маршрут при составлении рабочей программы по физике
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс) по теме
Рабочая программа по физике в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass_3_chasa.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
В основе Рабочей программы по физике для основной общеобразовательной школы лежат основные идеи, положения и требования Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом МО и Н РФ от 17.12.2010 года, №1897) и федерального государственного (примерного) учебного плана.
Настоящая программа составлена на основе Примерной государственной программы по физике для основного общего образования, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и авторской учебной программы по физике для школы, 10-11 классы Л.Э.Генденштейн.
Рабочая программа по физике создана на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана. Ее структура соответствует структуре обязательного минимума содержания образования по физике.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики науки, внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, и лабораторных работ, выполняемых учащимися.
2. Содержание обучения
— освоение знаний о механических явлениях, о величинах, характеризующих эти явления, о законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
— овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
— воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
— применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
На уроках физики школьники должны приобрести умения задавать вопросы и находить на них ответы, выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и исследовать зависимости между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально. С этой целью в программе определяет не только содержание изучаемого материала, но и дает минимальный перечень фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов. Программа содержит также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.
3.Требования к уровню подготовки учащихся.
Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностно-смысловой человеческой деятельности: коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физике в 10 классе:
- освоение знаний о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях: величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных задач рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностиый подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Преимущественной целью обучения физике в классах с базовым и повышенным уровнем является формирование у учащихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного общеобразовательного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Они представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
4.Сроки реализации программы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе – 102 (согласно школьному учебному плану –3 часа в неделю).
5. Информация об используемом УМК.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК под редакцией д.п.н. Л.Э.Генденштейна и включает:
- Учебник «Физика 11»,Л.Э.Генденштейн, издательство «Мнемозина», Москва 2009
- Сборник вопросов и задач по физике 10-11, П.А.Рымкевич, издательство «Дрофа», Санкт-Петербург, 2003
- Сборник задач по физике 11 Л.Э.Генденштейн, издательство «Мнемозина», Москва 2009
6. Результаты изучения предмета.
Личностные результаты при обучении физике:
- Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
- Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
- Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода
- Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты при обучении физике:
- Овладение навыками:
- самостоятельного приобретения новых знаний;
- организации учебной деятельности;
- постановки целей;
- планирования;
- самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
- Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
- Понимание различий между:
- исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
- теоретическими моделями и реальными объектами.
- Овладение универсальными способами деятельности на примерах:
- выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- разработки теоретических моделей процессов и явлений.
- Формирование умений:
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;
- анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- выявлять основное содержание прочитанного текста;
- находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- излагать текст.
- Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
- Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.
- Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.
- Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
7. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Электростатика | 14 | - | - |
2 | Законы постоянного тока | 8 | 1 | 1 |
3 | Магнитное поле | 8 | 1 | |
4 | Электромагнитная индукция | 5 | 1 | |
5 | Колебания и волны | 16 | 1 | 3 |
6 | Оптика. Световые волны. | 11 | 1 | |
7 | Элементы теории относительности. | 4 | 1 | |
8 | Излучение и спектры | 4 | - | |
9 | Излучение и спектры | 4 | 1 | |
10 | Атомная физика | 4 | ||
11 | Физика атомного ядра | 8 | 1 | |
12 | Элементарные частицы | 3 | ||
13 | Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества | 1 | ||
14 | Строение Вселенной | 9 | ||
Итого за год | 102 | 6 | 6 |
8. Календарно – тематическое планирование (102 часа, 3 часа в неделю)
Электростатика. (14 часов)
Дата план | Дата факт | № урока Тема урока |
1/9 4/9 7/9 8/9 11/9 14/9 15/9 18/9 21/9 22/9 26/9 28/9 29/9 2/10 | 1/1. Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. 2/2. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел. 3/3. Закон Кулона. Решение задач. 4/4. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач. 5/5. Решение задач. 66. Силовые линии электрического поля. Решение задач. 7/7. Проводники в электростатическом поле. 8/8. Диэлектрики в электростатическом поле. 9/9. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. 10/10. Решение задач. 11/11. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Решение задач. 12/12. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. 13/13. Связь между напряжённостью поля и напряжением. 14/14. Решение задач. Самостоятельная работа. |
Законы постоянного тока. (8 часов)
5/10 6/10 9/10 12/10 13/10 16/10 19/10 20/10 | 15/1. Электрический ток. Сила тока. 16/2. Условия, необходимые для существования электрического тока. Решение задач. 17/3. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. 18/4. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЛР «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников». 19/5. Работа и мощность электрического тока. 20/6. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. 21/7. ЛР «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». 22/8. Контрольная работа. |
Магнитное поле. (8 часов)
23/10 26/10 27/10 2/11 13/11 16/11 17/11 20/11 | 23/1. Магнитное поле, его свойства. 24/2. Магнитное поле постоянного электрического тока. 25/3. Действие магнитного поля на проводник с током. 26/4. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Решение задач. 27/5. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. 28/6. Решение задач. 29/7. Магнитные свойства вещества. 30/8. Решение задач. |
Электромагнитная индукция. (5 часов)
23/11 24/11 27/11 30/11 1/12 | 31/1. Явление электромагнитной индукции. 32/2. Направление индукционного тока. Правило Ленца. 33/3. Самоиндукция. Индуктивность. Электродинамический микрофон. 34/4. ЛР «Изучение явления электромагнитной индукции». 35/5. Электромагнитное поле. |
Колебания и волны. (16 часов)
4/12 7/12 8/12 11/12 14/12 15/12 18/12 21/12 22/12 25/12 28/12 11/1 12/1 15/1 18/1 19/1 | 36/1. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. 37/2. Динамика колебательного движения. 38/3. Вынужденные колебания. Резонанс. 39/4. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. 40/5. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. 41/6. Переменный электрический ток. 42/7. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. 43/8. Решение задач. 44/9. Производство и использование электрической энергии. 45/10. Передача электроэнергии. 46/11. Механические волны. Распространение механических волн. 47/12. Длина волны. Скорость волны. 48/13. Звуковые волны. Звук. 49/14. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. 50/15. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприёмник. 51/16. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. |
Оптика. Световые волны. (11 часов)
22/1 25/1 26/1 29/1 1/2 2/2 5/2 8/2 9/2 12/2 15/2 | 52/1. Скорость света. 53/2. Закон отражения света. Решение задач. 54/3. Закон преломления света. Решение задач. 55/4. Линза. 56/5. Построение изображений, даваемых линзами. 57/6. Формула линзы. ЛР «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». 58/7. Дисперсия света. Решение задач. 59/8. ЛР «Измерение показателя преломления стекла». 60/9. Интерференция света. Дифракция света. 61/10. Дифракционная решётка. 62/11. Поляризация света. |
Элементы теории относительности. (4 часа)
16/2 19/2 22/2 26/2 | 63/1. Постулаты теории относительности. 64/2. Релятивистский закон сложения скоростей. 65/3. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика. 66/4. Связь между массой и энергией. |
Излучение и спектры. (4 часа)
1/3 2/3 5/3 9/3 | 67/1. Виды излучений. 68/2. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. 69/3. Рентгеновские лучи. 70/4. Шкала электромагнитных излучений. Обобщающее учебное занятие. |
Квантовая физика. (4 часа)
12/3 15/3 16/3 19/3 | 71/1. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна. 72/2. Фотоны. 73/3. Решение задач. 74/4. Применение фотоэффекта. |
Атомная физика. (4часа)
22/3 2/4 5/4 6/4 | 75/1. Строение атома. Опыт Резерфорда. 76/2. Квантовые постулаты Бора. 77/3. Испускание и поглощение света атомами. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. 78/4. Лазеры. |
Физика атомного ядра. (8 часов)
9/4 12/4 13/4 16/4 19/4 20/4 23/4 26/4 | 79/1. Строение атомного ядра. Ядерные силы. 80/2. Энергия связи атомных ядер. 81/3. Закон радиоактивного распада. 82/4. Ядерные реакции. 83/5. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. 84/6. Решение задач. 85/7. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. 86/8. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений. |
Элементарные частицы. (3часа)
27/4 7/5 14/5 | 87/1. Физика элементарных частиц. 88/2. Обобщающий урок «Развитие представлений о строении и свойствах вещества». 89/3. Контрольная работа. |
Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. (1 час)
17/5 | 90/1. Единая физическая картина мира. |
Строение Вселенной. (9 часов)
18/5 21/5 24/5 | 91/1. Строение Солнечной системы. 92/2. Система Земля-Луна. 93/3. Общие сведения о Солнце. 94/4. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел. 95/5. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. 96/6. Физическая природа звёзд. 97/7. Астероиды и метеориты. 98/8. Наша Галактика. 99/9. Происхождение и эволюция галактик и звёзд. |
9 . Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета.
Для обучения физике учащихся на деятельностной основе необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем, и на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому физический кабинет должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с Перечнем учебного оборудования по физике.
Демонстрационное оборудование обеспечивает возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в данную программу, качественное и количественное исследование процессов и изучаемых законов. Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование, как аналоговых (стрелочных) электроизмерительных приборов, так и цифровых.
Лабораторное оборудование должно храниться в шкафах вдоль задней или боковой стены кабинета с тем, чтобы был обеспечен прямой доступ учащихся к этому оборудованию в любой момент времени.
Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.
Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике позволяет:
- формировать общеучебное умение подбирать учащимися необходимое оборудование для самостоятельного исследования;
- проводить экспериментальные работы на любом этапе урока;
- уменьшать трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.
Кабинет физики должен быть снабжен электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. К закрепленным лабораторным столам подводится переменное напряжение 36-42 В от щита комплекта электроснабжения. К демонстрационному столу должно быть подведено напряжение 42 и 220 В. Одно полотно доски в кабинете должно быть стальным.
В кабинете физики необходимо иметь:
- противопожарный инвентарь;
- аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
- инструкцию по правилам безопасности для учащихся;
- журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
Кабинет физики должен быть оснащен:
- комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором, экраном или интерактивной доской;
- учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами и т.п.);
- картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;
- комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.
Непрерывная продолжительность демонстрации видеоматериалов на экране с использованием мультимедийного проектора не должна превышать 25 мин. Такое же ограничение распространяется и на непрерывное использование интерактивной доски, и на работу учащихся с персональным компьютером. Число уроков с использованием таких технических средств обучения, как мультимедийный проектор и интерактивная доска должно быть не более шести в неделю, а с работой учащихся с персональным компьютером – не более трех в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...
Особенности составления рабочей программы курса физики в 10 классе
Рабочая программа по физике в 10 классе...
Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов детей педагогами дополнительного образования (Грисюк В.В.)
рекомендации для педагогов дополнительного образования;схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту;формы занятий;формы подведения итогов;образец составлен...
Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ
В данной работе Вы можете увидть мониторинг учащихся при подготовке к ОГЭ, индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ с неуспевающими детьми....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Инд...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Ритмический танец» (базовый уровень)
Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у р...
Составления рабочей программы по физике в соотвествии с ФГОС СОО
Правила составления рабочей программы...