Как спланировать индивидуальный образовательный маршрут при составлении рабочей программы по физике
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс) по теме

Рабочая программа по физике в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_klass_3_chasa.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

        В основе Рабочей программы по физике для основной общеобразовательной школы лежат основные идеи, положения и требования Федерального государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом МО и Н РФ от 17.12.2010 года, №1897) и федерального государственного (примерного) учебного плана.

Настоящая программа составлена на основе Примерной государственной программы по физике для основного общего образования, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и авторской учебной программы по физике для  школы, 10-11 классы Л.Э.Генденштейн.

Рабочая программа по физике создана на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана. Ее структура соответствует структуре обязательного минимума содержания образования по физике.

        Программа конкретизирует содержание предметных тем  образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики науки, внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, и лабораторных работ, выполняемых учащимися.

        

2. Содержание обучения

— освоение знаний о механических явлениях, о величинах, характеризующих эти явления, о законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

— овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению  новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

— воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;  

— применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни.

         Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

         На уроках физики школьники должны приобрести умения задавать вопросы и находить на них ответы, выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и исследовать  зависимости между ними, моделировать явления, делать теоретические выводы и проверять их экспериментально. С этой целью в программе определяет не только содержание изучаемого материала, но и дает минимальный перечень фронтальных лабораторных работ и   демонстрационных опытов. Программа содержит также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.

3.Требования к уровню подготовки учащихся.

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностно-смысловой человеческой деятельности: коммуникацию, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Исходя из этого, можно выделить следующие цели обучения физике в 10 классе:

  • освоение знаний о методах научного познания, механических и тепловых процессах и явлениях: величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения повседневных жизненных задач рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностиый подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Преимущественной целью обучения физике в классах с базовым и повышенным уровнем является формирование у учащихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде.  

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Государственного общеобразовательного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Они представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.

4.Сроки реализации программы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе – 102 (согласно школьному учебному плану –3 часа в неделю).

5. Информация об используемом УМК.

        Реализация учебной программы обеспечивается УМК под редакцией д.п.н. Л.Э.Генденштейна и включает:

  • Учебник «Физика 11»,Л.Э.Генденштейн, издательство «Мнемозина», Москва 2009
  • Сборник вопросов и задач по физике 10-11, П.А.Рымкевич, издательство «Дрофа», Санкт-Петербург, 2003
  • Сборник задач по физике 11  Л.Э.Генденштейн, издательство «Мнемозина», Москва 2009

6. Результаты изучения предмета.

Личностные результаты при обучении физике:

  • Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты при обучении физике:

  1. Овладение навыками:
  • самостоятельного приобретения новых знаний;
  • организации учебной деятельности;
  • постановки целей;
  • планирования;
  • самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
  1. Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
  2. Понимание различий между:
  • исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
  • теоретическими моделями и реальными объектами.
  1. Овладение универсальными способами деятельности на примерах:
  • выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • разработки теоретических моделей процессов и явлений.
  1. Формирование умений:
  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;
  • анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • выявлять основное содержание прочитанного текста;
  • находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • излагать текст.
  1. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
  2. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.
  3. Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.
  4. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

7. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Электростатика

14

-

-

2

Законы постоянного тока

8

1

1

3

Магнитное поле

8

1

4

Электромагнитная индукция

5

1

5

Колебания и волны

16

1

3

6

Оптика. Световые волны.  

11

1

7

Элементы теории относительности.

4

1

8

Излучение и  спектры

4

-

9

Излучение и  спектры

4

1

10

Атомная физика

4

11

Физика атомного ядра

8

1

12

Элементарные частицы

3

13

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

1

14

Строение Вселенной

9

                                             Итого за год

102

6

6

8. Календарно – тематическое планирование  (102 часа, 3 часа в неделю)

Электростатика.  (14 часов)

Дата план

Дата факт

№ урока                                                                  Тема урока

1/9

4/9

7/9

8/9

11/9

14/9

15/9

18/9

21/9

22/9

26/9

28/9

29/9

2/10

1/1. Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон.

2/2. Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение процесса электризации тел.

3/3. Закон Кулона. Решение задач.

4/4.  Электрическое поле.  Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Решение задач.

5/5. Решение задач.

66. Силовые линии электрического поля. Решение задач.

7/7. Проводники в электростатическом поле.

8/8. Диэлектрики в электростатическом поле.

9/9. Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

10/10. Решение задач.

11/11.  Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Решение задач.

12/12. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды.

13/13. Связь между напряжённостью поля и напряжением.

14/14. Решение задач. Самостоятельная работа.

Законы постоянного тока.  (8 часов)

5/10

6/10

9/10

12/10

13/10

16/10

19/10

20/10

15/1. Электрический ток. Сила тока.

16/2.  Условия, необходимые для существования электрического тока. Решение задач.

17/3. Закон Ома для участка цепи. Решение задач.

18/4.  Электрическая цепь.  Последовательное и параллельное соединения проводников. ЛР «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».

19/5. Работа и мощность электрического тока.

20/6. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

21/7. ЛР «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

22/8. Контрольная работа.

Магнитное поле.  (8 часов)

23/10

26/10

27/10

2/11

13/11

16/11

17/11

20/11

23/1. Магнитное поле, его свойства.

24/2. Магнитное поле постоянного электрического тока.

25/3. Действие магнитного поля на проводник с током.

26/4. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Решение

задач.

27/5. Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд.

28/6. Решение задач.

29/7.  Магнитные свойства вещества.

30/8. Решение задач.

Электромагнитная индукция.   (5 часов)

23/11

24/11

27/11

30/11

1/12

31/1. Явление электромагнитной индукции.

32/2. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

33/3.  Самоиндукция.  Индуктивность.  Электродинамический микрофон.

34/4. ЛР «Изучение явления электромагнитной индукции».

35/5. Электромагнитное поле.

Колебания и волны.  (16 часов)

4/12

7/12

8/12

11/12

14/12

15/12

18/12

21/12

22/12

25/12

28/12

11/1

12/1

15/1

18/1

19/1

36/1. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний.

37/2. Динамика колебательного движения.

38/3. Вынужденные колебания. Резонанс.

39/4.  Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

40/5.  Колебательный контур.  Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

41/6. Переменный электрический ток.

42/7. Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

43/8. Решение задач.

44/9. Производство и использование электрической энергии.

45/10. Передача электроэнергии.

46/11. Механические волны. Распространение механических волн.

47/12. Длина волны. Скорость волны.

48/13.  Звуковые волны.  Звук.

49/14. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.

50/15. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприёмник.

51/16. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

Оптика. Световые волны.   (11 часов)

22/1

25/1

26/1

29/1

1/2

2/2

5/2

8/2

9/2

12/2

15/2

52/1.  Скорость света.

53/2. Закон отражения света. Решение задач.

54/3. Закон преломления света. Решение задач.

55/4. Линза.

56/5. Построение изображений, даваемых линзами.

57/6. Формула линзы. ЛР «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

58/7. Дисперсия света. Решение задач.

59/8. ЛР «Измерение показателя преломления стекла».

60/9. Интерференция света. Дифракция света.

61/10. Дифракционная решётка.

62/11. Поляризация света.

Элементы теории относительности.   (4 часа)

16/2

19/2

22/2

26/2

63/1. Постулаты теории относительности.

64/2. Релятивистский   закон сложения скоростей.

65/3. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.

66/4. Связь между массой и энергией.

Излучение и  спектры.   (4 часа)

1/3

2/3

5/3

9/3

67/1. Виды излучений.

68/2. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

69/3.  Рентгеновские лучи.

70/4. Шкала   электромагнитных излучений. Обобщающее учебное занятие.

Квантовая физика.   (4 часа)

12/3

15/3

16/3

19/3

71/1. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна.

72/2.  Фотоны.

73/3. Решение задач.

74/4. Применение фотоэффекта.

Атомная физика.   (4часа)

22/3

2/4

5/4

6/4

75/1. Строение атома. Опыт Резерфорда.

76/2.  Квантовые постулаты Бора.

77/3.  Испускание и поглощение света атомами.  Соотношение неопределённостей Гейзенберга.

78/4. Лазеры.

Физика атомного ядра.  (8 часов)

9/4

12/4

13/4

16/4

19/4

20/4

23/4

26/4

79/1. Строение атомного ядра. Ядерные силы.

80/2. Энергия связи атомных ядер.

81/3. Закон радиоактивного распада.

82/4. Ядерные реакции.

83/5. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

84/6. Решение задач.

85/7. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.

86/8.  Применение ядерной энергии.  Биологическое действие радиоактивных излучений.

Элементарные частицы.  (3часа)

27/4

7/5

14/5

87/1. Физика элементарных частиц.

88/2. Обобщающий урок «Развитие представлений о строении    и

свойствах вещества».

89/3. Контрольная работа.

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества.  (1 час)

17/5

90/1. Единая физическая картина мира.

Строение Вселенной.  (9 часов)

18/5

21/5

24/5

91/1. Строение Солнечной системы.

92/2. Система Земля-Луна.

93/3. Общие сведения о Солнце.

94/4. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.

95/5. Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

96/6. Физическая природа звёзд.

97/7. Астероиды и метеориты.

98/8. Наша Галактика.

99/9. Происхождение и эволюция галактик и звёзд.

9 . Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета.

Для обучения физике учащихся на деятельностной основе необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем, и на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому физический кабинет должен быть оснащен полным комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с Перечнем учебного оборудования по физике.

Демонстрационное оборудование обеспечивает возможность наблюдения всех изучаемых явлений, включенных в данную программу, качественное и количественное исследование процессов и изучаемых законов. Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование, как аналоговых (стрелочных) электроизмерительных приборов, так и цифровых.

Лабораторное оборудование должно храниться в шкафах вдоль задней или боковой стены кабинета с тем, чтобы был обеспечен прямой доступ учащихся к этому оборудованию в любой момент времени.

Кабинет физики должен иметь специальную смежную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике позволяет:

  • формировать общеучебное умение подбирать учащимися необходимое оборудование для самостоятельного исследования;
  • проводить экспериментальные работы на любом этапе урока;
  • уменьшать трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.

Кабинет физики должен быть снабжен электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. К закрепленным лабораторным столам подводится переменное напряжение 36-42 В от щита комплекта электроснабжения. К демонстрационному столу должно быть подведено напряжение 42 и 220 В. Одно полотно доски в кабинете должно быть стальным.

В кабинете физики необходимо иметь:

  • противопожарный инвентарь;
  • аптечку с набором перевязочных средств и медикаментов;
  • инструкцию по правилам безопасности для учащихся;
  • журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

Кабинет физики должен быть оснащен:

  • комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиапроектором, экраном или интерактивной доской;
  • учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами и т.п.);
  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;
  • комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.

Непрерывная продолжительность демонстрации видеоматериалов на экране с использованием мультимедийного проектора не должна превышать 25 мин. Такое же ограничение распространяется и на непрерывное использование интерактивной доски, и на работу учащихся с персональным компьютером. Число уроков с использованием таких технических средств обучения, как мультимедийный проектор и интерактивная доска должно быть не более шести в неделю, а с работой учащихся с персональным компьютером – не более трех в неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов детей педагогами дополнительного образования (Грисюк В.В.)

рекомендации для педагогов дополнительного образования;схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту;формы занятий;формы подведения итогов;образец составлен...

Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ

В данной работе Вы можете увидть мониторинг учащихся при подготовке к ОГЭ, индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ с неуспевающими детьми....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Инд...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Ритмический танец» (базовый уровень)

Для развития способностей одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения. Возможность индивидуального образования дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у р...