МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
методическая разработка

Раева Ольга Владимировна

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_programmy.docx68.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества Тамбовского района»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Составитель: Раева О.В.

педагог-психолог

2018

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.

Актуальность.

Целью деятельности дополнительного образования является – создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Учреждение дополнительного образования имеет большой потенциал в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый обучающийся может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно. Что дополнительное образование дает возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, не каждый человек способен реализовать свои способности.

Если обучающийся, занимающийся в объединении УДО, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для развития одаренности обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Новизна.

Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого обучающегося индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему, программу, или индивидуальный образовательный маршрут.

Цель: внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута «Как структуировать материал?». Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структуирован материал в его программе.

Большая часть  традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности таким образом очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения – структуирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрогамм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Этот принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен – третий – логарифмическая спираль.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структуирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

1.Определить уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности).

2.Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.

3.Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной специальной программы.

4.Предусмотреть участие родителей.

5.Определить способы оценки успехов обучающихся.

Используя данную методику. Была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей.

На основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут

I - этап диагностики.

1.Методика использования личной карточки одаренного ребенка.

2.Методика «Карта одаренности» Йовайши (Приложение №3)

3.Методика «Незаконченные предложения» (Приложение №2)

4.Методика «Опросник креативности Рензулли» (Приложение №7)

5.Анкета для детей «Как я вижу себя» (Приложение №5)

6.Анкета «Определение уровня познавательной потребности» В.С. Юркевич (Приложение №6)

7.Характеристика обучающегося (для педагогов). (Приложение №4)

II этап. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

III этап. «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся срок действия маршрута, определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

IV этап схемы – «Определение роли родителей обучающегося в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для изготовления костюма для выступления на концерте и др.)

V этап. «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

VI этап. «Определение содержания учебно - тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Качество личности

Характеристика качества личности

Методы и формы

1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность.

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени. Чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Исследовательская деятельность. (Например: реферат по истории фотографии. По истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края).

2. Сверхчувствительность к проблеме.

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

3. Склонность к задачам дивергентного типа.

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

4. Оригинальность мышления.

(Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных,

а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве).

Работа по разработке новых идей или уже существующих. (Например: В хореографии игры и этюды на создание определенного образа).

5. Высокая концентрация внимания.

Сложные и сравнительно долговременные задания.

6.Отличная память.

Синтез памяти и способности классифицировать, структуировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.

Задание по ведению летописи, собирание материала для музея.

7. Способность к оценке.

(Производное критического мышления).

Задание по анализу собственной или чужой деятельности. (Например: педагог вместе с воспитанником посещает выставку известного художника и анализирует его творчество)

8. Широта интересов.

Одаренные дети могут если не все, то многое.

Развивать и поддерживать широту интересов (Например: добавить занятие с другими специалистами).

Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы, рекомендуемые формы занятий – в Приложении.

Форма подведения итогов, используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (см. в Приложении).

VII этап. «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов. (Например, если обучающийся занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у обучающегося есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

VIII этап. «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает совместно с обучающимся.

Предлагается проводить оценку на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа (см. в Приложении №1).

Возможные формы занятий для одаренных обучающихся, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту.

Игра.

Беседа.

Экскурсия.

Бенефис.

Наблюдение.

1.Практическое занятие.

2.Размышление.

3.Тренинг.

4.Творческая мастерская.

5.Творческий отчет.

6.Эксперимент.

7.Беседа эвристическая.

8.Круиз.

9.«Мозговой штурм»

10.«Фабрика»

11.Урок-погружение.

Возможные формы подведения итогов.

Концерт.

Открытое занятие.

Демонстрация достижений.

Зачетная работа.

Экзамен.

Тест.

Рефлексия.

Персональная выставка

Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать знания.

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то,что они могут сделать самостоятельно.
  • Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.

Приложение №1

Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному маршруту.

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)_________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2

Метод незаконченных предложений

Метод незаконченных предложений позволяет выявить основные компоненты образовательной среды, которые вызывают тревожность у испытуемого. Он представляет собой опосредованный метод установления семантических связей (Петренко В. Ф., 1988), позволяющий в свободной форме выявить основные представления испытуемого о заданном предмете (в нашем случае — о компонентах образовательной среды) и эмоциональные отношения к нему.

Цель методики. Методика позволяет выявить особенности эмоционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.

Процедура диагностики. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степени навыками письма, методика проводится только в индивидуальном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагностики.

Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания — предложения, которые испытуемому необходимо закончить. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики. Для индивидуальной (устной диагностики) необходимо заготовить средства регистрации ответов ребенка (возможно использование диктофона).

Инструкция.

  • Для устной формы диагностики: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумываешь, чем оно заканчивается».
  • Для письменной формы диагностики: «Закончи, пожалуйста, следующие предложения. В этом задании нет "правильных" и "неправильных" ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову».

Текст методики. Незаконченные предложения могут быть модифицированы для конкретных диагностических целей.

  1. Когда я иду в школу...
  2. На контрольной ...
  3. Наверно, на экзамене ...
  4. Когда я отвечаю у доски...
  5. Если я получу «двойку»...
  6. Когда учитель задает вопрос, я...
  7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...
  8. Когда я жду родителей с родительского собрания...
  9. Когда я думаю о школе...

Обработка результатов. При обработке результатов оценивается «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка. К «эмоционально благополучным» ответам относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально неблагополучные».

Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»

Предложение

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

1. Когда я иду в школу...

... каждый день. ...я иду учиться

... меня все бесит

 ... не хочу туда идти

2. На контрольной...

... все решают задания. ... я всегда получаю «четверку» или «пятерку», потому что готовлюсь

... люди чувствуют себя дураками.

 ... даже если что-то знаю, сразу забываю

3. Наверно, на экзамене...

... все будет нормально.

... ничего особенного не случится

... я с треском провалюсь. ... люди могут умереть от страха

4. Когда я отвечаю у доски...

... мне потом ставят оценку. ... всегда сам прошусь

... все надо мной смеются. ... неприятно, как в цирке

5. Если я получу «двойку»...

... потом исправлю. ... ну и что?

... мне обидно, потому что я

стараюсь.

... меня будут ругать родители и

не отпустят гулять

6. Когда учитель задает вопрос, я...

... отвечаю.

... почти на каждом уроке

... хочется залезть под парту. ... не люблю отвечать на уроке

7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...

... классно!

... а я с ними вижусь и на

каникулах

... думаю: «Ну и уроды!» ... я их давно не люблю

8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

... я готовлю ужин

 ... смотрю видик

... волнуюсь.

 ... ожидаю порки

9. Когда я думаю о школе...

... каждое утро.

... для школьника это нормально

... хочется скорее ее окончить.

 ... меня это бесит!

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам ребенка. Точные количественные критерии оценки проективного метода привести довольно сложно, но наш опыт показывает, что тревожные дети дают 6 и более «неблагополучных» ответов.

Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики, можно получить интересный материал, касающийся специфики школьной тревожности каждого конкретного ребенка. Этот материал может быть обсужден во время консультации с ребенком или в процессе групповой работы с детьми.

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рассматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики («отказы»). «Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит (Петренко В. Ф., 1983) или как сознательное стремление испытуемого к защите личностных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные элементы психологических защит).

Личностная направленность обучающихся, помогающая построить индивидуальные образовательные маршруты.

(по методике «Незаконченные предложения»)

Фамилия обучающегося

Хорошие задатки и способности, составляющие опору при освоении образовательного маршрута

Качества и умения, которые необходимо выработать воспитанницам

  1. Когда я иду в школу...
  2. На контрольной ...
  3. Наверно, на экзамене ...
  4. Когда я отвечаю у доски...
  5. Если я получу «двойку»...
  6. Когда учитель задает вопрос, я...
  7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...
  8. Когда я жду родителей с родительского собрания...
  9. Когда я думаю о школе...

  1. Когда я иду в школу...
  2. На контрольной ...
  3. Наверно, на экзамене ...
  4. Когда я отвечаю у доски...
  5. Если я получу «двойку»...
  6. Когда учитель задает вопрос, я...
  7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...
  8. Когда я жду родителей с родительского собрания...
  9. Когда я думаю о школе...

Приложение №3

Заполняют родители

Оценка уровня общей одаренности (Йовайши).

Инструкция:

«Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти  характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.

3 – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому,;

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею)».

  1. Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательности. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов. растений, поведение людей, животных и др.).

  1. Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон).

Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают.- важная характеристика творчески мыслящего человека! Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

  1. Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того. как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач. но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

  1. Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

  1. Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

  1. Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка. в играх и самых разных видах деятельности.
  2. Способность рассуждать мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать суждения.

  1. Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор. Пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Приложение №4

Заполняют педагоги

Характеристика воспитанника

Воспитанник____________________________________дата рождения_______________

Студия_________________________________________педагог_____________________

Школа______________________________________________________________________

Учебные характеристики.

_____1. Имеет необычно большой запас слов.

_____2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.

_____3. Понимает смысл и причины действий людей.

_____4. Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.

Мотивационные характеристики.

____1. Настойчив в поиске решения задания.

____2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

____3. Обычно прерывает других.

____4. Прилагает усилия для завершения действия.

____5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей.

____6. Упорный в отстаивании своего мнения.

____7. Чувствителен к мнениям других.

____8. Небезразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может рассуждать о людях, событиях, вещах.

____9. Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером.

Творческие характеристики.

____1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не только на реальные темы).

____2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (интересно. что случилось, если …)

____3. Часто предлагает необычные ответы, с богатым воображением рассказывает истории, склонен к преувеличению.

____4. С увлечением стремится рассказать другим о своих открытиях (голос возбужден).

____5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другими юмористичными, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

____6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

____7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Лидерские характеристики.

____1. Берет на себя ответственность.

____2. Его любят одноклассники.

____3. Лидер в нескольких видах деятельности

Приложение №5

Заполняет ребенок

Как я вижу себя

Инструкция: пожалуйста, отметь свое согласие или несогласие с каждым утверждением по шкале «Решительное «да» - «Да» - «Решительное «нет» - «Нет».

  1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.
  2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.
  3. Я люблю работать над особыми проектами.
  4. Мне нравится обсуждать разные идеи.
  5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя участником хорошего рассказа или книги при их чтении и от придумывания новых событий.
  6. У меня хорошее чувство юмора.
  7. Моя работа всегда особенная.
  8. У меня проявляется много идей при решении проблемы.
  9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.
  10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.
  11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий или то, что трудно.
  12. Я часто обращаюсь к музыке, рисованию или игре, чтобы выразить свои чувства.
  13. Мне не нравится соглашаться с мнением кого-либо, пока я его не обдумаю.
  14. Я часто высказываю свое отношение к чему-либо, даже если считаю, что другим это не понравится.
  15. Я трачу больше времени, чем надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.
  16. Я занимаюсь спортом и разными играми.
  17. Я хорошо занимаюсь в школе.
  18. В школе меня любят другие дети.
  19. Я понимаю и люблю других людей.
  20. Я дружелюбен (дружелюбна) и умею ладить с людьми.
  21. Другие люди знают, что я способный (способная).
  22. Я хороший и понимающий друг (подруга).
  23. Со мной легко ладить.

Напиши ниже о своих увлечениях, интересах, коллекциях

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расскажи о себе что-нибудь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия и имя____________________________________школа, класс_________дата_____

Приложение №6

Анкета “Определение уровня познавательной потребности»

(В.С.Юркевич)

Для детей (9-11 кл.)

Вопросы:

  1. Связаны ли твои интересы с выбором будущей профессии?

(а – связаны очень тесно; б – связаны, но мало сопровождаются соответствующей организации деятельности; в – никак не связаны)

  1. Обращаешься ли ты к серьезным источникам: пользуюсь научной (а не только научно-популярной) литературой, работаешь со словарями и т.д.? (а – постоянно; б – иногда; в – очень редко).
  2. Ставишь ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев? (а – большинство занятий подчинено этому принципу; б – ставлю такие задачи, но редко выполняю; в – не ставлю долговременных задач).
  3. В какой мере, занимаясь любимым делом, могу делать «черную», неинтересную для себя интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)? (а – делаю всегда столько, сколько нужно; б – делаю периодически; в – не люблю выполнять неинтересную для себя работу).
  4. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом (а – всегда, когда это нужно; б – только изредка; не способен).

Приложение №7

Опросник креативности Рензулли

Как известно, под термином креативность понимается способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению. По Торренсу, креативность проявляется: когда существует дефицит знаний; в процессе включения новой информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений; при их проверке; в процессе сообщения результатов.

 По Джонсону, в поведении, доступном для наблюдения, креативность проявляется как неожиданный, с позитивной опорой исполнителя на самого себя, продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия.

 Креативность часто рассматривается как нечто противоположное конформности, обыденности, предполагающее нестандартные подходы, отличающиеся от общепринятых. Спирмен называл креативность «силой человеческого ума, создающей новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». Несмотря на разные точки зрения, практически во всех определениях креативность связывается с изобретением чего-то нового (для личности или общества).

 В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса — адаптированный вариант, выполненный автором данной статьи [1], батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда [2], и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона [3], направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

 Тест дивергентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослых людей, батарея креативных тестов [2] состоит из экспресс-тестов, а тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных.

 Также для диагностики креативности Е.Е. Туник был адаптирован тест Вильямса [4], предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.

 Тест состоит из трех частей:

· тест дивергентного (творческого) мышления;

· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)

· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).

Тест стандартизирован, в работе приведены российские нормативные данные.

 Несколько лет автор данной статьи проводила исследования, адаптацию и сравнительный анализ различных креативных тестов. На основании проведенных исследований автор полагает, что на данный момент батарея креативных тестов Вильямса — лучший психодиагностический инструмент для диагностики креативности, так как тесты Вильямса являются надежными, валидными, удобными в проведении и предназначены для широкой возрастной группы, отражают различные креативные характеристики.

 В данной статье приводится адаптированный вариант опросника креативности. Опросник составлен Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом [5] на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности.

 Опросник Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени, а также дополняет батареи тестов (упомянутые выше), требующие больших затрат времени и сил.

ОПИСАНИЕ ТЕСТОВОЙ МЕТОДИКИ РЕНЗУЛЛИ

В 70-х годах возникла новая волна интереса, связанная с концепцией одаренности детей и созданием новых, более широких и разнообразных подходов к идентификации одаренных, талантливых, креативных дошкольников и школьников.

 По мнению Галахера (Gallagher, 1966), неструктурированная и нестандартизированная рейтинговая оценка школьников учителями содержит много слабых мест и не является достаточно эффективной.

 В это время крупные американские ученые-психологи Дж. Рензулли, Р. Хартман и К. Калахан явились координаторами создания концепции и системы работы с одаренными детьми. Ими были собраны исследовательские работы ученых всего мира, посвященные проблемам детской и юношеской одаренности.

 На основании этих работ Рензулли, Хартман и Калахан решили создать надежный и валидный инструмент объективной экспертной оценки учителями различных сторон детской одаренности. Были выбраны четыре вида одаренности: (1) способность к обучению, (2) мотивационно-личностные характеристики, (3) творческие способности (креативность) и (4) лидерские способности. Мы рассмотрим только третий вид одаренности — креативность.

 Были созданы опросники, с помощью которых экспертная рейтинговая оценка, выставляемая педагогами, может использоваться в процессе идентификации одаренных детей.

 Составители опросников подчеркивали, что они не предназначены для замены существующих тестов, а должны служить дополнительным средством и могут применяться вместе с существующими методами идентификации одаренных детей.

 Как уже отмечалось, было проанализировано огромное количество литературных источников, выявлены наиболее значимые поведенческие характеристики четырех видов одаренности и созданы четыре опросника. В них были включены только наиболее значимые характеристики одаренности, те, которые были выделены известными учеными из разных стран. Причем о данной характеристике одаренности должны были сообщить не менее трех общепризнанных ученых, и между ними не должно было быть существенных противоречий и разногласий.

 Так как использовалась экспертная учительская оценка, то характеристики одаренности являются поведенческими, то есть с помощью систематического и случайного наблюдения в разное время и в разных ситуациях педагоги оценивали степень проявленности различных качеств школьников.

 Тестовые методики-опросники были стандартизированы (данные о надежности и валидности опросников см. далее в тексте). Также была изучена различительная (дискриминативная) способность опросников.

 Нами была осуществлена апробация и адаптация четырех шкал теста на выборке детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этой работе приводятся данные только по креативной методике.

 Был внесен ряд изменений и дополнений, связанных с использованием методики.

 Опросники были созданы для идентификации одаренных детей. Мы решили, во-первых, использовать их для более широкой выборки, то есть для нормальных и одаренных детей. Нашей целью является определение степени проявленности одаренности у широкой выборки детей. Опросники могут быть использованы для всех детей, и с их помощью мы сможем оценить уровневые характеристики разных видов способностей у детей.

 Второе изменение связано с возрастом детей. Опросники Рензулли были созданы для школьников и студентов. Мы адаптировали методики на выборке детей от 6 до 18 лет, то есть в нашу выборку входили также воспитанники старших групп детского сада, школьники и студенты.

 Третье отличие касается экспертов — тех, кто оценивает и заполняет опросник. Мы решили использовать экспертов различного типа. В нашем случае экспертами являются педагоги и психологи, родители, а также школьники (начиная приблизительно с 8-го класса). Причем школьники могут оценивать сами себя (самооценка) и друг друга. Усредненная оценка школьниками своих одноклассников называется взаимооценкой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПРОСНИКА

Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.

 Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).

 Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно,

 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

 Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).

Творческие характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.

4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.

10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Лист ответов

 (Шкала креативности)

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.

 Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

Таблица

Творческие характеристики

№ п/п

Ф.И.О.

Номера творческих характеристик

Сумма

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

НАДЕЖНОСТЬ. ВАЛИДНОСТЬ

Составителями опросников (Рензулли, Хартман и Калахен) были проведены исследования по установлению уровня надежности и валидности тестов.

 Были получены данные о стабильности тестов — ретестовая надежность (коэффициент корреляции = 0,79) — и рассчитаны коэффициенты согласованности показателей разных экспертов (двух учителей); коэффициент корреляции = 0,91. С интервалом в 3 месяца оценивались школьники 5–6-х классов.

 Для подтверждения валидности тестов было проведено сравнение показателей опросника Рензулли и теста креативности Торренса. Корреляция между шкалой креативности и вербальными показателями теста Торренса составляет от 0,37 до 0,48.; с образными показателями теста Торренса — незначимая.

 Для установления ретестовой надежности нами был проведен ряд исследований на различных выборках российских школьников (интервал между двумя этапами тестирования — 3, 4 и 6 месяцев). Коэффициенты корреляции составляют 0,75—0,83. Для сравнения мнений различных экспертов, педагогов и психологов по шкале креативности сопоставлялись мнения трех и более экспертов попарно. Корреляция между мнениями различных экспертов составляла 0,76— 0,94.

 Для проверки внешней валидности сравнивались показатели опросника креативности Рензулли и опросника креативности Джонсона [3]; коэффициенты корреляции — от 0,69 до 0,76. Также сравнивались данные опросника Рензулли с различными показателями батареи креативных тестов Вильямса [4]; коэффициенты корреляции находились в пределах: от 0,45 до 0,53. Показатели креативной шкалы опросника Рензулли теснее связаны с общими и вербальными показателями теста Вильямса. Следует также отметить, что с образными показателями теста Вильямса существует более слабая связь.

 Корреляция между показателями опросника Рензулли и вербальными показателями теста Торренса составляла от 0,43 до 0,51; с образными показателями теста Торренса — от 0,25 до 0,41.

Приложение № 8

ОБРАЗЕЦ

индивидуальной образовательной программы

обучающегося_____________________________________________

(студия, Ф.И.)

I полугодие

  1. Цель образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажите свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.)

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задачи образования. (Задачи – часть цели, определите, как вы будете добиваться своей цели.)

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным направлениям деятельности).

(Составление плана, просмотр видеоматериалов, самостоятельная работа с литературой, объяснение педагогов, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет – технологий, работа в группах, другое)

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным направлениям деятельности). Для ребенка предпочтительнее: письменная работа, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, компьютерный контроль, проект, реферат, выставки, конкурсы, соревнования и т.д.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Как часто ребенка надо проверять: каждый раз во время занятий, тематический контроль, другое (подчеркни)._____________________________________________________

  1. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:

в содержание образования _____________________________________

_____________________________________________________________

в формы и методы обучения (в целом и по отдельным направлениям)________________________________________________

____________________________________________________________

в формы и методы контроля (в целом и по отдельным направлениям)__

____________________________________________________________

в организацию образовательного процесса________________________

____________________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ: по всем направлениям предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно положению об аттестации.

План меняется при переходе на другую ступень обучения и при освоении программы.

Дата____________________________________

Подпись обучающегося____________________

Подпись педагога_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

Индивидуальный образовательный маршрут (план) одаренных детей.

Разработала, реализую, внедрила в практику школы (2010-2015): индивидуальный образовательный маршрут (план) одаренных детей; индивидуальные подпрограммы  работы с одаренными детьми в рамках реали...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей художественной направленности "Одарённые дети"

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей

В настоящее время развитие общества требует нового уровня образования.  В документах, посвященных модернизации российского образования, отражена необходимость смены ориентиров образования от трад...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей

Учебно-тематическое планирование по индивидуальному образовательному маршруту для одаренных детей студии спортивной акробатики....

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей

Индивидуальный образовательный маршрут...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...