Технологическая карта урока "Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников". 9 класс. ФГОС
опыты и эксперименты по физике (9 класс) на тему

Урок физики в 9 классе в форме ФГОС.Класс разбит на группы, каждая группа составляет мини-проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шураева Сания Джумабековна учитель физики и математики первой квалификационной категории                                                         МБОУ «Зеленгинская СОШ»

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

физика

ФИО учителя

Шураева Сания Джумабековна

Класс

9

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемное обучение, метод проектов, сотрудничество

Тема урока

Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников

Цель урока

развитие навыков мыследеятельностных умений: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы и ее формулировка, выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия через создание обучающимися мини-проекта и его защите.

Основные термины, понятия

колебательная система, математический, пружинный маятники; основные характеристики колебательного движения:

  Планируемые результаты:

Предметные умения

  •                Повторить:

1) понятия: колебательная система, математический, пружинный маятники;

2) основные характеристики колебательного движения:  (формула периода),  (формула периода математического маятника),  (формула периода пружинного маятника).

  • Формировать умения:

1) исследовать зависимость периода математического и пружинного маятников от массы груза;

2) обнаруживать зависимости между физическими величинами (периодом математического и пружинного маятников и массой груза);

3) представлять результаты измерений в виде таблицы и графика.

 

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные: Развитие универсальных учебных действий: экспериментальных навыков, навыков исследовательской и проектной деятельности, навыков самостоятельного приобретения новых знаний, постановке целей, анализа результатов деятельности одноклассников при работе над созданием мини-проекта, развития монологической и диалогической речи.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой(4 шт), нить длиной 1 м; 0,5 м; 2 пружины с разной  жесткостью, набор грузов массой по 100 г, секундомер, калькулятор, информационный и иллюстративный материал на бумажных и электронных носителях.

Технические средства обучения:

компьютер,

ноутбук (4 шт)

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point

Виртуальная лаборатория.

ХОД УРОКА:

Эпиграф  « Мы, ученые, можем сказать:

 теория – это хорошая вещь,

но правильный эксперимент остается навсегда»

П.Л.Капица:

N

Этап урока

Цель этапа урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

 Результат взаимодействия

(сотрудничества)

Формируемые УУД

1

Организационный момент

подготовить класс к уроку, включить в деловой ритм

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие нового материла

Класс готов к уроку

Личностные-самоопределение;

Коммуникативные-планирование

2

Начальный этап урока

мотивировать учащихся к постановке учебной задачи урока через рассказ учителя о значении колебаний в окружающем мире. (презентация, демонстрация)

демонстрирует колебания нитяного маятника, пружинного маятника, метронома и др. колебательные системы.

демонстрирует слайды презентации

Наводящими вопросами учитель подводит детей к теме.

Предлагает разбить вопросы, представленные на слайдах на несколько групп

Наблюдают, слушают,

отвечают на вопросы, делают соответствующие выводы,

называют тему урока

Распределяют вопросы по группам, формируют мини-группы, ставят основные задачи урока- расширить знания о простейших механических колебательных системах – маятниках, провести исследование зависимости периода математического и пружинного маятников от массы груза,

у учащихся появился мотив к познанию истории создания маятника, исследованию зависимости периода математического и пружинного маятников от массы груза, анализу, дифференциации и решению  задач. Развиты мыследеятельностные умения: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи. Образовались команды.

Личностные- самоопределение, смыслообразование;

Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем;

 Регулятивные-целепологание, оценка, волевая саморегуляция

3

Основной этап урока (актуализация знаний)

Защита мини -проектов

развитие умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представления «готового продукта» - мини-проекта.

развитие умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных через представления «готового продукта» - мини-проекта.

Учитель раздает пакеты в инструкция ми по выполнению экспериментальных работ,

консультирует,

учитель-тьютор,

наблюдает,

корректирует

Предлагает каждой группе представить защиту «готового продукта»- мини-проекта, используя паспорт мини-проекта;

Предлагает оценить мини-проекты по критериям , указанных на слайде.

 выполняют эксперименты:

№1 -исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды(электронная версия);

№2 –исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити;

№ 3 – исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза;

№ 4- исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины;

№5 – исследовать период колебаний пружинного маятника при разных амплитудах (электронная версия);

 анализируют, сравнивают, обсуждают (работа в мини-группах);

слушают защиту мини-проектов одноклассников, оценивают по критериям, указанных на слайде, обсуждают

  • Сформировали умения:

№1-исследовать зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды;

№2 –исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити;

№ 3 – исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза;

№ 4- исследовать зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины;

№5 – исследовать период колебаний пружинного маятника при разных амплитудах;

 

Мини – проекты

Коммуникативные-планирование, постановка вопроса, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли; Регулятивные- планирование, прогнозирование, контроль и коррекция;

 Личностные-смыслообразование;

Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем

4

Закрепление и проверка усвоения изученного материала

Закрепить и  усвоить  изученный  материал

Предлагает тест на слайде

Работают над тестом, сравнивают свои ответы с ответами представленными на слайде

Ответы к тесту

Личностные- смыслообразование,

Познавательные-логические, общеучебные;

Регулятивные-оценка, волевая саморегуляция

5

Рефлексия

провести рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся на уроке.

Предлагает высказать свое мнение о представленных мини-проектах одноклассников

проводится обсуждение внутри команды: каждый делиться своим впечатлениями о защите, обсуждают высказывания друг друга, и один представитель команды выражает общее мнение команды

развили у обучающихся мыследеятельностные умения: самоанализ и рефлексия.

Регулятивные-оценка, коррекция;

Коммуникаттивные;

личностные

6

Задание на дом

Предлагает мини-проекты собрать в единый проет(презентация);

Соответствующий параграф учебника

Записывают задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект+презентация урока с применением ПК ММК-портал "Периоды математического и пружинного маятников"

Использование ИКТ –технологий  способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. ...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений  по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...

Технологическая карта урока на тему "Рельеф Земли.Равнины." 5 класс ФГОС.

Конспект урока в виде технологической карты по теме "Рельеф Земли. Равнины." 5-6 класс учебник " Полярная звезда"....

технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС

данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...

Технологическая карта к уроку истории "Походы Александра Македонского" 5 класс ФГОС

Изучение нового материала «Поход Александра Македонского на Восток» Познакомить обучающихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных ...

Технологическая карта урока по физике "Давление. Единицы давления.", 7 класс, ФГОС

Данный материал был разработан во время прохождения курсов повышения квалификации в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект и технологическая карта урока по теме "Алгоритмы с ветвлением", 6 класс ФГОС

Полный конспект урока по информатике для 6 класса  "Алгоритмы с ветвлениями" и технологическая карта к нему....