Элективный курс 9 класс по физике
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9 классов, готовящихся продолжить обучение в старшей школе естественно­научного профиля. Программа рассчитана на 8 занятий, 1 урок в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_9_klass_po_fizike.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Широкое»

«Согласовано»

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе          МОУ «Средняя общеобразовательная          школа с. Широкое»

_____________/В.Г. Моисеенко/

«      »  сентября 2012г

«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа        с. Широкое»

_____________/О.В. Губанова/

«      »  сентября 2012г

Приказ от                      №  

Рабочая программа

элективного курса

 «Физика в быту»

9 класс

 базовый уровень

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

 Мучкаева Галина Ивановна

учитель физики,

первой  категории

с.Широкое

2012г.

Пояснительная записка.

Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 9 классов, готовящихся продолжить обучение в старшей школе естественнонаучного профиля. Программа рассчитана на 8 занятий, 1 урок в неделю.

Цель курса: создание мотивационной основы для осознанного выбора дальнейшего обучения по естественнонаучному профилю.

Задачи курса:

• формирование умения применять законы физики при объяснении физических явлений, решении экспериментальных задач;

  •   создание условий для активизации познавательного интереса;
  •   развитие навыков работы в коллективе, умение вести полемику;
  •   развитие логического мышления, способности прогнозировать и анализировать результат;
  • развитие индивидуальных творческих способностей каждого ученика.

 Концепция программы.

Решение экспериментальных задач позволяет ученику, обладающему основными умениями и навыками работы с физическим оборудованием, имеющему базовые знания по предмету, стать активным участником процесса познания, дает ему возможность оценить и повысить свой интеллектуальный потенциал, отработать свои практические умения. Усиление акцента на практическую деятельность учащихся основано  на психолого-педагогических особенностях данного возраста учащихся. Содержание курса - блочное, что позволяет провести  замену практических работ, исходя из материально-технической базы учебного учреждения.

Выполнению экспериментальных задач предшествует беседа учителя с учениками об изучаемом явлении. Далее учащиеся совместно с учителем разрабатывают алгоритм действий:

а) постановка пели практической работы (проверка зависимостей, расчет физической величины, исследование явлений);

б) разработка методики проведения эксперимента;

в) подбор приборов;

г) выполнение измерительных операций и проведение расчетов;

д) анализ результатов;

е) вывод.

При проведении элективного курса предусмотрено классно-урочная система обучения, при этом часть экспериментов проводится дома. Этому предшествует предварительная работа по поиску решений в классе. Домашний эксперимент наиболее сильные ученики выполняют самостоятельно, а слабые – проводят дома измерения и расчеты, предварительно получив инструкцию о ходе работы у учителя. Затем все результаты и возможные варианты решения экспериментальной задачи обсуждаются в классе.

В курсе прослеживаются межпредметные связи с химией, экономикой, биологией.

По окончанию курса целесообразно провести зачетное занятие в форме практической работы по выбору (исследование).

Учебно-тематический план.

Наименование

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лекция

практика

1.Вводное занятие

1

1

Лекция

Конспект

2.Физика человека

2

1

1

Лекция; практическая работа в классе и дома

Конспект, отчет

3.Тепловые процессы вокруг нас

2

2

Практическая работа в классе и дома

Отчет

4.Смачивание и капиллярные явления

2

1

2

Лекция; практическая работа в классе

Конспект, отчет

5.Самостоятельная работа учащихся (индивидуальная        по выбору (исследова-

или групповая)

1

1

Практическая работа по выбору

Творческий отчет

Содержание курса.

1. Вводное занятие (1ч).

Знакомство с содержанием курса и видами работы.

2. Физика человека (2ч).

Химико-биологический состав человека. Физические параметры человека. Измерение объема человека.

Практические работы:

  1. Расчет средней плотности человека (домашний эксперимент).
  2. Проверка правила рычага на примере подъема стопы на полупальцы.

3. Тепловые процессы вокруг нас. Уравнение теплового баланса (2ч). Тепловые процессы в бытовых электрических и газовых приборах. Расчет электрических затрат электро- и газоприборов.

Практические работы:

  1. Расчет объема и стоимости природного газ, расходуемого при нагревании до кипения воды в алюминиевой кастрюле данного объема (домашний эксперимент)
  2. Наблюдение и построение графика зависимости температуры от времени процесса плавления и нагревания льда, взятого при t=00C, до 500С. Сравнение экономических затрат на этот процесс при использовании электроплитки и спиртовки.

4. Смачивание и капиллярность (2ч).

Знакомство с понятием поверхностное натяжение жидкости. Капилляры. Измерение среднего диаметра капилляров в физическом теле.

Практическая работа:

Измерение среднего диаметра капилляра в физических телах.

5. Самостоятельная практическая работа учащихся по выбору.

Перечень исследований:

  1. Определить плотность картофеля.
  2. Какое вещество находится в «Черном ящике».
  3. Определите коэффициент поверхностного натяжения различных жидкостей.
  4. Рассчитайте количество теплоты, отданное водой для получения льда, заданной температуры.

Литература.

  1. Буров В.А. Фронтальные лабораторные занятия по физике в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение. 1996.
  2. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике. – М.: Просвещение. 2000.
  3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение. 1989.
  4. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение. 1988.
  5. Кухлинг Х. Справочник по физике. – М.: Мир. 1982.
  6. Яворский Б.М. Справочник по физике. – М.: Наука. 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Рабочая программа элективного курса "Мир движений" (физика)

Рабочая программа элективного курса "Мир движений" разработана для обучающихся 9-10 классов в рамках предпрофильной подготовки. Программа ориентирована на расширенное изучение раздела физики "Кинемати...

Программа элективного курса "Измерения в физике"

Предлагаемый элективный курс предназначен для овладения учащимися способами измерения физических величин и оценки точности измерений, знакомства с методологией эксперимента. Курс «Измерения в фи...

Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"

Пояснительная записка  Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного прогр...

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение физики"

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение физики"...

Авторская программа элективного курса «Математика в физике» в 9 классе

Цель данного курса - восстановление нарушившегося баланса межпредметных физико-математических связей и достижение необходимого уровня усвоения и анализафизических и математических понятий при изучении...

Рабочая программа элективного курса "Введение в физику" 6 класс

Данная программа элективного курса имеет целью подготовить обучающихся к изучению физики в 7 классе. Планируемые результаты изучения курса включают в себя личностные,  метапредметные и  пред...