Методическая разработка по физике (11 класс) по теме: Элективный курс "Эксперимент в физике"
элективный курс (физика, 9 класс) по теме
Пояснительная записка
Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного программного материала. Лабораторные работы сгруппированы по разделам механики.
Данный элективный курс повышает интерес к физике и способствует её лучшему усвоению; помогает учащимся обогатить свой опыт. Каждый опыт пополняет и углубляет знания учащихся. Эти опыты (эксперименты) интересны будущим физикам-экспериментаторам.
Курс интересен тем учащимся, кто понимает, что физика – наука не только теоретическая, но и экспериментальная. Проводя их в школьной лаборатории, учащиеся приобретают экспериментальные навыки, которыми должны обладать выпускник школы, так как навыки экспериментальной работы входят в требования стандарта по курсу физики.
Курс рассчитан на учащихся 9-го класса и составляет 17 часов (1 час в неделю в течение одного полугодия) в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы. Особенностью данной программы является то, что она может быть успешно реализована в группах учащихся со сниженной успеваемостью, так как её содержание способствует повышению интереса учащихся к изучению физики. Кроме того, при минимальной модификации содержания программа может быть использована как элективный курс для учащихся 10, 11 классов. Актуальность данного курса в практической направленности учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment_v_fizike.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эксперимент в физике
Пояснительная записка
Элективный курс «Эксперимент в физике» предназначен для учащихся технологического и естественно научного профиля. Программа приближена к содержанию обязательного программного материала. Лабораторные работы сгруппированы по разделам механики.
Данный элективный курс повышает интерес к физике и способствует её лучшему усвоению; помогает учащимся обогатить свой опыт. Каждый опыт пополняет и углубляет знания учащихся. Эти опыты (эксперименты) интересны будущим физикам-экспериментаторам.
Курс интересен тем учащимся, кто понимает, что физика – наука не только теоретическая, но и экспериментальная. Проводя их в школьной лаборатории, учащиеся приобретают экспериментальные навыки, которыми должны обладать выпускник школы, так как навыки экспериментальной работы входят в требования стандарта по курсу физики.
Курс рассчитан на учащихся 9-го класса и составляет 17 часов (1 час в неделю в течение одного полугодия) в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы. Особенностью данной программы является то, что она может быть успешно реализована в группах учащихся со сниженной успеваемостью, так как её содержание способствует повышению интереса учащихся к изучению физики. Кроме того, при минимальной модификации содержания программа может быть использована как элективный курс для учащихся 10, 11 классов. Актуальность данного курса в практической направленности учебного материала.
Цель программы:
Возбудить деятельность научного воображения, приучить мыслить в духе физики и развить привычку к разностороннему применению своих знаний, создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента;
- интереса к изучению физики;
- умения более осознанно применять на практике физические законы;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- умения работать с источником информации;
- творческих способностей, умения работать в группе.
Задачи реализуются как направления достижения цели учителем и включают в себя:
- формирование умения самостоятельно приобретать и применять научные знания и объяснять физические понятия и явления, объяснять экспериментальные факты и законы; осваивать методы физической науки; изучения современной картины мира;
- стимулирование познавательного интереса к физике;
- показать практическую значимость эксперимента в физике.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения (компетентности), которые позволяют им быть успешными на следующей ступени образовательной вертикали:
- описывать результаты опытов;
- отбирать и изготавливать необходимые приборы;
- выполнять измерения;
- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
- делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- роль эксперимента в познании;
- правила пользования измерительными приборами;
- основные физические законы и явления природы;
В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:
- выполнение лабораторных работ;
- самостоятельные исследования;
- составление таблиц;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- работа над проектами;
- работа со справочной литературой, энциклопедиями.
Тематический план элективного курса
« Эксперимент в физике»
Название тем | Всего часов | Теория | Практика | Контроль |
Тема 1. Эксперимент в физике | 1 | 1 | - | Фронтальный опрос |
Тема 2. Кинематика: 1) Исследование движения тела с использованием стробоскопической фотографии. 2) Исследование равноускоренного движения. 3) Измерение ускорения свободного падения. | 4 | 1 | 3 | Теория: фронтальный опрос или тестирование Практика: сдача отчётов |
Тема 3. Динамика: 1) Изучение взаимодействия тел. 2) Инерция тел. 3) Измерение коэффициента трения скольжения. 4) Экспериментальная проверка зависимости тормозного пути от массы автомобиля. | 5 | 1 | 4 | Теория: фронтальный опрос или тестирование Практика: сдача отчётов |
Тема 4. Статика: 1) Изучение равновесия тел под действием нескольких сил. 2) Проверка условий равновесия тела, имеющего закреплённую ось вращения. | 3 | 1 | 2 | Теория: фронтальный опрос или тестирование Практика: сдача отчётов |
Тема 5. Законы сохранения в механике: 1) Измерение импульса тела по его тормозному пути. 2) Измерение КПД наклонной плоскости. 3) Оценка собственной мощности. | 4 | 1 | 3 | Теория: фронтальный опрос или тестирование Практика: сдача отчётов |
Всего | 17 | 5 | 12 |
Содержание занятий элективного курса.
Тема 1. « Эксперимент в физике» (1 час)
Вводная лекция: «Роль эксперимента в познании». Правила пользования измерительными приборами. Инструктаж по технике безопасности во время проведения эксперимента. Знакомство с программой курса.
Тема 2. « Кинематика» ( 4 часа)
Теория:
повторение основных понятий кинематики: система отсчёта, траектория, путь, перемещение, прямолинейное равномерное и равноускоренное движения, свободное падение.
Эксперимент:
- «Исследование движения тела с использованием стробоскопической фотографии»;
2. «Исследование равноускоренного движения»;
3. « Измерение ускорения свободного падения».
Тема 3. Динамика ( 5 часов)
Теория:
повторение основных понятий динамики: законы Ньютона, силы в механике.
Эксперимент:
1. «Изучение взаимодействия тел»;
2. «Инерция тел»;
3. «Измерение коэффициента трения скольжения»;
4. «Экспериментальная проверка зависимости тормозного пути от массы
автомобиля».
Тема 4. Статика (3 часа)
Теория:
повторение: условия равновесия твёрдого тела, плечо силы, момент силы, рычаг, виды равновесия.
Эксперимент:
1. «Изучение равновесия тел под действием нескольких сил»;
2. «Проверка условий равновесия тела, имеющего закреплённую ось
вращения».
Тема 5. Законы сохранения в механике (4 часа)
Теория:
повторение: импульс тела, закон сохранения импульса, работа, мощность, механическая энергия, КПД, закон сохранения механической энергии.
Эксперимент:
1. «Измерение импульса тела по его тормозному пути»;
2. «Измерение КПД наклонной плоскости»;
3. «Оценка собственной мощности».
Методические указания
Лабораторные работы сгруппированы по разделам механики: кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике. В каждом разделе отводится по одному часу на теорию. Учащимся заранее сообщается тема, перечисляются основные понятия для повторения с целью самостоятельной подготовки к теоретическому занятию, в ходе которого учащиеся работают со справочной литературой, энциклопедиями. Теоретические занятия можно проводить в форме беседы, устных сообщений учащихся, дополнениях учителя. В конце каждого теоретического занятия рекомендуется проводить контроль по усвоению теоретического материала. Виды контроля: фронтальный опрос, тестирование.
Перед выполнением практической части, т.е. перед выполнением лабораторных работ, проводится инструктаж по технике безопасности; ставится цель работы; определяется оборудование, необходимое для выполнения лабораторной работы; указываются необходимые измерения. В конце каждой работы учащиеся должны сделать вывод; представить результаты измерений в виде таблиц и графиков. Учащиеся должны уметь оценивать результаты эксперимента.
Список оборудования, необходимого по программе
- «Исследование движения тела с использованием стробоскопической фотографии»: стробоскопическая фотография движения шарика, брошенного под углом к горизонту 9снимок на фоне линейки длиной 1 м).
- «Исследование равноускоренного движения»: электромагнитный прибор для изучения движения тел, ленты из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 300 мм и шириной 20 мм, штатив с муфтой и лапкой.
- « Измерение ускорения свободного падения»: прибор для изучения движения тел, полоски из миллиметровой и копировальной бумаги длиной 300 мм и шириной 20 мм, штатив с муфтой и лапкой. Или стробоскопическая фотография свободно падающего тела.
- «Изучение взаимодействия тел»:два динамометра, набор грузов, брусок, дощечка, баночка пластмассовая, нитки, штатив, сосуд с водой.
- «Измерение коэффициента трения скольжения»: деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов, динамометр.
- «Экспериментальная проверка зависимости тормозного пути от массы автомобиля»: 2 модели автомобилей, движущихся с полностью заблокированными колёсами, отличающиеся по массе, динамометр, секундомер, измерительная лента, наклонная плоскость.
- «Изучение равновесия тел под действием нескольких сил»: линейка, динамометр, штатив с муфтой, рычаг, набор грузов.
- «Проверка условий равновесия тела, имеющего закреплённую ось вращения»: штатив, рычаг, линейка, динамометры, набор грузов, фанерный диск.
- «Измерение импульса тела по его тормозному пути»: наклонная плоскость, монета.
- «Измерение КПД наклонной плоскости»: доска, динамометр, измерительная лента, брусок, штатив с муфтой и лапкой.
- «Оценка собственной мощности»: мерная лента, напольные весы.
Литература
Для учителя:
1. Здоровьесберегающий потенциал профильного обучения. Учебно-методические материалы и программы элективных курсов /Авт. – сост., науч. ред. Т.В.Черникова; М.: АПК и ППРО, 2005 г.
2. Физика: Школьный курс. – М., АСТ – Пресс, 2000 г.
3. Малафеев Р.И. Вечера занимательной физики. Челябинск, Южно-Уральское кн. Изд., 1970 г.
4. Профильное образование. Сборник программ элективных курсов./сост. В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007 г
Для учащихся:
1. Кикоин И.К., Кикоин А.К.. Физика: Учеб. Для 9 кл. М.: Просвещение,1998 г.
2. Пёрышкин А.В.. Физика. 9 кл.. М: Дрофа, 2003 г
3. Перельман Я. И. Занимательная физика. – М. : ООО Фирма «Издательство
АСТ», 1999 г.
4. Физика: Школьный курс. – М., АСТ – Пресс, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»
В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка по физике (9 класс) по теме: Решение задач по теме « Закон всемирного тяготения. ИСЗ »
Решение задач по теме« Закон всемирного тяготения. ИСЗ » Цель урока: - актуализация знаний учащихся по закону всемирного тяготения; ускорению свободного падения на Земле и других пла...
Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: Игра-конкурс «Сигма +Веди = ?» (внеурочное мероприятие)
Игра-конкурс «Сигма +Веди = ?» (внеурочное мероприятие)...
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике « Юные мудрецы»
Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок-игра по физике« Юные мудрецы»...
Методическая разработка урока физики 7 класс по теме : "Архимедова сила".
Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещ...