Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Организационный момент
| Сообщается тема урока | Приготовится к уроку |
- Повторение и проверка знаний:
|
|
|
«Загадай кроссворд»
| А |
|
|
|
|
|
|
| П |
| Б |
| Р |
|
|
|
| А | П | А |
| Д | Х | С | Д |
| С | Л | Р |
| В | И | И | К | И | К | О | О | М | Е | Ф | М | О | Н | А | Т | М | О | С | Ф | Е | Р | А | Л | Н | Е | Л | Ы | У | Д | С | М | Ь | О | Т | Е |
| З |
| Т | О |
| С | Р | К |
| И |
| Ь | М |
| Т |
| У |
| Я |
|
| Е |
| Ь |
| Л |
|
|
|
| Т |
|
|
| А |
|
|
|
| Р |
| Формулируется задание: составить вопросы-определения к данному кроссворду | - Активизация обучащихся, развитие навыка формулировать и задавать вопросы
(форма работы – фронтальная)
|
Проверка домашнего задания: СИЛА АРХИМЕДА. 1. | Со стороны какого тела действует |
| 2. | Направление |
| 3. | От чего зависит |
| 4. | Формула |
| 5. | Графическое изображение |
|
| Формулируется задание «Заполни таблицу», Пункт 3 таблицы пока не заполняем, учитель сообщает цели сегодняшнего урока учащимся.
| (форма работы – фронтальная) Повторение изученного ранее
|
Решение качественных задач 1.Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу она не может сдвинуть его с места. Почему? 2. Ходить по берегу, усеянному галькой, босыми ногами больно. А в воде, погрузившись глубже пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему? 3. Для подводных лодок устанавливается предельная глубина погружения. Чем объяснить существование такого предела? 4.Почему яйцо со стола на пол падает быстро, а в кастрюле с водой опускается на дно медленно? 5.Предложите как в домашних условиях измерить свой объем? 6.Какие известные из жизни явления указывают на существование выталкивающей силы? 7.В сосуде с водой плавает кусочек льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лед растает? 8.Камень лежит на дне пруда. Действует ли на него выталкивающая сила? 9.Генерал нырнул в воду «солдатиком» и подвергся действию выталкивающей силы. Можно ли сказать, что вода выталкивала генерала в шею?
| Учащимся раздаются карточки: одна на парту | (Форма работы – работа в парах) Данный вид работы формирует навык работы в малой группе, нахождения общего решения проблемы, а также показывает применение физических знаний в жизненных ситуациях.
|
- Лабораторная работа «Исследование Архимедовой силы».
| Класс «младшие научные сотрудники» делится на 5 исследовательских лабораторий. Во главе каждой «старшие научные сотрудники». Каждой лаборатории даётся свое задание.
| (форма работы –работа в группах) обучащиеся выполняют работу, заполняют таблицу и самостоятельно делают вывод |
- Оборудование: гирьки разного объема на нити, динамометр, сосуд с водой.
Ход работы: - Возьмите гирьки и, начав с наименьшей, измерьте вес каждой из них с помощью динамометра сначала в воздухе, а затем в воде. Сравните выталкивающие силы, действующие на эти гирьки. Зависят ли их значения от объема? Как зависят? На какую гирю действует максимальная выталкивающая сила? Заполните таблицу:
№ опыта | Объем тела | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н | 1 | Наименьший |
|
|
| 2 | Средний |
|
|
| 3 | Наибольший |
|
|
|
|
|
|
Оборудование: цилиндр на нити, динамометр, сосуды с водой и маслом, фильтровальная бумага. Ход работы: Подвесьте к крючку динамометра цилиндр и, заметив, чему равен его вес в воздухе, опустите это тело сначала в сосуд с водой, затем в сосуд с маслом, отмечая каждый раз вес. Определите на сколько уменьшится вес тела в каждой жидкости. Зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости? Как? В какой жидкости на тело действует минимальная выталкивающая сила? Заполните таблицу. № опыта | Жидкость | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н | 1 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборудование: алюминиевый, стальной, латунный цилиндры, динамометр, сосуд с водой. Ход работы: Измерьте динамометром вес каждого цилиндра сначала в воздухе, затем опустите поочередно в воду. Вычислите действующие на них выталкивающие силы. Выясните зависят ли выталкивающие силы от плотности тела. Заполните таблицу. № опыта | Цилиндр | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н | 1 | Алюминиевый |
|
|
| 2 | Стальной |
|
|
| 3 | Латунный |
|
|
|
|
|
|
Оборудование: тело из пластилина на нити, динамометр, сосуд с водой. Ход работы: Кусочку пластилина придайте сначала форму шарика, затем цилиндра, а затем кубика. Опуская каждую фигуру в воду, с помощью динамометра определите действующую на нее выталкивающую силу, сравните эти выталкивающие силы, выясните, зависят ли они от формы тела. Заполните таблицу.
№ опыта | Форма тела | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н | 1 | Шар |
|
|
| 2 | Цилиндр |
|
|
| 3 | Кубик |
|
|
|
|
|
|
Оборудование: мензурка, стакан с водой, цилиндр на нити, динамометр, линейка. Ход работы: Налейте в мензурку воды до уровня 7 см, опустите в неё цилиндр и определите выталкивающую силу. Затем, подливая воду в мензурку, следите за изменениями показаний динамометра. Сравните выталкивающие силы и выясните, зависят ли они от высота столба жидкости. Заполните таблицу. № опыта | Высота столба жидкости, см | Вес тела в воздухе Р, Н | Вес тела в воде Р1, Н | Выталкивающая сила F = P1 – P, Н | 1 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
4.Обобщение.
| Записывает выводы на доску Сила Архимеда зависит | Сила Архимеда не зависит |
| После выполнения лабораторной работы «старшие» научные сотрудники отчитываются о проделанной работе и сообщают свои выводы. Выводы записываются учителем на доску, а учениками в тетрадь в виде схемы |
5.Закрепление. (см. Приложение)
| Работа по рисункам: сравните выталкивающие силы, действующие на тела, решение задачи-проблемы
| Фронтальная работа: обучащиеся работают по рисункам, после этого обсуждают решение задачи-проблемы, если верный ответ не найден, задача остается на дом |
6.Итоги урока | 1.что выяснили о силе Архимеда? 2.Оценки за урок
| Повторяют изученное о силе Архимеда |
7. Домашнее задание | На доске записывается (или на слайде презентации): § 49, Упр. 24
| Записывают домашнее задание в дневник. |