План-конспект урока по физике по теме "Сила упругости" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
План-конспект урока по физике в 7 классе. Конспект составлен с учетом требовний ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_uprugosti.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25»
ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Название работы: Конспект урока «Сила упругости»
Автор: Абдуллина Эльвира Фирдусовна
Место работы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25» ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Предмет: физика
Тема: Сила упругости
Продолжительность:1урок (45 минут )
Класс: 7 класс
Цели урока:
Образовательные цели:
• ознакомить учащихся с новой физической величиной – силой упругости;
• установить условия возникновения силы упругости, определить направление силы упругости;
• выяснить, от каких величин зависит сила упругости.
Развивающие цели:
• развить познавательный интерес к изучению физики;
• развить способность к анализу и активность, умение логически мыслить.
Воспитательные цели:
• формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи;
• воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: словесно-иллюстрационный, практический.
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, дискуссия.
Оборудование: штативы, динамометры, наборы грузов, резинка, набор пружин.
Учебник: Пурышева Н.С. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2008.
Ход урока:
- Организационный момент
- Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть! Надеюсь, что сегодня мы с вами отлично поработаем и узнаем что-нибудь новое.
- Мотивация.
- Прежде чем мы приступим к новому материалу, ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:
1. Что называется силой? Какой величиной является сила?
2. Каким образом можно изобразить силу? Каким прибором измеряем силу?
2. На какие тела действуют силы? (слайд 1,2)
3. По какому признаку определили, что на тело действует сила?
Возможные ответы:
- Сила – мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина, т.е. имеет направление.
- Силу можно изобразить в виде направленного отрезка. Силу измеряют динамометром.
- На рис. 1 и 5 не действует сила, на рис. 2,3,4 силы действуют.
- Под действием силы тело меняет скорость.
Демонстрация.
Учитель показывает тело, висящее на резинке.
Вопросы:
- Что вы видите? Действуют ли здесь силы? Обсудите этот вопрос в группах по 4 человека и попытайтесь изобразить на бумаге, что происходит с телом.
Ученики работают в группах 8-10 мин. Затем работа с детскими моделями. Примерные вопросы:
- Что вы изобразили? Что означает стрелочка на рисунке? Если это сила, то к какому телу она приложена, куда направлена? И т.д.
- Под действием силы тело меняет свою скорость, а здесь тела меняют скорость?
- Какое противоречие получили? (Сила есть, изменения скорости нет).
- У кого какие предположения, что происходит в данном случае. (Все гипотезы записываются на доске).
- Пришли к выводу, что существуют такие силы, под действием которых тела не меняют свою скорость, а меняют форму или объем. Изменение формы и объема тела называется деформацией, а силы, возникающие при деформации, – силами упругости. Мы с вами будем рассматривать только упругие деформации. Кто попытается сформулировать, что такое упругая деформация. (Если тело после деформации возвращается в исходную форму и объем, то деформация упругая).
3. Целеполагание. (слайд 3)
- Кто скажет тему сегодняшнего урока? (Сила упругости)
- А какие цели нашего урока? (познакомиться с силой упругости, выяснить условия возникновения, определить направление силы упругости и от чего она зависит)
- Когда возникает сила упругости? (При деформациях)
- Как вы думаете, куда будет направлена сила упругости при деформации? (Направлена противоположно смещению частиц).
- От чего будет зависеть сила упругости? Ваши предположения? (все гипотезы записать на доске).
- Планирование деятельности.
- Давайте на опыте проверим, как зависит сила упругости от длины (удлинения) тела. Какой план работы составим?
Ученики вместе с учителем составляют план работы (см. маршрутный лист).
- Выполнение деятельности.
Работа в парах по маршрутному листу. Ребята берут штативы с динамометрами и наборы грузов и по инструкции работают на местах. Результаты измерений оформляют в таблицу. Если получится, то и в виде графика.
- Какой вывод на основании ваших измерений можно сделать? (Сила упругости прямо пропорциональна удлинению пружины).
- Удлинение тела обозначают буквой Δl. Измеряют в метрах (слайд 4).
Демонстрация.
Учитель показывает ребятам две пружины равной длины. Подвешивает на них равные по массе грузы. Пружины удлиняются по-разному.
- Как вы думаете, почему произошло именно так? (Зависит от материала пружины)
- Ребята, физическая величина, которая показывает, как сила упругости зависит от особенностей самого тела, называется жесткостью тела. Разные тела имеют различную жесткость. Обозначается жесткость буквой k. Единицей измерения является 1 Н/м (слайд 4)
- Как сила упругости будет зависеть от жесткости? (Прямо пропорционально)
- Будет ли жесткость одного и того же тела разной при разных деформациях? (нет, не будет).
- Запишите, пожалуйста, на доске кратко полученные результаты: сила упругости прямо пропорциональна удлинению тела и жесткости тела.
Запись на доске: (слайд 5)
Fупр ~ Δl
Fупр ~ k
- На основании полученного делаем вывод: Fупр = kΔl. Это утверждение называют законом Гука (слайд 6, 7): сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна удлинению тела.
- Рефлексия.
- Вернемся к целям нашего урока. Достигли ли мы этих целей?
- Домашнее задание:
составить план-конспект по §24, решить №№ 124, 127, 129.
Спасибо за урок! До свидания!
Приложение 1. Маршрутный лист.
План выполнения задания.
- Подвесьте на пружину динамометра один груз массой 100 г. Определите силу упругости и измерьте удлинение пружины. Занесите полученные значения в таблицу.
- Повторите действия в пункте 1, подвешивая к пружине динамометра последовательно 2, 3 и 4 груза. Запишите соответствующие значения силы упругости и удлинения пружины в таблицу.
- Сделайте вывод на основании полученных результатов.
Сила упругости Fупр, Н | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Удлинение пружины Δl, см | 0 |
- Представьте результат в виде графика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов
План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."
Урок по физике по ФГОС.Цель урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...
Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"
Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
План - конспект открытого урока по физике в 11 классе на тему "Античастицы"
Открытый урок по физике в 11 классе проводился в соответствии с приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской обдасти во время апробации дополнительных форм оценки качества...
План-конспект открытого урока по физике
План-конспект открытого урока по физике на тему: "Силы а тяжести и сила упругости"....