конспект урока по физике на тему "Сила тока", 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс)

Маргарита Михайловна Баранова

в данном конспекте предложен материал к уроку (таблицы, тексты, ход урока) 8 класса по теме "Сила тока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sila_toka_hod_uroka.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Тайна электрического тока»

(Действие тока. Направление тока. Сила тока. Амперметр.).

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи урока:

Образовательные: к концу урока учащиеся должны:

  • знать понятие сила тока: какой буквой обознается, что характеризует, чему равна, в каких единицах измеряется, способ измерения;
  • знать действие тока;
  • знать направление тока;
  • знать устройство амперметра.

Воспитательные:

способствовать формированию познавательного интереса  к предмету и мировоззрению учащихся.

Развивающие:

способствовать развитию речи, творческого и логического мышления.

Оборудование: текст (15 шт), лист для проверки знаний (таблица соотнеси – 15 шт),  лист для рефлексии  (15шт), опорный конспект  (15 шт).

План урока:

  1. Орг. момент – 2 мин.
  2. Актуализация – 2 мин.
  3. «Вызов»:
  • постановка проблемы – 1мин.
  • «зигзаг» - 18 мин.
  • рефлексия (кластер и лист самооценки) – 14 мин.
  1. Итог урока – 2 мин.
  2. Домашнее задание – 1 мин.

Методы:

  • организация и осуществление познавательной деятельности;
  • словесность и наглядность;
  • частично-поисковый;
  • анализ и синтез;
  • стимулирование и мотивация ученической деятельности;
  • убеждение, приучение, поощрение;
  • неожиданность, новизна;
  • контроль и самоконтроль ученической деятельности;
  • устный, фронтальный и групповой опрос;
  • работа в группах и индивидуально.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Если что-то ты не знаешь…

Задавай скорей вопрос…

На уроке много ты узнаешь…

Про металлы, воду, газ…

Ты про физику узнаешь…

Как устроена Земля…

На уроке ты не заскучаешь…

Всё здесь будет для тебя…

Эти знанья пригодятся…

Чтобы с жизнью совладать…

А чтоб знаний тех набраться…

Нужно школу посещать

И сегодня на уроке мы с вами будем этот багаж знаний пополнять. Мы будем знакомиться с открытием, благодаря которому наша современная жизнь не слепок, не бездушный лик, а наполненный душёй, свободой! А сейчас, внимание! Послушайте и вдумайтесь в текст задачи.

Компьютер можем мы включить,

И в город дальний позвонить,

Волны движение уловить,

По-новому людей лечить,

Дровами печи не топить,

Камином новым удивить,

И обогреть и накормить,

Что надо — ярко осветить.

Ведь электричество – наш друг,

Но надо умным быть, чтоб вдруг,

Не превратилось во врага,

Во вред не сделало шага.

Так что же такое надо знать об электрическом токе, чтобы он не превратился в нашего врага? На сегодняшнем уроке я предлагаю заняться поиском  ответа на данный вопрос!

Чем же так загадочен электрический ток?!

Сегодня на уроке вашими рабочими тетрадями будут опорные конспекты, которые лежат у вас на партах. Записываем в них число, классная работа и тема урока – «Тайна электрического тока».

*          *         *         *        *

  1. Чтобы приблизиться к ответу на данный вопрос, чтобы понять сущность превращения электрического тока в нашего врага, повторим некоторые теоретические положения. Для этого у вас на столах лежат листы, в которых вам предлагается соотнести левый и правый столбик. Работает каждый сам за себя. На это у вас будет 2 минуты. Все понятия вам знакомы! Время пошло.

А теперь проведём проверку! Перед вами на доске правильная комбинация!

*          *         *         *        *

  1. Итак, мы с вами довольно много знаем об электрическом токе. Повторенный нами материал поможет нам приблизиться к решению возникшей проблемы на нашем уроке. Однако, чтобы замысловатые тайны электрического тока, лежащие в основе превращения его в нашего врага, раскрыть до конца мы обратимся к текстам, лежащим у вас на столах в ваших группах.

*          *         *         *        *

 Ваша задача взять текст под любым номером и, осмыслить его. На это у вас будет пять минут. Время пошло.

Теперь я предлагаю тем, кто работал над текстом 1 объединиться, тоже сделать тем, кто работал над текстом 2, 3, 4, 5. Во вновь образовавшихся группах ваша задача ещё раз проработать текст, и донести его до каждого члена вашей вновь образовавшейся группы. На это у вас будет 4 минуты. Время пошло!

*          *         *         *        *

Ваше время вышло, соединяемся в свои первоначальные группы. Теперь ваша задача, по цепочке, начиная с того, кто работал над текстом № 1 и т.д. до № 5, донести суть ваших текстов до каждого из вашего одногруппника с необходимыми записями в опорный конспект. На это у вас будет 9 минут. Время пошло!

*          *         *         *        *

Закончили! Теперь внимание на меня! Я предлагаю вам создать свой кластер, один на группу! Для этого у вас на столах лежат ватман и маркер! Ключевое слово к созданию кластера – электрический ток! На креатив  будет ровно 5 минут.

Время подошло к концу! Я вызываю по одному представителю от группы, чтобы презентовать свой кластер. На выступление у каждого будет по 2  минуты!

*          *         *         *        *

 Учитывая всё то, о чём мы с вами говорили на сегодняшнем уроке, ответим же на вопрос: «Что же нужно знать, чтобы электрический ток не стал врагом». Дайте ответ на этот вопрос, предварительно обсудив его в группах в течение 1 минуты!

Правильный ответ: Нужно знать направление тока; действие, которое он оказывает; чем характеризуется….

                      *         *         *        *

Итак, нами найден ответ на вопрос сегодняшнего урока и помог нам в этом вопросе понятие электрического тока и его замысловатая тайна. Сейчас предлагаю вам взять листы, нс не законченными предложениями, и заполнить  пропуски! На нём приведён пример синквейна. Ваша задача составить такой же только для ключевого слова написанного на ваших листках, так чтобы получилось пятистишье, не забывая о теме сегодняшнего урока! На это у вас будет 3 минуты! После чего каждая из групп, зачитает свой листок! Время пошло!

*          *         *         *        *

4. Мы покидаем с вами сегодня мир тайн электрического тока. вы сегодня показали, что вы ни чуть не хуже Шерлока Холмса, что вы настолько же умны и проницательны! Молодцы!

*          *         *         *        *

5. А сейчас открываем дневнички и записываем домашнее задание.

Спасибо за урок! До свидания, ребята.

Внимательно слушают

Выполняют задание на карточках индивидуально

Работают над текстами в группах

работают во вновь образовавшихся группах

Работают в первоначальных группах

 Создают кластер в группах

презентация  кластера

обсуждение ответа

варианты ответов:

пишут синквейн

Прием «СООТНЕСИ»

1

Электризация – это…

1

Устройство преобразующее какой-либо вид энергии в электрическую

2

Проводник – это…

2

Физическое явление разделения заряда

3

Диэлектрик – это…

3

упорядоченное движение свободных заряженных частиц под действием электрического поля

4

Электрический ток – это…

4

наличие свободных заряженных частиц и электрического поля

5

Условия возникновения электрического тока в проводнике

5

Источник тока, потребитель, ключ

6

Основными элементами электрической цепи являются…

6

Вещество, в котором связь между ядром и электронами очень слабая, поэтому электрону могут перемещаться между веществами

7

Источник  тока – это…

7

Вещество, в котором связь между ядром и электронами очень сильная

8

8

наличие положительно заряженных ионов

Тексты для работы в группах (правила пересадки учащихся определены приемом «Зигзаг»).

Текст №1 «Действие электрического тока»

Действия электрического тока - это те явления, которые вызывает электрический ток.

 По этим явлениям можно судить "есть" или "нет" в электрической цепи ток.

Тепловое действие тока.

- электрический ток вызывает разогревание металлических проводников (вплоть до свечения).

Химическое действие тока.

- при прохождении электрического тока через электролит возможно выделение веществ,

 содержащихся в растворе, на электродах..

 - наблюдается в жидких проводниках.

Магнитное действие тока.

- проводник с током приобретает магнитные свойства.

 - наблюдается при наличии электрического тока в любых проводниках (твердых, жидких, газообразных).

Электрический ток, протекающий через тело человека, оказывает следующие воздействия:

 менее 0,01 А — не ощущается или ощущается очень слабо;

 0,02 А — вызывает болезненные ощущения;

 0,03 А — нарушает дыхание;

 0,1 А - вызывает фибрилляцию сердца, что нередко приводит к смерти (самый опасный ток);

 более 0,2 А — вызывает сильный ожог и останавливает дыхание.

Задание: Постарайтесь привести свои примеры на каждое из действий тока.

Текст №2 «Направление тока»

Металлы имеют кристаллическое строение. В узлах кристаллической решетки расположены положительные ионы, совершающие тепловые колебания вблизи положения равновесия, а в пространстве между ними хаотично движутся свободные электроны.  

Электрическое поле сообщает им ускорение в направлении, противоположном направлению вектора напряженности поля. Поэтому в электрическом поле беспорядочно движущиеся электроны смещаются в одном направлении, т.е. движутся упорядоченно.

При движении заряженных частиц в проводнике происходит перенос электрического заряда с одного места в другое. Однако если заряженные частицы совершают беспорядочное тепловое движение, как например, свободные электроны в металле, то переноса заряда не происходит.

Электрический заряд перемещается через поперечное сечение проводника лишь в том случае, если наряду с беспорядочным движением электроны учувствуют  в упорядоченном движении.

 В это случае говорят, что в проводнике устанавливается электрический ток. 

Электрический ток имеет определённое направление. За направление тока принимают направление движения положительно заряженных частиц, то есть от «+» к «-» источника тока. 

На данной схеме изобразить направление тока, знаки у полярных приборов

Текст №4 «Ток и человек»

Одним из первых, кто ощутил на себе действие тока, был голландский физик П.Мушенбрук, живший в 18 веке. Получив удар током он заявил, что "не согласился бы подвергнуться ещё раз такому испытанию даже за королевский трон Франции."

отрицательное действие :

Электрический ток вызывает изменения в нервной системе. При воздействии электрического тока возникают судорожные спазмы мышц.  При поражении достаточно сильным  электрическим током происходит  судорожный спазм диафрагмы и сердца. Это вызывает моментальную остановку дыхания и сердечной деятельности. Действие электрического тока на мозг вызывает потерю сознания. Соприкасаясь с телом человека, электрический ток  оказывает также тепловое действие, причем в месте контакта возникают ожоги III степени. Действие электрического тока на человека усиливается при наличии промокшей обуви, мокрых рук.

положительное действие :

Электрошок - электрическое раздражение мозга , с помощью которого лечат некоторые психические заболевания.

Дефибрилляторы - электрические медицинские приборы, используемые при восстановлении

 нарушений ритма сердечной деятельности посредством воздействия на организм кратковременными высоковольтными электрическими разрядами.

Гальванизация - пропускание через организм слабого постоянного тока, оказывающего болеутоляющий эффект и улучшающий кровообращение.

Текст №3 «Сила тока»

Чтобы охарактеризовать электрический ток необходимо использовать специальные понятия: Сила тока.

Сила тока – скалярная физическая величина, характеризующая электрический ток, равная отношение электрического заряда, I  - сила тока, q - электрический заряд,  t - время прохождения

Единица измерения Силы тока в СИ [ I ] = 1А (Ампер)

Примерно 6 тысяч миллионов миллиардов электронов проходит за 1 секунду через поперечное сечение проводника при силе тока в 1 Ампер.

Амперме́тр — прибор для измерения силы тока в амперах. Шкалу амперметров градуируют в микроамперах, миллиамперах, амперах или килоамперах в соответствии с пределами измерения прибора. В электрическую цепь амперметр включается последовательно с тем участком электрической цепи, силу тока в котором измеряют. Обозначается

Чтобы включить прибор в цепь нужно знать:

  • 1.Клему плюс амперметра нужно соединять с проводом, идущим от положительного полюса источника.
  • 2.Амперметр рассчитан на определённую силу тока, превышать которую  нельзя.
  • 3.Имеет очень маленькое сопротивление.

 Схема включения

Обязательно!!! Схему зарисовать !!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по физике в 8 классе на тему: «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ КАТУШКИ С ТОКОМ. ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.»

План – конспект урока по физике в 8 классе по теме:«Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.» Цели урока:-   обучающая: изучить способы усиления и ослабления магн...

Конспект урока по физике в 9 классе по теме: "Направление тока и линий его магнитного поля"

Конспект урока по физике в 9 классе по теме: "Направление тока и линий его магнитного поля"...

конспект урока по физике "реактивное движение" 9 класс

Конспект урока по физике в 9 классе разработан по теме «Закон сохранения импульса» с применением ЭОР (в конце имеются ссылки).Главной целью урока является изучение закона сохранения импульса и Необход...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 8-м классе по теме: «ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА»

Образовательная цель: - закрепить понятия: испарение, конденсация, кипение;- проверить знания учащихся по теме, уровень обученности;- ввести понятие о влажности воздуха: абсолютной и относительной, сп...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»

Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 10-м классе по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Цель урока: закрепление теоретических знаний и выработка навыков решения задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»Задачи урока:1.     Обобщить знания учащихся по теме...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 11-м классе по теме: «Строение атома и атомное ядро»

Тип урока: повторительно-обобщающийЦели урока:Образовательная цель: - повторить, обобщить, систематизировать знания по теме: «Строение атома и атомного ядра»- закрепить навыки работы со справочной лит...