Факультативное занятие "Вода. Все о ней"
план-конспект занятия по физике (6 класс) по теме
Факультативное занятие с применением ИКТ "Вода. Все о ней" в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_voda.zip | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Вода. Все о ней
Вода — одно из начал существования
всего живого на Земле.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета,
ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься,
не понимая, что ты такое», — писал Антуан
де Сент-Экзюпери, известный
французский писатель.
Какую роль в жизни нашей планеты играет
вода? Роль ее удивительна и, как ни странно,
раскрыта еще не до конца.
Немало о воде вы уже знаете. Вспомните:
• Какими свойствами обладает вода?
• В каких состояниях встречается вода в природе?
Цель урока: расширить знания о воде, ее свойствах, о переходе воды из одного состояния в другое, сформировать знания о процессе кипения и замерзания воды, биологическом свойстве воды как растворителя, закрепить знания о веществах.
Оборудование: карта полушарий, химический стакан, набор химических колб, пробирок, спиртовка, красители, держатель, спички.
Ход урока
Реки, болота, озера, ледники, моря, океаны – все это вода. Все живое и неживое содержит воду. Вода – это сама жизнь. Если посмотреть на карту полушарий, то увидишь, что большая часть поверхности занята водой и от этого карта кажется голубого цвета. На долю воды приходится 60-80% массы человеческого тела.
Далее ход урока сопровождается компьютерной презентацией.
- Мы знает, что вещество состоит из мельчайших частиц – молекул. Химическая формула воды Н2О, т. е. молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода (слайд №2);
- А где же встречается вода в природе (слайд №3)
- Вода обладает такими физическими свойствами как прозрачность, текучесть, теплопроводность и вода-растворитель. Каждое из этих свойств можно проверить в ходе простейших опытов. Прозрачность – в хим. стакан наливают чистой воды и через него рассматривают окружающие предметы. Текучесть – наливают воду в колбы различной формы и наблюдают, как вода принимает форму колбы, а если наклонить колбу, то вода начинает вытекать. Теплопроводность – пробирку заполненную водой нагревают в верхней части при этом верхняя часть воды горячая, а нижняя часть остается холодной, что говорит о плохой теплопроводности воды. Вода-растворитель – в две колбы насыпают синий и желтый краситель, добавляют воды, перемешивают, вода в этих колбах становится равномерно окрашенной. (слайд №4)
- Вода может находиться в трех состояниях – твердом – лед, жидком – вода, газообразном – пар. С помощью спиртовки нагреваем воду до 1000С она кипит, и над поверхностью жидкости наблюдаем пар. На стекле в верхней части пробирки видим капли воды, т.е. наблюдаем конденсацию. Процесс перехода воды из одного состояния в другое можно проиллюстрировать с помощью следующей схемы: вода → нагреть → пар → охладить → конденсация → вода. (слайд №5)
- И еще одна из загадок воды при охлаждении вода сжимается, объем уменьшается. Охлажденная вода тяжелая она опускается вниз и охлаждает более теплые слои. Такое перемещение будет происходить до тех пор, пока температура воды в водоеме не станет +40С, при этом она начинает расширяться и будет расширяться до тех пор, пока ее температура не станет 00С. На поверхности водоема появляется тонкий слой льда. Вопрос: почему трубы прокладывают на земле, на большой глубине? Ответ: чтобы зимой не произошло разрушения водопроводных труб т.к. на небольшой глубине вода замерзает и увеличивается в объеме. (слайд №6)
- Вода может созидать, а может разрушать. Созидательная работа воды: участвует в процессах жизнедеятельности, является средой обитания живых организмов, вода входит в состав тел живых организмов, необходима для поглощения питательных веществ из почвы. Разрушительная работа воды: разрушение почв и горных пород, образование пещер, цунами, наводнения. (слайд №7-12)
- Информационная память воды: влияние различных воздействий на структуру воды, хранение и передача информации. (слайд №13-19)
- Вывод: вода одно из начал существования всего живого на земле.
- Презентация состоит из статических слайдов и фрагментов фильмов. При создании презентации были использованы программы: Microsoft Power Point 2007, Camtasia Studio 5.
Литература
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа неживая и живая. М.: Дрофа, 2002
Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. М.: Изд-во «Экзамен», 2005
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Изд-во «Просвещение», 1985
Фильм BBC «Великая тайна воды»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "В мире закономерных случайностей"
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой и...
Факультативный курс "Функция: просто, сложно, интересно".
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знан...
Факультативный курс по информатике и ИКТ (планирование)
Планирование факультатива по информатике и ИКТ "Компьютерное делопроизводство"...
Линейные уравнения и неравенства с модулем. (факультативный курс, 8 класс)
Факультативный курс по алгебре для 8 класса....
Факультативный курс "Занимательная грамматика"
Предлагаемый курс поможет учащимся расширить свои знания по истории русского языка, повысить уровень грамотности, культуры речи, расширить общий и лингвистический кругозор....
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
Программа факультативного курса "Bunte Schritten"
Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...