Факультативное занятие "Вода. Все о ней"
план-конспект занятия по физике (6 класс) по теме

Сажина Лариса Германовна

Факультативное занятие с применением ИКТ  "Вода. Все о ней" в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_voda.zip1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Вода. Все о ней

Вода одно из начал существования

всего живого на Земле.

«Вода! У тебя нет ни вкуса,  ни цвета,

ни запаха,  тебя не опишешь,  тобой наслаждаешься,

не понимая,  что ты такое», писал Антуан

де Сент-Экзюпери,  известный

французский писатель.

Какую роль в жизни нашей планеты играет

вода? Роль ее удивительна и,  как ни странно,

раскрыта еще не до конца.

Немало о воде вы уже знаете. Вспомните:

• Какими свойствами обладает вода?

В каких состояниях встречается вода в природе?


Цель урока: расширить знания о воде, ее свойствах, о переходе воды из одного состояния в другое, сформировать знания о процессе кипения и замерзания воды, биологическом свойстве воды как растворителя, закрепить знания о веществах.

Оборудование: карта полушарий, химический стакан, набор химических колб, пробирок, спиртовка, красители, держатель, спички.

Ход урока

Реки, болота, озера, ледники, моря, океаны – все это вода. Все живое и неживое содержит воду. Вода – это сама жизнь. Если посмотреть на карту полушарий, то увидишь, что большая часть поверхности занята водой и от этого карта кажется голубого цвета. На долю воды приходится 60-80% массы человеческого тела.

Далее ход урока сопровождается компьютерной презентацией.

  1. Мы знает, что вещество состоит из мельчайших частиц – молекул. Химическая формула воды Н2О, т. е. молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода (слайд №2);
  2. А где же встречается вода в природе (слайд №3)
  3. Вода обладает такими физическими свойствами как прозрачность, текучесть, теплопроводность и вода-растворитель. Каждое из этих свойств можно проверить в ходе простейших опытов. Прозрачность – в хим. стакан наливают чистой воды и через него рассматривают окружающие предметы. Текучесть – наливают воду в колбы различной формы и наблюдают, как вода принимает форму колбы, а если наклонить колбу, то вода начинает вытекать. Теплопроводность – пробирку заполненную водой нагревают в верхней части при этом верхняя часть воды горячая, а нижняя часть остается холодной, что говорит о плохой теплопроводности воды. Вода-растворитель – в две колбы насыпают синий и желтый краситель, добавляют воды, перемешивают, вода в этих колбах становится равномерно окрашенной. (слайд №4)
  4. Вода может находиться в трех состояниях – твердом – лед, жидком – вода, газообразном – пар. С помощью спиртовки нагреваем воду до 1000С она кипит, и над поверхностью жидкости наблюдаем пар. На стекле в верхней части пробирки видим капли воды, т.е. наблюдаем конденсацию. Процесс перехода воды из одного состояния в другое можно проиллюстрировать с помощью следующей схемы: вода → нагреть → пар → охладить → конденсация → вода. (слайд №5)
  5. И еще одна из загадок воды при охлаждении вода сжимается, объем уменьшается. Охлажденная вода тяжелая она опускается вниз и охлаждает более теплые слои. Такое перемещение будет происходить до тех пор, пока температура воды в водоеме не станет +40С, при этом она начинает расширяться и будет расширяться до тех пор, пока ее температура не станет 00С. На поверхности водоема появляется тонкий слой льда. Вопрос: почему трубы прокладывают на земле, на большой глубине? Ответ: чтобы зимой не произошло разрушения водопроводных труб т.к. на небольшой глубине вода замерзает и увеличивается в объеме. (слайд №6)
  6. Вода может созидать, а может разрушать. Созидательная работа воды: участвует в процессах жизнедеятельности, является средой обитания живых организмов, вода входит в состав тел живых организмов, необходима для поглощения питательных веществ из почвы. Разрушительная работа воды: разрушение почв и горных пород, образование пещер, цунами, наводнения. (слайд №7-12)
  7. Информационная память воды: влияние различных воздействий на структуру воды, хранение и передача информации. (слайд №13-19)
  8. Вывод: вода одно из начал существования всего живого на земле.
  9. Презентация состоит из статических слайдов и фрагментов фильмов. При создании презентации были использованы программы: Microsoft Power Point 2007, Camtasia Studio 5.

Литература

Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа неживая и живая. М.: Дрофа, 2002

Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. М.: Изд-во «Экзамен», 2005

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Изд-во «Просвещение», 1985

Фильм BBC «Великая тайна воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "В мире закономерных случайностей"

 При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой и...

Факультативный курс "Функция: просто, сложно, интересно".

 Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знан...

Факультативный курс по информатике и ИКТ (планирование)

Планирование  факультатива по информатике и ИКТ "Компьютерное делопроизводство"...

Факультативный курс "Занимательная грамматика"

Предлагаемый курс поможет учащимся расширить свои знания по истории русского языка, повысить уровень грамотности, культуры речи, расширить общий и лингвистический кругозор....

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Программа факультативного курса "Bunte Schritten"

Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...