Разработка урока решения задач по теме "Законы постоянного тока"
методическая разработка по физике по теме

Климова Светлана Васильевна.

Технология модульного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modul.docx21.78 КБ
Файл zadaniya.docx12.51 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx36.64 КБ
Файл etalon.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль «Законы постоянного тока»

Результат  1. Знать и объяснять основные понятия и формулы по теме: Закон Ома для полной цепи

Результат 2. Применять знания при решении задач

Урок №9

Тема «Решение задач по теме: Законы постоянного тока»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Дидактичес -кое обеспечение

1.Организационно – мотивационный момент

1.1 Организация мотивации учащихся:

-структура модуля

1.2 Актуализация опорных знаний

  • работа по выполнению заданий по цепочке

Раздаточный материал 1.1

Раздаточный материал 1.1

2 Предварительное определение знаний учащихся

2.1 Организация работы в парах

  взаимоконтроль

Эталон 1

3. Организация самостоятельной работы по основным вопросам темы.

3.1 Выдача заданий для самостоятельной работы учащихся по вопросам:

1.  Закон Ома для участка цепи        (формула)

2. ЭДС (формула)

3. Схема полной цепи

 4. Закон Ома для полной цепи (формула)

  • работа с  раздаточным материалом по основным вопросам темы

Раздаточный материал 1.2

Эталон 2

4.Проверка степени усвоения материала.

Организация самостоятельной работы учащихся  по решению задач.

4.1 Выдача заданий для самостоятельной работы учащихся:

-на соответствие

- найти недостающие значения

- задачи по вариантам

  • работа с заданием на соответствие

  • работа с раздаточным материалом по решению задач.
  • работа с раздаточным материалом по решению задач.

Раздаточный материал 1.3

Эталон 3

Раздаточный материал 1.4

Эталон 4

Раздаточный материал 1.5

Эталон 5

5.Подведение итогов урока

5.1 Оценка деятельности учащихся

5.2 Определение цели работы на следующем занятии

5.3 Выдача домашнего задания.

  • заполнение дневников

дневник

Критерии оценки деятельности:

  1.  Основные формулы по теме: «Законы постоянного тока»

     записаны и объяснены верно.

  1. Схема полной цепи изображена верно

Описание уровней:

  1.    Основные понятия и формулы по теме «Законы постоянного тока»

1.        Закон Ома для участка цепи

2.         ЭДС

3.         Закон Ома для полной цепи

II.  Схема полной цепи

Требования к доказательствам:

Устное доказательство по критериям 1-2.

 Устное подтверждение того, что слушатель действительно может описывать основные понятия и формулы по теме: «Законы постоянного тока»

Письменное доказательство по критериям 1-2.

Письменное подтверждение (рисунок) того, что слушатель действительно может изображать схему полной цепи. 

 

Дневник учащегося

Модуль «Законы постоянного тока»

Результат  1. Знать и объяснять основные понятия и формулы по теме: Закон Ома для полной цепи

 Результат 2. Применять знания при решении задач

Урок №9

Решение задач по теме: «Законы постоянного тока»

Оценка:

Этап

Баллы

-Выполнены задания по цепочке

(1б за каждый правильный ответ)-

от 0 до 4 б

-Записана формула закона Ома для участка цепи – 1б,

-Записана формула для ЭДС -1б,

-Записана формула закона Ома для полной  цепи – 1б,

-Схема зарисована – 1б

(1б за каждый правильный ответ)-

от 0 до 4 б

-Приведены в соответствие вопросы и ответы

(1б за каждый правильный ответ) 

от 0 до 6 б

-Выполнены задания на запись недостающих данных:

1-1б

2-3б

3-2б

от 0 до 6 б

-Выполнены задания по вариантам (1,2-1б за каждый правильный ответ

3-2б,

4-3б

5-3б)

 от 0 до 10 б

Критерий оценки:

26-30 баллов - отметка «5»

21-25 баллов - отметка «4»

12-20 баллов - отметка «3»

ГБОУ НПО ПУ №68

Модуль «Законы постоянного тока»

Урок №9

Решение задач по теме: «Законы постоянного тока»

                                                                                           Выполнила: Климова С.В.

Арзамас

2012г.



Предварительный просмотр:

Задания

Этап

Действия

Средства

Время (мин.)

0

Написать тему урока в рабочую тетрадь

тетрадь

1

1

Выполнить задания по цепочке

Раздаточный материал 1.1

5

2

Проверить друг друга по эталону, заполнить дневник

Эталон 1, дневник

2

3

Повторить основные формулы по теме «Законы постоянного тока». 

Записать в тетрадь.

Раздаточный материал 1.2 Эталон 2

8

4

Привести в соответствие вопросы и ответы.

Раздаточный материал 1.3

Эталон 3

5

Записать недостающие значения

Тетрадь

Раздаточный материал 1.4

Эталон 4

7

Решить задачи по вариантам

Тетрадь

Раздаточный материал 1.5

Эталон 5

15

5

Заполнить дневник

дневник

2



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

Этап

Действия

Средства

Время (мин.)

0

Написать тему урока в рабочую тетрадь

тетрадь

1

1

Выполнить задания по цепочке

1.           =

2.            =         

           

3. Iк.з. =  

4. 

Раздаточный материал 1.1

5

2

Проверить друг друга по эталону, заполнить дневник

Эталон 1, дневник

2

3

Повторить основные формулы по теме «Закон Ома для полной цепи».

Прочитайте  текст:

1. Сила тока – физическая величина, характеризующая скорость прохождения заряда через проводник и равная отношению прошедшего заряда ко времени его прохождения.  I =  Единица – 1 ампер (1 А). Измерительный прибор – амперметр 

2. Закон Ома для участка цепи: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному к нему напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.

 I(А) - сила тока; U(В) – напряжение;  R(Ом) - сопротивление  

I =

Электрическое напряжение – физическая величина, характеризующая электрическое поле в проводнике, создающее в нём ток, и равная отношению мощности тока к его силе. Единица – 1 вольт (1 В). Измерительный прибор – вольтметр. U = I R

Для каждого проводника отношение напряжения на его концах к силе тока в нём есть величина постоянная, не зависящая от силы тока и напряжения, называемая электрическим сопротивлением проводника. Единица – 1 Ом. 1 Ом = 1 В : 1 А.

Сопротивление проводника зависит от его геометрических размеров и рода металла:

R=         

(м) – длина проволоки;

U(В) – напряжение на проводнике;

I(А)  – сила тока в проволоке;

R(Ом) – сопротивление проволоки;

S(м²)  – поперечное сечение проволоки;

(Ом·м)   – удельное сопротивление материала проволоки.

3.В цепи любые проводники: источники тока или потребители электроэнергии – могут соединяться последовательно или параллельно.

Для последовательного соединения проводников справедливы законы:

  1. Сила тока во всех проводниках одинакова.
  2.  Напряжение на всём соединении равно сумме напряжений на отдельных проводниках.
  3.  Сопротивление всего соединения равно сумме сопротивлений отдельных проводников.  

     I = I = I,   U= U+U,   R = R+R

Для параллельного соединения проводников справедливы законы:

  1. Напряжение на всех проводниках одинаково;
  2.  Сила тока в месте соединения проводников равна сумме токов в отдельных проводниках;
  3. Величина, обратная сопротивлению всего соединения, равна сумме величин, обратных сопротивлениям отдельных проводников.

 I = I+I,     U = U+U,      

5.Мощность тока – физическая величина, равная произведению силы тока в проводнике на напряжение на его концах. Единицы 1 В, 1 А и 1 Вт выбраны таким образом, что 1 В · 1 А = 1 Вт. P=UI

Работа тока – физическая величина, характеризующая количество электроэнергии, превратившейся в другие виды энергии. Единица – 1 джоуль. Работа тока прямо пропорциональна напряжению на проводнике, силе тока в нём и времени прохождения тока.

 A = I U t.

Закон Джоуля–Ленца: количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения тока.

 Q = I ²R t.

Электрический счётчик – прибор, служащий для измерения работы тока (израсходованной электроэнергии). Единица работы – 1 Дж. На практике применяется также единица 1 кВт·ч = 3,6 МДж.

6. Полная (простейшая)  замкнутая цепь представляет собой электрическую цепь, в состав которой входят внешние сопротивления и источник тока (рис. 18). Как один из участков цепи, источник тока обладает сопротивлением, которое называют внутренним, г(Ом)

                               R

 

                               r

Для того чтобы ток проходил по замкнутой цепи, необходимо, чтобы в источнике тока зарядам сообщалась дополнительная энергия, она берется за счет работы по перемещению зарядов, которую производят силы неэлектрического происхождения (сторонние силы) против сил электрического поля. Источник тока характеризуется энергетической характеристикой, которая называется электродвижущая сила источника  - ЭДС.

ЭДС — характеристика источника энергии неэлектрической природы в электрической цепи, необходимого для поддержания в ней эл. тока

            𝜀 =  

                           

𝜀 (В)-ЭДС,    Aст (Дж)-работа сторонних сил,    q(Кл)-эл. заряд

Закон Ома для полной цепи:

Сила тока в полной цепи прямо пропорциональна ЭДС источника тока и обратно пропорциональна полному сопротивлению цепи.

I  =              𝜀 (В)-ЭДС,    

 r (Ом)-внутреннее сопротивление   источника тока

 R (Ом)-внешнее сопротивление цепи

 R+r (Ом)-полное сопротивление цепи  

Запишите в тетрадь ответы на вопросы:

1.  Закон Ома для участка цепи        (формула)

2. ЭДС (формула)

3. Схема полной цепи (рисунок)

 4. Закон Ома для полной цепи (формула)

Сравнить с эталоном

Раздаточный материал 1.2

Эталон 2

8

4

Привести в соответствие вопросы и ответы.

1

Электродвижущая сила

1

 I =

2

Закон Ома для полной цепи

2

Iк.з. =  

3

Ток короткого замыкания

3

4

Закон Ома для участка цепи

4

I =

5

Единица измерения ЭДС

5

6

Схема полной электрической цепи

6

В (вольт)

В левой части перечислены основные понятия, название законов, а в правой части - правильные ответы в виде формул, расположенные хаотично.Запишите правильный код ответа, например: 1-3... .

Проверка по эталону.

Раздаточный материал 1.3

Эталон 3

5

Записать недостающие значения

(записать формулы и сделать вычисления к каждой схеме)

279

Сравнить с эталоном

Решить задачи по вариантам

I вариант

  1. Какова сила тока в цепи, если на участке с электрическим сопротивлением 4 Ом напряжение равно 2 В?
  2. ЭДС батарейки карманного фонарики равна 3 В, внутреннее сопротивление 1,5 Ом. Батарейка замкнута на сопротивление 10,5 Ом. Каково напряжение на зажимах батарейки?
  3. Источник тока замкнут никелиновой проволокой длиной 2,1 м и сечением 0,21 мм2, сила тока в цепи 1 А. Определите напряжение на зажимах источниках тока? (удельное сопротивление никелина 0,42 Ом·мм²/м)
  4. Цепь состоит из источника тока с ЭДС 4 В и проводников сопротивлением 4,5 и 2 Ом, соединённых последовательно. Определить напряжение на зажимах источника, внутреннее сопротивление источника 1,5 Ом.
  5. При подключении лампочки к батареи элементов с ЭДС 4,5 В вольтметр показал напряжение на лампочке 4 В, а амперметр- силу тока 0,25 А. Каково внутренние сопротивление батареи?

II вариант

  1. Каково напряжение на участке цепи постоянного тока с электрическим сопротивлением 2 Ом и при силе тока 4 А?
  2. К источнику с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 1 Ом подключён реостат, сопротивление которого 5 Ом. Найти силу тока в цепи.
  3. Найти силу тока в цепи с  алюминиевой проволокой длиной 2,5 м и сечением 0,25 мм2, если ЭДС  источника 2 В и его внутреннее сопротивление 0,73 Ом. Удельное сопротивление алюминия  

0,027 Ом·мм²/м.

  1. К источнику тока, внутреннее сопротивление которого 1 Ом, подключены параллельно две лампы, каждая сопротивлением 4 Ом.  ЭДС источника 9 В.

Определить напряжение на зажимах источника.

  1. ЭДС 4 В, напряжение на лампочке 3,8 В, а сила тока 0,2 А. Каково внутренние сопротивление батареи?

Сравнить с эталоном

Тетрадь

Раздаточный материал 1.4

Эталон 4

Тетрадь

Раздаточный материал 1.5

Эталон 5

7

15

5

Заполнить дневник

дневник

2



Предварительный просмотр:

Эталон 1

  1. I
  2. I

Эталон 2

1-  I =

2- 𝜀 =  

3- рис. 18

4- I  =  

Эталон 3

  1. -  3
  2. -  4
  3. -  2
  4. -  1
  5. -  6
  6. -  5

Эталон 4

  1. -  1 А
  2. -  5 Ом
  3. -  18 В

Эталон 5

(I вариант)

  1. -  0,5 А
  2. -  2,625 В
  3. -  4,2 В
  4. -  3,25 В

5-  2 Ом

Эталон 5

(II вариант)

  1. -  8 В
  2. -  2 А
  3. -  2 А
  4. -  6 В
  5. -  1 Ом

Модуль «Законы постоянного тока»

Результат  1. Знать и объяснять основные понятия и формулы по теме: Закон Ома для полной цепи

Результат 2. Применять знания при решении задач

Урок №9

Тема «Решение задач по теме: Законы постоянного тока»

                                                                             

                                                                                                    R      

                                                                                                    I

                                                                   

                                                                                                                          r            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная разработка урока:"Решение задач на ПРУД".7 класс.

Это урок с использованием интерактивной доски по учебнику Грачёва А.В. и др.И мои первые шаги в работе с интерактивной доской....

Разработка урока " Решение задач с помощью пропорции" в 6 классе

Данный урок разработан для 6 класса. Тип урока - обобщение. К нему есть презентация....

Разработка урока повторения по теме "законы постоянного тока" 11 класс

ДАЕТСЯ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "зАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА "  11 КЛАСС ( ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК)...

Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....

Разработка урока решения задач по теме: "Основы электростатики"

Технология модульного обученияСуть модульного обученияобучающийся самостоятельно  с помощью педагога достигает определенной компетентности в процессе работы с модулем.Модульное обучение ориентиро...

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса: "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»".

Методическая разработка урока решения задач по физике для 10 класса – "Обобщение знаний и умений учащихся по теме «Постоянный ток»"....

Разработка урока "Лабораторная работа №10 Электродвигатель постоянного тока"

Разработка урока по физике .Тема урока: Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» для 8-х классов....