Разработка урока "Лабораторная работа №10 Электродвигатель постоянного тока"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Разработка урока по физике .Тема урока: Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» для 8-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_rabota_no_10_elektrodvigatel_8_klass.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Прокопчук В.А.

Разработка урока

Тема урока: Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

Класс: 8абвг

ОО: МБОУ Кутуликская СОШ

Тип урока: лабораторный работа

УМК: Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

Цели  урока:

  • проверка практических знаний и умений обучающихся по теме «Электрический двигатель постоянного тока»;
  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы с лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

1.Образовательная:

  • систематизировать знания по теме «Постоянный электрический ток»;
  • применять полученные знания на уроках физики при выполнении лабораторных работ, а также в повседневной жизни.

2. Развивающая:

  • развивать интерес к физике через ее практическую направленность и связь с жизнью;
  • развивать способности обучающихся анализировать различные ситуации при сборке электрических цепей и измерении величин;
  • продолжить формирование общеинтеллектуальных навыков.

3. Воспитывающая:

  • формирование интереса к предмету;
  • развитие познавательной активности, любознательности;
  • формирование трудовых и учебных навыков;
  • воспитание уважительного отношения к учителю и одноклассникам.

Оборудование: модель электродвигателя, источник тока, соединительные провода, ключ.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Практическая часть.
  4. Анализ выполненных работ.
  5. Домашнее задание.
  6. Итоги урока.

Ход урока

  1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие, проверка отсутствующих. Проверка рабочих мест, готовности к уроку.

Обучающиеся вместе с преподавателем формулируют цели и задачи урока.

На этом уроке учащиеся должны продемонстрировать не только свои интеллектуальные навыки, но и знания, умения в работе с физическим оборудованием, обработки результатов измерений и написании отчетов.  

Перед тем как начинать, давайте вспомним тему предыдущего урока, а также составим цель на сегодняшнее занятие.

Цель: изучить устройство и принцип работы электродвигателя.

А теперь давайте повторим правила техники безопасности:

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
  3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своём рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
  4. Следите за исправностью всех креплений и приспособлений внимательно.
  5. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить содержание и ход её выполнения.
  6.  При сборке экспериментальных установок используйте провода с наконечниками и предохранительными чехлами с прочной изоляцией без видимых повреждений.
  7.  Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.
  8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией.
  9. Источник тока к электрической цепи подключите в последнюю очередь.
  10.  Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.
  11.  Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, лишенным изоляции.
  12. По окончанию работы отключите источник питания, после чего  разберите электрическую цепь.
  13. Запрещается нагружать электрические измерительные приборы выше предельных значений обозначенных на их шкалах.
  14.  Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
  1. Актуализация знаний (6-7 минут)

Сейчас вам предстоит выполнить тестирование по теме «Электромагнитные явления». На работу выделяется 6-7 минут. (см. Приложение 1)

Ключи к тесту

Вопросы

1

2

3

4

5

6

1 вариант

в

в

б

в

а

б

2 вариант

в

г

г

а

г

а

Физкультминутка (1 минута)

  1. Практическая часть (18 минут)

Обучающиеся выполняют лабораторную работу № 10 по теме  «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Цель: изучить устройство и принцип работы электродвигателя.

Оборудование: модель электродвигателя, источник тока, соединительные провода, ключ.

Содержание работы (см.Приложение 2):

*Примечание!

Подвижная часть электродвигателя называется якорем. Электромагнит, создающий магнитное поле, в котором вращается якорь, называется индуктором.

  1. Подключите к модели электродвигателя источник питания и приведите его во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины и устраните их (запишите, по каким причинам двигатель может не работать);
  2. Изучите устройство электродвигателя, используя модель, инструкцию, дополнительные источники – зарисуйте схему в тетрадь. Опишите устройство электродвигателя и принцип его работы.
  3. Укажите два главных элемента в устройстве электродвигателя.
  4. На каком физическом явлении основано действие электродвигателя?
  5. Измените направление вращения якоря. Запишите, что для этого нужно сделать.
  6. Перечислите преимущества электродвигателя по сравнению с тепловым двигателем.
  7. Запишите вывод.

  1. Анализ выполненных работ. (4 минут)

После выполнения работ производится проверка их выполнения, просмотр результатов работ и их оформление.

Оформление работы проводится по следующему плану:

  • Лабораторная работа № … .
  • Наименование работы.
  • Цель работы.
  • Чертеж, рисунок (если требуется).
  • Описание работы, ответы на вопросы.
  • Окончательный результат, вывод.

  1. Домашнее задание (2 минуты)

Повторить Главу «Электромагнитные явления». Придумать свой тест/ кроссворд  по изученным темам.

  1. Итоги урока (3 минуты)

Подводятся итоги урока. При возникновении вопросов – учитель отвечает на вопросы обучающихся по теме/содержанию лабораторной работы «Электрический двигатель постоянного тока», тесту.

Приложение 1

        1 вариант

2 вариант

1.  Как расположены железные опилки в магнитном поле прямого тока?

а) беспорядочно

б) по прямым линиям вдоль проводника

в) по замкнутым кривым, охватывающим проводник

г) отсутствуют

1.Катушка с железным сердечником внутри называется …

а) постоянным магнитом
б) электродом
в) электромагнитом
г) якорем двигателя

2.Железный сердечник, введённый внутрь катушки … магнитное действие катушки.

а) не изменяет

б) ослабевает 

в) усиливает

2.Магнитное поле существует …

а) вокруг любых предметов
б) вокруг неподвижных электрических зарядов
в) вокруг проводника в отсутствие тока
г) вокруг движущихся зарядов и проводников с током

3. Какое явление используется в устройстве электродвигателей?

а) вращение рамки в магнитном поле
б) вращение рамки с током в магнитном поле

в) вращение рамки с током 

г) создание электрического тока

3. Выберите верный принцип действия компаса:

а) Искривление проводника в электрическом поле
б) Возникновение магнитного поля вокруг проводника с током
в) Вращение катушки с током в магнитном поле

г) Свойство магнитной стрелки устанавливаться по направлению магнитных линий

4. Выберите правильное утверждение.

а) если проводник поместить между полюсами магнита, то он придёт в движение

б) если по проводнику пойдёт ток, то он придёт в движение 

в) если по проводнику, помещённому в магнитное поле, пропустить ток, то он придёт в движение

4. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются …

а) постоянными магнитами
б) электромагнитами
в) полюсами
г) якорями двигателя

5.  Разноимённые магнитные полюса …, а одноимённые …

а) притягиваются … отталкиваются

б) отталкиваются … притягиваются

в) не реагируют

г)притягиваются … притягиваются

5.Полюсы постоянных магнитов …

а) не взаимодействуют
б) только отталкиваются
в) только притягиваются
г) притягиваются, если они разноименные, и отталкиваются, если они одноименные

6. Магнитное действие катушки с током тем …, чем … число витков в ней.

а) сильнее … меньше

б) сильнее … больше 

в) слабее … больше

г)слабее … меньше

6. Вращение катушки с током в магнитном поле – это принцип действия…

а) электродвигателя

б) электромагнита

в) компаса

г) постоянного магнита

Приложение 2

Содержание работы:

*Примечание!

Подвижная часть электродвигателя называется якорем. Электромагнит, создающий магнитное поле, в котором вращается якорь, называется индуктором.

  1. Подключите к модели электродвигателя источник питания и приведите его во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины и устраните их (запишите, по каким причинам двигатель может не работать);
  2. Изучите устройство электродвигателя, используя модель, инструкцию, дополнительные источники – зарисуйте схему в тетрадь. Опишите устройство электродвигателя и принцип его работы.
  3. Укажите два главных элемента в устройстве электродвигателя.
  4. На каком физическом явлении основано действие электродвигателя?
  5. Измените направление вращения якоря. Запишите, что для этого нужно сделать.
  6. Перечислите преимущества электродвигателя по сравнению с тепловым двигателем.
  7. Запишите вывод.

Содержание работы:

*Примечание!

Подвижная часть электродвигателя называется якорем. Электромагнит, создающий магнитное поле, в котором вращается якорь, называется индуктором.

  1. Подключите к модели электродвигателя источник питания и приведите его во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины и устраните их (запишите, по каким причинам двигатель может не работать);
  2. Изучите устройство электродвигателя, используя модель, инструкцию, дополнительные источники – зарисуйте схему в тетрадь. Опишите устройство электродвигателя и принцип его работы.
  3. Укажите два главных элемента в устройстве электродвигателя.
  4. На каком физическом явлении основано действие электродвигателя?
  5. Измените направление вращения якоря. Запишите, что для этого нужно сделать.
  6. Перечислите преимущества электродвигателя по сравнению с тепловым двигателем.
  7. Запишите вывод.

Содержание работы:

*Примечание!

Подвижная часть электродвигателя называется якорем. Электромагнит, создающий магнитное поле, в котором вращается якорь, называется индуктором.

  1. Подключите к модели электродвигателя источник питания и приведите его во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины и устраните их (запишите, по каким причинам двигатель может не работать);
  2. Изучите устройство электродвигателя, используя модель, инструкцию, дополнительные источники – зарисуйте схему в тетрадь. Опишите устройство электродвигателя и принцип его работы.
  3. Укажите два главных элемента в устройстве электродвигателя.
  4. На каком физическом явлении основано действие электродвигателя?
  5. Измените направление вращения якоря. Запишите, что для этого нужно сделать.
  6. Перечислите преимущества электродвигателя по сравнению с тепловым двигателем.
  7. Запишите вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс Презентация по физике на тему "Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи."

10 класс. Презентация по физике на тему "Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи."...

Урок физики в 10 классе по теме: "Работа и мощность постоянного тока"

Разработка урока физики в 10 классе с использованием ИКТ, интернет-ресурсов и  выполнением экспериментального задания....

Методическая разработка практической работы по теме "Двигатели постоянного тока" по дисциплине "Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"

Практическая разработка по теме " Двигатели постоянного тока" по дисциплине " Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"...

Урок в 10 классе по теме "Работа и мощность постоянного тока"

введение нового материалаЦель урока: Развить чувство ответственности,  толерантности, взаимопонимания за счет самостоятельной и групповой работы учащихся при введении понятий «работа тока» , «мощ...

Тестовая работа по теме "Работа и мощность постоянного тока"

Тестовая работа по физике предназначена для учщихся 8 класса....

Разработка урока "Работа и мощность электрического тока".

Технологическая карта урока  «Работа и мощность электрического тока» в 8 классе Предмет: ФизикаКласс: 8 классТип урока: урок усвоения новых знаний и первичной проверки знаний.УМК...