Разработка урока решения задач по теме: "Основы электростатики"
методическая разработка по физике по теме

Климова Светлана Васильевна.

Технология модульного обучения

Суть модульного обучения

обучающийся самостоятельно  с помощью педагога достигает определенной компетентности в процессе работы с модулем.

Модульное обучение ориентировано на учащихся с различной мотивацией и разным уровнем обучения.

Технология модульного обучения решает следующие задачи:

 повышение мотивации к изучению профессионально значимых учебных дисциплин,

 повышение качества образования,

 повышение уровня образовательного процесса .

Преимущества модульного обучения перед другими технологиями для преподавателей дает:

 Создавать возможность, чтобы обучающийся учился:

      - использовать активные методы обучения,

      - организовывать учебную деятельность,

      - управлять ею и стимулировать ее.

 Индивидуализировать работу с конкретным обучаемым через консультирование.

 Организовать оценку компетентностей обучающихся, давать возможность отслеживать достижения    обучающихся.

Преимущества модульного обучения перед другими технологиями для студентов дает:

  Самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения.

  Проводить самооценку своих достижений.

  Осваивать практическую деятельность.

Недостатки модульного обучения перед другими технологиями

                 Длительные сроки разработки учебных программ и материалов при значительных затратах на      

                тиражирование.

Необходимость иметь учебные места, оснащенные современным оборудованием.

Некоторая сложность организации учебного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_uch-sya.docx49.99 КБ
Файл modul.docx18.21 КБ
Файл dnevnik_uchashchegosya.docx12.67 КБ
Файл etalon.docx15.78 КБ
Файл 1.2_tekst.docx13.96 КБ
Файл prezentatsiya.pptx439.22 КБ
Файл 1.1_elektrostatika_formuly.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Задания

Этап

Действия

Средства

Время (мин.)

0

Написать тему урока в рабочую тетрадь

тетрадь

1

1

Повторить основные формулы по теме: «Основы электростатики».

Заполнить таблицу 1:

Физическая величина

Обозначение

Единица измерения

1. Электрический заряд

2. Напряжение

3. Напряженность

4. Работа

5. Разность потенциалов

6. Электроемкость

Раздаточный материал 1.1

Таблица 1

5

1.1

Проверить друг друга по эталону, заполнить дневник

Эталон 1, дневник

1

2

Выполнить задания по цепочке:

(1б за каждый правильный ответ, максимум - 10 баллов)

 1           =

 2             =

 3             =

 4              =  

  5              =  φ – φ = A/q

 6              =

 7             =

  8  А = Е q Δ        

5

2.1

Проверить друг друга по эталону, заполнить дневник

Эталон 2, дневник

1

3

Прочитать текст 

Привести в соответствие вопросы и ответы:

В левой части перечислены основные понятия, вопросы, а в правой части - правильные ответы, расположенные хаотично.

Запишите правильный код ответа, например: 1-3..

Взаимопроверка по контрольному листу.

Критерий оценки: количество верных кодов = количеству баллов (максимум - 10 баллов)

Таблица 2

1

планетарная модель атома

1

е = 1,6•10-19 Кл

2

Электромагнитное взаимодействие

2

электрон

3

Обозначение и единица измерения электрического заряда

3

сообщение телу электрического заряда

4

разноимённые заряды

4

отталкиваются

5

одноимённые заряды

5

Изучает законы взаимодействия неподвижных электрических зарядов

6

Элементарный заряд

6

q(Кл)

        7

Электризация

7

Взаимодействие между заряженными частицами

8

носитель элементарного положительного заряда

8

0500101

9

носитель элементарного отрицательного заряда

9

притягиваются

10

электростатика

10

протон

Раздаточный материал 1.2

Таблица 2

5

8

3.1

Проверить друг друга по эталону, заполнить дневник

Эталон 3, дневник

1

4

Решить задачи по вариантам:

I вариант

  1. Два положительных точечных заряда  каждый по 5нКл  находятся на расстоянии 3см друг от друга.

 Определите, с какой силой они взаимодействуют.

  1.  2.  Найти силу, действующую на заряд 3,5 нКл, если напряжённость электрического поля 4 кН/Кл.
  2. 3. Определить расстояние до точки электрического поля напряжённостью202 Н/Кл, если заряд равен 11
  3. н Кл.

4. Найти напряжение между точками, лежащими на одной силовой линии на расстоянии 2 см друг от друга, если напряжённость электрического поля равна 12 кВ/м.

5. Емкость конденсатора с зарядом 2 • 10 - 4 Кл и напряжением в пластинах

100 В равна ___ Ф.

II вариант

  1. Одинаковые по модулю, но разные по знаку заряды 4нКл  расположены на расстоянии 2 см.  Определите, с какой силой они взаимодействуют.
  1. 2.  Какова величина заряда, если на него действует сила 50мкН, а напряжённость электрического поля равна 4 кН/Кл.
  2. 3. Какова величина точечного заряда, если напряжённость 5мкН/Кл, а расстояние до точки электрического поля равно 2см.

4. На каком расстоянии находятся две точки электрического поля, лежащие на одной силовой линии, если напряжение между ними 220 В, а напряжённость электрического поля равна 11 кВ/м.

5. Емкость конденсатора с зарядом 5 • 10 - 4 Кл и напряжением в пластинах

200 В равна ___ Ф.

Тетрадь

10

4.1

Проверить друг друга по эталону, заполнить дневник

Эталон 4, дневник

1

5

Разгадать кроссворд.

Проверить друг друга по эталону, заполнить дневник.

Подвести итог и оценить свои знания.

I вариант

  1. Раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное неподвижными зарядами.
  2. Единица разности потенциалов.
  3. Элементарная частица, имеющая минимальный отрицательный заряд.
  4. Вещество, в котором имеются свободные заряды, способные перемещаться под влиянием электрического поля

1

 

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II вариант

  1. Элементарная заряженная частица, входящая в ядро атома.
  2. Энергетическая характеристика электрического поля.
  3. Ученый, экспериментально исследовавший взаимодействие заряженных тел.
  4. Физическое явление, при котором разноименные заряды разделяются в пространстве.

3

4

2

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тетрадь

Эталон 5, дневник

5

2



Предварительный просмотр:

Модуль «Основы электростатики»

Результат  1. Знать и объяснять основные понятия и формулы по теме: «Основы электростатики»

Результат 2. Применять знания при решении задач

Урок №14

Тема «Решение задач по теме: Основы электростатики»

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Дидактичес -кое обеспечение

1.Организационно – мотивационный момент

1.1 Организация мотивации учащихся:

-структура модуля

1.2 Актуализация опорных знаний

  • работа по повторению основных формул
  • работа по заполнению таблицы

Раздаточный материал 1.1

Таблица 1

2 Предварительное определение знаний учащихся

2.1 Организация работы в парах

  • взаимоконтроль

Эталон 1

3. Организация самостоятельной работы по основным вопросам темы.

3.1 Выдача заданий для самостоятельной работы

Выдача заданий

 на соответствие

  • работа по выполнению заданий по цепочке
  • работа с  раздаточным материалом по основным вопросам темы
  • работа с заданием на соответствие

Эталон 2

Раздаточный материал 1.2

Таблица 2

Эталон 3

4.Проверка степени усвоения материала.

Организация самостоятельной работы учащихся  по решению задач.

4.1 Выдача заданий для самостоятельной работы учащихся по решению задач:

- по вариантам

  • работа с раздаточным материалом по решению задач.

 Эталон 4

5. Организация самостоятельной работы по разгадыванию кроссворда

5.1 Выдача кроссвордов

  • работа по разгадыванию кроссворда

Эталон 5

6.Подведение итогов урока

5.1 Оценка деятельности учащихся

5.2 Определение цели работы на следующем занятии

5.3 Выдача домашнего задания.

  • заполнение дневников

дневник

Критерии оценки деятельности:

  1.  Основные понятия и формулы по теме: «Основы электростатики»

 объяснены и описаны верно.

  1. Задачи решены верно

Описание уровней:

  1.    Основные понятия и формулы по теме: «Основы электростатики»

1.        Закон Кулона

2.         Напряжённость эл. поля

3.         Разность потенциалов (напряжение)

4.   Работа эл. поля

5.  Электроёмкость

II.  Решение задач на закон Кулона

III. Решение задач на формулы для напряжённости

IV. Решение задач на формулы для электроёмкости

Требования к доказательствам:

Письменное доказательство по критериям 1-2.

Письменное подтверждение (выполнение упражнений) того, что слушатель действительно может описывать основные понятия и формулы по теме: «Основы электростатики» и применять знания формул при решении задач.

 

ГБОУ СПО «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства»

Предмет: физика (технический профиль)

Модуль «Основы электростатики»

Урок №14

Тема «Решение задач по теме: Основы электростатики»

                                                                                           Выполнила: Климова С.В.

Арзамас 2013г.



Предварительный просмотр:

Дневник учащегося

Модуль «Основы электростатики»

Результат  1. Знать и объяснять основные понятия и формулы по теме: «Основы электростатики»

 Результат 2. Применять знания при решении задач

Урок №14

Тема «Решение задач по теме: Основы электростатики»

Этап

Выполнены задания  на знание физических величин - заполнена таблица.

 (1б за каждый правильный ответ)- от 0 до 6 б

Проверка знаний основных понятий

Выполнены задания по цепочке

(1б за каждый правильный ответ)- от 0 до 8 б

Приведены в соответствие вопросы и ответы(1б за каждый правильный ответ) - от 0 до 10 б

Решены задачи по вариантам (1б за каждый правильный ответ)  от 0 до 5 б

Выполнены задания на разгадывание кроссворда (1б за каждый правильный ответ):

от 0 до 4 б

Баллы

Оценка

Критерий оценки:

30-33 баллов - отметка «5»

26-29 баллов - отметка «4»

20-25 баллов - отметка «3»



Предварительный просмотр:

Эталон 1

Эталон 2

Эталон 3

Эталон 4

Эталон 5

1 –  

2 –  U (В)

3 –  Е (Н/Кл)

4 –  А (Дж)

5 –  φ – φ(В)

6 –  С (Ф)

  1. F
  2. E,F
  3. E
  4. E,U
  5. U
  6. C,U
  7. C,d
  8. d

  1. -  8
  2. -  7
  3. -  6
  4. -  9
  5. -  4
  6. -  1
  7. – 3
  8. – 10
  9. – 2
  10. – 5

I вариант

  1. -  25·10ˉН
  2. -  1,4·10ˉН
  3. -  0,7м
  4. -  240 В

  5  - 2· Ф

 

II вариант

  1.  -  36·10ˉН
  2.  - 1,25·10ˉ Кл
  3. -

4 -  0,02м

5 – 2,5· Ф

 

I вариант

  1. электростатика
  2. вольт
  3. электрон
  4. металл

АТОМ

II вариант

1 протон

2 потенциал

3 Кулон

4 электризация

ПОЛЕ

Модуль

Результат  1. Знать и объяснять основные понятия и формулы по теме: «Основы электростатики»

Результат 2. Применять знания при решении задач

Урок №14

Тема «Решение задач по теме: Основы электростатики»

Эталон



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал 1.2

Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.

Законы взаимодействия атомов и молекул удается понять и объяснить на основе знаний о строении атома, используя планетарную модель его строения: в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются по определенным орбитам отрицательно заряженные частицы. 

Взаимодействие между заряженными частицами называется электромагнитным. Интенсивность электромагнитного взаимодействия определяется физической величиной — электрическим зарядом, который обозначается q. Единица измерения электрического заряда — кулон (Кл). 

Способность электрических зарядов как к взаимному притяжению (разноимённые заряды), так и к взаимному отталкиванию (одноимённые заряды)  объясняется существованием двух видов зарядов. Один вид заряда назвали положительным, носителем элементарного положительного заряда является протон. Другой вид заряда назвали отрицательным, его носителем является электрон. Элементарный заряд равен: е = 1,6•10-19 Кл. Заряд тела всегда представляется числом, кратным величине элементарного заряда.

Никогда и нигде в природе не возникает и не исчезает электрический заряд одного знака. Появление и исчезновение электрических зарядов на телах в большинстве случаев объясняется переходами элементарных заряженных частиц — электронов — от одних тел к другим.

Электризация — это сообщение телу электрического заряда. Электризация может происходить, например, при соприкосновении (трении) разнородных веществ и при облучении.

При электризации в теле возникает избыток или недостаток электронов.

В случае избытка электронов тело приобретает отрицательный заряд, в случае недостатка положительный.

Законы взаимодействия неподвижных электрических зарядов изучает электростатика. Основной закон электростатики был экспериментально установлен французским физиком Шарлем Кулоном.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок №14 Тема «Решение задач по теме: Основы электростатики» Результат 1. Знать и объяснять основные понятия и формулы по теме: «Основы электростатики» Результат 2. Применять знания при решении задач

Слайд 2

Повторить основные формулы по теме: «Основы электростатики» 1).Закон Кулона: F = k|q ₁|·|q₂|⁄r² F - сила взаимодействия между точечными зарядами (Н) q ₁,₂ - электрические заряды (Кл) к=9*10 Н*м²/Кл²- коэффициент пропорциональности r - расстояние между зарядами (м) 2).Напряжённость эл . поля: Е = F⁄q Е - напряжённость эл . поля (Н/Кл) F - сила, действующая на заряд со стороны эл . поля (Н) 3).Напряжённость точечного заряда: Е = k|q ₒ|⁄r² r - расстояние от заряда до данной точки поля (м) 4).Работа Эл. поля: А=Е q Δd А – работа эл . поля (Дж) Δ d - расстояние, на которое перемещается заряд (м) 5).Разность потенциалов или напряжение: U = φ ₁ – φ ₂ = A / q φ₁ – φ ₂ - разность потенциалов (В) U - напряжение (В) 6).Связь напряжённости с напряжением: Е = U⁄d 7).Электроёмкость: C = q⁄U С – электроёмкость (Ф) 8).Электроёмкость конденсатора: C = ƐƐₒS⁄d S - площадь пластин конденсатора (м²) d - расстояние между обкладками (м) ε₀ = 8,85*10 Ф/м – электрическая постоянная

Слайд 3

Физическая величина Обозначение Единица измерения 1. Электрический заряд 2. Напряжение 3. Напряженность 4. Работа 5. Разность потенциалов 6. Электроемкость

Слайд 4

Повторить основные формулы по теме: «Основы электростатики» Физическая величина Обозначение Единица измерения 1. Электрический заряд q (Кл) 2. Напряжение U (В) 3. Напряженность Е (Н/Кл) 4. Работа А (Дж) 5. Разность потенциалов φ₁ – φ ₂ (В) 6. Электроемкость С (Ф)

Слайд 5

Выполнить задания по цепочке: (1б за каждый правильный ответ, максимум - 10 баллов) 1 = k|q ₁|·|q₂|⁄r² 2 = ⁄q 3 = k|q ₒ|⁄r² 4 = ⁄d 5 = φ₁ – φ₂ = A/q 6 = q ⁄ 7 = ƐƐₒS ⁄ 8 А = Е q Δ

Слайд 6

Выполнить задания по цепочке: (1б за каждый правильный ответ, максимум - 10 баллов) 1 = k|q ₁|·|q₂|⁄r² 2 = ⁄q 3 = k|q ₒ|⁄r² 4 = ⁄d 5 = φ₁ – φ₂ = A/q 6 = q ⁄ 7 = ƐƐₒS ⁄ 8 А = Е q Δ Е F Е Е U U С U С d d F

Слайд 7

Привести в соответствие вопросы и ответы: 1 планетарная модель атома 1 е = 1,6•10 -19 Кл 2 Электромагнитное взаимодействие 2 электрон 3 Обозначение и единица измерения электрического заряда 3 сообщение телу электрического заряда 4 разноимённые заряды 4 отталкиваются 5 одноимённые заряды 5 Изучает законы взаимодействия неподвижных электрических зарядов 6 Элементарный заряд 6 q (Кл) 7 Электризация 7 Взаимодействие между заряженными частицами 8 носитель элементарного положительного заряда 8 9 носитель элементарного отрицательного заряда 9 притягиваются 10 электростатика 10 протон

Слайд 8

Привести в соответствие вопросы и ответы: 1 планетарная модель атома 8 2 Электромагнитное взаимодействие 7 Взаимодействие между заряженными частицами 3 Обозначение и единица измерения электрического заряда 6 q (Кл) 4 разноимённые заряды 9 притягиваются 5 одноимённые заряды 4 отталкиваются 6 Элементарный заряд 1 е = 1,6•10 -19 Кл 7 Электризация 3 сообщение телу электрического заряда 8 носитель элементарного положительного заряда 10 протон 9 носитель элементарного отрицательного заряда 2 электрон 10 электростатика 5 Изучает законы взаимодействия неподвижных электрических зарядов

Слайд 9

Решить задачи по вариантам: I вариант 1.Два положительных точечных заряда каждый по 5нКл находятся на расстоянии 3см друг от друга. Определите, с какой силой они взаимодействуют. 2. Найти силу, действующую на заряд 3,5 нКл, если напряжённость электрического поля 4 кН/Кл. 3. Определить расстояние до точки электрического поля напряжённостью202 Н/Кл, если заряд равен 11 н Кл. 4. Найти напряжение между точками, лежащими на одной силовой линии на расстоянии 2 см друг от друга, если напряжённость электрического поля равна 12 кВ/м. 5. Емкость конденсатора с зарядом 2 • 10 - 4 Кл и напряже­нием в пластинах 100 В равна ___ Ф. II вариант 1.Одинаковые по модулю, но разные по знаку заряды 4нКл расположены на расстоянии 2 см. Определите, с какой силой они взаимодействуют. 2. Какова величина заряда, если на него действует сила 50мкН, а напряжённость электрического поля равна 4 кН/Кл. 3. Какова величина точечного заряда, если напряжённость 5мкН/Кл, а расстояние до точки электрического поля равно 2см. 4. На каком расстоянии находятся две точки электрического поля, лежащие на одной силовой линии, если напряжение между ними 220 В, а напряжённость электрического поля равна 11 кВ/м. 5. Емкость конденсатора с зарядом 5 • 10 - 4 Кл и напряже­нием в пластинах 200 В равна ___ Ф.

Слайд 10

Эталон 4 I вариант 1 - 25·10ˉ⁵Н 2 - 1,4·10ˉ⁷Н 3 - 0,7м 4 - 240 В 5 - 2·10ˉ⁶ Ф II вариант 1 - 36·10ˉ⁵Н 2 - 1,25·10ˉ⁸ Кл 3 - 2,2·10⁻¹⁹ Кл 4 - 0,02м 5 – 2,5· 10ˉ⁶Ф

Слайд 11

Разгадать кроссворд I вариант 1.Раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное неподвижными зарядами. 2.Единица разности потенциалов. 3.Элементарная частица, имеющая минимальный отрицательный заряд. 4.Вещество, в котором имеются свободные заряды, способные перемещаться под влиянием электрического поля 1 3 2 4

Слайд 12

Разгадать кроссворд II вариант 1.Элементарная заряженная частица, входящая в ядро атома. 2.Энергетическая характеристика электрического поля. 3.Ученый, экспериментально исследовавший взаимодействие заряженных тел. 4.Физическое явление, при котором разноименные заряды разделяются в пространстве. 3 4 2 1

Слайд 13

Эталон 5 I вариант электростатика вольт электрон металл АТОМ II вариант Протон Потенциал Кулон электризация ПОЛЕ ПОЛЕ

Слайд 14

Дневник учащегося Этап Выполнены задания на знание физических величин - заполнена таблица. (1б за каждый правильный ответ)- от 0 до 6 б Проверка знаний основных понятий Выполнены задания по цепочке (1б за каждый правильный ответ)- от 0 до 8 б Приведены в соответствие вопросы и ответы ( 1б за каждый правильный ответ) - от 0 до 10 б Решены задачи по вариантам (1б за каждый правильный ответ) от 0 до 5 б Выполнены задания на разгадывание кроссворда (1б за каждый правильный ответ): от 0 до 4 б Баллы Оценка Критерий оценки: 30-33 баллов - отметка «5» 26-29 баллов - отметка «4» 20-25 баллов - отметка «3»

Слайд 15

Подведение итогов урока Оценка деятельности учащихся Определение цели работы на следующем занятии Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе №5 по теме «Электрическое поле»



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал 1.1

Электростатика (основные формулы)

1).Закон Кулона:     F =

   F  - сила взаимодействия между точечными зарядами (Н)

   q,     - электрические заряды (Кл)

   к=9*10  Н*м²/Кл²- коэффициент пропорциональности

    r    - расстояние между зарядами (м)

2).Напряжённость эл. поля:    Е =

    Е - напряжённость эл. поля (Н/Кл)

    F   - сила, действующая на заряд со стороны эл. поля (Н)

3).Напряжённость точечного заряда:          Е =

   r   - расстояние от заряда до данной точки поля (м)

4).Работа Эл. поля:           А=Е q Δd

  А – работа эл. поля (Дж)

  Δd   - расстояние, на которое перемещается заряд (м)

5).Разность потенциалов или напряжение:           U =φ – φ = A/q

 φ – φ     - разность потенциалов (В)

  U   - напряжение (В)

6).Связь напряжённости с напряжением:      Е =

7).Электроёмкость:    C =

С – электроёмкость (Ф)

8).Электроёмкость конденсатора:    C =

S  - площадь пластин конденсатора (м²)

d  - расстояние между обкладками (м)

ε₀ = 8,85*10   Ф/м – электрическая постоянная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная разработка урока:"Решение задач на ПРУД".7 класс.

Это урок с использованием интерактивной доски по учебнику Грачёва А.В. и др.И мои первые шаги в работе с интерактивной доской....

Разработка урока " Решение задач с помощью пропорции" в 6 классе

Данный урок разработан для 6 класса. Тип урока - обобщение. К нему есть презентация....

Решение задач по теме: "Основы МКТ"

Презентация к уроку в 10 классе содержит тест для закрепления изученного материала, подборку задач для работы в группах, новый материал на "Закон Дальтона", задача для закрепления нового материала и д...

решение задач по теме "основы термодинамики"

презентация к уроку физиики...

Методическая разработка: Проект урока "Решение задач по теме Основы МКТ"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы МКТ"...

Презентация к уроку "Решение задач по теме Основы МКТ"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы МКТ"...