Рабочая программа физика 9 класс ( (А.В. Перышкин, Е М.Гутник)
рабочая программа (физика, 9 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету "Физика" 9 класс составлена на основе авторской программы Е.М.Гутника, А.В. Перышкина "Физика" 7-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_fiz_9_.odt | 237.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Знаменская школа»
«Рассмотрена» на заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол № ___ от «____»_________ 2013г. | «Рассмотрена» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30»августа 2013 г. | «Утверждена» приказом МБОУ «Основная общеобразовательная Знаменская школа» №___ от «___»_________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физика»
9 класс
Составила: Лисицына В.Я.
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее Программа) по учебному предмету «Физика» 9 класс составлена на основе авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений . Физика. Астрономия. 7-11 классы. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. — М.: Дрофа, 2010.
Цель Программы:
- освоение знаний о законах взаимодействия и движения тел, о механических колебаниях и волнах, об электромагнитном поле, о строении атома и атомного ядра; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Задачи Программы:
- сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
- научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- развивать познавательные интересы , интеллектуальные и творческие способностей, самостоятельность в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Авторская программа рассчитана на 70 часов. Согласно базисному учебному плану Программа рассчитана на 68 часов в год ( 34 учебных недели) , 2 часа в неделю (сокращено на 2 часа обобщающее повторение).
При составлении тематического планирования Программы в авторскую программу внесены изменения: из обобщающего повторения добавлено по одному часу в разделы «Механические колебания и волны. Звук», «Строение атома и атомного ядра» в связи с большим объемом теоретического материала.
Лабораторная работа № 2 «Определение ускорения свободного падения» переносится из раздела «Законы взаимодействия и движения тел» и проводится в разделе «Механические колебания и волны».
УМК:
- Физика. 9 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - 16-2 изд. - М.: Дрофа, 2011.
- Сборник вопросов и задач по физике/ Лукашик В. И., Иванова Е.В. - М. : Просвещение,2007.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия,
7-11 классы.// В.А. Коровин, В.А. Орлов. Авторы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. - М., Дрофа, 2010г
Всего количество учебных часов — 68 .
Контрольные работы – 5.
Фронтальные лабораторные работы – 9.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Урок – лекция - излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в общеобразовательном учреждении текущий контроль проводится в устной и письменной форме систематически с различным объемом содержания:материал отдельного урока; материал нескольких уроков или всей темы; материал всего курса.
Виды текущего контроля: индивидуальный или групповой опрос;
контрольная работа; индивидуальная или групповая презентация; расчетные задания; тесты множественного выбора; компьютерные практикумы; защита выполненных заданий или работ; тестовое задание, в том числе с использованием электронных программ и другие.
Итоговая аттестация по физике в 9 классе проводится в форме ГИА.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики 9 класса ученик должен:
знать/ понимать
- смысл понятий: материальная точка, механическое движение, траектория, прямолинейное равномерное движение, перемещение при равноускоренном движении, гравитационное взаимодействие, магнитное поле, электромагнитное поле волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: импульс тела, импульс силы, путь, скорость, перемещение, ускорение, сила, импульс, магнитный поток, зарядового и массового чисел;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, радиоактивность;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- оценки безопасности радиационного фона.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учеб-ного вре-мени | Плано-вые сроки прохож-дения | Примеча-ние |
Законы движения и взаимодействия тел - 26 часов | ||||
1 | Вводный инструктаж по охране труда.Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. | 1 | 03.09.13 | |
2 | Скорость прямолинейного равномерного движения. | 1 | 05.09.13 | |
3 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | 10.09.13 | |
4 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. | 1 | 12.09.13 | |
5 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | 17.09.13 | |
6 | Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. | 1 | 19.09.13 | |
7 | Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | 1 | 24.09.13 | |
8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | 1 | 26.09.13 | |
9 | Решение задач по теме «Основы кинематики». | 1 | 01.10.13 | |
10 | Контрольная работа № 1. «Основы кинематики» | 1 | 03.10.13 | |
11 | Анализ контрольной работы. Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. | 1 | 08.10.13 | |
12 | Второй закон Ньютона. | 1 | 10.10.13 | |
13 | Третий закон Ньютона. | 1 | 15.10.13 | |
14 | Решение задач на законы Ньютона. Работа на ПК.Инструктаж по ТБ. | 1 | 17.10.13 | |
15 | Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. | 1 | 22.10.13 | |
16 | Вес тела. Невесомость. | 1 | 24.10.13 | |
17 | Закон всемирного тяготения. | 1 | 05.11.13 | |
18 | Решение задач на свободное падение тел. | 1 | 07.11.13 | |
19 | Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. | 1 | 12.11.13 | |
20 | Искусственные спутники Земли. | 1 | 14.11.13 | |
21 | Импульс тела. | 1 | 19.11.13 | |
22 | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. | 1 | 21.11.13 | |
23 | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тел. | 1 | 26.11.13 | |
24 | Закон сохранения энергии. | 1 | 28.11.13 | |
25 | Решение задач по теме «Основы динамики». Работа на ПК. Инструктаж по ТБ. | 1 | 03.12.13 | |
26 | Контрольная работа №2. «Основы динамики». | 1 | 05.12.13 | |
Механические колебания и волны. Звук - 11 часов | ||||
27 | Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебание груза на пружине. Колебательные системы. Маятник. | 1 1 | 10.12.13 | |
28 | Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. | 12.12.13 | ||
29 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | 17.12.13 | |
30 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №2. «Измерение ускорения свободного падения». | 1 | 19.12.13 | |
31 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити». | 1 | 24.12.13 | |
32 | Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны. | 1 | 26.12.13 | |
33 | Длина волны. Скорость распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). | 1 | 14.01.14 | |
34 | Источники звука. Звуковые колебания. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№4. «Исследование зависимости периода пружинного маятника от массы и жесткости пружины». | 1 | 16.01.14 | |
35 | Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука.Звуковые волны. | 1 | 21.01.14 | |
36 | Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука. Работа на ПК. | 1 | 23.01.14 | |
37 | Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук». | 1 | 28.01.14 | |
Электромагнитное поле - 17 часов | ||||
38 | Анализ контрольной работы. Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. | 1 | 30.01.14 | |
39 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | 1 | 04.02.14 | |
40 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. | 1 | 06.02.14 | |
41 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 | 11.02.14 | |
42 | Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. | 1 | 13.02.14 | |
43 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. | 1 | 18.02.14 | |
44 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №5. «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | 20.02.14 | |
45 | Переменный электрический ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. | 1 | 25.02.14 | |
46 | Трансформатор. Передача электроэнергии на расстояние. | 1 | 27.02.14 | |
47 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. | 1 | 04.03.14 | |
48 | Шкала электромагнитных излучений. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | 1 | 06.03.14 | |
49 | Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | 1 | 11.03.14 | |
50 | Принципы радиосвязи и телевидения. Работа на ПК. Инструктаж по ТБ. | 1 | 13.03.14 | |
51 | Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления | 1 | 18.03.14 | |
52 | Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | 1 | 20.03.14 | |
53 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа№6. «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров». | 1 | 01.04.14 | |
54 | Контрольная работа№ 4. «Электромагнитное поле». | 1 | 03.04.14 | |
Строение атома и атомного ядра - 12 часов | ||||
55 | Анализ контрольной работы. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма- излучения. | 1 | 08.04.14 | |
56 | Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. | 1 | 10.04.14 | |
57 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Правила смещения при α- и β-распадах. | 1 | 15.04.14 | |
58 | Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. | 1 | 17.04.14 | |
59 | Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. | 1 | 22.04.14 | |
60 | Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | 24.04.14 | |
61 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №7. «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков». | 1 | 29.04.14 | |
62 | Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа № 8.«Изучение треков заряженных частиц по фотографиям треков». | 1 | 29.04.14 | |
63 | Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | 1 | 06.05.14 | |
64 | Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9. «Измерение естественного радиационного фона» | 1 | 08.05.14 | |
65 | Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. | 1 | 13.05.14 | |
66 | Контрольная работа № 5. «Строение атома и атомного ядра». | 1 | 15.05.14 | |
Обобщающее повторение - 2 часа | ||||
67 | Анализ контрольной работы.Законы движения и взаимодействия тел. Электромагнитное поле. | 1 | 20.05.14 | |
68 | Итоговое тестирование. Работа на ПК. Инструктаж по ТБ. | 1 | 22.05.14 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)
Материальная точка. Система отсчета.Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Закон всемирного тяготения.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения энергии.
Ф р о н т а л ь н ы е л а б о р а т о р н ы е р а б о т ы
Лабораторная работа №1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2.Механические колебания и волны. Звук (11 часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Ф р о н т а л ь н ы е л а б о р а т о р н ы е р а б о т ы
Лабораторная работа №2. Измерение ускорения свободного падения.
Лабораторная работа №3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Лабораторная работа №4. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
3.Электромагнитное поле (17часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Ф р о н т а л ь н ы е л а б о р а т о р н ы е р а б о т ы
Лабораторная работа №5. Изучение явления электромагнитной индукции.
Лабораторная работа № 6. Наблюдение и сплошного и линейчатых спектров.
4. Строение атома и атомного ядра (12 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Ф р о н т а л ь н ы е л а б о р а т о р н ы е р а б о т ы
Лабораторная работа №7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Лабораторная работа №8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Лабораторная работа №9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
5. Обобщающее повторение (2 часа)
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Основные формы проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены тексты контрольных работ для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом. Тексты для лабораторных работ взяты из учебника (лабораторные работы № 4, 6, 8, 9 прилагаются).
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Основные формы проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены тексты контрольных работ для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом. Тексты для лабораторных работ взяты из учебника (лабораторные работы № 4, 6, 8, 9 прилагаются).
Контрольная работа № 1. «Основы кинематики».
Вариант 1
Уровень А
1.Исследуется перемещение слона и мухи. Модель материальной точки может использоваться для описания движения
1) только слона; 2) только мухи; 3) и слона и мухи в разных исследованиях;
4) ни слона, ни мухи, поскольку это живые существа.
2.Вертолет МИ-8 достигает 250 км/ч. Какое время он затратит на перелет между двумя населенными пунктами, расположенными на расстоянии 100 км?
1) 0,25 с; 2) 0,4 с; 3) 2,5 с; 4) 1140 с.
3.На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырех тел, движущихся вдоль оси ОХ. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью?
1) х 2) х 3) х 4) х
4.Велосипедист съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с². Сколько времени длился спуск?
1) 0,05 с; 2) 2 с; 3) 5 с; 4) 20 с.
5.Лыжник съехал с горки за 6 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с². Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была равна 18 км/ч.
1) 39 м; 2) 108 м; 3) 117 м; 4) 300 м.
6.Моторная лодка движется по течению реки со скоростью 5 м/с относительно берега, а в стоячей воде – со скоростью 3 м/с. Чему равна скорость течения реки?
1) 1 м/с; 2) 1,5 м/с; 3) 2 м/с; 4) 3,5 м/с.
Уровень В
7.Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛА
А) Ускорение 1) ;
Б) Скорость при равномерном 2) ;
прямолинейном движении 3) t;
В) Проекция перемещения при 4) ;
равноускоренном прямолинейном 5) .
движении.
А | Б | В |
Уровень С
8. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в 3 раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.
9. Из населенных пунктов А и В, расположенных вдоль шоссе на расстоянии 3 км друг от друга, в одном направлении одновременно начали движение велосипедист и пешеход. Велосипедист движется из пункта А со скоростью 15 км/ч, а пешеход со скоростью 5 км/ч. Определите, на каком расстоянии от пункта А велосипедист догонит пешехода.
Контрольная работа № 1. «Основы кинематики».
Вариант 2
Уровень А
1. Два тела, брошенные с поверхности вертикально вверх, достигли высот 10 м и 20 м и упали на землю. Пути, пройденные этими телами, отличаются на
1) 5 м; 2) 20 м; 3) 10 м; 4) 30 м.
2. За 6 минут равномерного движения мотоциклист проехал 3,6 км. Скорость мотоциклиста равна
1) 0,6 м/с; 2) 10 м/с; 3) 15 м/с; 4) 600 м/с.
3.На рисунках представлены графики зависимости проекции перемещения от времени для четырех тел. Какое их тел движется с наибольшей по модулю скоростью?
1)S 2)S 3) S 4) S
0 t 0 t 0 t 0 t
4.Во время подъема в гору скорость велосипедиста, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 18 км/ч до 10,8 км/ч. При этом ускорение велосипедиста было равно
1) -0,25 м/с²; 2) 0,25 м/с²; 3) -0,9 м/с²; 4) 0,9 м/с²;
5. Аварийное торможение автомобиля происходило в течение 4 с. Определите, каким был тормозной путь, если начальная скорость автомобиля 90 км/ч.
1) 22,5 м; 2) 45 м; 3) 50 м; 4) 360 м.
6.Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если скорость пловца относительно воды 0,4 м/с, а скорость течения реки 0,3 м/с.
1)0,5 м/с; 2) 0,1 м/с; 3) 0,5 м/с; 4) 0,7 м/с.
Уровень В
7.Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения в СИ.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СИ
А) скорость 1) мин
Б) ускорение 2) км/ч
В) время 3) м/с
4) с
5) м/с².
А | Б | В |
Уровень С
8. Поезд начинает равноускоренное движение из состояния покоя и проходит за четвертую секунду 7 м. Какой путь пройдет тело за первые 10 с?
9.Катер, переправляясь через реку шириной 800 м, двигался перпендикулярно течению реки со скоростью 4 м/с в системе отсчета, связанной с водой. На сколько будет снесен катер течением, если скорость течения реки 1,5 м/с?
Контрольная работа №2. «Основы динамики»
Вариант 1
Уровень А
1. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или воздействие на нее других тел взаимно уравновешено,
1) верно при любых условиях;
2) верно в инерциальных системах отсчета
3) верно для неинерциальных систем отсчета
4) неверно ни в каких системах отсчета
2.Спустившись с горки, санки с мальчиком тормозят с ускорением 2 м/с2• Определите величину тормозящей силы, если общая масса мальчика и санок равна 45 кг.
1) 22,5 Н 2) 45 Н 3) 47 Н 4) 90 Н
3.Земля притягивает к себе подброшенный мяч силой 3 Н. С какой силой этот мяч притягивает к себе Землю?
1) 0,3 Н 2) 3 Н 3) 6 Н 4) 0 Н
4.Сила тяготения между двумя телами увеличится в 2 раза, если массу
1)каждого из тел увеличить в 2 раза
2)каждого из тел уменьшить в 2 раза
3)одного из тел увеличить в 2 раза
4)одного из тел уменьшить в 2 раза
5.На левом рисунке представлены векторы скорости и ускорения тела. Какой из четырех векторов на правом рисунке указывает направление импульса тела?
1) 1 3 2
2) 2
3) 3
4) 4 4 1
6.Мальчик массой 30 кг, бегущий со скоростью 3 м/с, вскакивает сзади на платформу массой 15 кг. Чему равна скорость платформы с мальчиком?
1 м/с 2) 2м/с 3) 6 м/с 4) 15 м/с
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими законами и их формулами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ФОРМУЛЫ
А) Закон всемирного тяготения 1)
Б) Второй закон Ньютона 2) F=kx
В) Третий закон Ньютона 3)
4)
5)
A | Б | В |
Уровень С
8.К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 60 Н. Какой путь пройдет это тело за 12 с?
9.Радиус планеты Марс составляет 0,5 радиуса Земли, а масса - 0,12 массы Земли. Зная ускорение свободного падения на Земле, найдите ускорение свободного падения на Марсе. 'Ускорение свободного падения на поверхности Земли 10 м/с2.
Вариант 2
Уровень А
1.Система отсчета связана с автомобилем. Она является инерциальной, если автомобиль
1)движется равномерно по прямолинейному участку шоссе
2)разгоняется по прямолинейному участку шоссе
3)движется равномерно по извилистой дороге
4)по инерции вкатывается на гору
2.Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?
1)Сила и ускорение
2)Сила и скорость
3)Сила и перемещение
4)Ускорение и перемещение
3.Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли. Найдите отношение силы тяготения, действующей на Луну со стороны Земли, и силы тяготения, действующей на Землю со стороны Луны.
1) 81 2) 9 3) 3 4) 1
4.При увеличении в 3 раза расстояния между центрами шарообразных тел сила гравитационного притяжения
1)увеличивается в 3 раза 3) увеличивается в 9 раз
2)уменьшается в 3 раза 4) уменьшается в 9 раз
5.Найдите импульс легкового автомобиля массой 1,5 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
1)15 кг . м/с 2)54 кг . м/с 3) 15000 кг.м/с 4) 54000 кг.м/с
6.Два неупругих шара массами 6 кг и 4 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 8 м/с и 3 м/с соответственно, направленными вдоль одной прямой. С какой скоростью они будут двигаться после абсолютно неупругого соударения?
1) 3,6 м/с
2) 5 м/с
3)6 м/с
4) 0 м/с
7.Установите соответствие между видами движения и их основными свойствами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ | ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА | ||
А) | Свободное падение | 1) | Происходит за счет отделения от тела с некоторой скоростью |
Б) | Движение по | какой-либо его части | |
окружности с | 2) | Движение под действием только силы тяжести | |
постоянной по модулю | 3) | Движение, при котором ускорение в любой момент времени на- | |
скоростью | момент направлено к центру окружности. | ||
В) | Реактивное движение | 4) | Движение происходит в двух взаимно противоположных |
противоположных направлениях. | |||
5) | Движение с постоянной скоростью. |
А | Б | В |
Уровень С
8.Автомобиль массой 3 т, двигаясь из состояния покоя по горизонтальному пути, через 10 с достигает скорости 30 м/с. Определите силу тяги двигателя. Сопротивлением движению пренебречь.
9.Масса Луны в 80 раз меньше массы Земли, а радиус ее в 3,6 раза меньше радиуса Земли. Определите ускорение свободного падения на Луне. Ускорение свободного падения на Земле считайте 10 м/с2.
Контрольная работа № 3.«Механические колебания и волны. Звук».
Вариант 1
Уровень А
1. При измерении пульса человека было зафиксировав 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите период сокращения сердечной мышцы.
- 0,8 с 3) 60 с
- 1,25 с 4) 75 с
2. Амплитуда свободных колебаний тела равна 3 см. Какой путь прошло это тело за 1/2 периода колебаний?
- 3 см 3) 9 см
- 6 см 4) 12 см
3. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Определите амплитуду колебаний.
- Волна с частотой 4 Гц распространяется по шнуру со скоростью 8 м/с. Длина волны равна
1) 0,5 м 2) 2 м 3) 32 м 4) для решения не хватает данных
- Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении амплитуды колебаний в звуковой волне?
1) повышение высоты тона 2) понижение высоты тона
2) повышение громкости 4) уменьшение громкости
- Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо? Скорость звука в воздухе 340 м/с.
1) 0,5 с 2) 1 с 3) 2 с 4) 4 с
Уровень В
- Установите соответствие между физическими явлениями и их названиями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | НАЗВАНИЯ | |||
А) | Сложение волн в пространстве | 1) | Преломление | |
Б) | Отражение звуковых волн от преград | 2) | Резонанс | |
В) | Резкое возрастание | 3) | Эхо | |
амплитуды колебаний | 4) | Гром | ||
| 5) | Интерференция звука |
А | Б | В |
Уровень С
8. Тело массой 600 г подвешено к цепочке из двух параллельных пружин с коэффициентами жесткости 500 Н/м и 250 Н/м. Определите период собственных колебаний системы.
9.С какой скоростью проходит груз пружинного маятника положение равновесия, если жесткость пружины 400 Н/м, а амплитуда колебаний 2 см? Масса груза 1 кг.
Вариант 2
Уровень А
1.При измерении пульса человека было зафиксировано 75 пульсаций крови за 1 минуту. Определите частоту сокращения сердечной мышцы.
1)0,8 Гц
2)1,25 Гц
3)60 Гц
4)75 Гц
2.Амплитуда свободных колебаний тела равна 50 см. Какой путь прошло это тело за 1/4 периода колебаний?
1) 0,5 м
2) 1 м
3)1,5 м
4)2 м
3.На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени.
Х,см
20
10
0
-10
-20
Период колебаний равен
1) 2 с 2)4 с 3) 6 с 4) 10 с
4. Обязательными условиями возбуждения механической волны являются
А: наличие источника колебаний
Б: наличие упругой среды
В: наличие газовой среды
1)А и В 3) А и Б
2)Б и В 4) А,Б и В
5.Камертон излучает звуковую волну длиной 0,5 м. Скорость звука 340 м/с. Какова частота колебаний камертона?
1) 680 Гц 2) 170 Гц 3) 17 Гц 4) 3400 Гц
6.Эхо, вызванное оружейным выстрелом, дошло до стрелка через 2 с после выстрела. Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если скорость звука в воздухе 340 м/с.
1) 85 м 2) 340 м 3) 680 м 4) 1360 м
7 . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) Период колебаний 1)
Б) Длина волны 2)
В) Скорость распространения волны 3)
4)
5)
| В | С |
Уровень С
8.На не которой планете период колебаний секундного земного математического маятника оказался равным 2 с. Определите ускорение свободного падения на этой планете.
9.На рисунке представлен график изменения со временем кинетической энергии ребенка, качающегося на качелях. Определите потенциальную энергию качелей в момент, соответствующий точке А на графике.
Контрольная работа № 4.«Электромагнитное поле».
Вариант 1
Уровень А.
1. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.
Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена
1) вниз 2) вверх 3) из плоскости листа на нас
4) в плоскость листа от нас
2. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8 А.
Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.
1) 0,05 Тл 2) 0,0005 Тл 3) 80 Тл 4) 0,0125 Тл
3. Один раз кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает мимо него. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна.
Ток в кольце возникает
- в обоих случаях 2)ни в одном из случаев
- только в первом случае 4)только во втором случае
4.Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 . 108 м/с.
1) 0,5 м 2) 5м 3) 6 м 4) 10 м
5. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если площадь пластин увеличить в 3 раза?
- Не изменится
- Увеличится в 3 раза
- Уменьшится в 3 раза
- Среди ответов 1-3 нет правильного.
6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?
- Уменьшится в 9 раз
- Увеличится в 9 раз
- Уменьшится в 3 раза
- Увеличится в 3 раза
- У становите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите сооветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ | УЧЕНЫЕ |
А)Создал теорию электромагнитного поля | 1)Т. Юнг |
Б)Зарегистрировал электромагнитные волны | 2)М. Фарадей |
В) Получил интерференцию света | 3)Д. Максвелл |
4)Б. Якоби | |
5)Г. Герц |
А | Б | В |
Уровень С
- Если на дно тонкостенного сосуда, заполненного жидкостью и имеющего форму, приведенную на рисунке, пустить луч света так, что он, пройдя через жидкость, по- падет в центр сосуда, то луч выходит из жидкости под углом 300 относительно поверхности воды. Каков показатель прело мления n жидкости, если луч АО составляет 450 с вертикалью?
- Детектор полностью поглощает падающий на него свет частотой v = 6∙1014 Гц. За время t = 5 с на детектор падает N = 3∙105 фотонов. Какова поглощаемая детектором мощность? Постоянная Планка 6,6∙10-34 Дж . с.
Вариант 2
Уровень А
1.Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, действующая на стороны аб рамки со стороны магнитного поля?
- Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас
- Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам
- Вертикально вверх, в плоскости чертежа
- Вертикально вниз, в плоскости чертежа
2.Прямолинейный проводник длиной 20 см, по которому течет электрический ток силой 3 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 90° к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля?
1) 240 Н 2) 0,15 Н 3) 60 Н 2,4 Н
3. Проводящее кольцо с разрезом поднимают над полосовым магнитом, а сплошное проводящее кольцо смещают вправо (см. рисунок).
При этом индукционный ток
- течет только в первом кольце
- течет только во втором кольце
- течет и в первом, и во втором кольце
- не течет ни в первом, ни во втором кольце
4. Длина электромагнитной волны в воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напряженности электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 • 108 м/с.
- 1014Гц 3) 1013Гц
- 5 • 1013Гц 4) 5 • 1014Гц
5. Как изменится электрическая емкость плоского конденсатора, если расстояние между пластинами увеличить в 2 раза?
- Не изменится
- Увеличится в 2 раза
- Уменьшится в 2 раза
- Среди ответов 1-3 нет правильного.
6. Как изменится период собственных электромагнитных колебаний в контуре (см. рисунок), если ключ К перевести из положения 1 в положение 2?
1) Уменьшится в 4 раза 3) Уменьшится в 2 раза
2) Увеличится в 4 раза 4) Увеличится в 2 раза
Уровень В
7. Установите соответствие между особенностями электромагнитных волн и их диапазонами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ
ВОЛН ВОЛНЫ
A) Волны с минимальной 1) Радиоволны
частотой 2) Инфракрасное
Б) Волны, идущие от излучение 3) Видимое излучение
нагретых тел 4) Ультрафиолетовое
B) Волны, обладающие излучение
проникающей способностью 5) Рентгеновское
Излучение
А | Б | В |
Уровень С
- Ученик решил использовать лазерную указку для определения показателя преломления неизвестной жидкости. Он взял прямоугольную пластмассовую коробочку с прозрачными стенками, налил в нее жидкость и насыпал детскую присыпку, чтобы луч стал видимым. Для измерения угла падения и угла преломления он воспользовался двумя одинаковыми транспортирами (см. рисунок) и определил, что угол падения 75° (sin75° = 0,97). Чему равен показатель преломления п?
- В таблице показано, как изменялся заряд конденсатора в колебательном контуре с течением времени.
t, 10-6 c | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
q, 10-6 Кл | 2 | 1,42 | 0 | -1,42 | -2 | -1,42 | 0 | 1,42 | 2 | 1,42 |
Вычислите емкость конденсатора в контуре, если индуктивность катушки равна 32 мГн.
Контрольная работа № 5 по теме
«Строение атома и атомного ядра»
Вариант 1
Уровень А.
1.β-излучение - это
- вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции
- поток нейтронов, образующихся в цепной реакции
- электромагнитные волны
- поток электронов
2. При изучении строения атома в рамках модели Резерфорда моделью ядра служит
- электрически нейтральный шар
- положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
- отрицательно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
- положительно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
3. В ядре элемента содержится
- 92 протона, 238 нейтронов
- 146 протонов, 92 нейтрона
- 92 протона, 146 нейтронов
4) 238 протонов, 92 нейтрона
4. На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому соответствует схема
5.Элемент испытал α-распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?
1) 2) 3) 4)
6. Укажите второй продукт ядерной реакции
1) 2) 3) 4)
Уровень В
- установите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ УЧЕНЫЕ
А) Явление радиоактивности 1) Д. Чедвик
Б) Открытие протона 2) Д. Менделеев
В) Открытие нейтрона 3) А. Беккерель
4) Э.Резерфорд
5) Д. Томсон
А | Б | В |
Уровень С
8.Определите энергию связи ядра изотопа дейтерия (тяжелого водорода). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра дейтерия 2,0141 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 . 10 кг, а скорость света с = 3 10 м/с.
9. Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.
Вычислите энергетический выход ядерной реакции.
Учтите, что 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.
Вариант 2
Уровень А
1. -излучение - это
- поток ядер гелия 2) поток протонов
3)поток электронов 4) электромагнитные волны большой частоты
2. Планетарная модель атома обоснована
- расчетами движения небесных тел
- опытами по электризации
- опытами по рассеянию - частиц
- фотографиями атомов в микроскопе
3.В какой из строчек таблицы правильно указана структура ядра олова ?
1)
2)
3)
4)
4. Число электронов в атоме равно
- числу нейтронов в ядре
- числу протонов в ядре
- разности между числом протонов и нейтронов
- сумме протонов и электронов в атоме
5. Какой порядковый номер в таблице Менделеева имеет элемент, который образуется в результате -распада ядра элемента с порядковым номером Z?
1) Z+2 3) Z-2
2) Z+1 4) Z-1
- 6. Какая бомбардирующая частица Х участвует в ядерной реакции
Х + ?
- -частица Не 2) дейтерий Н
3)протон Н 4) электрон
Уровень В
7.установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите сооветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) Энергия покоя 1)
Б) Дефект массы 2) (
В) Массовое число 3)
4) Z+N
5) A-Z
А | Б | В |
Уровень С
8. Определите энергию связи ядра гелия Не (-частицы).
Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра гелия 4,0026 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.
9.Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.
Какая энергия выделяется в этой реакции? Учтите, что 1 а.е.м.= 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Лабораторная работа № 1.
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
( учебник физики для 9 класса — лабораторная работа №1, стр. 269-271)
Лабораторная работа № 2.
«Определение ускорения свободного падения».
Цель работы: вычислить ускорение свободного падения из формулы для периода колебаний математического маятника:
(1)
Для этого необходимо измерить период колебания и, длину подвеса маятника. Тогда из формулы (I) можно вычислить ускорение свободного падения;
(2)
Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента (Δл = 0,5 см),шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.
Указания к работе
1. Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 3—5 см от пола.
2. Отклоните маятник от положения равновесия на 5—8 см и отпустите его.
3. Измерьте длину подвеса мерной лентой.
4. Измерьте время Δt 40 полных колебаний (N).
5. Повторите измерения Δt (не изменяя условий опыта) и найдите среднее значение Δtср.
6. Вычислите среднее значение периода колебаний Tср по среднему значению Δtср.
7.Вычислите значение gcp по формуле:
(3)
8. Полученные результаты занесите в таблицу:
Номер опыта | l, м | N | Δt, с | Δtср, с | Tср= Δtср/N | gcp, м/с2 |
9. Сравните полученное среднее значение для gcp со значением g = 9,8 м/с2 и рассчитайте относительную погрешность измерения по формуле:
Лабораторная работа № 3.
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».
( в учебнике — лабораторная работа №3, стр. 275- 276)
Лабораторная работа №4.
"Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины".
Цель работы: выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Приборы и материалы: набор пружин с разной жесткостью, набор грузов, массой 100 г, секундомер.
Порядок выполнения работы.
1. Закрепить пружину в штативе и подвесить к ней один груз.
2. Измерить время 20 колебаний.
3.Вычислить период.
4.Повторить опыт, меняя число подвешенных грузов.
5. Оставив один груз и меняя пружины разной жесткости, измерить период колебаний груза .
6. Все измерения и вычисления занести в таблицу.
k – постоянная величина | m – постоянная величина | ||||||||
№ опыта | N чило колеб. | t, с время колеб. | T, с период колеб. | m, кг масса груза | № опыта | N число колеб. | t, с время колеб. | T, с период колеб. | k, Н/м жесткость пружины |
1 | 1 |
| |||||||
2 | 2 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
4 | 4 |
7.Сделайте вывод о том, как зависит период колебаний груза от массы подвешенного груза и от жесткости пружины.
Лабораторная работа № 5.
«Изучение явлений электромагнитной индукции».
( учебник физики для 9 класса — лабораторная работа №4, стр. 278- 280)
Лабораторная работа №6
"Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания".
Цель работы: выделить основные отличительные признаки сплошного и линейчатого спектров.
Приборы и материалы: генератор «Спектр», спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном, источник питания, соединительные провода, стеклянная пластинка со скошенными гранями, лампа с вертикальной нитью накала, призма прямого зрения.
Порядок выполнения работы.
1. Расположите пластинку горизонтально перед глазом. Сквозь грани, составляющие угол 45о, наблюдать сплошной спектр.
2.Выделить основные цвета полученного сплошного спектра и записать их в наблюдаемой последовательности.
3. Повторить опыт, рассматривая сплошной спектр через грани, образующие угол 60о. Записать различия в виде спектров.
4.Наблюдать линейчатые спектры водорода, криптона, неона, рассматривая светящиеся спектральные трубки сквозь грани стеклянной пластины. Записать наиболее яркие линии спектров. (Наблюдать линейчатые спектры удобнее сквозь призму прямого зрения).
5.Сделайте вывод.
6. Выполните следующие задания:
а)На рисунках А, Б, В приведены спектры излучения газов А и В и газовой смеси Б. На основании анализа этих участков спектров можно сказать, что смесь газов содержит 1)только газы А и В 2)газы А, В и другие 3)газ А и другой неизвестный газ 4)газ В и другой неизвестный газ
б)На рисунке приведен спектр поглощения смеси паров неизвестных металлов. Внизу – спектры поглощения паров лития и стронция. Что можно сказать о химическом составе смеси металлов ? 1)смесь содержит литий, стронций и еще какие–то неизвестные элементы; 2)смесь содержит литий и еще какие-то неизвестные элементы, а стронция не содержит; 3)смесь содержит стронций и еще какие-то неизвестные элементы, а лития не содержит; 4)смесь не содержит ни лития, ни стронция.
Лабораторная работа № 7.
«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
( учебник физики для 9 класса — лабораторная работа № 5, стр. 280-281)
Лабораторная работа №8.
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
( учебник физики для 9 класса — лабораторная работа № 6, стр. 281-282)
Лабораторная работа №9.
"Измерение естественного радиационного фона дозиметром".
Цель работы: получить практические навыки по использованию бытового дозиметра для измерения радиационного фона.
Приборы и материалы: дозиметр бытовой, инструкция по его использованию.
Бытовые дозиметры предназначены для оперативного индивидуального контроля населением радиационной обстановки и позволяют приблизительно оценивать мощность эквивалентной дозы излучения. Большинство современных дозиметров измеряет мощность дозы излучения в микрозивертах в час (мкЗв/ч), однако до сих пор широко используется и другая единица – микрорентген в час (мкР/ч). Соотношение между ними такое: 1 мкЗв/ч = 100 мкР/ч.
Порядок выполнения работы.
1.Внимательно изучите инструкцию по работе с дозиметром и определите:
а ) каков порядок подготовки его к работе;
б ) какие виды ионизирующих излучений он измеряет;
в ) в каких единицах регистрирует прибор мощность дозы излучения;
г ) какова длительность цикла измерения;
д ) каковы границы абсолютной погрешности измерения;
е ) каков порядок контроля и замены внутреннего источника питания;
ж ) каково расположение и назначение органов управления работой прибора.
2.Произвести внешний осмотр прибора и его пробное включение.
3.Убедитесь, что дозиметр находится в рабочем состоянии.
4.Подготовьте прибор для измерения мощности дозы излучения.
5.Измерьте 8 – 10 раз уровень радиационного фона, записывая каждый раз показание дозиметра.
6.Вычислите среднее значение радиационного фона.
7.Вычислите, какую дозу ионизирующих излучений получит человек в течение года, если среднее значение радиационного фона на протяжении года изменяться не будет. Сопоставьте ее со значением, безопасным для здоровья человека.
8. Сравните полученное среднее значение фона с естественным радиационным фоном, принятым за норму, - 0,15 мкЗв/ч.
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки,чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература
1. Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник вопросов и задач по физике. - М. : Просвещение,2007.
2.Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011г
3.Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия, 7-11 классы.// В.А. Коровин, В.А. Орлов. Авторы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. - М., Дрофа, 2010г
Дополнительная литература
1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 9 класс. - М.: ВАКО, 2005.
2.Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. - «Илекса» Москва,2003.
3.Козел С.М. «Открытая физика». Более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения ( на электронных носителях)
4.Монастрырский Л.М., Богатин А.С. , Горбачев А.В., Игнатова Ю.А., Нечепуренко М.В. Физика.9-й класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие — Ростов н/Д: Мегион-М,2010. — 208с. (ГИА-9).
5.Монастырский Л.М. , Богатин А.С. Физика. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. 2009. - Ростов н/Д: Легион, 2008.
6.Попова В.А. Рабочие программы по физике . 7-11 классы. - М.: Издательство « Глобус», 2009.
Цифровые образовательные ресурсы
www.uchitel-izd.ru - физика. Рабочие программы
http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54697 - обновление материально-технической базы
http://www.rosolymp.ru – подготовка к олимпиадам
www.edu-media.ru - мультимедиаресурсы
http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/physics/ - издательство Дрофа
http://www. рmedia; http://www. drofa.ru - мультимедийные пособия ( заказ)
http://www. ravnovesie - мультимедийные пособия ( заказ)
e-mail:kasset@sgutv.ru - сборник демонстрационных опытов
www.sgutv.ru - сборник демонстрационных опытов
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Демонстрационное оборудование
Волновая машина, камертоны на резонансных ящиках с молоточком, трубка Ньютона, прибор для демонстрации распространения волн, прибор для демонстрации законов механики, катушка для демонстрации магнитного поля тока (на поставке со столиком),прибор для изучения магнитного поля Земли, прибор для изучения правила Ленца, магнитная стрелка на подставке, комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов, трансформатор, комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн, прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле, конденсатор демонстрационный, батарея конденсатора, 60 мкФ; электромагнит разборный, трубка Рентгена, спектроскоп, скамья оптическая ФОС с принадлежностями, набор по дифракции, интерференции и поляризации света, прибор для изучения законов геометрической оптики, дифракционные решетки, дозиметр.
Лабораторное оборудование
Лабораторная работа № 1.
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5 – 2 см, цилиндр металлический, метроном (один на весь класс), лента измерительная, кусок мела.
Лабораторная работа № 2.
«Определение ускорения свободного падения».
Оборудование: шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, часы.
Лабораторная работа № 3.
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины, часы с секундной стрелкой или метроном.
Лабораторная работа №4.
"Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины".
Оборудование: набор пружин с разной жесткостью, набор грузов массой 100 г, секундомер.
Лабораторная работа № 5.
«Изучение явлений электромагнитной индукции».
Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на весь класс).
Лабораторная работа №6
"Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания".
Оборудование: генератор «Спектр», спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном, источник питания, соединительные провода, стеклянная пластинка со скошенными гранями, лампа с вертикальной нитью накала, призма прямого зрения.
Лабораторная работа № 7.
«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
Оборудование: фотография треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Лабораторная работа №8.
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
Оборудование: фотография треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Лабораторная работа №9.
"Измерение естественного радиационного фона дозиметром".
Оборудование: дозиметр бытовой, инструкция по его использованию.
Критерии оценивания контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Лабораторная работа № 1.
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
( учебник физики для 9 класса — лабораторная работа №1, стр. 269-271)
Лабораторная работа № 2.
«Определение ускорения свободного падения».
Цель работы: вычислить ускорение свободного падения из формулы для периода колебаний математического маятника:
(1)
Для этого необходимо измерить период колебания и, длину подвеса маятника. Тогда из формулы (I) можно вычислить ускорение свободного падения;
(2)
Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента (Δл = 0,5 см),шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.
Указания к работе
1. Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 3—5 см от пола.
2. Отклоните маятник от положения равновесия на 5—8 см и отпустите его.
3. Измерьте длину подвеса мерной лентой.
4. Измерьте время Δt 40 полных колебаний (N).
5. Повторите измерения Δt (не изменяя условий опыта) и найдите среднее значение Δtср.
6. Вычислите среднее значение периода колебаний Tср по среднему значению Δtср.
7.Вычислите значение gcp по формуле:
(3)
8. Полученные результаты занесите в таблицу:
Номер опыта | l, м | N | Δt, с | Δtср, с | Tср= Δtср/N | gcp, м/с2 |
9. Сравните полученное среднее значение для gcp со значением g = 9,8 м/с2 и рассчитайте относительную погрешность измерения по формуле:
Лабораторная работа № 3.
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».
( в учебнике — лабораторная работа №3, стр. 275- 276)
Лабораторная работа №4.
"Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины".
Цель работы: выяснить, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
Приборы и материалы: набор пружин с разной жесткостью, набор грузов, массой 100 г, секундомер.
Порядок выполнения работы.
1. Закрепить пружину в штативе и подвесить к ней один груз.
2. Измерить время 20 колебаний.
3.Вычислить период.
4.Повторить опыт, меняя число подвешенных грузов.
5. Оставив один груз и меняя пружины разной жесткости, измерить период колебаний груза .
6. Все измерения и вычисления занести в таблицу.
k – постоянная величина | m – постоянная величина | ||||||||
№ опыта | N чило колеб. | t, с время колеб. | T, с период колеб. | m, кг масса груза | № опыта | N число колеб. | t, с время колеб. | T, с период колеб. | k, Н/м жесткость пружины |
1 | 1 |
| |||||||
2 | 2 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
4 | 4 |
7.Сделайте вывод о том, как зависит период колебаний груза от массы подвешенного груза и от жесткости пружины.
Лабораторная работа № 5.
«Изучение явлений электромагнитной индукции».
( учебник физики для 9 класса — лабораторная работа №4, стр. 278- 280)
Лабораторная работа №6
"Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания".
Цель работы: выделить основные отличительные признаки сплошного и линейчатого спектров.
Приборы и материалы: генератор «Спектр», спектральные трубки с водородом, криптоном, неоном, источник питания, соединительные провода, стеклянная пластинка со скошенными гранями, лампа с вертикальной нитью накала, призма прямого зрения.
Порядок выполнения работы.
1. Расположите пластинку горизонтально перед глазом. Сквозь грани, составляющие угол 45о, наблюдать сплошной спектр.
2.Выделить основные цвета полученного сплошного спектра и записать их в наблюдаемой последовательности.
3. Повторить опыт, рассматривая сплошной спектр через грани, образующие угол 60о. Записать различия в виде спектров.
4.Наблюдать линейчатые спектры водорода, криптона, неона, рассматривая светящиеся спектральные трубки сквозь грани стеклянной пластины. Записать наиболее яркие линии спектров. (Наблюдать линейчатые спектры удобнее сквозь призму прямого зрения).
5.Сделайте вывод.
6. Выполните следующие задания:
а)На рисунках А, Б, В приведены спектры излучения газов А и В и газовой смеси Б. На основании анализа этих участков спектров можно сказать, что смесь газов содержит 1)только газы А и В 2)газы А, В и другие 3)газ А и другой неизвестный газ 4)газ В и другой неизвестный газ
б)На рисунке приведен спектр поглощения смеси паров неизвестных металлов. Внизу – спектры поглощения паров лития и стронция. Что можно сказать о химическом составе смеси металлов ? 1)смесь содержит литий, стронций и еще какие–то неизвестные элементы; 2)смесь содержит литий и еще какие-то неизвестные элементы, а стронция не содержит; 3)смесь содержит стронций и еще какие-то неизвестные элементы, а лития не содержит; 4)смесь не содержит ни лития, ни стронция.
Лабораторная работа № 7.
«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
( учебник физики для 9 класса — лабораторная работа № 5, стр. 280-281)
Лабораторная работа №8.
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
( учебник физики для 9 класса — лабораторная работа № 6, стр. 281-282)
Лабораторная работа №9.
"Измерение естественного радиационного фона дозиметром".
Цель работы: получить практические навыки по использованию бытового дозиметра для измерения радиационного фона.
Приборы и материалы: дозиметр бытовой, инструкция по его использованию.
Бытовые дозиметры предназначены для оперативного индивидуального контроля населением радиационной обстановки и позволяют приблизительно оценивать мощность эквивалентной дозы излучения. Большинство современных дозиметров измеряет мощность дозы излучения в микрозивертах в час (мкЗв/ч), однако до сих пор широко используется и другая единица – микрорентген в час (мкР/ч). Соотношение между ними такое: 1 мкЗв/ч = 100 мкР/ч.
Порядок выполнения работы.
1.Внимательно изучите инструкцию по работе с дозиметром и определите:
а ) каков порядок подготовки его к работе;
б ) какие виды ионизирующих излучений он измеряет;
в ) в каких единицах регистрирует прибор мощность дозы излучения;
г ) какова длительность цикла измерения;
д ) каковы границы абсолютной погрешности измерения;
е ) каков порядок контроля и замены внутреннего источника питания;
ж ) каково расположение и назначение органов управления работой прибора.
2.Произвести внешний осмотр прибора и его пробное включение.
3.Убедитесь, что дозиметр находится в рабочем состоянии.
4.Подготовьте прибор для измерения мощности дозы излучения.
5.Измерьте 8 – 10 раз уровень радиационного фона, записывая каждый раз показание дозиметра.
6.Вычислите среднее значение радиационного фона.
7.Вычислите, какую дозу ионизирующих излучений получит человек в течение года, если среднее значение радиационного фона на протяжении года изменяться не будет. Сопоставьте ее со значением, безопасным для здоровья человека.
8. Сравните полученное среднее значение фона с естественным радиационным фоном, принятым за норму, - 0,15 мкЗв/ч.
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки,чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа,физика,7кл.Перышкин(домашнее обучение)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего о...
Рабочая программа "Физика 7 класс" к учебнику А. В. Перышкина
Рабочая программа по физике для 7 класса к учебнику А. В. Перышкина,включающая календарно-тематическое планирование...
Программа адаптированная по физике 7 класс А.В.Перышкин, Е.М.Гутник
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития: недостаточ...
Программа адаптированная по физике 8 класс А.В.Перышкин, Е.М.Гутник
Используя рекомендации Министерства образования от 1993 года, в программу внесены следующие изменения:· при рассмотрении физических явлений все понятия вводятся на наглядной ос...
Программа адаптированная по физике 9 класс А.В.Перышкин, Е.М.Гутник
Используя рекомендации Министерства образования от 1993 года, в программу внесены следующие изменения:· при рассмотрении физических явлений все понятия вводятся на наглядной ос...
рабочая программа по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика 8 класс (ФГОС)
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном о...
Тематическое планирование к рабочей программе, физика, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, ФГОС
Тематическое (почасовое) планирование по физике, 7 класс, учебник А. В. Перышкин, разработано в соответствии с требованиями ФГОС во время учебы на курсах повышения квалификации....