рабочая программа по учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика 8 класс (ФГОС)
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Марон А. Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы / А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский. - М. : Дрофа, 2014.
2. Перышкин, А. В. Сборник задач по физике : 7-9 кл. : к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А. В. Перышкин ; сост. Н. В. Филонович. - М. : ACT : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011.
3. Перышкин, А. В. Физика. 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. - М. : Дрофа, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnikam_a.v._peryshkina_e.m._gutnik._fizika_8_klass_fgos.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Марон А. Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы / А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский. - М. : Дрофа, 2014.
2. Перышкин, А. В. Сборник задач по физике : 7-9 кл. : к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А. В. Перышкин ; сост. Н. В. Филонович. - М. : ACT : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011.
3. Перышкин, А. В. Физика. 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. - М. : Дрофа, 2014.
Общая характеристика курса
Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Содержание курса физики в 8 классе
Тепловые явления
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Психрометр. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Зависимость температуры кипения от давления. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Электрические явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля. Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Световые явления
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Место курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит: 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков, по 70 часов в год. Учебное время может быть увеличено до 3 уроков в неделю за счет вариативной части базисного плана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Содержание курса
В примерной программе по физике для 7-9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами изучения курса физики в 8 классе являются:
1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;
2) умение измерять расстояние, промежуток времени, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения от угла падения света;
4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца);
5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Учебно-методическое оснащение учебного процесса
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека - всё по предмету «Физика». - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты па уроках. - Режим доступа : http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school- collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. - Режим доступа : http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. - Режим доступа : http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. - Режим доступа : http://www.fizika.ru
Информационно-коммуникативные средства:
1. Открытая физика 1.1 (CD).
2. Живая физика. Учебно-методический комплект (CD).
3. От плуга до лазера 2.0 (CD).
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (все предметы) (CD).
5. Виртуальные лабораторные работы по физике (7-9 кл.) (CD).
6. 1С:Школа. Физика. 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий (CD).
7. Электронное приложение к книге Н. А. Янушевской «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы» (CD).
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе контрольные работы |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | |||
I | «0, сколько нам открытий чудных...» | 2 | |
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||
II | Тепловые явления | 11 | 1 |
III | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | 1 |
IV | Электрические явления | 26 | 1 |
V | Электромагнитные явления | 6 | 1 |
VI | Световые явления | 8 | 1 |
Рефлексивная фаза | |||
VII | Обобщающее повторение | 4 | 1 |
резерв | 2 | ||
итого | 70 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | |||
«0, сколько нам открытий чудных...» | 2 | 1 неделя | |
1 | Агрегатные состояния вещества. Взаимодействие тел. Силы в природе. Энергия, работа, мощность. | ||
2 | Механические явления | ||
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||
Тепловые явления 11 ч | |||
3 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия | 1 | 2 неделя |
4 | Способы изменения внутренней энергии | 1 | |
5 | Способы теплопередачи. | 1 | 3 неделя |
6 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость | 1 | |
7 | Расчет количества теплоты | 1 | 4 неделя |
8 | Решение задач. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | |
9 | Решение задач. Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | 5 неделя |
10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | 1 | |
11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | 6 неделя |
12 | Тепловые явления | 1 | |
13 | Контрольная работа №1 «Тепловые явления» | 1 | 7 неделя |
Изменение агрегатных состояний вещества 11 ч | |||
14 | Плавление и отвердевание | 1 | |
15 | Решение задач | 1 | 8 неделя |
16 | Испарение. Конденсация. | 1 | |
17 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации | 1 | 9 неделя |
18 | Влажность воздуха. | 1 | |
19 | Решение задач | 1 | 10 неделя |
20 | Работа газа и пара . Тепловые двигатели | 1 | |
21 | Тепловые машины | 1 | 11 неделя |
22 | Тепловые машины | 1 | |
23 | Изменение агрегатных состояний вещества | 1 | 12 неделя |
24 | Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | |
Электрические явления 26 ч | |||
25 | Электризация тел. Два рода зарядов. | 1 | 13 неделя |
26 | Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. | 1 | |
27 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома | 1 | 14 неделя |
28 | Объяснение электрических явлений . | 1 | |
29 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | 15 неделя |
30 | Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | |
31 | Действия электрического тока. | 1 | 16 неделя |
32 | Сила тока. Амперметр. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока» | 1 | |
33 | Электрическое напряжение. Вольтметр. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | 17 неделя |
34 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. | 1 | |
35 | Закон Ома. Лабораторная работа №5 «Измерение сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | 18 неделя |
36 | Закон Ома | 1 | |
37 | Удельное сопротивление | 1 | 19 неделя |
38 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | |
39 | Последовательное соединение | 1 | 20 неделя |
40 | Параллельное соединение | 1 | |
41 | Применение закона Ома для расчета электрических цепей | 1 | 21неделя |
42 | Контрольная работа №3 «Закон Ома» | 1 | |
43 | Работа и мощность электрического тока | 1 | 22 неделя |
44 | Закон Джоуля-Ленца | 1 | |
45 | Решение задач .Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | 23 неделя |
46 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Предохранители | 1 | |
47 | Электрические явления | 1 | 24 неделя |
48 | «Электричество, сошедшее с небес» | 1 | |
49 | Электрические явления | 1 | 25 неделя |
50 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность тока» | 1 | |
Электромагнитные явления 6 ч | |||
51 | Магнитное поле. | 1 | 26 неделя |
52 | Электромагниты. Лабораторная работа№8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | |
53 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли | 1 | 27 неделя |
54 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» | 1 | |
55 | Электромагнитные явления | 1 | 28 неделя |
56 | Электромагнитные явления | 1 | |
Световые явления 8 ч | |||
57 | Источники света. Прямолинейное распространение света. | 1 | 29 неделя |
58 | Отражение света. Плоское зеркало | 1 | |
59 | Преломление света. | 1 | 30 неделя |
60 | Линзы | 1 | |
61 | Линзы. Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы» | 1 | 31 неделя |
62 | Оптические приборы. Оптические явления | 1 | |
63 | Световые явления | 1 | 32 неделя |
64 | Контрольная работа 35 «Электромагнитные и световые явления» | 1 | |
Рефлексивная фаза | |||
Обобщающее повторение 4ч | |||
65 | «Век пара и электричества» | 1 | 33 неделя |
66 | Физика и мир, в котором мы живем | 1 | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | 34 неделя |
68 | «Какая странная планета…» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....
Рабочая программа по английскому языку УМК Английский в фокусе 5-9 классы (ФГОС)
Разработка рабочей программы для 5-9 классов с учетом ФГОС...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре для 1 класса (ФГОС)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре для 1 класса (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре для 2 класса (ФГОС)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре для 2 класса (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре для 3 класса (ФГОС)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре для 3 класса (ФГОС)...
Тематическое планирование учебного материала по физике в 9 классе по учебнику А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «ФИЗИКА-9кл» на 2015-2016 учебный год ( 2 часа в неделю, всего 68 часов)
Тематическое планирование учебного материала по физике в 9 классепо учебнику А.В. Перышкин, Е.М.Гутник «ФИЗИКА-9кл» на 2015-2016 учебный год( 2 часа в неделю, всего 68 часо...
Рабочая программа по физике. Автор учебника А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика 9".
Рабочая программа по физике. Автор учебника А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика 9"....