Учебный проект "Три способа согреться" методическая разработка.Тема: "Виды теплопередачи" 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Проект " Три способа согреться" носит прикладной характер.В результате осуществления проекта,учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла,но широко исследовали использование их в быту,технике,природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tri_sposoba_sogretsya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Три способа согреться»
в рамках изучения темы: «Виды теплопередачи»
Пояснительная записка: тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе.
Цели и задачи проекта:
Формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.
Формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах.
Формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.
Изучить виды теплопередачи, сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому.
Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.
Урок 1. | ||
Этапы урока | Используемые методы, приёмы | Результаты |
Актуализация знаний по теме “Внутренняя энергия тела и способы её изменения” | Фронтальная беседа | Учащиеся хорошо различают, когда ВЭ изменяется за счёт совершения работы, а когда за счёт теплопередачи. |
Постановка проблемы | Проблемный метод | Проблема: как передают тепло (энергию) от одного тела к другому? Как путешествует энергия? |
Формулировка гипотез для решения проблемы. | Фронтальная беседа с демонстрациями | Энергия может путешествовать тремя способами. |
Выявление предмета (цели) исследования | “Мозговой штурм” по выявлению вопросов подлежащих исследованию в группах | Название способа передачи энергии, механизм передачи энергии, опыт, иллюстрирующий данный вид теплопередачи, использование данного вида теплопередачи, особенности данного вида теплопередачи. |
Самостоятельная работа по изучению нового материала | Групповая форма организации познавательной деятельности | Каждая группа, проработав соответствующий § учебника, заполняет свою колонку в таблице “Виды теплопередачи”. |
Закрепление новых знаний | Групповая форма организации познавательной деятельности | Работа с дидактическим материалом “Найди свою задачу и реши её” |
Домашнее задание | Работа в парах | Заполнение таблицы “Виды теплопередачи” |
Урок 2. | ||
Проверка домашнего задания | Работа в парах | Первичная оценка знаний, выставление оценок в журнал по желанию. |
Закрепление ЗУН | Физический бой | Выявлены вопросы, на которые ответить пока не можем. |
Определение тем самостоятельных исследований | Фронтальная беседа | Создание мини-групп для решения проблемных вопросов |
Определение способов и методов исследования | Дискуссия | Разработка хода исследования мини-проекта |
Определение форм отчётности | “Мозговой штурм” | Распределение ролей для защиты проекта. |
Домашнее задание | Групповой метод | Сбор информации по проблеме |
Обсуждение вопроса об авторских правах | Объяснение учителя | Знакомство с критериями оценивания публикаций, презентаций, сайтов. |
Урок 3. | ||
Проверка домашнего задания | Групповая форма работы | Создание сценария защиты мини-проекта |
Самостоятельная работа | Групповая форма работы | - Анализ собранной группами информации, полученной в результате самостоятельных исследований. - Выводы по направлениям работы, аргументация |
Домашнее задание | Групповая форма организации познавательной деятельности | Доработка проектов и подготовка их к защите |
4 урок: | ||
Защита проектов. | ||
Проверка ЗУН. | ||
Рефлексия. |
Самостоятельные исследования учащихся: | Материалы, подготовленные группами для защиты: |
Греет ли шуба? | Видеофильм |
Можно ли считать воздух строительным материалом? | Сообщение |
Растает ли лёд в кипятке? | Демонстрация и объяснение опыта. |
Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле? | Демонстрация и объяснение опыта |
Почему дует от закрытого окна? | Сообщение, рисунки |
На лёд или под лёд? | Сообщение, график |
Как образуются бризы? | Презентация |
Как уберечь тепло? | Модель термоса |
Что такое тяга? | Презентация, демонстрация опыта |
Почему самолёты серебристые? | Информационный буклет |
Какое время года у нас под ногами? | Информационный буклет |
Как энергия путешествует через вакуум? | Информационный буклет |
Итак, проект завершился. Педагогическая цель - развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приёмами интеллектуальной деятельности – достигнута. Дети самостоятельно овладели новой научной терминологией, разработали и создали действующие приборы: термос, термоскоп, теплоприёмник. Высокая мотивация к обучению дала ощутимую прибавку к качеству знаний всех: от “слабых” до “сильных” учеников.
Физика- наука экспериментальная. Одним из условий успешного освоения учащимися физики является участие ребят в серьезных исследовательских проектах. Так, в 2007 году группа моих десятиклассников трудилась над конструированием прибора для измерения температуры. И параллельно с этим были проведены исследования по причинам возникновения шума, юные исследователи измерили своим прибором уровень шума в различных точках школы (столовая, раздевалка, школьный коридор, классная комната).Установили опасные зоны, в которых наблюдалось превышение допустимого уровня шума. Ребята познакомили учащихся школы с результатами своих исследований, а ученик 10 класса Тэут Николай , обобщив исследования, выступил с этой работой на районной НПК школьников, где занял 1место, которое подтвердил на зональной НПК и стал участником краевой конференции юных исследователей «Эврика»
В 2009 году восьмиклассники решили сделать мини-ветродвигатель и сделали. А перед этим провели исследование возобновляемых источников энергии Краснодарского края. Максим Матюша обобщил эту работу и защищал ее на районной НПК в секции «физика» Ему присвоено достойное 3 место среди старшеклассников.
В 20010 ученик 8 класса Иличенко Ярослав задал себе вопрос «Энергосберегающие лампы помогут нам сэкономить?» В течение четырех месяцев работал над этой проблемой. Результатом его исследования явился учебно-исследовательский проект, который оказался лучшим не только на муниципальном уровне (1 место в районной НПК), но и на краевом уровне. Данный проект оказался в числе лучших работ в конкурсе »Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2010-2011 учебном году. Окрыленный победой, в 9 классе Иличенко Ярослав продолжил работать в прежнем направлении. Единомышленники Ярослава вместе с ним провели исследование: возможно ли продлить жизнь лампам дневного света после того, как перегорела спираль ЛДС? В результате проекта ответ оказался положительным: да, можно продлить жизнь перегоревшей лампе. Мало того, ребята собрали схему запускающего устройства, провели технические испытания, 5о часов непрерывной работы ЛДС с новым устройством! Это была победа , по достоинству оцененная на муниципальном и региональном уровне (1 место в конкурсе научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика») Я уверена, эти ребята никогда не скажут, что физика им неинтересна.
Самое главное, по-моему мнению, не превращать курс физики в запоминание формул и механическое решение задач , ведь в этом курсе так много поражающего воображение и заставляющего задуматься. Физика открывает глаза человеку не только на огромный окружающий мир, но и на величие человеческого духа и разума.
Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей.
Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.
Хотя сейчас учитель постоянно находится «между молотом и наковальней»: существует государственный стандарт, достижение которого он обязан обеспечить для всех учащихся; существует ЕГЭ, к которому он должен подготовить группу учащихся, есть олимпиада, к которой тоже требуется большая подготовка. При этом на физику отводится 2 часа в неделю (в обычном классе обычной школы) Но я уверена, что неравнодушный, думающий учитель найдет выход из любой трудной ситуации. Надо верить в себя, в свое дело, в своих учеников и тогда мы не услышим от ребят, что физика им неинтересна и нелюбима!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и практика формирования общих учебных умений, способов учебной деятельности учащихся в условиях специального ( коррекционного) образования.
В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у...
Технологическая карта учебного занятия "Способы размножения растений"
Урок разработан на основе программы ФГОС для обучающихся 6 класссов. Целью урока является создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как ва...
Рабочая учебная программа элективного курса по математике для 10 класса общеобразовательных школ "Уравнения и неравенства:нестандартные способы решения".
Данная рабочая программа элективного курса предоставляет учащимся более полное обощение материала школьного курса уравнений и нераавенств, знакомит с нестандартными способами решения и позволяет качес...
Статья «Портфолио учебной деятельности – способ активизации познавательного интереса учащихся»
В материале приведены примеры заданий для самостоятельной домашней работы учащихся по предмету "Технология"....
Формирование универсальных учебных действий. Способы и формы их формирования.
Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих не только освоение учащимися конкретных предметных знани...
Конспект учебного занятия по предмету "Производственное обучение" в 10 классе «Способы (варианты) облицовки поверхности плитками»
профиль "Штукатурно - малярное дело"...
Конспект учебного занятия "Пошив наволочки бригадным способом" (для учащихся с ОВЗ),9 класс,2023г
Данный материал содержит конспект урока по данной теме....