Конспект учебного занятия по предмету "Производственное обучение" в 10 классе «Способы (варианты) облицовки поверхности плитками»
учебно-методический материал по технологии (10 класс)

Волкова Зинаида Анатольевна

 профиль "Штукатурно - малярное дело"

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Конспект учебного занятия с использованием ЦОР  

Город: Магнитогорск.

ОУ №: МС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 15

Учитель: Волкова Зинаида Анатольевна.

Класс: 10 класс

Тема учебного занятия: «Способы (варианты) облицовки поверхности плитками.»

Продолжительность учебного занятия: 135 минут

Тип учебного занятия: Комбинированный.

Цели учебного занятия:

                        Образовательная:  обучать умениям правильно и качественно выполнять облицовку, соответственно виду в соответствии с инструктивными указаниями, пояснениями учителя и рекомендациями инструкционной карты;

                        Развивающая:         Развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку через работу  по алгоритму, через распознавание знакомых рисунков, предметов.

                                                           Развивать мышление через работу со схемами, таблицами,  через работу с компьютером.

                                                            Развивать монологическую речь, обогащая ее новыми словами, вводя их в активный запас, через диалоги, работу с профессиограммой.

                                                            Развивать память через неоднократное повторение, использование инструкций.                                                             Способствовать умению наблюдать, сравнивать,  анализировать, развивать навыки самоконтроля;

                        Воспитательная:      Воспитывать дисциплину, культуру труда, самоконтроль. Воспитывать уважение к профессии плиточника.   Способствовать воспитанию культуры межличностного общения (работа в команде, эффективное общение с коллегами), нести ответственность за результаты своего труда, воспитывать чувства прекрасного через применение основ дизайна в помещении;

                      Социальная: способствовать пониманию сущности и значимости будущей профессии.

Используемые методы обучения:

  1. Сл`овесные: беседа, объяснения, инструктаж;
  2. Наглядные: показ трудовых приёмов и операций, демонстрация видеофильма, презентации
  3. Практические: практическая работа.

Принципы: 

  • принцип коммуникативной направленности; 
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
  • коррекционного обучения;
  • принцип деятельностного подхода в обучении;
  • принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков
  • принципы – наглядности, доступности и посильности.

Материально- техническое и дидактическое оснащение:

  • компьютер;
  • компьютерная презентация (фотографии, видеофильм, тест, таблицы.);
  • карточки – задания;
  • инструкционные карты;
  • образцы плиток;
  • плитка,
  • клей (плиточный, канцелярский);
  • пластиковые ограничители;
  • рабочие инструменты (уровень, зубчатый шпатель, отвес, мастерок, рулетка)
  • контрольно оценочные символы;
  • грифельные карандаши, линейки.

Межпредметные связи: технология, материаловедение, охрана труда, информатика, математика, русский язык.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Прогнозируемый результат: формирование умений выкладки видов облицовки поверхностей, соблюдение ровности шва в соответствии с технологическими требованиями.

Тема учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I. Организационный момент.

Цели и задачи урока.

 мин.

Подготовить учащихся к работе на уроке, сообщить цели и задачи урока.

Организация внимания и внутренней готовности

Организовать рабочее место

Словесный,

наглядный

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку (ручки, карандаши, тетради, линейки)

Здравствуйте, Я очень рада сегодня вести у вас урок. Давайте пожелаем друг другу удачи.

  1. Знакомство с темой и целями урока

Тема  урока:

Познакомьтесь с темой и целями урока.

«Способы (варианты) облицовки поверхностей».  

Сл. 1.

Цели урока: сл.2

1. Вспомним: что такое облицовка, виды, цели облицовки, виды плиток, клеев, свойства, последовательность облицовки.

2. Узнаем: виды (способы) облицовки поверхностей.

3. Будем учиться: выполнять проекты раскладки  плитки различными способами для заказчика (на листах в клетку).

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Учащиеся знакомятся с темой, целями урока.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II. Мотивация к учебной деятельности на уроке трудового обучения.

 мин.

Создать у учащихся положительную мотивацию к изучению материала урока, подготовить к восприятию нового материала

Значение трудовой деятельности в жизни человека

Быстро включиться в учебный процесс

Практический:

работа с различными видами кроссвордов

Фронтальная

       

       

Слайды 1-5

       

     

             

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, я надеюсь, что вы все будете хорошо работать на уроке.

Вы получите  отличную оценку, если покажите хорошие знания теории,  правильно выполните практическую работу.

Вы будете помогать мне оценивать ваши ответы.

 В конце урока мы подведем итоги работы.

Ребята, посмотрите на экран. Сл.3. Работаем с кроссвордом. Отгадайте строительные профессии.

Проверьте себя.

Назовите профессию, которой вы сейчас обучаетесь?

      Какие работы выполняет плиточник?

При выполнении этих работ, какими качествами должен обладать плиточник? Ребята, при ответе, используйте помощь на стенах. Сл. 4

Ребята, вы обучаетесь в школе последние 2 года, определились  вы с выбором профессии?

Где вы предполагаете продолжить свое обучение?

Если вы не поступите в училище, что будете делать?

Какой документ представите?

Какая профессия там будет записана?

Отделочник – какие работы он может выполнять?

Как вы думаете, востребованы отделочники на рынке труда?

А от чего будет зависеть заработная плата?

2.Учитель. Инспектор службы занятости расскажет о профессии отделочников  и о положении на строительном рынке труда. ( газета «Из рук в руки». Объявления «Требуются», «Услуги»). Сл. 5.

.

 

Учитель. Ребята, какой же вывод нужно сделать из сообщения инспектора службы занятости?

Учитель. Молодцы. Вы уже проектируете свою жизненную профессиональную карьеру.

Учащиеся выполняют задание, называют профессию, которой они обучаются в 10 классе – плиточник.

М

Л

Р

С

Т

Л

Р

П

Л

О

Н

К

Ш

Т

У

К

Т

Р

П

Л

И

Т

О

Н

К

К

Р

О

В

Е

Л

Щ

К

Плиточник

- плиточник подготавливает поверхности под облицовку.

- плиточник делает отборку плиток.

- плиточник  оклеивает поверхности плитками.

- плиточник должен быть бережлив, трудолюбив, иметь хороший художественный вкус.

- плиточник должен быть физически вынослив.

 -плиточник должен быть аккуратен, терпелив.

https://klademplitky.ru/wp-content/uploads/2013/02/ukladka-plitki.jpg

Пойдем в центр занятости.

Свидетельство о получении профессии в школе.

Отделочник.

Малярные, штукатурные, плиточные.

Да, потому что, строительство не заканчивается.

От  количества и качества выполненной работы.

Домашнее задание.

Еще несколько лет назад газеты пестрели объявлениями:

 «Требуются маляры», «Требуются отделочники», «Требуются штукатуры».

А сейчас в связи с кризисом тенденции резко изменились и отделочники уже предлагают свои услуги. Их много на рынке труда, а работы стало меньше.

Вот почему уже сейчас нужно учиться быть хорошим специалистом, чтобы найти свое место в жизни, найти работу.

Конечно, в этом нам помогут «Служба занятости», обучение в училище, но, тем не менее, плиточнику нужно быть технически грамотным, знать технологию выполнения операций, знать свойства применяемых в плиточном деле материалов, постоянно знакомиться с современными достижениями в строительном производстве.

- нужно стремиться повышать свою квалификацию, чтобы найти хорошо оплачиваемую работу.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV. Повторение пройденного материала.

мин.

Проверка освоенности изученного материала

Понятия

Облицовка, виды плиток, цели облицовки и подготовки под облицовку, инструменты

Ориентироваться в ранее изученном материале, выделять главное

Словесный, наглядный

Индивидуальная, фронтальная

Слайды 6-12

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель.

Какую тему вы сейчас изучаете?

Сейчас я проведу блиц-опрос.

1.Что такое плиточные или облицовочные  работы?

2. Какой бывает облицовка?

3. Какие функции выполняет облицовка – цели облицовки?

4. От чего зависит выбор облицовки?

5. Какой бывает плитка по форме, по цвету, по назначению, по материалу?

6. Какие полезные ископаемые добывают в челяб обл, Башкирии используются в изготовлении облицовочных плиток?

7.Какие полезные ископаемые используются при изготовлении керамической плитки.

8. Расскажите про глину – добыча, какая бывает по цвету, по жирности, что такое отмучивание, переработка – получение керамической плитки.

9. Расскажите про стекло – добыча, переработка – получение стеклянной плитки.

10. Каким образом получают плитки из натуральных камней?

11. Что можете сказать про металлическую плитку.

12. Что можете сказать про бетонную плитку?

13. Какая плитка самая хрупкая?

14. А какая облицовка есть в нашей школе РК

Следующий этап работы такой – повторим свойства плиток.

Один задает другому, потом другой первому. Кто больше и правильнее задаст вопросов и ответит.

Остальные внимательно слушают ответы, и услышанные свойства вписывают по ходу в кластер. Сл. 6

 Учитель. На что крепятся плитки на поверхность?

Опять работают в паре. Двое работают у доски, остальные с тестом на местах.

Потом сравниваем – взаимопроверка. Сл. 7.

 

Какой вывод можно сделать, глядя на таблицу?

Какой клеящий состав наиболее удобен для использования?

Ребята, без чего невозможно выполнять плиточные работы?

 Сл. 8.

Я раздаю инструменты, а вы даете ему характеристику по опоре: 1. как называется;

2. из каких частей состоит;

3. какие материалы применяются?

4. для выполнения каких операций используется? Сл. 9.

Как считаешь, почему применяют именно зубчатый шпатель?

Как ты считаешь, почему применяют киянку, а не молоток?

Как ты считаешь, часто ли плиточник использует уровень?

Учитель. Знаем материалы, клеящие составы, инструменты. Теперь о чем будем говорить, как вы думаете?

А прежде чем клеить плитку, что нужно сделать с поверхностью?

У доски по слайду ответить о последовательности подготовки поверхности под облицовку. Сл. 10.

Учитель. Следующий этап – последовательность облицовки.

 

Вспомним  последовательность операций. Для этого:

1 уч – раскладывает инструкционную карту на доске,

2 уч – работает с компьютером, вставляет пропущенные операции. Сл. 11.

Остальные – проставляют последовательность, работая с тестом.

И проверяем правильность, отвечая по сл. 12.

Произведите взаимопроверку.

На этом повторение материала закончено.

-  Мы изучаем тему «Облицовка поверхности».

- Цели облицовки: (ответ по опоре)

  1. Защитить поверхность от разрушения.
  2. Придать поверхности красивый внешний вид.
  3. Санитарно-гигиенические (удобство уборки и придание чистоты поверхностям).
  4. Создание непрозрачной, цветной фактуры.

 Работа с таблицей на экране проектора.

материал

1 вяжущее

2 вяжущее

заполнитель

разбавитель

Цем р-р

Цем-изв

Глин р-р

мастика

Сух смесь

Применяются простые и сложные растворы.

Глиняный раствор применяется для облицовки печей и каминов.

Наиболее удобен для использования готовая сухая смесь – плиточный клей.

Невозможно выполнять работы без инструментов,

https://vanna-expert.ru/wp-content/uploads/2017/06/Instrument-plitochnika-768x411.jpg

Будем говорить о приклеивании плиток на поверхность.

   

Нужно поверхность подготовить.

 

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V. Изучение новой темы.

мин

Знакомство со способами облицовки.

Способы облицовки поверхностей

Составлять картины облицовки

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Слайды 13-17

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель.

Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть на рисунки на слайде. Что вы видите?  Вам нравится?

Есть какая-то разница в картинках? В чем?

В чем разница?

Что вы видите на первой картинке, на второй, на третьей?

Сл.13, 14.

  1. Правильно,  можно сказать способы укладки плитки, можно сказать варианты. Изучали мы это? Нет. Вот и подошли к теме сегодняшнего урока: «Способы укладки плитки.»
  2. Существует три способа укладывать плитку на стену: по диагонали, в перевязку и “шов в шов. Сл. 15, 16, 17, 18.

Ребята, как вы думаете, можно ли начинать укладывать плитку такими вариантами без чертежа?

Виды облицовки поверхностей.

 Разная плитка, и по разному она уложена.

Можно.

тап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI. Закрепление материала.

Творческие

Задания

Для формир.

Личност.ууд

мин.

Активизация ранее полученных знаний.

Знать способы облицовок

Уметь составлять картины облицовок

Проблемный,

частично-поисковый

Групповая и индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Итак, что же мы с вами узнали на уроке нового?

Какие они бывают?

Зарисовать эти схемы не составит труда, да? Как бы ты это сделал на доске? (лууд – вопрос)

Подойти к доске, зарисовать – 3 чел.

Давайте вернемся к сл. 14, 15.

Такие сложные покрытия можно выполнять, не имея перед глазами схему укладки?

Конечно, при проектировании частных домов, офисных помещений, бань, саун, бассейнов, проектировщики делают чертежи раскладки плиток – по способу, цвету, может быть выкладывают картину.

Ребята, а давайте представим, что все мы работаем в проектном бюро. Пришел заказчик и предложил нам выполнить проект по оформлению стен бассейна. Объявил конкурс на лучшую работу.

Проявите свое творчество, побудьте дизайнерами, попытайтесь угодить заказчику, и чья работа окажется лучшей, та и будет принята в работу.

Кому трудно самостоятельно составлять картину, может пользоваться схемами-помошниками. Сл. 19-22.

Способы облицовки поверхности.

Существует три способа укладывать плитку на стену: по диагонали, в перевязку и “шов в шов.

Нет

http://cdn.remotvet.ru/files/users/images/56/c5/56c5757bc500f02df99efecf82bf9809.jpg

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VIII. Практическая работа.

мин.

Применение теоретических знаний в производственной деятельности

Словесное комментирование каждого этапа работы

Умение работать в коллективе,  подчиняться требованиям коллектива.

Практический

Групповая

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Каждому ученику предлагается  - лист в клетку, линейка, простой карандаш, цветные карандаши.

Приступаем к работе.

Повторим правила безопасной работы.

                  План практической работы.

1. Лист в клетку разлиновываем 2х2см.

2.Наносим схему орнамента.

3. Раскрашиваем ее.

Учитель по ходу работы подсказывает ученикам действия.

- Перед работой нужно одеть спецодежду.

- Приготовить инструмент и инвентарь.

- Работать исправным инструментом.

- рабочее место должно быть освещено.

- Во время работы не мешать товарищам.

- Не уходить с рабочего места без разрешения.

- Работать аккуратно, беречь материалы и инструменты.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IX. Итог урока.

 мин.

Подвести итоги учебного занятия, проанализировать, дать оценку успешности достижения целей урока

Признаки достижения целей

Давать оценку, аргументировать свой ответ

Словесный

Фронтальная

СД-диск «Материаловедение»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель подводит итоги всего учебного  занятия.

- Что нового, полезного для жизни мы сегодня узнали? Чему научились?

Задаются вопросы по пройденному материалу:

Работа по проектированию облицовки стен бассейна выполнена. Давайте подведем итоги.

Проведем оценку результатов индивидуального труда учащихся на уроке.

Чей проект понравится заказчику больше, как вы думаете?

Отвечают на предложенные вопросы.

Самоконтроль и самооценка.

Оцениваем выполненные работы.

Делаем анализ выполненных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект учебного занятия по физике в 8 классе

коспект урока по схеме в теме" Тепловые явления"...

Конспект учебного занятия по обществознанию в 7 классе "Подросток в социальной среде"

Конспект учебного заняти, где определены этапы урока и содержание деятельности обучающихся, прилагаются схемы...

Конспект учебного занятия по математике в 5 классе: "Сложение десятичных дробей"

Конспект урока по математике в 5 классе по теме: "Сложение десятичных дробей" (ФГОС)....

Конспект учебного занятия по математике в 6 классе по теме: "Решение уравнений"

Конспект учебного занятия по математике в 6 классе по теме: "Решение уравнений"...

Конспект учебного занятия по физике для 8 класса. Конкурс - игра «Умники и умницы» Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»

Конспект учебного занятия по физике для 8 класса.Конкурс - игра «Умники и умницы»Тема: «Изменение агрегатного состояния вещества»...

Конспект учебного занятия по ОПК в 7 классе "Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа"

Цель данного занятия: Сформировать у обучающихся понятия жизни как высшейнравственной ценности.Планируемые результаты:- Осознать значение образа Пресвятой Богородицы в православной культуре;- Уст...