Разработка урока по физике для 7 класса с использованием мыслительных приемов Сингапурской методики
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Тип занятия: урок обобщения знаний.

Образовательная цель:  обеспечение качества обучения путем использования эффективных методик и образовательных технологий, представить в игровой форме понятия, которые являются базой для начала изучения курса физики, формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом.

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли, зрительное и пространственное восприятие, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная цель: формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности; создать условия для формирования познавательного интереса к  предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка уроков по физике с использованием современных обучающих структур

Тип занятия: урок обобщения знаний.

Образовательная цель:  обеспечение качества обучения путем использования эффективных методик и образовательных технологий, представить в игровой форме понятия, которые являются базой для начала изучения курса физики, формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом.

Развивающая цель: развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли, зрительное и пространственное восприятие, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная цель: формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности; создать условия для формирования познавательного интереса к  предмету.

 Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности,  выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных  источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Этапы: 1. Мотивационный.

             2. Актуализации знаний.

             3.Обобщение новых знаний.

             4.Рефлексия.

         На уроке я выделяю 4 этапа.

Первый этап я назвала «Боевой настрой». Главная задача этапа: за короткое время заинтересовать, заинтриговать детей каким-либо сообщением, фактом, задачей, а затем поставленную проблему разрешать в течение урока.

Второй этап. Объявление формы работы на уроке. Весь класс я делю на группы таким образом, чтобы в каждой группе были и слабые и сильные ученики, т. е. группы, равные по своим возможностям. Каждая группа выбирает себе капитана.

Третий этап. Проведение игры. В зависимости от уровня подготовки детей этапов игры может быть от трех и более, но не менее трех.

Четвертый этап урока. Подведение итогов игры.

Данный вид урока я провожу как обобщающий после изучения какого-либо раздела физики в 7 классе. Урок легко трансформируется на любую тему курса физики. Так, я разработал уроки такого вида по всем разделам курса физики 7 класса.

Стоит отметить, что можно использовать не весь урок, а отдельные его этапы, элементы, в особенности, для слабых детей или детей, не заинтересованных в учебе. На уроке эти дети проявляют заметную активность  и работают продуктивно.

Основная идея – групповая форма работы, когда основной вид деятельности – взаимообучение.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, знакомство с темой (мотивация) – (слайд 1,2).

2. Проведение имитационной игры.

Перед началом урока гости делятся на 4 команды.

- 1. Учитель объявляет углы: «Какое изречение Вам более близко?»
1 стол- «Человек сам себе друг, товарищ и враг…Сергей Королев»
2 стол- «Слеп физик без математики…Майкл Фарадей»
3 стол- «Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример…Альберт Эйнштейн»
4 стол- «Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. Аристотель»
-
2.Ученики выбирают себе углы.
-Дайте ученикам немного времени подумать в тишине для принятия решения.

- 3.Ученики подходят к своему углу (рабочему столу).

- 4.Обсуждение в парах. Обсудите в парах, почему Вы выбрали данный угол.

Внимание! Внимание! Все, кто любит поиск, головоломные приключения, внимательно слушайте! К нам в школу пришло загадочное письмо. От кого? Пока секрет! Вот, что в нем написано:

«О, почтеннейшие юные физики! Я познал истину и хочу поделиться с Вами. Если Вы будете обладать этим, то станете по-настоящему счастливыми, потому что сможете добиться многого в жизни.

Я открою вам свой секрет, но его нужно найти. Путь поиска подскажут вам ответы на физические вопросы, которые записаны мною на особых листах.

Вперед! Да помогут Вам Ваши знания по физике и смекалка.»

В путь за поиском слагаемых успеха отправятся две (три) команды:

( Представление команд)

Выберите себе командиров. От этого выбора в немалой степени будет зависеть исход Вашего поиска.

1 этап. Проверка теоретических знаний.

Командиры, получите листы с заданием №1

(Задание на карточке командам)

Ответьте на 6 предложенных ниже вопросов и возьмите из каждого слова – ответа указанные мною буквы. Из них вы составите слово – пароль. С паролем обратитесь к учителю, который ответит словами «Вам очень нужны» и передаст задание №2.

  1. Как называется состояние вещества, при котором молекулы движутся свободно, беспорядочно, с большими скоростями? ( Из ответа возьмите третью букву)
  2. Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? (Из ответа возьмите четвертую букву)
  3. Как называется вещество, которое легко увидеть в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном? (Из ответа возьмите четвертую букву)
  4. Как одним словом назвать явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел? (Из ответа возьмите  вторую букву)
  5. Назовите одну из величин, которая характеризуется числовым значением и направлением (Из ответа возьмите вторую  букву)
  6. Каким термином названо явление, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга? (Из ответа возьмите восьмую  букву)

( Ответы: 1. Газ. 2. Трение. 3. Вода. 4. Инерция. 5. Сила. 6. Диффузия.  Пароль – ЗНАНИЯ)

2 этап. Знание физических приборов.

(Задание на карточках командам)

Дорогие друзья! Перед Вами 4 латинские буквы: V, t, I, F, обозначающие физические величины. Запишите названия приборов, которыми можно измерить эти величины.

Из названий возьмите следующие буквы и из них составьте слово – пароль.

Из первого слова возьмите пятую букву, из второго – шестую, из третьего – вторую, из четвертого – третью, вторую и восьмую.

С этим паролем обратитесь к учителю, который должен Вам ответить: «Ценнейшее качество» и передать задание №3.

(Ответы: 1. Мензурка. 2. Термометр. 3. Амперметр. 4. Динамометр.  Пароль – УМЕНИЯ)

3 этап. Вычисление объема вещества.

(Задание в конверте)

О, почтенные! Надеюсь, Вам не составит труда вычислить объем вещества. Возьмите мензурку, колбу с водой и действуйте. Закончив работу, предъявите результат учителю и получите задание №3.

4 этап. Знание формул.

(Задание на карточках командам)

Используя записку и дешифратор (лист с вырезами), Вы должны составить слово – пароль и с ним обратиться к учителю. (Записка и дешифратор в приложении)

Чтобы узнать слово- пароль, нужно: прочитать первое из приведенных далее заданий, наложить дешифратор на записку и поворачивать дешифратор до тех пор, пока в окнах-прорезях не получите нужную формулу, соответствующую первому заданию. При таком положении в правом нижнем углу, в вырезе дешифратора Вы прочтете первую букву слова- пароля. Повторите все действия для каждого задания.

Задания. Найдите формулу для:

  1. Расчета скорости тела при равномерном движении.
  2. Расчета объема тела.
  3. Вычисления плотности вещества.
  4. Расчета массы тела.

(Ответ: ОПЫТ.  Отзыв  «В жизни необходим»)

Вот нам и удалось узнать секрет успеха. Послушайте окончание загадочного письма:

«О, почтеннейшие! Ваши знания, умения, опыт привели Вас к успеху. Поздравляю с победой!

Три слагаемых Вашего успеха – знания, умения, опыт, а приобрести все это Вы сможете в школе. Успеха Вам!»

Питер Хиггс.

3.Рефлексия.

Уважаемые коллеги!  Давайте оценим результат совместной деятельности.

Ответьте пожалуйста на вопросы:

1. Какие моменты урока для вас были наиболее интересными?

2.Что показалось наиболее трудным на уроке?

3.Успешно ли применение обучающих структур на уроках физики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физике 8 класс. Тема "Напряжение. Единицы измерения напряжения" с использованием ИД Smart Board

В материале представлена разработка урока по физике для 8 класса. Тема "Напряжение. Единицы измерения напряжения". Конспект составлен с учетом УУД и в соответствии с ФГОС ООО. Урок проводился с и...

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: «Введение клубной латины в школьную программу на примере танца аргентинское танго»

Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: " Введение в клубную латину в школьную програму на примере танца аргентинское танца"...

разработка урока по физике "Производство, передача и использование электроэнергии"

Урок по физике для 11 класса. Урок построен при использовании технологии проблемно-деятельностного, развивающего обучения....

Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»

Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...