Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»
методическая разработка по физике (10 класс)
Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-лаборатория.
Представлена презентация, которая использовалась для сопровождения урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома | 418.5 КБ |
Презентация | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»,
МОУ СОШ № 3, г.Комсомольск-на-Амуре.
Тип урока: Интегрированный урок-лаборатория
Целевая аудитория: подростки 15-16 лет.
Урок – лаборатория
по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»
Цель урока: Получить практические навыки решения физических задач с использованием электронных таблиц.
Задачи урока:
Образовательная: Сформировать практические навыки и умения решать задачи на закон Ома с использованием электронных таблиц. Осуществление меж предметных связей на уроке.
Воспитательная: Продолжить работу по воспитанию самостоятельности и внимания учеников, умения работать с электронными таблицами и компьютерными программами.
Развивающая: Продолжить работу по развитию логического и творческого мышления, умения анализировать и принимать решения в нестандартной ситуации. Развитие устойчивого интереса к предметам информатика и физика.
Метод обучения: проблемный, исследовательский, с применением ИКТ.
Форма организации: фронтальная, групповая, первичный контроль
№ п/п | Этап урока, деятельность учителя | Время, мин | Приемы и методы, деятельность учащегося |
1. | Оргмомент Вступление учителя к уроку (эпиграф). Постановка задач урока, запись Д/З. Вводная беседа. | 3 мин | Подготовка уч-ся к уроку Мотивация знаний Тема урока Цель урока Записи в тетрадях и в дневниках Слайд 1-2 |
2. | Повторение пройденного изученного материала с помощью компьютерной презентации. Постановка проблемного вопроса. | 6 мин | Активизация мыслительной деятельности. Фронтальный опрос Слайд 3-8 |
3. | Постановка цели эксперимента Постановка эксперимента Учитель формулирует задание ученикам | 11 мин | Фронтальный эксперимент, демонстрационный эксперимент. Проблемно-диалоговый метод. Слайд 9-10 |
4. | Практическая часть Учитель предлагает ученикам перейти к компьютерам | 18 мин | Работа по решению задач, фронтальный опрос Слайд 11 |
5. | Подведение итогов, выводы по уроку Домашнее задание | 1 мин | Беседа, подведение итогов. Домашнее задание записывается в дневник Слайд 12 |
6. | Рефлексия | 1 мин | Слайд 13 |
Приборы и материалы для обучения:
Набор «Электричество-1», выпрямитель электрического тока ВУП-24. Проектор, компьютерный класс.
Средства обучения:
Презентация в MS Power Point, Excel, карточки-листы с индивидуальным заданием и с заданием для работы на компьютере.
Ход урока:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц» (№ 15) в системе уроков в разделе «Основы электродинамики» и (№2) в системе уроков по теме «Законы постоянного тока» курса физики 10 класса.
Тип урока: Интегрированный урок (физика+информатика)
Главная дидактическая цель урока:
Интеграция знаний о «Законе Ома», получаемая средствами применения ИКТ: новейших физических приборов, компьютерных технологий.
Углубление знаний о «Законе Ома» за счёт реализации межпредметных знаний физики и информатики.
Учитывая требования программы, мной была поставлена цель урока – получить практические навыки решения физических задач с использованием электронных таблиц.
К обучающим задачам урока мы относим: сформировать практические навыки и умения решать задачи на закон Ома с использованием ИКТ.
К воспитательным – продолжить работу по воспитанию самостоятельности и внимания учеников, умения работать с электронными таблицами и компьютерными программами.
Урок был также призван способствовать развитию у школьников логического и творческого мышления, умения анализировать и принимать решения в нестандартной ситуации, развитию устойчивого интереса к предметам информатика и физика.
Для работы на данном уроке нами была выбрана профильная подгруппа учеников 10 «А» класса. Уровень подготовки профильной подгруппы 10 «А» класса средний. В группе преобладает хороший мотивационный уровень к учебной деятельности. Уровень навыков учебного труда средний, поэтому выбираем средний темп урока. Взаимоотношения с детьми хорошие. В данной группе класса 8 учеников, из них 2 человека - сильных учеников, 7 учеников с удовлетворительными способностями, поэтому нами были использованы различные инновационные методы и способы активизации познавательной деятельности учащихся.
Характер содержания урока экспериментальный.
Новизна материала частичная.
Тип данного урока - интегрированный, он включает в себя 6 этапов:
1 этап: Оргмомент. Вводная беседа. Постановка задач урока, запись Д/З.
2 этап: Повторение пройденного изученного материала с помощью компьютерной презентации. Постановка проблемного вопроса.
3 этап: Постановка цели эксперимента. Постановка эксперимента. Учитель формулирует задание ученикам.
4 этап: Практическая часть. Учитель предлагает ученикам перейти в классе информатики для работы на компьютерах.
5 этап: Подведение итогов, выводы по уроку.
6 этап: Рефлексия
Основным этапом был 4 этап. Цель подготовительного 3 этапа – исследовать на опыте зависимость силы тока от сопротивления проводника и количества теплоты, выделяющегося на проводнике от сопротивления проводника и силы тока в нём. Цель основного 4 этапа – рассчитать по формуле закона Джоуля - Ленца количество теплоты, выделяющееся на проводнике за время 5с и сделать соответствующие выводы. На данном этапе проверялось умение работать на компьютере, с применением специальной программы. Умение работать в коллективе (работа в парах).
При проведении урока мы ориентировались на принципы обучения:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых видов деятельности.
3. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учеником.
4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли учителя.
Чтобы решить основную дидактическую цель урока, мной были подобраны на 4 этапе урока вопросы:
1. Как зависит количество теплоты, выделяющееся на проводнике от его сопротивления?
2. Как зависит количество теплоты, выделяющееся на проводнике от силы тока в нём?
3. Рассчитать количество теплоты, выделяющееся на проводнике за 5с.
4. Построить график зависимости I=I(U).
5. Сделать выводы.
Материал урока оказался сложным, но интересным для учащихся.
На этапе 1 этапе урока были использованы словесные методы для обеспечения активизации мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
На 2 этапе урока мы использовали метод фронтального опроса для повторения пройденного изученного материала с помощью компьютерной презентации, потому что большинство учеников лучше запоминают зрительную информацию. А также, использование мультимедийной презентации позволяет экономить время на уроке. Мной были подобраны следующие проблемные вопросы:
1. Электрическим током называется?
2. Сопротивление тока зависит от…
3. Сопротивление двух последовательных проводников равно…
4. Напряжение на участке можно измерить…
5. Силу тока на участке можно измерить…
После этого мною была поставлена задача перед учениками: для проведения эксперимента нам нужно вспомнить законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Повторение данных вопросов необходимо для успешной реализации цели основного этапа урока и активизации мыслительной деятельности учащихся.
В ходе урока на 2 этапе была организована фронтальная, а на 3 этапе коллективная работа учащихся.
Для подготовки к основному 4 этапу мы использовали на подготовительном 3 этапе экспериментальный метод обучения, с использованием набора «Электричество-1», выпрямителя электрического тока ВУП-24, потому что живой эксперимент является лучшим методом познания.
Нами была собрана электрическая цепь, используя набор «Электричество-1» и выпрямитель ВУП-24. Напряжение поддерживалось 4 В.
Цель эксперимента: Исследовать на опыте зависимость силы тока от сопротивления проводника и количества теплоты, выделяющегося на проводнике от сопротивления проводника и силы тока в нём.
Вначале экспериментальной части мной было предложено ученикам выполнить следующее задание: начертите схему электрической цепи, которая перед вами собрана на доске. Нас порадовали несколько учеников, которые без ошибок самостоятельно справились с поставленной задачей.
В ходе эксперимента я использовала индивидуально-групповой метод обучения (работа с одарёнными детьми с опережающим заданием):
Нами были вызваны два ученика к доске в качестве лаборантов для проведения эксперимента и записи результатов эксперимента в таблицу, заранее подготовленную на доске.
В ходе эксперимента мы меняли проводники, брали проводники с разным сопротивлением.
1. R=1 Ом; 2. R=2 Ом; 3. R=3 Ом; 4. R=4 Ом; 5. R=5 Ом.
В наборе нет проводника с сопротивлением 4 Ом и 5 Ом, поэтому ученикам был задан вопрос:
Какие проводники нам нужно взять и как мы их должны соединить, чтобы получить сопротивление 4 Ома и 5 Ом?
Предполагаемый ответ:
- Нужно взять проводники с R=1 Ом и R=3 Ом;
- Нужно взять проводники с R=2 Ом и R=3 Ом;
Как мы должны их соединить? (ответ: последовательно)
Руководство учителя при выполнении этих заданий было пооперационным.
Задания 4 этапа были ориентированы на развитие творческого мышления, умения анализировать и принимать решения в нестандартной ситуации учащихся.
Руководство учителя при выполнении заданий 4 этапа было инструктирующим, потому что школьники работали по специальным компьютерным программам в кабинете информатики.
На заключительном этапе ученикам было предложено ответить на контрольные вопросы:
1. Как зависит сила тока от сопротивления? |
2. Зависит ли сопротивления проводника от силы тока и напряжения? |
3. Как зависит количество теплоты от силы тока |
и сопротивления? |
4. Что измеряет амперметр? Записать правила включения амперметра в цепь. |
5. Что измеряет вольтметр? Записать правила включения вольтметра в цепь. |
Подведение итогов работы. Выставление оценок. |
Удачным считаю постановку задачи, которая была предложена ученикам на дом, так как она содержит практическую направленность и развивает смекалку.
Нам удалось уложиться по времени. Распределение времени было рациональным и продуманным.
Темп урока соответствовал возможностям класса. В целом, можно сказать, что основная дидактическая цель урока была достигнута.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Получить практические навыки решения задач с использованием электронных таблиц.
Задание. Подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения. Электронные таблицы - это выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций. Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах: используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются. Формула - это при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. Относительные ссылки - Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах. Абсолютные ссылки - число, текст и формула
Источник данных диаграмм Запустить мастер диаграмм Выбрать тип диаграммы Параметры диаграммы Определить размещение диаграммы Этапы построения диаграммы
1.Что такое диаграмма? 2. Назовите типы диаграмм.
Перевести на язык формул электронных таблиц
Подведение итогов
Домашнее задание Оцените, какого сопротивления нужно взять проводник, чтобы его можно было использовать в качестве нагревательного элемента в электрической плите/в обогревателе для помещения Дано : КПД=40%; С воздуха =1000 Дж/кг* 0 С; m в = V k * p в ; p в =1,29 кг/м 3 t 1 =0 0 C ; t 2 =20 0 C ; КПД= Q п / Q з = m в * С в *( t 2 - t 3 )/ I 2 k * R * t Найти: Рассчитать R н.эл. = ? для каждой комнаты в квартире, и построить график зависимости сопротивления проводника от объема комнаты.
Мне понравилось, и мне все удалось Мне понравилось, и но у меня были проблемы с выполнением задания Мне данный материал не нужен, и ничего не получилось
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории". Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему Н.А.Некрасов "На Волге" с использованием ИКТ
Данная методическая разработка представляет собой разработку урока литературы по учебнику литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной....
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника
Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...
Методическая разработка урока в 5-м классе по теме: "Мой мир" (технология использования ЭОР на уроках английского языка)
В данной публикации представлена методическая разработка урока английского в 5-м классе по теме: "Мой мир" и технология использования ЭОР на уроках английского языка....
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...
Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»
Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....