Конспект урока "Предложение как единица синтаксиса"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Материалы конспекта позволяют усилить работу по функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putintseva_praktikum_2.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Предмет: Русский язык
Класс: 5 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема | Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания. |
Цель | Повторение и закрепление знаний по теме «Предложение». Познакомить обучающихся с видами предложений по цели высказывания, сформировать умение различать предложения по цели высказывания. |
Задачи |
|
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия | Предложение, словосочетание, слово. |
Межпредметные связи | Литература, ИЗО (словесное рисование). |
Ресурсы | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014. Набор карточек с заданием. |
Используемые технологии | Дифференцированный подход, деятельностный подход |
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент | Ставит задачу: проверить готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. | Проверяют готовность рабочего места. | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. | |
Актуализация опорных знаний | 1. Организует повторение. На доске запись: Погода Прекрасная погода Сегодня стоит прекрасная погода. Задаёт обучающимся вопрос: Чем отличаются эти фразы? По каким признакам вы определили, что последняя фраза – это предложение? Запишите предложение и подчеркните главные члены. Чем отличаются предложение, словосочетание и слово? Какие знаки ставятся в конце предложения? 2. Организует самостоятельную работу обучающихся: - Составьте и запишите словосочетания, используя слова на доске, подчеркните орфограммы в словах. Обозначьте главное и зависимое слово. - Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Докажите, что данная фраза является предложением. | Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания. Отвечают на вопросы учителя. Находят грамматическую основу предложения. Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах, составляют словосочетания, определяют особенности строения предложения. | Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения. Умение составить словосочетание, найти грамматическую основу предложения. Умение найти главное слово в словосочетании. Соблюдение орфографических норм. | Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений); Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: понимание сущности усвоенного. Личностные: понимание сущности усвоенного. Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений). |
Постановка проблемы и определение учебной задачи | 1. Подводит обучающихся к формулированию темы урока. На доске записаны предложения: Я сделал домашнее задание. Ты сделал домашнее задание? Проверьте домашнее задание! - Задаёт вопросы классу: Чем отличаются эти предложения? Почему в конце этих предложений стоят разные знаки? Как называются эти знаки. 2. Сообщает тему урока. Подводит к формулированию цели урока. Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания». Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать? | Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя). | Определение темы и цели урока. | Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока. Регулятивные: принятие учебной задачи. |
Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока) | Рассказывает обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы: - Ребята, обратитесь к учебнику и прочитайте определения этих видов предложений. Организует наблюдение: ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений. | Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение.
| Знание особенностей различных видов предложений. Адекватное восприятие информации на слух. Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения. Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики. | Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ, сравнение). Коммуникативные: построение речевого высказывания, владение речью в соответствии с нормами родного языка. |
Закрепление полученных знаний | 1.Диктует разные по цели высказывания предложения. Определите вид по цели высказывания и объясните свой выбор. В первом классе дети учатся читать. Ты уже умеешь читать? Как хорошо уметь читать! 2. Организует самостоятельную работу в группе: Составьте и запишите повествовательные предложения на тему «Школа». | Определяют вид предложений по цели высказывания. Осуществляют самопроверку. Составляют устный текст (словесное рисование). Выполняют задания. Осуществляют самопроверку. Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе. | Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики. Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета. | Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ). Регулятивные: осуществление самоконтроля. Познавательные: общеучебные (самостоятельный выбор нужной информации), логические (доказательство). Регулятивные: осуществление самоконтроля. Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Владение речью в соответствии с нормами языка. |
Рефлексия | Предлагает обобщить знания, закреплённые на уроке: - Что мы повторяли сегодня? - Что мы узнали сегодня нового? - Какие предложения являются повествовательными, вопросительными, побудительными? Подводит обучающихся к формулированию вывода. | Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала. | Способность свободно, правильно излагать свои мысли. | Коммуникативные: построение речевого высказывания. Осуществление учебного сотрудничества с учителем. |
Итог урока | Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке Тема понятна, в ней я, как рыба в воде Остались вопросы, работал спустя рукава Ничего непонятно, как в темном лесу | Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке. | Адекватно выражают своё отношение к полученной информации. | Личностные: оценивание усваиваемого материала. Самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока: "Основные единицы синтаксиса"
разработка урока по русскому языку по теме : "Основные единицы синтаксиса"...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Основные единицы синтаксиса"
Методическая разработка урока, содержащая в себе как работу по указанной теме, так и подготовку к ОГЭ....
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...
Конспект урока с презентацией: "Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний"
Конспект урока с презентацией...
Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса
Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...
Конспект урока в 8 классе "Словосочетание как единица синтаксиса"
Цели урока:1. Повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучении.2. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и...
Конспект урока в 8 классе «Словосочетание как единица синтаксиса».
Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».Учебник: "Русский язык. 8 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2018....