Конспект урока "Предложение как единица синтаксиса"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Путинцева Ирина Петровна

Материалы конспекта позволяют усилить работу по функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putintseva_praktikum_2.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.

Цель

Повторение и закрепление знаний по теме «Предложение». Познакомить обучающихся с видами предложений по цели высказывания, сформировать умение различать предложения по цели высказывания.

Задачи

  • повторить строение и признаки предложения;
  • закрепить умение отличать предложение от других языковых единиц;
  • учить детей отличать предложения по цели высказывания;
  • учить детей правильно составлять предложения и словосочетания;
  • учить детей правильно давать толкование лексического значения слова;
  • коррекция и развитие мышления;
  • способствовать формированию познавательных УУД через самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений, анализ речевых ситуаций, выполнение заданий на анализ, сравнение, приведение доказательств;
  • способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля;
  • развивать личностные УУД через оценивание усваиваемого материала;
  • способствовать формированию  коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать особенности строения предложения;
  • уметь отличать предложение от других языковых единиц;
  • уметь отличать повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;
  • уметь давать толкование лексического значения слов;
  •  уметь находить и исправлять ошибки.

Личностные:

  • оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные:

  • принимать учебную задачу;
  • работать по инструкции учителя;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  • контролировать выполнение работы, вносить коррективы;
  • применять для решения учебной задачи логические действия анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждения и вывода (под руководством учителя);
  • правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, грамотно отвечать на вопросы;
  • осуществлять совместную деятельность в группе.

Основные понятия

Предложение, словосочетание, слово.  

Межпредметные связи

Литература, ИЗО (словесное рисование).

Ресурсы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.:  Просвещение, 2014.

Набор карточек с заданием.

Используемые технологии

Дифференцированный подход, деятельностный подход

Дидактическая структура урока (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

момент

Ставит задачу: проверить готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Проверяют готовность рабочего места.

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места.

Актуализация опорных знаний

1. Организует повторение.

На доске запись:

Погода

Прекрасная погода

Сегодня стоит прекрасная погода.

Задаёт обучающимся вопрос:

Чем отличаются эти фразы?

По каким признакам вы определили, что последняя фраза – это предложение?

Запишите предложение и подчеркните главные члены.

Чем отличаются предложение, словосочетание и слово?

Какие знаки ставятся в конце предложения?

2. Организует самостоятельную работу обучающихся:

- Составьте и запишите словосочетания, используя слова на доске, подчеркните орфограммы в словах. Обозначьте главное и зависимое слово.

- Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу.

 Докажите, что данная фраза является предложением.

Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания.  Отвечают на вопросы учителя.

Находят грамматическую основу предложения.  

Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах, составляют словосочетания, определяют особенности строения  предложения.

Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения.

Умение составить словосочетание, найти грамматическую основу   предложения. Умение найти главное слово в словосочетании. Соблюдение орфографических норм.

Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений);

Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные: понимание сущности усвоенного.

Личностные: понимание сущности усвоенного.

Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений).

Постановка проблемы и определение учебной задачи

1. Подводит обучающихся к формулированию темы урока.

На доске записаны предложения:

Я сделал домашнее задание.

Ты сделал домашнее задание?

Проверьте домашнее задание!

- Задаёт вопросы классу:

Чем отличаются эти предложения?

Почему в конце этих предложений стоят разные знаки?

Как называются эти знаки.

2.  Сообщает тему урока. Подводит к формулированию цели урока.

Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания».

Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать?

Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя).

Определение темы и цели  урока.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока.

Регулятивные: принятие учебной задачи.

Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока)

Рассказывает обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы:

- Ребята, обратитесь к учебнику и прочитайте определения этих видов предложений.

Организует наблюдение: ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений.

Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение.

 

Знание особенностей различных видов предложений.

Адекватное восприятие информации на слух.

Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения.

Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики.

Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ, сравнение).

Коммуникативные: построение речевого высказывания, владение речью в соответствии с нормами родного языка.

Закрепление полученных знаний

1.Диктует разные по цели высказывания предложения.

Определите вид по цели высказывания и объясните свой выбор.

В первом классе дети учатся читать. Ты уже умеешь читать? Как хорошо уметь читать!

2. Организует самостоятельную работу в группе:

Составьте и запишите повествовательные предложения на тему «Школа».

Определяют вид предложений по цели высказывания.

Осуществляют самопроверку.

Составляют устный текст (словесное рисование).

Выполняют задания. Осуществляют самопроверку.

Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе.

Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики.

Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм.

Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета.

Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ). Регулятивные: осуществление самоконтроля.

Познавательные: общеучебные (самостоятельный выбор нужной информации), логические (доказательство).

Регулятивные: осуществление самоконтроля.

 Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Владение речью в соответствии с нормами языка.

Рефлексия

Предлагает обобщить знания, закреплённые на уроке:

- Что мы повторяли сегодня?

- Что мы узнали сегодня нового?

- Какие предложения являются повествовательными, вопросительными, побудительными?

Подводит обучающихся к формулированию вывода.

Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Коммуникативные: построение речевого высказывания. Осуществление учебного сотрудничества с учителем.

Итог урока

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке

Тема понятна, в ней я, как рыба в воде

Остались вопросы, работал спустя рукава

Ничего непонятно, как в темном лесу

Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке.

Адекватно выражают своё отношение к полученной информации.

Личностные: оценивание усваиваемого материала. Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока: "Основные единицы синтаксиса"

разработка урока по русскому языку по теме : "Основные единицы синтаксиса"...

Конспект урока русского языка в 8 классе "Основные единицы синтаксиса"

Методическая разработка урока, содержащая в себе как работу по указанной теме, так и подготовку к ОГЭ....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Конспект  урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...

Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса

Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...

Конспект урока в 8 классе "Словосочетание как единица синтаксиса"

Цели урока:1. Повторение    сведений   о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучении.2. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и...

Конспект урока в 8 классе «Словосочетание как единица синтаксиса».

Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».Учебник: "Русский язык. 8 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2018....