Конспект урока "Фразеология. Фразеологически единицы и их употребление"
план-конспект урока по русскому языку
Представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление»
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Цели:
- Познавательные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
- Практические: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи.
- Развивающие: развивать логическое мышление на основе подбора синонимов и антонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь, развивать навык работы с фразеологическим словарём.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока.
- Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
- Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
- Подготовка к ЕГЭ.
- Орфоэпическая разминка: кормящий, жалюзи, оптовый, премировать, щавель, клала, поняла, красивее, ходатайство, бухгалтеров, йогурт.
- Работа с раздаточным материалом. Способ проверки: взаимопроверка.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)м ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
- 1,3
- 3,4
- 2,4
- 2,3
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
- в…рсистый, ут…пический, м…рзлота
- б…сиком, ок…ймлять, приг…рать
- ав…нтюра, м…ндариновый, благорапол…жение
- компр…мисс, соприк…снушись, обог…щение.
А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
- пр…успевать, пр…плести, пр…рывание
- о…гадать, по…кидывать, на…кусить
- и…ложенный, не…говорчивый, р…жечь
- раз…скивая, без…сходный, под…грать.
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
- запиш…шь, закручива…мый
- вытащ…шь, накопл…нный
- изуча…шь, закле…вший
- напиш…шь, муч…мый.
А17. В каком варианте ответа указаны все слова , где пропущена буква И?
- солом…нка
- подчёрк…вать
- усидч…вый
- затм…вать
- А, Б, В, Г
- Б, Г
- А, Б, В
- А, В, Г
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.
- (Не)вдалеке от дома начинался лес.
- (Не)распроданные игрушки уценили.
- Дуня (не)лишена обаяния.
- Синтаксический разбор предложения:
Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью (?) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле. (Повест., невоскл., сложное, сложносочиненное).
- Найти словосочетания и определить способ связи слов.
Чувствовал испуг – управление
Испуг перед жизнью – управление
Новой жизнью – согласование
Какой-то испуг – согласование
Казалась ему – управление
Казалась борьбой – управление
Борьбой за право – управление
Право существовать – примыкание
Существовать на земле – управление
IV. Объяснение нового материала:
- Творческая лаборатория. Вид работы: работа в паре. (Задание: подобрать к фразеологизмам синонимы и антонимы).
фразеологизмы | синонимы | антонимы |
1. Витать в облаках. | Мечтать; строить воздушные замки. | Твёрдо стоять на ногах. |
2. Точить лясы. | Болтать; находка для шпиона. | Молчанье – золото. |
3.В двух шагах. | Близко; рукой подать. | Далеко; за тридевять земель. |
4.Пышет здоровьем. | Здоровый; кровь с молоком. | Больной; ни кровинки в лице. |
5.Бить баклуши. | Бездельничать; валять дурака | Трудиться; работать в поте лица. |
6.Капля в море. | Мало; кот наплакал. | Много; хоть пруд пруди. |
Вы уже заметили, что сегодня мы работаем с фразеологизмами. Ознакомьтесь с материалом учебника на стр.18(чтение параграфа §11)
- Беседа:
- Что такое фразеологизм? (Фразеологизмы – устойчивые словосочетания).
- Что такое фразеология? (Фразеология – совокупность фразеологических единиц.)
-Где используются фразеологические обороты? (Фразеологизмы широко употребительны в художественной и публицистической литературе. Использование их в устной речи помогает избежать шаблонности, сухости изложения.)
Итак, тема нашего урока: «Фразеология. Фразеологические единиц и их употребление»
V.Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним
Упр.44.Доска. Вид работы: выборочно-распределительный диктант. (Задание: выпишите свободные словосочетания в один столбец, а фразеологические обороты – в другой).
свободные словосочетания | фразеологические обороты |
хорошо писать, удельный вес, гашеная известь, бить ногой, уйти из дома, первая победа, прямой угол. | Спустя рукава, белая ворона, бить тревогу, бить баклуши, уйти в себя, уйти в свою скорлупу, в три ручья, в три погибели, в три кармана, первая скрипка, отвечать головой, рыдать навзрыд, щекотливое дело. |
Упр.45. По цепочке. (Задание: объясните значение фразеологических оборотов.)
- Плясать под чужую дудку – действовать не по собственной воли, а по произволу другого, подчиняться кому либо.
- Подливать масло в огонь обострять неприязненные отношения между кем-либо, усугублять какие-либо чувства.
- Перемывать косточки – сплетничать, обсуждать в деталях чьи-либо недостатки.
- Между небом и землёй – в неопределённом положении, без пристанища.
VI. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы работали с фразеологизмами и фразеологическими оборотами. Теперь скажите мне, зачем нужны данные единицы? (Фразеологизмы и фразеологические обороты делают нашу речь разнообразной, богатой, яркой и выразительной.)
VII. Домашнее задание. Упр.47. (Задание: подберите синонимы к фразеологическим оборотам). Найдите десять фразеологизмов, которые не встречались на уроке, и объясните их значение. При выполнении заданий пользуйтесь фразеологическими словарями.
VIII. Вставление оценок, их комментирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».
Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...
Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов 2 курса специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...
Окказиональное употребление фразеологических единиц в рекламном дискурсе на примере немецкого языка
Окказиональные фразеологизмы рассматриваются как часть рекламного дискурса. Окказионализмы делают текст запоминающимся, динамичным и позволяют увеличить объем информации, который передает одна ЛЕ в со...
Окказиональное употребление фразеологических единиц в рекламном дискурсе на примере немецкого языка
Окказиональные фразеологизмы рассматриваются как часть рекламного дискурса. Окказионализмы делают текст запоминающимся, динамичным и позволяют увеличить объем информации, который передает одна ЛЕ в со...
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....
«Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление»
Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление».Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синоним...