Конспект урока "Фразеология. Фразеологически единицы и их употребление"
план-конспект урока по русскому языку

Пахомова Светлана Александровна

Представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление»

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цели:

  1. Познавательные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
  2. Практические: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи.
  3. Развивающие: развивать логическое мышление на основе подбора синонимов и антонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать устную монологическую речь, развивать навык работы с фразеологическим словарём.

Оборудование: раздаточный материал.

                                    Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
  3. Подготовка к ЕГЭ. 
  1.  Орфоэпическая разминка:  кормящий, жалюзи, оптовый, премировать, щавель, клала, поняла, красивее, ходатайство, бухгалтеров, йогурт.      
  2.  Работа с раздаточным материалом. Способ проверки: взаимопроверка.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)м ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

  1. 1,3
  2. 3,4
  3. 2,4
  4. 2,3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. в…рсистый, ут…пический, м…рзлота
  2. б…сиком, ок…ймлять, приг…рать  
  3. ав…нтюра, м…ндариновый, благорапол…жение
  4. компр…мисс, соприк…снушись, обог…щение.

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр…успевать, пр…плести, пр…рывание
  2. о…гадать, по…кидывать, на…кусить
  3. и…ложенный, не…говорчивый, р…жечь
  4. раз…скивая, без…сходный, под…грать.

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. запиш…шь, закручива…мый
  2. вытащ…шь, накопл…нный
  3. изуча…шь, закле…вший
  4. напиш…шь, муч…мый.

А17. В каком варианте ответа указаны все слова , где пропущена буква И?

  1. солом…нка
  2. подчёрк…вать
  3. усидч…вый
  4. затм…вать
  1. А, Б, В, Г
  2. Б, Г
  3. А, Б, В
  4. А, В, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.
  2. (Не)вдалеке от дома начинался лес.
  3. (Не)распроданные игрушки уценили.
  4. Дуня (не)лишена обаяния.

  1.  Синтаксический разбор предложения: 

Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью (?) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле. (Повест., невоскл., сложное, сложносочиненное).

  1. Найти словосочетания и определить способ связи слов.

Чувствовал испуг – управление

Испуг перед жизнью – управление

Новой жизнью – согласование

Какой-то испуг – согласование

Казалась ему – управление

Казалась борьбой – управление

Борьбой за право – управление

Право существовать – примыкание

Существовать на земле – управление

IV. Объяснение нового материала: 

  1. Творческая лаборатория. Вид работы: работа в паре. (Задание: подобрать к фразеологизмам синонимы и антонимы).

фразеологизмы

синонимы

антонимы

1. Витать в облаках.

Мечтать; строить воздушные замки.

Твёрдо стоять на ногах.

2. Точить лясы.

Болтать; находка для шпиона.

Молчанье – золото.

3.В двух шагах.

Близко; рукой подать.

Далеко; за тридевять земель.

4.Пышет здоровьем.

Здоровый; кровь с молоком.

Больной; ни кровинки в лице.

5.Бить баклуши.

Бездельничать; валять дурака

Трудиться; работать в поте лица.

6.Капля в море.

Мало; кот наплакал.

Много; хоть пруд пруди.

Вы уже заметили, что сегодня мы работаем с фразеологизмами. Ознакомьтесь с  материалом учебника на стр.18(чтение параграфа §11)

  1. Беседа:

- Что такое фразеологизм? (Фразеологизмы – устойчивые словосочетания).

- Что такое фразеология? (Фразеология – совокупность фразеологических единиц.)   

-Где используются фразеологические обороты? (Фразеологизмы широко употребительны в художественной и публицистической литературе. Использование их в устной речи помогает избежать шаблонности, сухости изложения.)

Итак, тема нашего урока: «Фразеология. Фразеологические единиц и их употребление»

V.Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним

Упр.44.Доска. Вид работы: выборочно-распределительный диктант. (Задание: выпишите свободные словосочетания в один столбец, а фразеологические обороты – в другой).

свободные словосочетания

фразеологические обороты

хорошо писать, удельный вес, гашеная известь, бить ногой, уйти из дома, первая победа, прямой угол.

Спустя рукава, белая ворона, бить тревогу, бить баклуши, уйти в себя, уйти в свою скорлупу, в три ручья, в три погибели, в три кармана, первая скрипка, отвечать головой, рыдать навзрыд, щекотливое дело.

Упр.45. По цепочке. (Задание: объясните значение фразеологических оборотов.)

  1. Плясать под чужую дудку – действовать не по собственной воли, а по произволу другого, подчиняться кому либо.
  2.  Подливать масло в огонь  обострять неприязненные отношения между кем-либо, усугублять какие-либо чувства.
  3. Перемывать косточки – сплетничать, обсуждать в деталях чьи-либо недостатки.
  4. Между небом и землёй – в неопределённом положении, без пристанища.

VI. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы работали с фразеологизмами и фразеологическими оборотами. Теперь скажите мне, зачем нужны данные единицы? (Фразеологизмы и фразеологические обороты делают нашу речь разнообразной, богатой, яркой и выразительной.)

VII. Домашнее задание. Упр.47. (Задание: подберите синонимы к фразеологическим оборотам). Найдите десять фразеологизмов, которые не встречались на уроке, и объясните их значение. При выполнении заданий пользуйтесь фразеологическими словарями.

VIII. Вставление оценок, их комментирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».

Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

Окказиональное употребление фразеологических единиц в рекламном дискурсе на примере немецкого языка

Окказиональные фразеологизмы рассматриваются как часть рекламного дискурса. Окказионализмы делают текст запоминающимся, динамичным и позволяют увеличить объем информации, который передает одна ЛЕ в со...

Окказиональное употребление фразеологических единиц в рекламном дискурсе на примере немецкого языка

Окказиональные фразеологизмы рассматриваются как часть рекламного дискурса. Окказионализмы делают текст запоминающимся, динамичным и позволяют увеличить объем информации, который передает одна ЛЕ в со...

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление....

«Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление»

Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление».Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синоним...