Методическая разработка урока по теме: "Путешествие в мир атома"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Формы работы учащихся и учебный материал способствует развитию знаний об атоме, пробуждает у учащихся интерес к научно-популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений; развивает мышление, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект урока | 37.32 КБ |
дополнительный материал | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Путешествие в мир атома»
Цели урока:
Образовательные: способствовать развитию знаний об атоме, пробудить у учащихся интерес к научно-популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений; заинтересовать процессом мышления первооткрывателей, полетом их мысли, продолжить развитие мышления, умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.
Развивающие: синтез со знаниями, полученными на уроке химии, для формирования целостного представления об атоме.
Воспитательные: развитие навыков интеллектуальной коллективной работы; развитие навыков культуры общения; воспитание основ нравственного самосознания (мысль: ответственность ученого, первооткрывателя за плоды своих открытий); умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Тип урока: мастерская построения знаний.
Педагогические технологии: элементы развивающей технологии, групповая технология, исследовательский метод.
Оформление кабинета: портреты ученых (Дж. Томсон, Э. Резерфорд, Н. Бор, Демокрит); презентация (модель атома Томсона, опыт Резерфорда).
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Контроль знаний по теме: «Электризация тел».
Контроль знаний проводится с использованием текста – парадокса. Учащимся предлагается текст, где допущены ошибки. Внимательно прочитав текст, учащиеся должны исправить ошибки и заполнить таблицу. Проводится взаимопроверка работы.
Таблицы сдаются учителю для проверки. После сдачи работ учащимся предлагается правильный текст для контроля своих правильных и ошибочных ответов. Приложение 1.
3. Вступительное слово учителя, постановка задачи.
Учение об атомах и атомных ядрах стало важнейшей областью физики. Мира атома не найти на самой подробной карте, тем не менее он реален. Важнейшим достижением науки об атоме стало овладение атомной энергией. К сожалению, поначалу эта энергия явилась злом. Будет ли с этой энергией связан страх человека или она получит разумное применение в мирных целях?
В ходе занятий вы познакомитесь с атомной теорией от идей греков до ранней модели атома, содержащего ядро.
Мир сложен -
Он полон событий, сомнений
И тайн бесконечных,
И смелых догадок.
Как чудо природы
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок,
Кто же этот гений, этот чудак, который совершил величайшее открытие в прошлом столетии? Чудаки украшают жизнь. Не будь их, мир бы выглядел весьма бледно. Это вечно беспокойные, необыкновенно пытливые и безгранично любопытные люди, упорно выискивают они малопонятные проблемы... Упорно что-то открывают, изобретают, изготавливают,
Много проблем ставит перед нами жизнь. Одни из них решаются очень легко. Над другими бьются нескольких поколений ученых. Казалось бы, тривиальный, почти детский вопрос: «Как устроен мир?» А ответ на него люди ищут более двух тысяч лет. Еще в 4 в. до н.э. человек впервые ответил на по-детски наивный вопрос: «Из какой материи состоит мир?» Да, самые главные и трудные вопросы бытия - это «детские» вопросы, на них труднее всего ответить.
4. Организация работы в группах.
Учитель. Сейчас мы разделимся на пять групп. Для этого каждый подойдет к моему столу и возьмет одну распечатку со словами так называемых «родителей» атома, а затем вы объединитесь в группы «по распечаткам».
Фалес (конец 7-начало 6 в. до н.э.). Однажды я обнаружил, что потертый о мех или шерсть кусочек янтаря имеет свойство притягивать мелкие предметы и пылинки. Янтарь по-гречески означает электрон. Поэтому силу, которая притягивает пылинки, я назвал электрической. Я считаю, что электрическая сила - жидкость, просто невидимая |
Эмпедокл (5 в. до н.э.). В основе всего сущего лежат четыре изначальные стихии: огонь, воздух, вода и земля |
Демокрит (4 в. до н.э.). Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства. Атомы различны но форме и величине, неделимы, неизменны, вечны, подвижны |
Лукреций Кар (1 в. до н.э.). Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, Что существуют тела, которых мы видеть не можем. Рушит громады судов и небесные тучи разносит Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует, Стало быть, ветры - тела, но только не зримые нами. |
Джон Дальтон (1766-1844). Химические элементы состоят из атомов. Атомы одного элемента в точности одинаковы, но атомы различных элементов различаются по весу. Молекулы химических соединений образуются путем сочетания атомов в определенных соотношениях |
Учитель. На предыдущем уроке мы говорили о существовании фактов, подтверждающих сложное строение атома. (Выдаю карточки с описанием фактов.) Внимательно изучите и выделите, полагаясь па приведенные факты, требования, которым должна удовлетворять модель атома. Даю вам 5 минут.
Приложение 3.
Карточка №1. Процесс испарения.
Вывод: испарение свидетельствует о делимости вещества.
Карточка №2. НСl + NaOH = NaСl + Н2О.
Вывод: химические реакции говорят о существовании атомов, входящих в состав веществ, т.к. атомы - частицы вещества, значит, у них обязательно должна быть масса.
Карточка №3. Процесс электризации тел.
Вывод: явление электризации объясняет существование двух видов зарядов, а также тот факт, что атом электронейтрален.
Карточка №4. Фотография кристаллических решёток.
Вывод: маленькие шарики - это атомы. Атом занимает место в пространстве, значит, он имеет размеры.
Карточка №5. Земля существует 4,5 млрд. лет.
Вывод: атом должен быть стабильным, т.е. способным существовать длительное время.
Через 5-7мин начинается обсуждение в классе, группы поочередно выступают. Повторяться нельзя, поэтому группы внимательно следят за ответами.
Учитель. Записываем требования к модели атома на доске (вызывает из каждой группы).
mат – атом имеет массу 4. D ат Q ат = 0 5. Атом стабилен q+ + q- = 0 6. В атоме «рождается» и «умирает» свет |
Мы с вами, люди XXI в., сейчас уже много знаем об атоме и вполне могли бы создать модель атома, но ведь этим занимались ученые еще с древних времен. Учитель раздает листы с именами ученых: Фалес Милетский, Мох Сидонский, Левкипп, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур, Дж. Дж. Томсон, Э. Резерфорд, Н.Бор. Задание: Расположите имена ученых в хронологическом порядке.
После обсуждения в группах заслушиваются ответы каждой.
Давайте рассмотрим в историческом плане, кто из ученых ближе всего подошел к разгадке строения атома.
Чья модель лучше всего соответствует сформулированным нами требованиям?
Учитель раздает листы с рабочей информацией о Демокрите, Дж. Дж. Томсоне, Э. Резерфорде, Н. Боре, а также листы с таблицей, которую в процессе обсуждения необходимо заполнить. Приложение 2.
В процессе обсуждения в группах таблицы заполняются.
Учитель. Ребята, давайте обратим внимание на то, как трудно давалось правильное представление о строении атома. Экспериментальная наука - это черствый хлеб. Нередко бывает так, что ученый посвящает всю свою жизнь исследованию того или иного факта, того или иного явления природы!
Что же наиболее ценного внес каждый из рассматриваемых нами ученых в учение об атоме? Проанализируем, что получилось в вашей таблице.
Выступают представители от групп.
Учитель. Ребята, а ведь резерфордовская модель атома сделала возможным решение задачи, о которой мечтал еще древнегреческий философ: свести рассмотрение законов природы к интерпретации только чисел.
Резерфорд и Бор использовали для объяснения природы атома принципы классической физики. Бор добавил к ним без всякого доказательства несколько неклассических гипотез. Однако в результате появилась удивительно успешная, хотя и внутренне противоречивая, теория атома водорода. Должны были пройти годы, прежде чем появилась внутренне согласованная - квантовая - теория строения атома. Эта теория развивается до сих пор, а экспериментальная физика помогает ученым совершенствовать модель атома.
Демонстрация интерактивной модели «Строение атома». Диск «Живая физика», ООО «Физикон», 2010 год
4.Итог урока. Рефлексия.
Учитель. Пожалуйста, подумайте и напишите одни-два вопроса, которые возникли у вас в результате обсуждения темы, - те, на которые хотелось бы получить ответ.
Подсчитайте, сколько времени уходит на появление новой великой мысли?
Домашнее задание: записи в тетради, таблица.
Приложение 1
Текст – парадокс «Электризация»
Задание: прочитав текст найдите ошибки
1.Электризация тел происходит при трении, а соприкосновение лишь увеличивает площадь их взаимодействия.
2.Если после натирания тело приобретает способность притягивать другие тела, то говорят, что телу сообщён электрический заряд.
3.Наэлектризованные тела или притягиваются друг к другу, или отталкиваются.
4.В природе существует два рода зарядов: положительный и отрицательный заряды.
5.Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потёртой о шёлк, условились называть отрицательным. Заряд эбонитовой палочки, потёртой о мех, - положительным.
6.По способности передавать электрические заряды вещества делятся на проводники и непроводники электричества.
7.Проводниками называются тела, через которые заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.
8.Непроводниками называются тела, через которые заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.
9.Электрические заряды взаимодействуют на расстоянии. Всякий заряд (заряженное тело) создаёт в окружающем пространстве зарядовое поле.
10.Электрическое поле действует с некоторой силой на электрический заряд, внесённый в это поле. Эту силу называют зарядовой.
11.Вблизи заряда действие поля слабее, а по мере удаления от заряда поле усиливается.
12.Электрический заряд можно разделить. Предел деления электрического заряда – электрон. Электрон – носитель минимального положительного заряда и его модуль равен q = -1,6*10-19Кл.
13.Заряд обозначается – q. Единица измерения заряда в СИ – кулон (Кл).
Таблица
В тексте № абзаца | Правильный ответ |
Текст - парадокс «Электризация»
Правильный текст
1.Электризация тел происходит при соприкосновении, а трение лишь увеличивает площадь их взаимодействия.
2.Если после натирания тело приобретает способность притягивать другие тела, то говорят, что телу сообщён электрический заряд.
3.Наэлектризованные тела или притягиваются друг к другу, или отталкиваются.
4.В природе существует два рода зарядов: положительный и отрицательный заряды.
5.Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потёртой о шёлк, условились называть положительным. Заряд эбонитовой палочки, потёртой о мех - отрицательным.
6.По способности передавать электрические заряды вещества делятся на проводники и непроводники электричества.
7.Проводниками называются тела, через которые заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному.
8.Непроводниками называются тела, через которые заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному.
9.Электрические заряды взаимодействуют на расстоянии. Всякий заряд (заряженное тело) создаёт в окружающем пространстве электрическое поле.
10.Электрическое поле действует с некоторой силой на электрический заряд, внесённый в это поле. Эту силу называют электрической.
11.Вблизи заряда действие поля сильнее, а по мере удаления от заряда поле ослабевает.
12.Электрический заряд можно разделить. Предел деления электрического заряда - электрон. Электрон – носитель минимального отрицательного заряда и его модуль равен 1,6*10-19Кл.
13.Заряд обозначается – q. Единица измерения заряда в СИ – кулон (Кл).
Приложение №2
Задание: Расположите имена ученых в хронологическом порядке.
- Фалес Милетский
- Мох Сидонский
- Левкипп
- Эмпедокл
- Демокрит
- Эпикур
- Дж. Дж. Томсон
- Э. Резерфорд
- Н. Бор
Информация к заполнению таблицы
Демокрит об атоме.
Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, всё другое только воззрение. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме. Различие между веществами происходит от различия их атомов в числе, величине. Форме и порядке; качественного различия между атомами не существует.
Модель атома Томсона. Атом представляет собой шар, по всему объёму которого равномерно распределён положительный заряд. Внутри этого шара находятся электроны. Каждый электрон совершает колебательное движение около своего положения равновесия. Положительный заряд шара равен по модулю суммарному отрицательному заряду электронов, поэтому электрический заряд атома в целом равен нулю.
Модель Резерфорда. В центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее очень малый объём атома. Вокруг ядра движутся электроны, масса которых значительно меньше массы ядра. Атом электрически нейтрален, поскольку заряд ядра равен модулю суммарного заряда электронов.
Модель атома Бора. В центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее очень малый объём атома. Вокруг ядра движутся электроны, масса которых значительно меньше массы ядра. Атом электрически нейтрален, поскольку заряд ядра равен модулю суммарного заряда электронов. Н.Бор сохранил планетарную модель атома Э.Резерфорда , введя для её объяснения свои квантовые постулаты.
1.Сущуствуют некоторые стационарные состояния атома, находясь в которых он не излучает и не поглощает энергии.
2.При переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается определённая энергия.
Таблица №1.
Демокрит об атоме | |
модель атома Томсона | |
модель Резерфорда | |
модель атома Бора |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)
Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы....
Методическая разработка урока по теме: "Путешествие в страну десятичных дробей"
Представлен конспект урока по математике с применением игровой формы обучения для учащихся 5 классов....
Методическая разработка занятия по теме "Путешествие по экологической тропинке здоровья". (Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий)
Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий...
Методическая разработка урока на тему "Путешествие. В туристическом агентстве".
Данная разработка урока может использоваться на уроках французского языка в 7 классе в качестве итогового урока по теме "Путешествие", проходящего в игровой форме....
Методическая разработка урока по теме "Путешествия и досуг"
Предложена методическая разработка урока по теме "Путешествия и досуг" для проведения в 5 классе....
Методическая разработка занятия по теме "Путешествие и туризм" в сборнике материалов "Педагогическая теория в практику образования"
Цели урока:- текущий контроль уровня сформированности у учащихся языковых умений и навыков на лексико -грамматическом материале темы- развитие и совершенствование всех видов памяти: слуховой, зр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по теме «Путешествие и туризм»
Методическая цель урока: -презентация системы заданий, используемых на практических занятиях по иностранному языку, способствующие развитию и совершенствованию языковых навыков и умений ( в том числе,...