Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
путешествие по комнатным растениям | 294.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 510
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт -Петербурга
Методическая разработка урока по теме ,,Путешествие по комнатным растениям”
( для учащихся 6 класса)
Тип урока: получение новых знаний
Используемые технологии:ИКТ-технологии,обучение в сотрудничестве,
исследовательские методы.
Санкт-Ппетербург
2011 год
Цель: показать разнообразие и значение комнатных растений
Задачи:
Образовательные:
Выявить особенности строения растений в связи с их средой произрастания;
Познакомить с разнообразием растений.
Научить пользоваться бинарной сисстемой латинских названий.
Расширить знания о географии произрастания растений.
Научить ухаживать за растениями.
Развивающие:
Развивать умение видеть проблему,ставить вопросы, классифицировать растения,
наблюдать, делать выводы и заключения, структуировать материал.
Умение работать с разными источниками биологической информации.
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации.
Осваивать составляющими учебно-исследовательской деятельностью.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к растениям и окружающей среде.
Продолжать закладывать основы здорового образа жизни.
Воспитывать познавательные интересы и мотивы,направленнные на изучение
живой природы.
Развивать эстетический вкус у учащихся.
Оборудование: коллекция живых комнатных растений, компьютер, мультимедийный
рроектор, раздаточный материал, учебник ,, Биология”6 класс,под ред.
И.Н.Пономаревой.
Информационные ресурсы:
Учебник ,,Биология” 6 класс под ред. И.Н.Пономаревой. Изд. Центр ,, Вентана-Граф” 2004г.
С.Г.СААКОВ ,, Оранжерейные и комнатные растения”
,,Жизнь растений “ т.5,6 М., ,,Просвещение” 1974г.
Путеводитель по оранжереям Ботанического сада. Тропики. Из-во ,, Наука”, Л-д. 73г.
Современная ботаника. П.Рейвн, Р. Эверт, С.Айкхорн. Из-во ,,Мир”,1990г.
Интернет ресурсы: ru.wikipedia. org/wiki Хлорофитум, flawer.onegaru/ other/ tradesca.htm/
ru.wikipedia. org/wiki/ Сенполия
Программа ФГОС.
ВВЕДЕНИЕ
Комнатные растения являются неотъемлемой частью нашей жизни. Где бы мы не находились, везде - они, ”Братья наши меньшие”:в библиотеках, кинотеатрах, спортивных комплексах, конечно, в Ботаническом саду.
В кабинете биологии должно быть, не менее 30-35 видов растений. Коллекции растений являются как бы живой книгой ,по которой организуется учебный процесс в школе. Многие комнатные растения являются хозяйственно-ценными или популярными декоративными.
Необходимость проведения такого урока очевидна, тем более, что в обязательную программу включены экскурсии.
Наши ученики не в достаточной мере знают видовое разнообразие растений, чтобы ориентироваться на месте и правильно использовать знания в своей жизни.
Для многих школьников, комнатные растения - это красиво, полезно. На этом, познания в большинстве случаев заканчивается.
Проводя этот урок, мне хотелось бы показать удивительную красоту растений(некрасивых растений не бывает!) но, и практическую направленность. Чтобы дети, ухаживая за растением не только делали для того, что это надо, а понимали ВАЖНОСТЬ дела.
На этом уроке- экскурсии, я постаралась рассмотреть особенности роста и развития растений в условиях природной среды, которые необходимо учитывать при уходе за ними при выращивании их в культуре, в частности в комнатных условиях.
1.Организационный момент
Приветствие, готовность к уроку. На партах выставлены комнатные растения, раздаточный материал, паспорт на растение.
2.Актуализация знаний
Учитель. Оглянитесь вокруг, рассмотрите ,что у вас на парте?
Ученики. Комнатные растения.
Учитель. Как вы думаете? Зачем учитель выставил так много растений?
Ученики. Мы сегодня будем изучать комнатные растения.
Учитель. А как появились комнатные растения у вас в доме?
Ученики. Кому то подарили ,кто-то купил, а кто-то вырастил сам.
Учитель. Когда растения появились у вас в доме, у вас возникли какие-то
вопросы?
Ученики. Как ухаживать за растением? Для чего люди выращивают разные растения?
Почему растения такие разные? От чего одни растения погибают в доме, а другим
очень хорошо? У многих людей ,это растение цветет, а у меня -нет.?Мы с другом
одинаково заботимся о растениях ,меня растения растут, а у друга не очень.
Учитель. Вот, так мы подошли к теме нашего урока. На все эти вопросы вы сами дадите от-
вет, отправляясь в путешествие по комнатным растениям .
3.Изучение нового материала
Учитель. Сколько видов растений на планете?
Ученики. Приблизительно 500 тыс. видов.
Учитель. Что нужно знать, чтобы найти растение в таком разнообразии?
Ученики. Как называют растение.
Учитель. Каждый из вас имеет фамилию и имя ,это помогает найти человека при
каких-то обстоятельствах ,уважительно обращаться к человеку, кто кем прихо-
дится по родству. У растений тоже есть названия. Первые названия складывались
стихийно в ходе составления травников 16 века .Использовались довольно длин-
ные названия. Но, все изменилось в научном мире во второй половине 18 века.
(внимание на экран, учитель использует ИКТ при объяснении бинарной системы)
Биноминальная номенклатура
Биномина́льная, или бина́рная, или биномиа́льная номенклатура — принятый в биологической систематике способ обозначения видов при помощи двухсловного названия (биномена), состоящего из сочетания двух названий (имён): имени рода и имени вида (согласно терминологии, принятой в зоологической номенклатуре) или имени рода и видового эпитета (согласно ботанической терминологии).
Карл Линней (1707—1778), внедривший биноминальную номенклатуру в активное употребление и установивший чёткое соподчинение между систематическими (таксономическими) категориями
Имя рода всегда пишется с большой буквы, имя вида (видовой эпитет) — всегда с маленькой (даже если происходит от имени собственного). В тексте биномен, как правило, пишетсякурсивом. Имя вида (видовой эпитет) не следует приводить отдельно от имени рода, поскольку без имени рода оно лишено смысла. В некоторых случаях допускается сокращение имени рода до одной буквы или стандартного сокращения.
По установившейся в России традиции, в зоологической литературе получило распространение словосочетание биномиальная номенклатура (от англ. binomial), а в ботанической — бинарная, или биноминальная номенклатура (от лат. binominalis).
Практическая часть
- Внимательно рассмотрите растение.(Изучите вегетативные и генеративные органы-форма, размер, окраска, наличие воды, опушение, колючки)
- Постарайтесь вспомнить это растение, возможно, вы его знаете.
- Подумайте. В связи с чем, возникли такие органы у растения? Ответ обоснуйте.
- Не торопясь прочитайте текст. Выберите главное для заполнения паспорта на растение.
- Заполните паспорт растения.
- Приготовьтесь поделиться своими знаниями с товарищами. При сообщении используйте паспорт растения, географическую карту, учебник и свой опыт работы.
- Название растения:
2.Рисунок
3.Родина: _______________________________________
4.Условия произрастания:
5.Значение растения:
-----------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------
6.Уход за растением:
-----------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------
Традесканция
Многолетние низкорослые травянистые растения. Побеги ползучие или прямые. Листья эллиптические, яйцевидные, ланцетовидные, очередные. Соцветия пазушные, расположены в пазухах верхних листьев и верхушечные.
Произрастают в тропической и умеренных зонах Америки. В роде 30 видов.
Традесканция появилась в Европе в 18 веке. Естественный ареал традесканций расположен в тропической и умеренных зонах Америки и тянется от севера Аргентины до юга Канады.Название свое получила в честь английского ботаника Джона Традесканта, который ухаживал за садом герцога Букингемского и ввел ее в культуру. В 1615-1623 годах он занимался проектированием садов на территории кентерберийского аббатства святого Августина.В 1618 году Джон Традескант побывал в российской Арктике-в Николо-Корельском монастыре на Белом море(современный Северодвинск)/Он стал <<первым ученым,занявшимся изучением русской фауны и флоры>>(ВернадскийВ.И.Труды по истории науки в России/М.:Наука,1988.-С.156.-404с.)В 1620 году вместе с экспедицией,отправленной на борьбу с пиратами,был в Леванте и Алжире.Позже он работал садовником у Джоржия Вильерса,первого герцога Бекингема,фаворита короля,министра ,занимаясь переоборудованием его садов.Официальное признание традесканции принесли исследования венесуэльского биолога Джонатана Пирерро, в ходе которых он выяснил,что по своим фармацев тическим свойствам зебрина способна состязаться с такими признанными авторитетами в мире домашних лекарственных растений ,алое и каланхое..Вдревности знахари Мексики,Венесуэлы и Кубы использовали зебрину как первое средство для лечения колитов,дизентерий,метеоризма и других заболеваний желудочно –кишечного тракта,которые весьма распостранены и опасны в условиях теплого тропического климата.Активные вещества растения способны убивать не только патогенную микрофлору ,но и вируы.Не случайно кошки и собаки с такой радостью объедают побеги зебрины и традесконции:они используют их как профилактическое средство для работы ЖКТ.Целебные свойства зебрины и других представителей каммелиновых тщательно изучались в Индии и тибетскими монахами.Разные виды традесканций до сих пор считаются культовыми и украшают стены тибетских храмов. В России зебрина стала использоваться как лекарственное растение только в конце 19 века. Изначально ее использовали для лечения гнойных ран и дизентерии,а впоследствии стали применять отвар листьев при кровотечениях, лицевой невралгии ,простуде и туберкулезе.Впоследнее время она получила широкое распостранение как средство для понижения сахаря в крови.
Tradescantia aibiflora-Традесканция белоцветковая
Tradescantia zebrina –Традесканция зебрина(висячая) Лиственно-декоративные растения,выращиваемые в оранжереях и комнатах.Из числа незимостойких теплолюбивых ампельных растений эти виды наиболее популярны.Могут быть использованы для оформления зимних садов,интерьеров,окон, террариумах.
Уход за растениями состоит в поливке,подкормке(жидкий навоз,минеральные удобрения)Растения тенневыносливые,
Муррая
Ее плоды ценились японским императором и Александром Македонским,англичане считают ее пряностью,а садоводы *апельсиновым жасмином*
Муррая(лат.Murraya)-род вечнозеленых кустарников или деревьев семейства Рутовые.Представители этого рода похожи на виды из рода Цитрус(Citrus)Естественный ареал рода-тропические леса Индии, Индокитай, острова Ява и Суматра. Род назван в честь Юхана Андреаса Муррея(швед.Johan Murray,1740-1791),шведского(немецкого)ботаника, ученика Карла Линнея.Согласно легенде,в древней Японии,Муррая считалось священным деревом,и никто не смел,под страхом смертной казни ,выращивать ее кроме императора. Люди верили ,чтозапах растения ,увеличивал интеллектуальные способности,аягоды придавали мужество.Листья Мурраи Кенига(“дерева карри”)имеют приятный аромат,в Индии и в Шри Ланке их в свежем виде добавляют в овощные и мясные блюда,а чаще –обжаривают листья в топленном масле,после чего это масло ,ставшее ароматным,используют для приготовления других блюд.В сушеном виде листья добавляют в приправу карри,но этоне обязательный элемент для этой приправы(англичане назвали растение ”дерево карри”по незнанию). Как комнатное растение хорошо известна Муррая метельчатая(ее также называют “апельсиновым жасмином”.Плоды Мурраи метельчатой снижают кровяное давление,обладают тонизирующими свойствами(по приданию их любил Александр Македонский).
Муррая В тибетской медицине муррая ценится очень высоко,-почти также как , женьшень в китайской.В настоящее время и наши врачи обращают внимание на это чудо –растение
Аромат цветков они рекомендуют больным – сердечникам. При приступах, особенно- стенокардии больным рекомендуется вдыхать аромат цветков Муррайи Исследования показывают,что частота и тяжесть приступов при этом снижаются на 60%.
Муррая культивируется в умеренно теплых комнатах.Размножают семенами и черенками. Поливают обильно.Летом каждые 2 недели вносят подкормку навозной жижей и полное минеральное удобрение очередно.Обеспечивают светлое местоположение.В комнатах растения переносят сухость воздуха,но необходимо еженедельно обмывать листья. В комнатых условиях цветут. растение
Мurraya exotica
Murraya paniculata(иноземная)
Хлорофитум
Многолетнее травянистые растения с клубневидно утолщенным пучком корней.Листья линейные,реже широколинейные.Цветки собраны в кисти.Распространены в тропиках западного и восточного полушарий.В роде 215 видов.
Вкультуре наиболее известны 2 вида-Chlorophytum capense-Хлорофитум капский и Chlorophytum comos-Хлорофитум хохлатый.Капский растет в лесах,в тенистых местах,вдоль ручьев, в Капской провинции ЮАР.
Лиственно-декоративное растение.
Хохлатый хлорофитум встречается на мысе Доброй Надежды.
Хлорофитум является одним из наиболее распространенных неприхотливых комнатных растений. Хлорфитум отлично справляется с очисткой воздуха от угарных газа, вредных микроорганизмов.В помещении достаточно наличия одного растения чтобы нейтрализовать воздействие окислов азота.Поэтому,лучшим местом для хлорофитума будет кухня с газовой плитой.Чтобы усилить его очистительные свойства,в почву рекомендуют добавлять активированный уголь.
Кроме того,растение обладает сильной энергетикой. Он помогает бороться с плохим настроением,нервными расстройствами и оберегает жильцов дома от стрессовых ситуаций.
Бесхлопатный хлорофитум(его также называют ,,венчиком живорородящим” , ,,зеленой лилией,, ,, летучим голландцем,,) Хлорофитум размножается ,, детками ,, круглый год.
С марта по август хлорофитум удобряют раз в неделю.
Хлорофитум ценится за исключительную устойчивость к болезням.
Требования к микроклимату
Свет- рассеянный;
Полив- обильный;
Опрыскивание- требуется.
Содержание- летом выносят на открытый воздух.
Плохо реагирует на сквозняки.
Сансевиерия большая
Сансевиерия трехполостная
Сансевиера
Многолетние травянистые растения и полукустарники с мясистыми,плотными линейными плоскими или округлыми листьями,отходящими плотным пучком вверх из уэлов толстых коротких корневищ. Цветки белые или желтоватые. Плод-ягода.
Распространены в тропических областях Африки,частично в Южной Африке и в тропической Азии(Индия,Шри Ланка).В роде 60 видов.
Некоторые виды сансевиеры дают грубое волокно (для канатного производства), однако все они являются лиственно-декоративными рвстениями в оранжереях и вполне пригодны для комнатной культуры. По форме пластинки листа различают растения с более или менее цилиндрическими и плоскими листьями.
Сансевиеры- неприхотливые в культуре растения,выращиваются в оранжереях и в умеренно теплых комнатах, легко переносят сухость воздуха,однако местоположение их должно бчть светлым,по возможности солнечным.
А теперь начинается наше путешествие. Все готовы?!
Учащиеся активно, с увлечением рассказывают о комнатных растениях, выступая в роли исследователей –ботаников. В раздаточном материале подобраны сведения вызывающие интерес к предмету. Путешествуя по комнатным растениям мы узнали много нового, ответили на вопросы, поставленные в начале урока.
Что дают нам полученные знания на уроке?
Ученики .Мы можем иначе распределить растения в квартире ,учитывая особенность произрастания растения в природной среде;
Поливать растения , учитывая потребность его в этом;
Использовать растения для поддержания своего здоровья и здоровья
окружающих;
Красота растений делает душу человека чистой и прекрасной
Учитель.Придете домой.Посмотрите на растение и вам станет ясно, уютно ли вашему рас-
Тению.
Результаты и выводы
Ученики активно овладевают составляющими учебно-исследовательской деятельности, включая умения ставить вопросы, видеть проблему, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, доказывать, защищать свои идеи.
Умение работать с разными источниками биологической информации.
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе ,здоровью, своему и окружающих
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,сравнивать разные точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему "Уход за комнатными растениями"
Данная презентация предназначена для использования на интегрированом уроке в малокомплектном классе для детей с глубокой умственной отсталостью. Помогает детям данной категории отработать навыки...
Контрольная работа по теме «Уход за комнатными растениями. Профессия фитодизайнер». 7 класс
Данный урок является завершающим уроком программного блока «Уход за комнатными растениями».Наш кейс знаний содержит следующее:- фото домашних цветов и видео ребят об уходе за комнатными ра...
Методическая разработка мероприятия на тему ""Лицо" и "Душа" Петербурга: виртуальная экскурсия".
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-10 классов, позволяющая расширить границы межпредметных знаний школьников о культурном наследии Петербурга....
Интегрированный урок по биологии "Путешествие с комнатными растениями 7 класс
Задачи: - образовательные: знать о происхождении комнатных растений, правилах ухода и способах размножения. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следстве...
Методическая разработка занятия по теме "Путешествие по экологической тропинке здоровья". (Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий)
Урок-путешествие с использованием здоровьеформирующих, групповых образовательных технологий...
Методическая разработка занятия по теме "Путешествие и туризм" в сборнике материалов "Педагогическая теория в практику образования"
Цели урока:- текущий контроль уровня сформированности у учащихся языковых умений и навыков на лексико -грамматическом материале темы- развитие и совершенствование всех видов памяти: слуховой, зр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по теме «Путешествие и туризм»
Методическая цель урока: -презентация системы заданий, используемых на практических занятиях по иностранному языку, способствующие развитию и совершенствованию языковых навыков и умений ( в том числе,...