Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы |
Знания | Умения |
I.Организационный момент | 1 мин | Подготовка к уроку |
| Организовать рабочее место ученика. Заранее на перемене стулья и парты расставляются на 4 команды по 7 человек в каждой. За неделю до урока учащиеся распределяются по командам, дается домашнее задание. |
|
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Поприветствовать учащихся. Настроить учащихся на работу. | Проверить готовность своего рабочего места, своей команды к уроку. |
II. Формулирование целей, задач урока. | 1 мин. | Сформулировать цели, задачи урока, правила игры. |
| Слушать и слышать учителя, Понимать цели и задачи, поставленные перед учащимися. | беседа | фронтальная |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Сегодня, у нас с вами необычный урок. Все вагоны заполнены, свободных мест нет. Наш поезд состоит из 4 вагонов (команд) и мы отправляемся в путешествие по стране десятичных дробей. В ходе путешествия мы посетим несколько станций: историческую, побываем на горе «Магический квадрат», проедем вдоль озера «Смекалка», посетим старинный замок «Загадочный», отдохнем в отеле «Бермудский треугольник», а для того, чтобы вернуться домой, необходимо будет преодолеть полосу препятствий. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильные ответы команды будут получать жетоны. В конце начальник поезда определит победителя. Кроме того, каждый из вас в конце урока получить оценку. | Учащиеся слушают учителя. |
III. Восстановление маршрута карты.
Устная работа по группам. | 5 мин. | Отработка вычислительных навыков учащихся, навыков устного счета, решения простейших уравнений. | Действия с десятичными дробями, компоненты в уравнении. | Выполнять действия с десятичными дробями, решение простейших уравнений. | Контроля и самоконтроля | Групповая, индивидуальная |
У каждой команды на столе имеется конверт №1, в котором находится карта с маршрутом. Вот незадача. Кто-то украл карту и закодировал маршрут. И чтобы узнать его, необходимо выполнить это задание. Учитель объясняет условия, оговаривает время. | Учащиеся берут карту и выясняют, что вместо карты в конверте задания с закодированными ответами. Выполняя задания и заменяя полученные результаты соответствующими буквами, учащиеся получают ключевые слова, по которым можно определить маршрут. В конверте имеется 4 карточки с одинаковыми заданиями для каждой команды. Учащиеся распределяются по парам, необходимо выполнить 5 заданий. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы |
Знания | Умения |
| Учитель поясняет, что работа считается законченной , когда и у всех участников команды слова совпадут. Если пример решен неверно, надо найти ошибку, зачеркнуть неверный ответ, записав верный. Организует работу в парах, следит за временем. По окончании времени учитель предлагает учащимся на конверте написать по порядку ключевые слова, а все работы сложить в конверт. Далее учитель по очереди называет команду, которая называет ключевое слово.
Под руководством учителя на доске вывешиваются названия остановок в нужном порядке. | Учащиеся выполняют работу в парах, подписывая Ф.И., сверяют полученные результаты, исправляют ошибки. - Вычисли:
А) 1,2 + 2,85 Б) 0,7 + 3,8 В) 3,6 + 6,4 Г) 0,26 + 0, 19 - Найди значение выражения:
А) 8,37 – 3,87 Б) 12,5 - 11,5 В) 12,1 – 8,95 Г) 22,48 – 12,48 Д) 10 – 5,5 - Вычисли:
А) 1,5 ∙ 3 Б) 0,23 ∙ 20 В) 10,5 ∙ 0,3 Г) 0,6 ∙ 0,4 Д) 3 ∙ 0,8 - Реши уравнения:
А) 3,5 – х = 0 Б) р + 0 = 6,2 В) а ∙ 1 = 4,6 Г) 4,5 : с = 1 И | К | Г | Е | О | Я | З | 3,5 | 1,12 | 4,05 | 3,15 | 4,5 | 7,2 | 1 |
| Р | А | Ь | Л | М | Т | С | 10 | 0,45 | 2,4 | 0,24 | 3,87 | 4,6 | 6,2 |
Д) х : 2,5 = 4 Е) 1 + у = 4,5 Ж) 0,48 : а = 2 - Вычисли:
А) 0,2 ∙ 0,5 Б) 4,5 ∙ 0,1 В) 38,7 : 10 Г) 0,45 : 0,1 Д) 112 ∙ 0,01
Учащиеся называют ключевые слова: гора, озеро, отель, история, замок, после чего сдают конверты учителю. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы |
Знания | Умения |
IV. Гора «Магический квадрат»
Решение занимательных задач.
| 6 мин. | Расширить кругозор учащихся; повысить интерес к изучению математики; развивать навыки устной речи учащихся. | Понятие «Магический квадрат», правило сложение десятичных дробей | Слушать и понимать выступающего, выяснять является ли квадрат магическим, применять правило сложения десятичных дробей при решении задач. | Объяснительно-иллюстративный, беседы, метод упражнений | Фронтальная, групповая |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Отправляемся в путь к горе «Магический квадрат» | Одной из команд в качестве домашнего задания необходимо было подготовить на 2 минуты сообщение о магическом квадрате. Учащиеся заранее заготовили примеры магических квадратов 3×3, два примера квадрата 4×4, распределили текст сообщения между собой. Примерный текст сообщения: Если внимательно присмотреться к числам от 1 до 16, расположенным в клетках квадрата на рис. 1, то можно заметить следующую закономерность: сумма чисел в каждом горизонтальном ряду, в каждом вертикальном ряду, и по каждой диагонали одна и та же. Такой квадрат и все квадраты, обладающие аналогичным свойством, получили название магических. Задачи составления и описания магических квадратов интересовали математиков с древнейших времен. Однако полного описания всех возможных магических квадратов не получено и до сего времени. Магических квадратов 2×2 не существует. На следующем рисунке изображен единственный магический квадрат 3×3. С увеличением размеров квадрата (числа клеток) быстро растет количество возможных магических квадратов такого размера. Так, различных магических квадратов 4×4 уже 880, а для размера 5×5 их количество приближается к четверти миллиона.
|
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы |
Знания | Умения |
| Учитель оценивает сообщение, учитывая, интересно ли оно было учащимся, количество задействованных учащихся. Учитель предлагает проверить обладает ли свойством магического квадрата квадрат 3×3, состоящий из десятичных дробей.
0,8 | 0,7 | 1,2 | 1,3 | 0,9 | 0,5 | 0,6 | 1,1 | 1 |
Учитель предлагает учащимся придумать свой квадрат 3×3, обладающий этим свойством. Чья команда больше придумает таких квадратов, та и выиграла. Время выполнения задания 3 минуты. Подводит итог. Отправляемся к озеру «Смекалка». | Учащиеся проверяют, обладает ли квадрат свойством магического квадрата. Обладает. Сумма всех цифр по столбам, по строчкам, по диагонали одинакова и равна 2,7.
Составляют квадраты, обладающие свойством магического квадрата. |
V. Озеро «смекалка»
Решение нестандартных задач на восстановление примеров, нахождение закономерности. | 5 мин. | Закрепить знания, умения и навыки по темам «Умножение, деление десятичных дробей», развивать логическое мышление, находчивость, смекалку. | 1. Правила умножения, деления десятичных дробей, умножение, деление десятичной дроби на 10, 100, 1000,… | Применять перечисленные правила в нестандартной ситуации; находить закономерности. | Метод упражнений, Метод взаимопроверки, Метод оценки и самооценки. | Парная, групповая, фронтальная |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Здесь вам понадобятся не только знания по теме «Действия с десятичными дробями», но и смекалка, находчивость. Учитель предлагает взять конверт №2 и ручки с красной пастой. В каждом конверте 4 листка с заданиями. Учитель организует работу, объясняет правила выполнения заданий, время работы.
| Учащиеся выполняют работу в тех же парах, подписывая на листке Ф.И. Время выполнения 3 минуты.
Задание 1. Потерялась запятая: 127 ∙ 35= 44,45 127 ∙ 35 = 444,5 127 ∙ 35 = 4,445
Задание 2. Вставьте пропущенные числа: 1,84 ∙ _____ = 18,4 1,84 ∙ _____ = 184 1,84 ∙ _____ = 1840 ______ ∙ 10 = 1,84 ______ ∙ 100 = 18,4
|
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы |
Знания | Умения |
|
Под руководством учителя учащиеся сдают конверт с решением, проверяется решение на доске, подводится итог. Следующая остановка в знаменитом отеле «Бермудский треугольник». | Задание 3. Найдите закономерность:
2,35 ∙10 ¹ 0,235 ∙ 1000 235 0,235 ∙ 10 ³ 23,5 ∙ 100 23,5 23,5 ∙ 10 ² 2,35 ∙ 10 2350
Учащиеся сверяют полученные результаты, исправляют ошибки. После чего трое учащихся из каждой команды выполняют задание на закрытой доске. |
VI. Отель «Бермудский треугольник»
Решение уравнений и задач. | 8 мин. | Отработать знания, умения и навыки по теме «Действия с десятичными дробями» при решении уравнений и задач. |
|
|
|
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Кто-нибудь из вас слышал о Бермудском треугольнике? Это большой район в Атлантическом океане между Бермудскими островами и Флоридой, где загадочным образом исчезают без следа корабли и самолеты. Вот и в этом отеле постоянно что-нибудь исчезает. И привести его в порядок сможете только вы, выполнив задания. Но выполнять их надо по порядку, поскольку ответ первой задачи недостающими данными для второй задачи, ответ второй задачи – недостающие данные для третьей задачи и т.д. Время выполнения заданий 6 минут. | Учащиеся работают по карточкам в парах. - Реши уравнение: (5,6+ х) – 3,2 = 4,8
- В треугольнике одна из сторон равна х см, другая в 2 раза больше первой, а третья – на 2,2 меньше второй. Найдите периметр треугольника (Р).
- Найдите ширину (b) прямоугольника, имеющего такой же периметр (Р), что треугольник в предыдущей задаче, если длина прямоугольника равна 2,5 см.
- Реши уравнение:
b + 2,1х + 3,9х = 16,8. - Найди координаты точек на координатном луче:
При проверке выясняется, что координаты точек Х, Р, B соответствуют значениям при решении задач. Кроме того, в последнем уравнении ответ такой же, как и в первом. И чем не бермудский треугольник? |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы |
Знания | Умения |
VII. Станция «Историческая»
История возникновения дробей.
| 6 мин. | Познакомить учащихся с историей создания обыкновенных и десятичных дробей; повысить интерес к изучению математики; расширить кругозор учащихся. | - История создания дробей.
| 1. Умения слушать выступления команд; | Объяснительно-иллюстративный,
| Групповая, выступления учащихся |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организует выступления учащихся. | Трем командам в качестве домашнего задания необходимо было подготовить на 2 минуты сообщение об истории возникновения десятичных дробей: первой – история возникновения обыкновенных дробей; второй – Действия над дробями в средние века ;третьей – история возникновения десятичных дробей. Примерный текст выступления I команды: Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при изменениях величин, да и в других похожих случаях люди столкнулись с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа у них был специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которых в числителе не стояла единица, все остальные дроби имели в числителе 1. Такие дроби называются основными: и т.д. Если нужно было использовать другие дроби, египтяне представляли их в виде суммы основных дробей. В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне пользовались лишь знаменателем, равным 12. Примерный текст выступления II команды: Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с десятичными дробями, были придуманы десятичные дроби. Впервые полную теорию по десятичным дробям описал ученый средневековья Джимшид аль Каши в 1424 г. Записывал аль Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой: |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы |
Знания | Умения |
|
Подводит итоги выступления команд. | Например, 230459 или 348/207, что означает 23,0459 или 348,207. Однако эти труды затерялись и лишь через 160 лет голландский ученый Симон Стевин описал правила действий с десятичными дробями..
Примерный текст выступления III команды: Голландский математик и инженер Симон Стевин ввел десятичные дроби в Европе в 1585 г. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Вот как он их изображал: 14,382 140318223 5,37 503172 32,051 320015213. Вот другие примеры записи десятичных дробей: 14(382; 14 382. Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 г. Его запись дроби 14,382 выглядела так: 14/382. А современная запись десятичной дроби была предложена Иоганном Кеплером в 1616 г. В странах, в которых говорят на английском языке, вместо запятой ставят точку. Кстати точка ставится и при введении десятичной дроби в калькулятор, отделяя тем самым целую часть от дробной. |
VIII. Замок «Загадочный»
Отработка знаний, умений и навыков. | 4 мин. | - Отработать знания, умения и навыки по темам «Запись десятичных дробей», «Округление чисел».
| - Правило округления чисел;
- Единицы измерения длины, массы, площади.
| - Записывать смешанные числа, обыкновенные дроби в виде десятичных; округлять числа; переводить одни единицы измерения в другие.
| Метод упражнений, метод контроля и самоконтроля | Парная, Групповая, Фронтальная
|
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то черное вещество. Название этого вещества зашифровано. Решая задачи и заменяя результаты буквами, вы получите ответ. Учитель выдает задания учащимся.
| Учащиеся слушают учителя.
В конверте имеется 4 карточки с одинаковыми заданиями для каждой команды. Ребята работают парами. Выполняя задания и заменяя полученные результаты соответствующими буквами, учащиеся получают название вещества. Задание 1. Запишите в виде десятичных дробей:
|
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы |
Знания | Умения |
|
Организует проверку выполнения задания командами. Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. Впервые графит был найден в 1565 г. Позже графит стали использовать в качестве карандаша, им писали. Однако, он пачкал пальцы и быстро ломался, поэтому куски графита стали обматывать тесьмой. А такой карандаш, каким мы пользуемся сейчас, появился в конце 18 века. Подводит итог. |
А) и округли до целых; Б) и округли до десятых; В) и округли до десятков. Задание 2. Вырази: А) в метрах 12 м 2 см; Б) в тоннах 3 т 67 кг; В) в гектарах 3 га 3 а.
Название вещества – графит. К | Р | Л | И | Е | Г | У | 3 | 8,1 | 8 | 3,067 | 1 | 4 | 3,67 |
| Т | М | А | П | Н | Ф | С | 3,03 | 9 | 10 | 8,5 | 12,2 | 12,02 | 3,3 |
Проверяют выполнение задания. Исправляют ошибки.
|
IX. «Полоса препятствий»
Контроль и самопроверка знаний, умений и навыков. | 8 мин. | Проверить знания, умения и навыки по теме «Действия с десятичными дробями» | Округление чисел; Действия с десятичными дробями;
|
| Метод оценки и самооценки | Индивидуальная |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель предлагает учащимся тест на два варианта. | Учащиеся выполняют тест. Смотри приложение к уроку. |
X. Подведение итогов занятия, домашнее задание. | 1 мин. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
| Выделять главное, слушать и слышать. | Беседа, инструктаж | фронтальная |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Анализирует работу команд, выделяет победителя. Подводит итог урока: Чему сегодня на уроке мы научились? Записывает домашнее задание, комментируя как правильно его выполнить:
| Учащиеся отвечают. Записывают домашнее задание. |