Методическая разработка урока по теме: "Путешествие в страну десятичных дробей"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Самойленко Елена Александровна

Представлен конспект урока по математике с применением игровой формы обучения   для учащихся  5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия с использованием игровых методов обучения

Город: Магнитогорск

ОУ № 8

Учитель: Самойленко Елена Александровна

Класс: 5

Тема учебного занятия: Путешествие в страну десятичных дробей.

Продолжительность учебного занятия: 1 час

Тип учебного занятия: зачетный  урок.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:

  1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Десятичные дроби, действия с десятичными дробями»;
  2. Расширить кругозор учащихся;
  3. Проверить знания, умения и навыки по теме «Десятичные дроби, действия с десятичными дробями»;
  4. Повысить интерес к изучению математики;
  5. Развивать навыки устной и письменной речи учащихся;
  6. Развивать логическое мышление, находчивость, смекалку, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  7. Совершенствовать навыки коллективной, индивидуальной, групповой работы.
  8. Воспитывать внимание, активность, целеустремленность, самостоятельность.

Оборудование: доска с заготовленными заданиями, мел, плакат с магическими квадратами 3×3, 4×4, ручки с красной пастой у каждого учащегося.

Дидактические материалы к учебному занятию: 1. Математика: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2006 г. 2.


Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

I.Организационный момент

1 мин

Подготовка к уроку

Организовать рабочее место ученика. Заранее на перемене стулья и парты расставляются на 4 команды по 7 человек в каждой. За неделю до урока учащиеся распределяются по командам, дается домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Поприветствовать учащихся. Настроить учащихся на работу.

Проверить готовность своего рабочего места, своей команды  к уроку.

II. Формулирование целей, задач урока.

1 мин.

Сформулировать цели, задачи урока, правила игры.

Слушать и слышать учителя,

Понимать цели и задачи, поставленные перед учащимися.

беседа

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня, у нас с вами необычный урок.  Все вагоны заполнены, свободных мест нет. Наш поезд состоит из 4 вагонов (команд) и мы отправляемся в путешествие по стране десятичных дробей. В ходе путешествия мы посетим несколько станций: историческую, побываем на горе «Магический квадрат», проедем вдоль озера «Смекалка»,  посетим старинный замок «Загадочный», отдохнем в  отеле «Бермудский треугольник», а для того, чтобы вернуться домой,  необходимо будет преодолеть полосу препятствий.

На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильные ответы команды будут получать жетоны. В конце начальник поезда определит победителя. Кроме того, каждый из вас в конце урока получить оценку.

Учащиеся слушают учителя.

III. Восстановление маршрута карты.

Устная работа по группам.

5 мин.

Отработка вычислительных навыков учащихся, навыков устного счета, решения простейших уравнений.

Действия с десятичными дробями, компоненты в уравнении.

Выполнять действия с десятичными дробями, решение простейших уравнений.

Контроля и самоконтроля

Групповая, индивидуальная

У каждой команды на столе имеется конверт №1, в котором находится  карта с маршрутом.

Вот незадача. Кто-то украл карту и закодировал маршрут.  И чтобы узнать его, необходимо выполнить это  задание.

Учитель объясняет условия, оговаривает время. 

Учащиеся берут карту и выясняют, что вместо карты в конверте задания с закодированными ответами. Выполняя задания и заменяя полученные результаты соответствующими буквами, учащиеся получают ключевые слова, по которым можно определить маршрут. В конверте имеется 4 карточки с одинаковыми заданиями  для каждой команды. Учащиеся распределяются по парам, необходимо выполнить 5 заданий.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

Учитель поясняет, что работа считается законченной , когда и у всех участников команды слова совпадут. Если пример решен неверно, надо найти  ошибку, зачеркнуть неверный ответ,  записав верный.

Организует работу в парах, следит за временем.

По окончании времени учитель предлагает учащимся на конверте написать по порядку ключевые слова, а все работы сложить в конверт.

Далее учитель по очереди называет команду, которая называет ключевое слово.

Под руководством учителя на доске вывешиваются названия остановок в нужном порядке.

Учащиеся выполняют работу в парах, подписывая Ф.И., сверяют полученные результаты, исправляют ошибки.

  1. Вычисли:

А)  1,2 + 2,85

Б)   0,7 + 3,8

В)   3,6 + 6,4

Г)   0,26 + 0, 19

  1. Найди значение выражения:

А)  8,37 – 3,87

Б)   12,5 - 11,5

В)   12,1 – 8,95

Г)    22,48 – 12,48

Д)   10 – 5,5

  1. Вычисли:

А)   1,5 ∙ 3

Б)    0,23 ∙ 20

В)   10,5 ∙ 0,3

Г)    0,6 ∙ 0,4

Д)   3 ∙ 0,8

  1. Реши уравнения:

А)  3,5 – х = 0

Б)   р + 0 = 6,2

В)   а ∙ 1 = 4,6

Г)   4,5 : с = 1

И

К

Г

Е

О

Я

З

3,5

1,12

4,05

3,15

4,5

7,2

1

Р

А

Ь

Л

М

Т

С

10

0,45

2,4

0,24

3,87

4,6

6,2

Д)   х : 2,5 = 4

Е)   1 + у = 4,5

Ж)  0,48 : а = 2

  1. Вычисли:

А)   0,2 ∙  0,5

Б)   4,5  ∙  0,1

В)   38,7 : 10

Г)   0,45 : 0,1

Д)  112 ∙ 0,01

Учащиеся называют ключевые слова: гора, озеро, отель, история, замок, после чего сдают конверты учителю.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

IV.

Гора «Магический

 квадрат»

Решение занимательных задач.

6 мин.

Расширить кругозор учащихся;  повысить интерес к изучению математики;

развивать навыки устной речи учащихся.

Понятие «Магический квадрат», правило сложение десятичных дробей

Слушать и понимать выступающего, выяснять является ли квадрат магическим, применять правило сложения десятичных дробей при решении задач.

Объяснительно-иллюстративный, беседы,

 метод упражнений

Фронтальная,

групповая

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Отправляемся в путь к горе «Магический квадрат»

Одной из команд в качестве домашнего задания необходимо было подготовить на 2 минуты сообщение о магическом квадрате. Учащиеся заранее заготовили примеры магических квадратов 3×3, два примера  квадрата 4×4, распределили текст сообщения между собой.

Примерный текст сообщения:

Если внимательно присмотреться к числам от 1 до 16, расположенным в клетках квадрата на рис. 1, то можно заметить следующую закономерность: сумма чисел в каждом горизонтальном ряду, в каждом вертикальном ряду, и по каждой диагонали одна и та же. Такой квадрат и все квадраты, обладающие аналогичным свойством, получили название магических.

Задачи составления и описания магических квадратов интересовали математиков с древнейших времен. Однако полного описания всех возможных магических квадратов не получено и до сего времени.

Магических квадратов 2×2 не существует. На следующем рисунке изображен единственный магический квадрат 3×3.

С увеличением размеров квадрата (числа клеток) быстро растет количество возможных магических квадратов такого размера. Так, различных магических квадратов 4×4 уже 880, а для размера 5×5 их количество приближается к четверти миллиона.

13

8

12

1

2

11

7

14

3

10

6

15

16

5

9

4

2

9

4

7

5

3

6

1

8

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

Учитель оценивает сообщение, учитывая, интересно ли оно было учащимся, количество задействованных учащихся.

Учитель предлагает проверить обладает ли свойством магического квадрата квадрат 3×3, состоящий из десятичных дробей.

0,8

0,7

1,2

1,3

0,9

0,5

0,6

1,1

1

Учитель предлагает учащимся придумать свой квадрат 3×3, обладающий этим свойством. Чья команда больше придумает таких квадратов, та и выиграла. Время выполнения задания 3 минуты.

Подводит итог.

Отправляемся к озеру «Смекалка».

Учащиеся проверяют, обладает ли квадрат свойством магического квадрата.

Обладает. Сумма всех цифр по столбам, по строчкам, по диагонали одинакова и равна 2,7.

Составляют квадраты, обладающие свойством магического квадрата.

V.

Озеро

«смекалка»

Решение нестандартных задач на восстановление примеров, нахождение закономерности.

5 мин.

Закрепить  знания, умения и навыки по темам «Умножение, деление десятичных дробей», развивать логическое мышление, находчивость, смекалку.

1. Правила умножения, деления десятичных дробей, умножение, деление  десятичной дроби на 10, 100, 1000,…

Применять перечисленные правила в нестандартной ситуации; находить закономерности.

Метод упражнений,

Метод взаимопроверки,

Метод  оценки и самооценки.

Парная,

групповая,

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Здесь вам понадобятся не только знания по теме «Действия с десятичными дробями», но и смекалка, находчивость.

Учитель предлагает взять конверт №2 и  ручки с красной пастой. В каждом конверте 4 листка с заданиями. Учитель организует работу, объясняет правила выполнения заданий, время работы.

Учащиеся выполняют работу в тех же парах, подписывая на листке Ф.И. Время выполнения 3 минуты.

Задание 1. Потерялась запятая:

127 ∙ 35= 44,45

127 ∙ 35 = 444,5

127 ∙ 35 = 4,445

Задание 2. Вставьте пропущенные числа:

1,84 ∙ _____ = 18,4

1,84 ∙ _____ = 184

1,84 ∙ _____ = 1840

______ ∙  10  = 1,84

______ ∙ 100 = 18,4

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

Под руководством учителя учащиеся сдают конверт с решением, проверяется решение на доске, подводится итог.

Следующая остановка в знаменитом отеле «Бермудский треугольник».

Задание 3. Найдите закономерность:

  2,35 ∙10 ¹               0,235 ∙ 1000                        235        

 0,235 ∙  10 ³              23,5 ∙ 100                          23,5

  23,5 ∙ 10 ²                  2,35 ∙ 10                          2350

Учащиеся сверяют полученные результаты, исправляют ошибки. После чего трое  учащихся из каждой команды выполняют задание на закрытой доске.

VI. Отель «Бермудский треугольник»

Решение уравнений и задач.

8 мин.

Отработать знания, умения и навыки по теме «Действия с десятичными дробями» при решении уравнений и задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Кто-нибудь из вас слышал о Бермудском треугольнике?  

Это большой район  в Атлантическом океане между Бермудскими островами и Флоридой, где загадочным образом исчезают без следа корабли и самолеты. Вот и в этом отеле постоянно что-нибудь исчезает. И привести его в порядок сможете только вы, выполнив задания. Но выполнять их надо по порядку, поскольку ответ первой задачи недостающими данными для второй задачи, ответ второй задачи – недостающие данные для третьей задачи и т.д. Время выполнения заданий 6 минут.

Учащиеся работают по карточкам в парах.

  1. Реши уравнение:  (5,6+ х) – 3,2 = 4,8
  2. В треугольнике одна из сторон равна х см, другая в 2 раза больше первой, а третья – на 2,2 меньше второй. Найдите периметр треугольника (Р).
  3. Найдите ширину (b) прямоугольника, имеющего такой же периметр (Р), что треугольник в предыдущей задаче, если  длина прямоугольника  равна 2,5 см.
  4. Реши уравнение:

b + 2,1х + 3,9х = 16,8.

  1. Найди координаты точек на координатном луче:

При проверке выясняется, что координаты точек Х, Р, B соответствуют значениям при решении задач. Кроме того, в последнем уравнении ответ такой же, как и в первом. И чем не бермудский треугольник?

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

VII. Станция

«Историческая»

История возникновения дробей.

6 мин.

Познакомить учащихся с историей создания обыкновенных и десятичных дробей; повысить интерес к изучению математики; расширить кругозор учащихся.

  1. История создания дробей.

1. Умения слушать выступления команд;

Объяснительно-иллюстративный,

Групповая,

выступления учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организует  выступления учащихся.

Трем командам  в качестве домашнего задания необходимо было подготовить на 2 минуты сообщение об истории возникновения десятичных дробей: первой – история возникновения обыкновенных дробей; второй – Действия над дробями в средние века ;третьей – история возникновения десятичных дробей.

Примерный текст выступления I команды:

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при изменениях величин, да и в других похожих случаях люди столкнулись с необходимостью ввести дроби.

Древние египтяне уже знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа  у них был специальный значок. Это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которых в числителе не стояла единица, все остальные дроби имели в числителе 1. Такие дроби называются основными: и т.д. Если нужно было использовать другие дроби, египтяне представляли их в виде суммы основных дробей.

В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне пользовались лишь знаменателем, равным 12.    

Примерный текст выступления II команды:

Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с десятичными дробями, были придуманы десятичные дроби.

Впервые полную теорию по десятичным дробям описал ученый средневековья Джимшид аль Каши в 1424 г. Записывал аль Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

Подводит итоги выступления команд.

Например,   230459     или   348/207, что означает

                     23,0459    или   348,207.

Однако эти труды затерялись и лишь через 160 лет голландский ученый Симон Стевин описал правила действий с десятичными дробями..

Примерный текст выступления III команды:

Голландский математик и инженер Симон Стевин ввел десятичные дроби в Европе в 1585 г. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Вот как он их изображал:

14,382            140318223

5,37                 503172

32,051            320015213.

Вот другие примеры записи десятичных дробей:

14(382;

14 382.

Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 г. Его запись дроби 14,382 выглядела так: 14/382. А современная запись десятичной дроби была предложена Иоганном Кеплером в 1616 г.

В странах, в которых говорят на английском языке, вместо запятой ставят точку. Кстати точка ставится и при введении десятичной дроби в калькулятор, отделяя тем самым целую часть от дробной.        

VIII. Замок

«Загадочный»

Отработка  знаний, умений и навыков.

4 мин.

  1. Отработать знания, умения и навыки по темам «Запись десятичных дробей», «Округление чисел».
  1. Правило округления чисел;
  2. Единицы измерения длины, массы, площади.
  1. Записывать смешанные числа, обыкновенные дроби в виде десятичных; округлять числа; переводить одни единицы измерения в другие.

Метод упражнений,

метод контроля и самоконтроля

Парная,

Групповая,

Фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то черное  вещество. Название этого вещества зашифровано. Решая задачи и заменяя результаты буквами, вы получите ответ.

Учитель выдает задания учащимся.

Учащиеся слушают учителя.

В конверте имеется  4 карточки с одинаковыми заданиями  для каждой команды.  Ребята  работают парами. Выполняя задания и заменяя полученные результаты соответствующими буквами, учащиеся получают название вещества.

Задание 1. Запишите в виде десятичных дробей:

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

Организует проверку выполнения задания командами.

Кусочками графита пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах и ящиках. Впервые графит был найден в 1565 г. Позже графит стали использовать в качестве карандаша, им писали. Однако, он пачкал пальцы и быстро ломался, поэтому куски графита стали обматывать тесьмой. А такой карандаш, каким мы пользуемся сейчас, появился в конце 18 века.

Подводит итог.

А)  и округли до целых;

Б)  и округли до десятых;

                     В) и округли до десятков.

Задание 2.  Вырази:

А)  в метрах 12 м  2 см;

Б)  в тоннах 3 т 67 кг;

В)  в  гектарах 3 га 3 а.

Название вещества – графит.

К

Р

Л

И

Е

Г

У

3

8,1

8

3,067

1

4

3,67

Т

М

А

П

Н

Ф

С

3,03

9

10

8,5

12,2

12,02

3,3

Проверяют выполнение задания. Исправляют ошибки.

IX. «Полоса

 препятствий»

Контроль и самопроверка знаний, умений и навыков.

8 мин.

Проверить знания, умения и навыки по теме «Действия с десятичными дробями»

Округление чисел;

Действия с десятичными дробями;

Метод оценки и самооценки

Индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Учитель предлагает учащимся тест на два варианта.

Учащиеся выполняют тест. Смотри приложение к уроку.

X. Подведение итогов занятия, домашнее задание.

1 мин.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выделять главное, слушать и слышать.

Беседа,

инструктаж

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Анализирует  работу команд, выделяет победителя.

Подводит итог урока: Чему сегодня на уроке мы научились?

Записывает домашнее задание, комментируя как правильно его выполнить:

Учащиеся отвечают.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Путешествие в мир атома"

Формы работы учащихся и учебный материал способствует развитию знаний об атоме, пробуждает у учащихся интерес к научно-попу­лярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений...

Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)

Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы....

Разработка урока по математике Путешествие в страну Десятичных дробей

Урок изучения нового материала. В ходе актуализации материала обучающиеся повторяют сложение и вычитание десятичных дробей. Изучают правила умножения и деления десятичных дробей....

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...

Методическая разработка урока. 5 класс "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число"

Данная методическая разработка предназначена для проведения обощающего урока в 5 класс на тему  "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число". данный урок составлен в соответс...

Методическая разработка урока по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цели урока:образовательная (создать условия для применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей); развивающая  (создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, ср...

Методическая разработка урока. 5 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока в 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей", с целью отработки вычислительных навыков. Данный урок составлен ...